Музыка XVII - первой половины XVIII вв.
Стили
Барокко – ведущее художественное направление
Этимология слова
Черты преувеличенности в музыке барокко:
Рождение оперы
Флорентийская камерата
Якопо Пери (1561-1633)
Ранние оперы
Джулио Каччини (1551-1618)
Музыкальные особенности:
Клаудио Монтеверди (1567-1643)
Вехи биографии Монтеверди
Сочинения Монтеверди
Вклад Монтеверди в развитие оперы:
Развитие жанра оперы в Риме
Римские композиторы-певцы
Венеция
Венецианские оперные композиторы
Неаполитанская оперная школа
Композиторы неаполитанской оперной школы
Опера-seria (cерьезная опера)
Типы арий
Типовая форма арии da capo
Речитативы
Культ певца-виртуоза
Фаринелли Худ. Гецци
Бельканто («красивое пение») —
Отличительные черты
Фаринелли Худ. Антонио Мария Дзанетти
Певцы Франческа Куццони, Фаринелли и импресарио Джон Джеймс Хайдеггер. Худ. Жозеф Гупи.
Сенезино и Фаустина Худ. Марко Риччи
Сенезино, Куццони и Гаэтано Беренштадт. Худ. англ. школы, предположительно Уильям Хогарт.
Опера-буффа Комическая опера
Истоки:
Создатель - Джованни Батиста Перголези (1710-1736)
Перголези на карикатуре Пьера Леоне Гецци
Первая опера-буффа – «Служанка-госпожа» (1733)
Развитие оперы-буффа
Мастера buffa
Немецкая опера
Английская опера
Генри Пёрселл (1659-1695)
Французская опера
Жан Батист Люлли
Жан Филипп Рамо
2.64M
Категория: МузыкаМузыка

Музыка XVII - первой половины XVIII вв. Стили

1. Музыка XVII - первой половины XVIII вв.

2. Стили

• Барокко (Италия, Германия, Испания)
• Рококо (Франция)
• Ранний классицизм (Франция)

3. Барокко – ведущее художественное направление

4. Этимология слова

«Perola barroca» —
1. жемчужина, морская раковина;
2. причудливый, вычурный, странный.

5. Черты преувеличенности в музыке барокко:

- увлечение колоратурными
украшениями вокальных партий в
опере;
- виртуозность органных композиций.

6. Рождение оперы

Родина – Италия.
Конец XVI века.
Первые образцы - dramma per musica.
Цель: возрождение античной
трагедии, угасшего в средневековье
интереса к личным переживаниям
героев.
Единство поэтического слова, музыки и
драматического действия.

7. Флорентийская камерата

Меценат Джованни Барди;
музыканты:
Якопо Пери,
Винченцо Галилей,
Джулио Каччини;
поэт и либреттист
Оттавио Ринуччини.

8. Якопо Пери (1561-1633)

9. Ранние оперы

• Первая опера - «Дафна» Пери на
либретто Ринуччини
(1598; не сохранилась).
• Вторая опера - «Эвридика» Пери и
Ринуччини (1600), поставленная с
успехом во Флоренции.

10. Джулио Каччини (1551-1618)

Опера «Эвридика»
(1600)

11. Музыкальные особенности:

• Основа - монодия - одноголосная
мелодия, исполняемая под аккордовый
аккомпанемент.
• Преобладание гомофонногармонического склада.

12. Клаудио Монтеверди (1567-1643)

13. Вехи биографии Монтеверди

• Кремона: обучение в Университете.
• Мантуя: работа певчим, гамбистом и
капельмейстером при дворе герцога
Винченцо I Гонзага.
• Венеция: деятельность
капельмейстера в соборе Сан-Марко,
рукоположение в священники.

14. Сочинения Монтеверди

• Оперы:
• «Орфей» (1607),
• «Ариадна» (1608),
• «Возвращение Улисса» (1640),
«Коронация Поппеи» (1642);
• Мадригалы (8 сборников);
• Духовная музыка.

15. Вклад Монтеверди в развитие оперы:

• Углубление содержания оперы.
• Расширение выразительных средств.
• Усложнение вокальных и оркестровых
партий.
• Драматизация речитатива.
• Введение увертюры, инструментальных эпизодов, расширение состава
оркестра (ок.40 инструментов).
• Создание арии типа«la mento»
(«жалобная песнь»), дуэтов.

16. Развитие жанра оперы в Риме

• Золотой век римской оперы: вторая
четверть XVII века.
• Строительство оперного театра братьями
кардиналами Барберини.
• Религиозно-моральная проблематика
римских «драм на музыке».
• Зависимость музыкально-театральной
жизни от вкуса главы католической
церкви.
• Сюжетная и музыкальная многоплановость, зрелищно-декорационное начало.

17. Римские композиторы-певцы

- Стефано Ланди
- Лоретто Виттори
опера «Галатея»
- Антонио Мария Аббатини

18. Венеция

• Открытие первого общедоступного
оперного театра «Сан Кассьяно»
(1637), потом еще нескольких.
• Выдвижение фигуры импресарио.
• Утверждение театрального сезона.

19. Венецианские оперные композиторы

- Франческо Кавалли (1602-1676);
- Марко Чести (1623-1669).
• Высшее достижение – опера
«Коронация Поппеи» Монтеверди.

20. Неаполитанская оперная школа

21. Композиторы неаполитанской оперной школы

• Алессандро Скарлатти
• Николо Порпора
• Франческо Дуранте

22. Опера-seria (cерьезная опера)


Мифологический или историкогероический сюжет с запутанной
интригой и счастливой концовкой.
Знатное происхождение героев:
короли, полководцы, античные боги.
Главная оперная форма - ария.
Утрата речитативом значимости.
Отступление драмы на второй план,
превращение оперы в «концерт в
костюмах».

23. Типы арий


lamento («плач», «жалоба») – скорбные арии;
патетические (страстные),
бытовые,
лирические,
бравурные (шумные, бодрые),
буффонные,
арии мести.

24. Типовая форма арии da capo

3 части:
A
B
A
(реприза, повторение
1 части с украшениями).

25. Речитативы

• Recitativo secco
(«сухой речитатив» под аккомпанемент
клавесина)
• Recitativo accompagnato
(«аккомпанированный речитатив» в
сопровождении оркестра)

26. Культ певца-виртуоза

Главные исполнители: Второстепенные
исполнители:
• Prima donna (в пер. «первая
женщина») – главная
солистка, чаще сопрано. Seconda donna
• Altra prima donna
(«другая первая женщина»).
(«вторая женщина»).
Компримарио —
• Primo uomo (в пер.«первый
исполнитель
мужчина») - главная мужская
второстепенных
роль в опере:
оперных партий.
- кастрат (сопранист или
альтист),
- тенор.

27.

Певец-кастрат
Каффарелли
Певец-кастрат Антонио
Мария Бернакки

28. Фаринелли Худ. Гецци

29. Бельканто («красивое пение») —

Бельканто
(«красивое пение») —
стиль пения XVIII – первой
половины XIX вв., составивший
основу итальянской вокальной
школы.

30. Отличительные черты

• лёгкость и гибкость звуковедения,
• чистота и мягкость тембра,
• безупречная техника: виртуозная
колоратура, мастерская
филировка,
• полётность,
• подвижность и ровность голоса
во всех регистрах,
• огромный диапазон,
• безукоризненная кантилена.

31. Фаринелли Худ. Антонио Мария Дзанетти

32.

Сенезино
Худ. Дзанетти
Валентино Урбани
Худ. Дзанетти

33. Певцы Франческа Куццони, Фаринелли и импресарио Джон Джеймс Хайдеггер. Худ. Жозеф Гупи.

34. Сенезино и Фаустина Худ. Марко Риччи

35. Сенезино, Куццони и Гаэтано Беренштадт. Худ. англ. школы, предположительно Уильям Хогарт.

36. Опера-буффа Комическая опера

• Комедийная основа либретто: комизм
положений и характеров,
реалистичность и злободневность
сюжетов.
• Легкое и стремительное развитие
действия.
• Яркое игровое начало.
• Метко подмеченные человеческие
слабости.
• Простота и демократичность муз.языка:
-связь с народной музыкой,
-песенность мелодизма.

37. Истоки:

• итальянская комедия масок
(commedia dell arte) с ее героями:
-старый венецианский купец Панталоне,
-ловкие изворотливые слуги Арлекин и
Бригелла,
-любимец неаполитанцев Пульчинелла;
• веселые интермедии между актами
«серьезной» оперы.

38. Создатель - Джованни Батиста Перголези (1710-1736)

39. Перголези на карикатуре Пьера Леоне Гецци

40. Первая опера-буффа – «Служанка-госпожа» (1733)

• Шутливая интермедия с
незамысловатым сюжетом:
ловкая служанка Серпина женит на
себе богатого холостяка Уберто.
• Персонажи из реальной,
обыденной жизни.

41. Развитие оперы-буффа

• Разрастание до масштабов
полномерной двухактной пьесы.
• Углубление лирической стороны и
усложнение музыкального языка.
• Завершение эволюции оперыбуффа в творчестве Чимарозы
(1749—1801).

42. Мастера buffa


Бальдассаре Галуппи
Никколо Пиччинни
Джованни Паизиелло
Доменико Чимароза

43. Немецкая опера


-
Генрих Шютц. «Дафна».
Рейнгард Кайзер:
«Октавия»,
«Нерон»,
«Лейпцигская ярмарка».

44. Английская опера

45. Генри Пёрселл (1659-1695)

Опера «Дидона и Эней»
(1689)

46. Французская опера

• Жан Батист Люлли (1632-1687)
создатель жанра лирической
трагедии
- крупного пятиактного произведения,
отличавшегося роскошью постановки,
пышностью декораций и костюмов на сюжеты
из античной мифологии и эпических поэм
эпохи Возрождения.
• Жан Филипп Рамо (1683-1764)

47. Жан Батист Люлли

Влияние эстетики классицизма:
"Тезей" (1675),
"Атис" (1677),
"Персей" (1682),
"Роланд" (1685)
"Армида" (1686).

48. Жан Филипп Рамо

Оперы:
• «Кастор и Поллукс»
• «Ипполит и Арисия»
• «Дарданус»
Опера-балет «Галантные Индии»
English     Русский Правила