Правовые системы и правовые семьи.
План
Вопрос № 1. Понятие правовой системы и правовой семьи, их соотношение
Следует отличать друг от друга:
Классификация правовых семей осуществляется на основе выделения:
Примеры различных подходов к классификации правовых семей
Наиболее общепринятая классификация правовых семей
Вопрос № 2. Романо-германская правовая семья
Отличительные черты
Славянская правовая семья
Англо-саксонская правовая семья (общее право)
В настоящее время охватывает:
Отличительные черты
Религиозная правовая семья
Включает в себя:
Отличительные черты
Израильская правовая система
Источниками светского права являются нормативно-правовые акты, среди которых большое значение играют законы
Мусульманская правовая семья в настоящее время охватывает:
Основными источниками мусульманской правовой семьи являются:
Семья обычного права
В настоящее время охватывает:
Правовая семья стран Дальнего Востока
Смешанные правовые семьи
238.73K
Категория: ПравоПраво

Правовые системы и правовые семьи

1. Правовые системы и правовые семьи.

2. План

1. Понятие правовой системы и правовой семьи, их
соотношение.
2. Характеристика правовых семей.

3. Вопрос № 1. Понятие правовой системы и правовой семьи, их соотношение

4. Следует отличать друг от друга:

Систему права
Правовую систему
Правовую семью

5.

Категория правовой системы относительно
новая для России, с 80 гг 20 века. (Крупная
работа французского юриста Рене Давида.
Основные правовые системы
современности, 1988 г.)
Правовое своеобразие народов образует
собственный правовой уклад жизни –
правовую систему, т.е совокупность всех
правовых явлений (на нее влияет вся
духовная сфера жизни общества)
Это комплексная интегрирующая категория

6.

7.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот
немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в
1667 году на латинском языке свой труд

8. Классификация правовых семей осуществляется на основе выделения:

Всеобщих признаков.
Внутрисемейных черт.
Специфических черт.
Сопоставительное изучение в рамках
сравнительного правоведения

9.

Критерии объединения систем:
- общность происхождения
- общность мировоззрения
- географическое значение
- общность источников
- общность принципов и норм правового
регулирования
- единство терминологии
Критерии разграничения :
соотношение и использование источников права,
роль суда в создании прецедентов,
происхождение и развитие системы права.

10.

В.В. Оксамытный предлагает с точки зрения
цивилизационного подхода выделять
правовые семьи:
- западное право (личностный подход,
свобода)
- восточное право (долг, зависимость от
государства)
- идеологическое (социалистическое) право

11. Примеры различных подходов к классификации правовых семей

Классификация Р. Давида
Классификация
К. Цвайгерта
Классификация
А.Х. Саидова
Романо-германская
Романский
правовой круг
Романо-германская
Социалистическая
Германский
правовой круг
Скандинавская
Религиозные и
традиционные системы
Скандинавский
правовой круг
Латиноамериканская
Англо-американский
Правовая семья
общего права
Англо-саксонская
Социалистический
Право ислама
Индусское право
Мусульманская
Индусская
Семья обычного
права
Дальневосточная

12. Наиболее общепринятая классификация правовых семей

Романо-германская правовая семья
Англо-саксонская правовая семья
Религиозная правовая семья
Семья обычного права

13.

14. Вопрос № 2. Романо-германская правовая семья

15.

Группы романо-германского права
в Европе:
зел.- Романское право
(наполеоновское)
оранж- Германское право
желт - Дуализм романского и
германского права
розов - Скандинавское право
Не относятся:
Общее право
Смешанные системы,
основанные на общем праве

16.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют
следующие группы:
группу романского права (правовые системы Франции,
Бельгии, Испании, Италии, Люксембурга, Монако,
Нидерландов, Румынии, Филиппин, латиноамериканских
государств, африканских стран, которые были французскими
колониями, а также некоторых стран Ближнего и Среднего
Востока и др.);
группу германского права (правовые системы Германии,
Австрии, Армении, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии,
Казахстана, Латвии, Португалии, России, Словакии, Таиланда,
Турции, Украины, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии,
Южной Кореи, Японии и др.);
группу скандинавского права (правовые системы Дании,
Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).
Социалистическое право хоть и происходит от романогерманской правовой семьи, нередко выделяется в отдельную
правовую семью.

17. Отличительные черты

органическая связь с римским правом, становление и
развитие на основе римского права;
ярко выраженная по сравнению с другими правовыми
семьями доктринальность и концептуальность;
особая значимость нормативно-правового акта в системе
источников права;
нормативно-правовые акты составляют иерархическую
систему, во главе которой стоит Конституция;
наличие строгой отраслевой классификации;
ярко выраженный характер деления его на публичное и
частное право;
ярко выраженный кодифицированный характер;
судьи являются не создателями права, а его применителями.

18. Славянская правовая семья

Некоторые исследователи выделяют
самостоятельную «славянскую группу» (правовые
системы Болгарии, Македонии, России, Сербии,
Черногории и др.), которое по их мнению имеет
свой уникальный исторический путь развития,
отличающийся от европейских правовых традиций.
Славянское право во многом основано на
рецепции римского права с учётом своих
национально-культурных особенностей.
Первоначально оно формировалось под сильным
воздействием византийского права, в дальнейшем
более тесно сблизилось с романо-германским
правом, основанном по образцу ведущих
европейских государств, также особую роль в нём
сыграло социалистическое право.

19.

Славянская система права представляет собой
видоизмененную континентальную правовую
систему, новую систему, которая сложилась под
влиянием особенностей формирования и развития
славянского типа государства, правовой общности,
образуемой странами славянского этнического
происхождения, относимыми в свое время к
социалистической правовой семье.
Самобытность славянской правовой семьи, и
прежде всего российской правовой системы,
обусловлена не столько технико-юридическими,
формальными признаками, сколько глубокими
социальными, культурными, государственными
началами жизни славянских народов.

20.

В составе славянской правовой семью
выделяются группа восточнославянского
права(Россия, Беларусь, Украина) и
южнославянская группа права(Сербия,
Черногория).
Исторически славянская правовая семья
основывается на правовой культуре
Византийской империи, обычаях славян и
традициях православия.

21.

Характерные черты данной правовой системы:
- обособление данной правовой семьи отражает историческую и
этнокультурную специфику России, других восточноевропейских
стран. Для русского права всегда была исключительно важной связь с
государством;
- особые условия экономического прогресса, для которого
характерна опора на коллективные формы хозяйствования,
крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив,
основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи,
трудовой демократии, традициях местного самоуправления;
- формирование особого типа социального статуса личности,
которому свойственно преобладание коллективистских элементов
правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и
государства;
- тесная связь традиционной основы права и государства со
спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на
мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более
не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной
жизни человека с соответствующими этическими выводами
(нестяжание, благочестие и т.д.).
- юридические источники славянской правовой семьи через Византию
(Восточно-Римскую империю) унаследовали законодательные
традиции римского права и таким своего рода «окружным» путем
примыкают к романо-германской правовой семье;
- на современном этапе основными источниками права служат
нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры и
правовые обычаи. Юридический прецедент как источник права
играет «неофициальную» роль;

22.

Ведущий элемент славянской правовой семьи –
российская правовая система.
Ее историческими, региональными и юридическими
источниками выступают два таких различных, на первый
взгляд, законодательных массива, как право Российской
империи и советское право, чья противоположность,
однако, во многом была связана лишь со
специфическими особенностями права СССР,
обусловленными социалистической идеологией.
Вне рамок этой идеологии (которая также во многом
имеет национальную детерминацию) можно говорить о
преемственном процессе развития одной и той же
правовой системы России;
- сферой влияния российской правовой системы
исторически продолжает оставаться территория
бывшего Союза ССР, республики которого пользовались
с Россией фактически одним и тем же правом, что,
вероятно, имеет определенную объективную
обусловленность. Несмотря на процессы активной
суверенизации, эта обусловленность, скорее всего,
сохранит свое действие и в будущем.

23. Англо-саксонская правовая семья (общее право)

24. В настоящее время охватывает:

Великобританию, США, Канаду, Австралию,
Новую Зеландию, Индию, ряд государств Африки
(Танзания, Кения) и др.
В основе этой правовой системы —
принцип stare decisis (лат. стоять на
решённом), означающий, что при выработке
решения
судом
господствующая
сила
принадлежит прецеденту.

25. Отличительные черты

по своей природе и содержанию является «судейским правом»;
по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный
«казуальный» характер (case law), это система доминирования
«прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия
«кодифицированного» права, точнее кодифицированного законодательства;
в процессе своего возникновения и развития было подвержено лишь
незначительному влиянию со стороны римского права;
придание повышенной роли и значимости процессуальному праву по
сравнению с материальным правом;
отсутствие четкого разделения права на частное и публичное;
довольно высокий уровень независимости судебной власти по отношению
ко всем другим государственным властям, ее реальная, разносторонне
гарантированная самостоятельность как в вопросах организации своей
внутренней жизни, так и в отправлении правосудия, в решении
относящихся к ее компетенции «внешних» проблем;
обвинительный характер судебного процесса.

26.

Однако есть взаимосвязь мирового
правового развития: семья общего права
имеет черты, присущие семье
континентального (статутное право, т.е.
законодательство) и наоборот.

27. Религиозная правовая семья

28. Включает в себя:

Израильскую правовую систему;
Индусскую правовую систему
Мусульманскую правовую систему.

29. Отличительные черты

признание божественного происхождения права, а
следовательно, его обязательности и нерушимости;
переплетение юридических норм с религиозными, а также
с обычаями;
вторичное значение нормативно-правовых актов;
незначительная роль судебной практики;
большой авторитет доктрин;
приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и
соблюдения запретов;
Но тенденция – усиление роли закона.

30. Израильская правовая система

31.

преимущественно императивный характер, преобладание в его
системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и
обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права;
это комплекс «всеохватывающих обязанностей, регулирующих все
аспекты еврейской жизни»;
многофункциональный характер;
основными источниками являются: библия, в частности Ветхий
завет (делится на пятикнижие Моисея, Небиим (ранние и более
поздние книги пророков), Кетубим (остальные священные книги ) );
Талмуд (собрание древних священных писаний и их раввинских
толкований); религиозные традиции и обычаи; «наследие»
(сложившиеся в течение всего периода жизни иудейского общества
религиозные,
культурные,
национальные,
этические,
общесоциальные, бытовые и иных обыкновения); доктрина.

32. Источниками светского права являются нормативно-правовые акты, среди которых большое значение играют законы

33.

Особенностями системы
современного израильского права являются
отсутствие традиционно принимаемых и свойственных для
подавляющего большинства других правовых систем
конституции;
Отсутствие
отделения государства от религии, а
следовательно, и религии от издаваемого государством
права;
данная правовая система не только формируется, но и
реализуется как с помощью светских государственных
органов, так и с помощью религиозных судов

34. Мусульманская правовая семья в настоящее время охватывает:

совокупность правовых систем стран, где сильное
влияние имеет исламская религия (Иран,
Саудовская Аравия, Пакистан и др.).

35. Основными источниками мусульманской правовой семьи являются:

Коран (собрание изречений Мухаммеда, составленное через
несколько лет после его смерти);
Сунна (собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его
бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана);
Иджма (согласованное заключение древних правоведов,
знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее
значение юридической истины, извлеченной из Корана или
Сунны);
Кияс (аналогия) (правила применения к новым сходным
случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или
иджмой);
Доктрина;
Традиции и обычаи;
Нормативно-правовой акт.

36. Семья обычного права

37. В настоящее время охватывает:

Традиционные правовые системы до сих пор
встречаются в некоторых странах Центральной и
Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии
и Океании.
Для них характерно то, что внутри племенной
общины или этнической группы регулирование
общественных
отношений
происходит
посредством
многочисленных
обычаев
и
традиций. Они являются для них неписанными
нормами поведения, которые складывались в
течение длительного времени и вошли в
привычку
в
результате
многократного
применения.

38.

Повиновение нормам обычного права происходит
добровольно и основано на уважении духов предков
или духов природы.
Обычное право регулирует, как правило, поведение
коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно
является правом групп и сообществ, и не является
правом индивидов (то есть это не субъективное право).
Оно влияет на формирование местной власти,
регулирует брачно-семейные отношения, вопросы
землевладения, собственности и наследования,
определяет порядок и организацию правосудия внутри
общины. Например, вступление в брак является не
союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением
между различными племенами и кланами.
Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или
вожди, в том числе судебное разбирательство может
осуществлять сам потерпевший. При совершении
тяжкого преступления допускается месть по принципу
«око за око»

39. Правовая семья стран Дальнего Востока

40.

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока
имеют множество сходных черт.
В их основе лежат философские учения, главным образом
идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и
легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в
обществе, где абсолютной властью обладает
непосредственно глава семьи, а младшие всегда
подчиняются старшим.
Особое место отводится моральным нормам и традициям,
а все конфликты должны решаться предпочтительно
внесудебным путём, когда стороны спора достигают
примирения посредством соглашений и компромиссов. В
суд принято обращаться только при исчерпании всех иных
способов примирения. В целом правопорядок
рассматривается как достижение гармонии между людьми,
а также между человеком и природой.
В последнее время правовые системы стран Дальнего
Востока трансформировались и стали тяготеть к
европейским правовым традициям. Под влиянием романогерманского права появилось множество сходных ему
правовых институтов. В Китае также особое место
занимают институты, присущие социалистическому праву.
На Японское право некоторое влияние оказало право
Соединённых Штатов.

41. Смешанные правовые семьи

42.

Смешанные правовые системы бывают следующих видов:
дуализм романо-германского и англо-американского права
(правовые системы Израиля, Камеруна, Кипра, Мальты,
Таиланда, Филиппин; административно-территориальных
единиц: Квебека, Луизианы, Пуэрто-Рико, Шотландии);
См. также: Правовая система Израиля, Правовая система ЮАР,
Право Шотландии и Право Канады
дуализм англо-американского и религиозного права
(правовые системы Бангладеш, Индии, Нигерии, Малайзии,
Мьянмы, Пакистана, Судана, Танзании, где действуют в том
числе нормы шариата);
дуализм романо-германского и религиозного права
(правовые системы Алжира, Джибути, Египта, Иордании,
Ирана, Ливана, Марокко, Сирии, Туниса и др.);
дуализм романо-германского и обычного права (правовые
системы Камбоджи, Лаоса, Конго, Мадагаскара, Мали, Руанды,
Эфиопии, Южной Кореи и др);
дуализм англо-американского и обычного права (правовые
системы Бутана, Ганы, Гонконга, Замбии, Кении, Папуа-Новой
Гвинеи, Сингапура и др.);
дуализм римско-голландского и англо-американского права
(правовые системы Ботсваны, Гайаны, Лесото, Намибии,
Свазиленда, Шри-Ланки, ЮАР);
дуализм романо-германского и социлистического права
(правовые системы Въетнама, КНР, Кубы, Лаоса и др.).

43.

В литературе также встречается утверждение о
существовании так называемой «кочующей»
правовой семьи, когда в правовую систему
определённого государства привносятся
некоторые правовые традиции чужестранцев и
связано это зачастую с миграционными
процессами и глобализацией. Такие
социальные группы не ассимилируются в
национальную правовую систему страны
проживания, а живут по правилам своей
коренной правовой семьи и национальной
культуры (например, диаспора турок в
Германии, арабов во Франции, эмигрантские
кварталы в Великобритании).
English     Русский Правила