«Роль личности Ананды Хертека в истории Тувы»   Выполнила:САМЫЯ АЙДЫСАЙ СТУДЕНТ 1К. 318 ГРУППЫ ПРОВЕРИЛА: САТ АЛИНА
Тема исследовательской работы «Роль личности Ананды Хертека в истории Тувы»
актуальность
Цель исследования:
Задачи:
Источниковая база:
Методы:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Практическая значимость работы
Гипотеза:
Начало пути
Образование
«кызыл-бажын» - Первый дом из дерева
Содействие в строительстве сукпакского хурээ
Участие во Всетувинском учредительном хурале (съезде) в Суг-Бажы
Возглавление министерства финансов ТНР
Назначение полномочным представителем тнр в монголии
Смешение с должности и конфискация имущества
Последние годы жизни ананды чагырыкчы
заключение
Использованные источники и литература
1.87M
Категории: БиографииБиографии ИсторияИстория

Роль личности Ананды Хертека в истории Тувы

1. «Роль личности Ананды Хертека в истории Тувы»   Выполнила:САМЫЯ АЙДЫСАЙ СТУДЕНТ 1К. 318 ГРУППЫ ПРОВЕРИЛА: САТ АЛИНА

Тувинская государственный университет
«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ АНАНДЫ ХЕРТЕКА В
ИСТОРИИ ТУВЫ»
ВЫПОЛНИЛА:САМЫЯ АЙДЫСАЙ СТУДЕНТ 1К. 318 ГРУППЫ
ПРОВЕРИЛА: САТ АЛИНА КАРА-ООЛОВНА
КЫЗЫЛ 2019

2. Тема исследовательской работы «Роль личности Ананды Хертека в истории Тувы»

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«РОЛЬ
ЛИЧНОСТИ АНАНДЫ
ХЕРТЕКА В ИСТОРИИ ТУВЫ»

3. актуальность

АКТУАЛЬНОСТЬ
Я выбрала личность Ананды Хертека для
того, чтобы выявить его роль в истории
Тувы. В качестве обоснования выбора
можно
сослаться
на
отсутствие
фунтаментальных научных трудов о
Хетреке Ананды.

4. Цель исследования:

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
показать жизнь и деятельность
Ананды Хертека и определить,
какую роль он сыграл в истории
Тувы

5. Задачи:

ЗАДАЧИ:
Проследить судьбу человека, исследовать путь
становления Ананды Хертека как личности и
как государственного деятеля;
Изучить государственную деятельность;
Изучить материалы, содержащие информацию
об Ананды Хертеке.

6. Источниковая база:

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА:
Центральный государственный архив РТ;
Центр хранения архивной документации
партии и общественных организаций ЦГА
Республики Тыва;
рукописный фонд Тувинского института
гуманитарных исследований.

7. Методы:

МЕТОДЫ:
Теоретические – изучение литературы,
архивных материалов;
Практические – беседа со старожилами села
Кара-Хол (телефонный разговор с Хертек
Болатмаа Амыртсатовной, женой внука
певчего Ананды)

8. Объект исследования:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ананды Мандыкапаевич Хертек –
государственный деятель, министр
финансов (1923-1925 гг.), первый
полномочный представитель ТНР в
Монгольской Народной Республике
(1928-1929 гг.)

9. Предмет исследования:

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
общественная и государственная
деятельность Ананды Хертека.

10. Практическая значимость работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Материалы данной работы могут быть
использованы:
педагогами и учащимися на уроках истории
Тувы;
для внеклассных мероприятий;
для написания реферативных исследований
школьниками и студентами.

11. Гипотеза:

ГИПОТЕЗА:
Если мы будем изучать историю жизни людей,
чья деятельность имеет большое значение в
развитии республики, то мы сможем не только
качественно повысить уровень патриотизма у
подростков,
положительно
повлиять
на
формирование
толерантно
настроенной
личности, но и сами вносить посильный вклад в
развитие своей родины.

12.

Ананды Мандыкпаевич Хертек – государственный деятель,
один из основателей ТНР. Его имя занесено в
Государственную книгу Республики Тыва «Заслуженные люди
Тувы XX века», что равнозначно присвоению высшей
государственной награды — ордена Республики.

13. Начало пути

НАЧАЛО ПУТИ
Ананды Хертек - владетельный князь,
правитель рода Хертек сумона Кара-Хол,
который тогда входил в Бээзи кожуун.
Был
первым
помощником
и
заместителем нойона. Удостоен звания
«чангы».

14. Образование

ОБРАЗОВАНИЕ
Окончил среднюю ступень религиозной
школы в Их-Хурээ (Улуг-Хурээ) в УланБаторе. Хорошо знал монгольский,
тибетский и китайский языки. Также
владел и русским языком. По тем
временам
был
человеком
очень
образованным.

15. «кызыл-бажын» - Первый дом из дерева

«КЫЗЫЛ-БАЖЫН» - ПЕРВЫЙ ДОМ ИЗ
ДЕРЕВА
Ананды Хертек одним из первых построил
бревенчатый дом в Кара-Холе. Снаружи дом был
обмазан особым составом глины, который
назывался шивит. Раствор был красного цвета,
поэтому дом прозвали «кызыл бажын – красный
дом». В начале 40-х дом был переведен в селение
Кула-Аксыр, находившееся в местечке Берт-Боом.
Позже он перекочевал в Дапсы-Аксы (ныне село
Кара-Хол).

16. Содействие в строительстве сукпакского хурээ

СОДЕЙСТВИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СУКПАКСКОГО ХУРЭЭ
Ананды Хертек был большим приверженцем
буддизма. В 1915 году в местечке Сукпак по
его инициативе был построен хурээ с
одноименным названием. Хурээ поражал
своей красотой и нарядностью, что описано в
книге Кужугета Шойгу «Перо черного грифа».
Для строительства хурээ в Туву приглашались
специалисты из Китая.

17.

В 1930-х годах Сукпакский хурээ был
разрушен и сожжен как и другие буддийские
храмы Тувы.

18. Участие во Всетувинском учредительном хурале (съезде) в Суг-Бажы

УЧАСТИЕ ВО ВСЕТУВИНСКОМ
УЧРЕДИТЕЛЬНОМ ХУРАЛЕ (СЪЕЗДЕ)
В СУГ-БАЖЫ
Ананды Хертек был участником Всетувинского
Учредительного Хурала от сумона Хертек Бээзи
кожууна, который провозгласил образование ТНР.
Он был избран членом Президиума съезда (всего
11 членов). Он высказался от имени двух
хемчикских кожуунов, что Танну-Тува Улусу,
решившему в своих внутренних делах проводить
вполне
самостоятельное
управление,
в
международных делах лучше всего идти вместе с
Советской Россией.

19. Возглавление министерства финансов ТНР

ВОЗГЛАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ ТНР
В 1923 году Ананды Хертек был назначен
министром финансов ТНР, которым руководил
с 1923 по 1925 год. Будучи министром
финансов, он способствовал развитию
промышленности, торговли, становлению
финансовой и налоговой системы ТНР. В 1925
году был назначен министром иностранных
дел, но на этом посту проработал недолго.

20. Назначение полномочным представителем тнр в монголии

НАЗНАЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧНЫМ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ТНР В МОНГОЛИИ
В 1928 году после установления дипломатических
отношений между Танну-Тувой и Монгольский
народной республикой, Ананды Хертек был
назначен послом ТНР в МНР (1928-1929 гг.). В
1929 году исполнял обязанности министра
иностранных дел. Способствовал установлению
государственной границы между ТНР и СССР.

21.

22. Смешение с должности и конфискация имущества

СМЕШЕНИЕ С ДОЛЖНОСТИ И
КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
В 1929 году Ананды Хертек в ходе так
называемой внутрипартийной чистки был
отозван из Монголии и исключен из рядов
Тувинской народно-революционной партии
как
человек,
имеющий
феодальное
происхождение. Его многочисленный скот
конфисковали. Он был первым из 7-х самых
богатых феодалов Тувы, у которых раньше
всех конфисковали имущество.

23. Последние годы жизни ананды чагырыкчы

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ АНАНДЫ
ЧАГЫРЫКЧЫ
По воспоминаниям Кужугета Балган Ленчаевича, в
1929 году Ананды арестовали, в 1930
конфисковали имущество и скот, из 5000 тысяч
голов скота оставили только 5 бода. В 1931 году
Ананды Чагырыкчы вместе со семьей переселили в
Бии-Хем в Туран. В Кара-Хол приезжал в 1949 году
вместе с правительственными чиновниками, чтобы
выдать спрятанное серебро. Долго находился в
аресте, от этого здоровье ухудшилось. Умер.

24. заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы попытались эскизно обрисовать жизнь и
деятельность Хертека Ананды, сделать набросок
к его политическому портрету. Эскизно потому,
что для полного портрета Ананды Хертека не
хватает исходного материала — документальных
источников. Если будут переведены со
старомонгольского на тувинский или русский
языки архивные материалы, может быть,
откроются новые грани его жизни, в которой
сейчас столько белых пятен!

25.

Хертек
Ананды
должен
быть
признан
выдающейся личностью своего времени. Такая
личность меняет социальную организацию
общества, приспосабливая её для дальнейшего
развития человеческих способностей. Всё это
справедливо может быть отнесено к Ананды
Хертеку. По своим природным способностям и
деловым качествам, по уровню культуры и
владению словом он превосходил многих других
политический деятелей Тувы.

26.

Опираясь на прежний управленческий опыт,
полученный им на уровне сумона и хошуна,
он успешно обучался новым методам
управления;
помогал
строить
новый
общественный порядок, в котором ему не
оказалось места...

27.

Результатом нашего исследования является
выполнение поставленных перед нами целей и
задач, а именно: мы проследили путь и
становление государственного деятеля, человека.
Нами были изучены материалы Государственного
архива Республики Тыва, учебников, научных
статьей, собраны факты биографии Ананды
Хертека. В процессе работы нам довелось
поговорить с людьми, знающими Ананды
Хертека. В ходе общения с ними мы узнали о
его юношеских годах, начале государственной
деятельности,
о
процессе
накопления
профессионального опыта.

28.

Мы собрали и систематизировали материал о
государственном деятеле Ананды Хертеке.
Мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза:
если мы будем изучать историю жизни людей,
чья деятельность имеет большое значение в
развитии республики, то мы сможем не только
качественно повысить уровень патриотизма у
подростков, положительно повлиять на
формирование
толерантно
настроенной
личности, но и сами вносить посильный вклад
в развитие своей родины, подтверждается.

29.

Весь собранный материал имеет
право «жить» и передаваться из
поколения в поколение. Мы
должны, просто обязаны знать,
помнить и чтить своих земляков.

30. Использованные источники и литература

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
К. С. Шойгу «Перо черного грифа», Кызыл, 1998;
Ч.С. Чондан и др. «Кара-Холдун мерген огбези»;
«Заслуженные люди Тувы XX века». Государственная книга Республики Тыва. Раздел
«Государственные деятели». Кызыл, 2004, Тувинское книжное издательство;
История Тувы. Том II, Новосибирск, 2007;
ЦАДОО «Государственный архив Республики Тыва», ф.1, оп.1, д.488.;
ЦГА «Государственный архив Республики Тыва», ф.92, оп.1, д.81.;
РФ ИГИ РТ, ф.1, оп.31, д.1122.;
ЦГА РТ, ф. 144, оп. 2, д. 138, л. 19, ЦАДПОО, ф. 1, оп. 1, д. 290, л. 83; д. 401, л.8.
В. М. Монгуш. Монография «История буддизма в Туве», Новосибирск, 2001;
ЦАДПОО, ф. 1, оп. 1, д. 682, л. 91–92. ;
ЦАДПОО, ф. 1, оп. 1, д. 761, л. 6.;
Хомушку О.М. Религия в истории культуры тувинцев… — С. 84.;
РФ ИГИ РТ, д. 881, л. 14, 20, 25;
РФ ИГИ РТ, д. 1122, л. 44–45.;
РФ ТИГИ, д. 1132, л.23-25.;
Дубровский В. А. Буян-Бадыргы... С. 26.;
МонгушБайыр-оол, «Тайный курьер Буяна-Бадыргы», www.tyva-onlain.ru;
ЦАДПОО РТ, ф.1, оп.1, д.488.;
Александр МИНАЕВ, статья «Пограничному управлению ФСБ России по Республике Тыва
85-лет».
English     Русский Правила