Похожие презентации:
Характеристика диалектикоматериалистической концепции истины
1.
Презентация на тему:“Характеристика диалектикоматериалистической концепции истины
СТУДЕНТА ГРУППЫ: ПТМ 27-Д
ЕРМАКОВА А. А.
2.
Разница между истиной и заблуждениемПоиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое
определение этого сложного понятия отражает только какую-то
его часть, в большей или меньшей степени соответствующую
представлениям человека об истинности и ложности суждений.
Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска
истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание,
принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не
замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое
истина и чем она отличается от заблуждения.
3.
Основных свойства, признаки истины:Объективность — первый и исходный признак истины, который означает, что истина
обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания
истинного знания от отдельных людей.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт.
Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и
относительного:
а) абсолютная истина понимается, во-первых, как полное исчерпывающее
знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не
будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот
элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например,
«все люди смертны.);
б) относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает
изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития
практики и познания.
4.
Истина всегда конкретнаЭто значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем
содержании и применении данными условиями места, времени и многими
другими специфическими обстоятельствами, которые, познание должно
учесть как можно точнее.
Итак, — и это необходимо подчеркнуть особо — объективная,
абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные
«сорта» истин, а одно и то же истинное знание со своими характерными
признаками (свойствами).
5.
Критерии истиныНаиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как
общественно-историческая деятельность людей. Если использование знания в
практической деятельности людей дает ожидаемые результаты, значит, наше знание
правильно отражает действительность. Практика как критерий истины
рассматривается не как единичный опыт, не как единовременный акт проверки, а
общественная практика в ее историческом развитии. Однако этот критерий не
универсален, например, он не работает в тех отраслях знания, которые далеко
отстоят от действительности (математика, неклассическая физика).
6.
Критерии истиныТогда предлагаются другие критерии истинности: · Формальнологический критерий. Он применим к аксиоматически-дедуктивным теориям,
предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости (это основное
требование), полноты и взаимозависимости аксиом. Когда нет возможности опираться
на практику, выявляется логическая последовательность мысли, ее строгое следование
законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в
рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или
заблуждения. · Принцип простоты, иногда его называют «бритвой Оккама» - не
умножать число сущностей без надобности. Основное требование этого принципа – для
объяснения исследуемых объектов надо вводить минимальное число исходных
постулатов (принимаемых без доказательства положений). · Аксиологический
критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим,
нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.
7.
Но наиболее важным критериемистины является все же практика,
опыт. Практика лежит в основе
логического, аксиологического и всех
других критериев истины. Какие бы
способы установления истинности
знания ни существовали в науке, все
они в конечном итоге оказываются
связанными с практикой.