РОДОВЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В ЦИТАТАХ
202.17K
Категория: СоциологияСоциология
Похожие презентации:

Родовые понятия и методологические основания социологии Эмиля Дюркгейма, в цитатах

1. РОДОВЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В ЦИТАТАХ

Автор: Крылова Дана
Направление: Гум
Класс: 10
Проверила Лазебная К.П., ст. преподаватель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2016
www.school.hse.ru

2.

Задачи и требования к работе
1. Необходимо самостоятельно познакомится с текстом Э.Дюркгейма «Самоубийство.
Социологический этюд» (по желанию возможно использовать и другие работы автора)
2. Ориентируясь на предложенные в шаблоне презентации базовые понятия
и
фото
методологические подходы Дюркгейма подобрать подходящие к ним цитаты из данного
текста. Допускается, когда в цитате дается описание понятия, читателю понятно, о
каком понятии или явлении идет речь, но само понятие в цитате не встречается.
3. Каждая цитата должна имеет подпись с информацией об источник с полным
библиографическим описанием вплоть до страницы.
4. Объем.
1 цитата для описания 1 понятия
Цитата не должна превышать 1200 слов (с пробелами).
фото
5. Для создания презентации использовать данный шаблон. Название файла
презентации должно начинаться с вашей фамилии. Готовую презентацию
прикрепляем в комментарии к теме «Дюркгейм_презентации 2016» в группе курса.
Дедлайн – 21 февраля (включительно).
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

3.

Структурно-функциональный подход
«Слово «функция» употребляется в двух довольно различных значениях. Оно
означает либо систему жизненных движений,— отвлекаясь от их
последствий,— либо отношение соответствия, существующее между этими
движениями и какими-то потребностями организма. Так, говорят
о функциях
фото
пищеварения, дыхания и т. д. Но говорят также, что пищеварение имеет
функцией управлять усвоением организмом жидких или твердых веществ,
требуемых для возмещения его потерь; что дыхание имеет функцией ввести в
ткани животного газы, необходимые для поддержания жизни, и т. д. В этом
втором значении мы и будем употреблять это слово. Спрашивать, какова
функция разделения труда, значит исследовать, какой потребности
оно
фото
соответствует. Когда мы решим этот вопрос, мы сможем увидеть, является ли
природа этой
потребности такой же, как у других потребностей и
соответствующих правил поведения, моральный характер которых не
оспаривается.»
фото
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука,1991. С. 51
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

4.

«Тип самоубийства, социальные причины самоубийств»
«В той среде, где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда
готов пожертвовать своею жизнью, но зато он так же мало дорожит и жизнью
других людей. Наоборот, там, где человек настолько высоко ставит свою
индивидуальность, что вне ее не видит никакой цели в жизни, он
с таким же
фото
уважением относится и к чужой жизни. Культ личности заставляет его страдать
от всего того, что может ее умалить даже у себе подобных. Более широкая
способность симпатически переживать человеческое страдание заступает на
место фанатического самоотвержения первобытных времен.
Итак, и тот, и другой тип самоубийства являются только преувеличенной или
уклонившейся от правильного развития формой какой-либо добродетели.
Но в
фото
таком случае пути их воздействия на моральное сознание не настолько
разнятся между собою, чтобы дать нам право создавать так много зависящих от
этого отдельных видов.»
фото
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 118
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

5.

Понятие «социальная группа»
«…утверждение, что каждое человеческое общество имеет более или менее
сильно выраженную наклонность к самоубийству, не является метафорой;
выражение это имеет свое основание в самой природе вещей. Каждая
фото
социальная группа действительно имеет к самоубийству определенную,
присущую именно ей коллективную наклонность, которая уже определяет собой
размеры индивидуальных наклонностей, а отнюдь не наоборот. Наклонность эту
образуют те течения эгоизма, альтруизма или аномии, которые в данный момент
охватывают общество, а уже их следствием являются предрасположения к
томительной меланхолии, или к деятельному самоотречению, или к
безнадежной усталости. Эти-то коллективные наклонности, фото
проникая в
индивида, и вызывают в нем решение покончить с собой.»
фото
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С.152
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

6.

Понятие «коллективное сознание»
«Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же
общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь;
ее можно назвать коллективным или общим сознанием»
фото
фото
фото
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука,1991. С. 80
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

7.

Понятие «социальный факт»
«…общество не включает в себя никакой другой действующей силы, кроме
силы индивидов; и однако, эти индивиды, соединяясь, образуют психическое
существо нового типа, которое, таким образом, обладает своим собственным
способом думать и чувствовать. Конечно, элементарные свойства,фото
из которых
складывается социальный факт, в зародышевом состоянии заключаются в
частных умах. Но социальный факт получается из них только тогда, когда они
преобразованы путем сочетания, ибо он проявляется исключительно при этом
условии. Сочетание само является активным фактором, производящим
специфические результаты; и следовательно, оно как таковое есть уже нечто
новое. Когда сознания, вместо того чтобы оставаться изолированными
фото одно от
другого, группируются и комбинируются, то это знаменует собой некоторую
перемену в мире. И вполне естественно, что это изменение в свою очередь
производит другие изменения, что этот новый факт порождает другие новые
факты, что возникают, наконец, явления, характерные черты которых
отсутствуют в элементах, их составляющих.»
фото
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 159
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

8.

Понятие «аномия»
«Аномия является результатом такого положения, когда в известных пунктах
общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы
направляли общественную жизнь. Она, следовательно, отчасти вытекает из
фото
того же состояния распада, в котором берет начало и эгоистическое течение.
Но эта же самая причина производит различные следствия в зависимости от
точки ее приложения, т. е. в зависимости от того, действует ли она на активные
и практические функции или же на работу представлений. Она распаляет,
обостряет первые, она приводит вторую к замешательству, к растерянности. »
фото
фото
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. С. 202
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

9.

«Значение социальной реальности в
детерминации человеческого поведения»
«Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию
основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат
социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное
значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же
фото
индивидуальной реальности признается вторичным.
В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают
социальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные
представления» — над индивидуальными, «коллективное сознание» — над
индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п. Социальные факты, по
Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним
фотопо
существованием по отношению к индивидам и принудительной силой
отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от
индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект
всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более
богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над
ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.»
А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Лекция шестая Социология Эмиля Дюркгейма. С. 6
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru

10.

Оценка работы
Заполняется преподавателем
Подобрана цитата к каждому пункту задания.
В цитатах раскрывается содержание понятия,
явления или подхода Дюркгейма.
Цитата является ёмкой, понятна связь с общим смысловым
контекстом.
Оригинальность, творческий подход.
Корректно оформлена библиография.
Соблюдены требования к оформлению презентации
и срок дедлайна.
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
ф
о
т
о
English     Русский Правила