Похожие презентации:
Этнос и этничность в системе политических отношений
1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ10. ЛЕКЦИЯ Этнос и этничность в системе политических отношений.
Формы самоорганизации этносов (типы этнических сообществ) соотносятся с формами политических
образований.
Для характеристики типов этнических сообществ на ранних этапах в этнографии был введен термин
«потестарностъ» (от латинского potestas — власть).
Разработка теории потестарных отношений в советской этнографии была связана с именами Ю. В. Бромлея и
Л. Е. Куббеля.
В рамках советской теории этноса Л.Е. Куббелем было предложено понятие потестарно-политического
организма, существовавшего до раннего средневековья (раннефеодального периода).
К потестарным образованиям относятся: «сегментное государство», «чифдом» («вождество»), «раннее
государство», «племенное княжение», «параполис».
Ранние государства – «точечные» (номовые, города-государства), «территориальные», кочевые империи.
Вплоть до средневековья политические объединения базировались на единстве территории и подданстве, а
не на этничности. При определении границ между государственными образованиями приоритет отдавался
династическим связям.
2.
Этнический фактор на протяжении с нового и новейшего времени играл значительную роль в политике.Националиизм — идеология и направление политики, базовым принципом
которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем
процессе
Концепции нации и национализма возникли в эпоху революций в ходе крушения абсолютизма и создания
независимых государств – в ходе революций в Англии, Америке и Франции.
Для современной науки характерна вариативность в трактовках наций и национализма, в принципах
соотношения этноса и государства
В ХХ в. получила распространение классификация национализма американского историка Х. Кона
В работе «Идея национализма» (1944) он выделил «западный» и «восточный» типы национализма:
- западный (политический) сложился в Великобритании, Франции, США, Нидерландах, Швейцарии
- восточный (этнический) сложился в Германии, в странах Восточной Европы, в России, а также в Азии.
В советской/ российской науке сложились и сохраняют свое значение этно-культурная и этатическая трактовка
нации.
Многие современные авторы разделяют конструктивистский подход к пониманию нации: британский историк,
теоретик и критик национализма Э. Хобсбаум, британский философ и социальный антрополог Э. Геллнер,
американский антрополог Б. Андерсон и др.
Британский социолог, философ Э. Смит (1939 – 2016) : «Теории национализма» (Лондон, Н.-Й., 1971, 1983), «
«Национализм в ХХ в.» (Оксфорд, 1979),«Национальное самосознание» (Лондон, 1991) и тд.
В трактовке Э.Смита, нация как «идеальный тип» представляет собой «обладающее самоназванием и
самоопределяющееся человеческое сообщество, члены которого разрабатывают и поддерживают общие
воспоминания, символы, мифы, традиции и ценности, населяют и испытывают чувство принадлежности к
определенной территории или родине, создают и распространяют специфическую публичную культуру,
соблюдают общие обычаи и стандартизированные законы»
3.
Лозунг о праве наций на самоопределение впервые был использован в 1792 г. во Франции.В дальнейшем он активно использовался в ходе революций 1848-1849 гг. в Европе.
К Первой мировой войне риторика, связанная с ним, стала доминирующей в мировой политике.
В конце XIX в. в австромарксизме был впервые сформулирован принцип национально-культурной
автономии. Он также стал важным элементом в политической дискуссии в полиэтничных государствах Австро-Венгерской и в Российской империях.
О. Бауэр и К. Реннер, дали первое теоретическое объяснение принципа национально-культурной
автономии.
К. Реннер в работе «Государство и нация» (Staat und Nation, 1899) ввел понятие «национальнокультурная автономия» (НКА), подчеркнув, что оно базируется на принципе личности и
экстерриториальности и является инструментом развития своих традиций без попыток политического
контроля над государством.
Практики создания НКА были характерны для России и некоторых стран Европы в начале ХХ в.
Закон "О национально-культурной автономии« в России был принят 22 мая 1996 г.
В нем дается следующее определение: национально-культурная автономия (НКА) это форма национальнокультурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих
себя к определенным этническим общностям. на основе их добровольной самоорганизации в целях
самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования,
национальной культуры.
В редакции 2003 г. : НКА - это вид объединения, существующего в форме общественной организации.
Закон предусматривает основные функции НКА: консультирование органов власти и государственных
учреждений по вопросам, связанным с развитием языков, образования и культур.
К концу 2003 г. в стране было зарегистрировано 15 федеральных НКА; в 2018 г. – 16 федеральных НКА.
Число НКА в регионах в 2018 г. достигало 20 и более.
4.
В Советском государстве лозунг «право наций на самоопределение вплоть до отделения» приобрелосновополагающее значение.
С 1945 г. право наций на самоопределение получило признание ООН (в ходе начавшегося процесса деколонизации), а
в 1960 г. было зафиксировано в «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам».
В СССР 1922-1991 гг.- право наций на самоопределение было закреплено в Конституции.
РФ наследовало стратегии национальной политики СССР. В РФ право наций на самоопределение поддерживается,
однако в Конституции нет положения о выходе ее субъектов из состава федерации.
В 1996 г. принята Концепция государственной национальной политики РФ.
При Президенте РФ в 2012 г. создан Совет по межнациональным отношениям, который разработал Стратегию
государственной национальной политики до 2025 г.
В 2012 г. принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.:
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают
представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 г.), обладающих отличительными
особенностями культуры. Большинство народов на протяжении веков формировалось на территории страны и
сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.
Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому
взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная
цивилизационная общность - полиэтническая российская нация/ многонародная нация/ нация наций.
5.
В современном политическом дискурсе России и мирового сообщества существуют различные категории для обозначенияэтнических сообществ, проживающих в государствах мира (большая часть которых является полиэтничной).
Самыми значимыми категориями являются: государствообразующий этнос, титульный этнос, диаспора, ирредента,
национальное меньшинство, коренные малочисленные народы.
Под государствообразующим этносом, как правило, понимают народ, составляющий большинство населения и
являющийся основой государства.
В России титульными этносами считаются те, которые занимают лидирующие (вне зависимости от численности) в субъектах
федерации.
Под диаспорой понимается часть этноса, проживающая вне страны своего происхождения, отличающаяся
сплоченностью и наличием социальных институтов, как для поддержки идентичности своих членов, так и для взаимодействия
со своим национальным государством или основной частью этноса, проживающей в другой стране.
Изначально диаспорой называлась общность граждан древнегреческих городов-государств, мигрировавших на
вновь завоёванные территории.
Старейшие диаспоры: еврейская диаспора — около 8 млн чел. армянская диаспора — около 8 млн чел.
Многочисленные диаспоры: китайская — более 50 млн чел.; индийская — более 25 млн, русская — более 25 млн; польская
— 21 млн; украинская — около 12 млн; итальянская диаспора — около 8 млн и тд.
Ирредента – отделенная часть этноса составляющую меньшинство населения в пределах данного государства, но компактно
проживающую в непосредственной близости к государству, где этот этнос составляет большинство.
Изначально ирредентизм (от итал. irredento — «неискуплённый», «неосвобождённый») — движение в Италии на
рубеже XIX — XX вв., направленное на присоединение к Италии приграничных территорий Австро-Венгрии с
итальянским населением — Триеста, Трентино и других.
В ХХ в. - политика по объединению нации, этноса в рамках единого государства. Выражается в этнической мобилизации, при
которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредента, с титульным государством, в
котором их этнос составляет большинство.
6.
Национальным меньшинством считается группа, проживающая на территории какого-либо государства, членыкоторой являются его гражданами, но не принадлежащая к коренному населению.
Изначально права меньшинств закреплялись в законодательстве отдельных стран Европы в ходе разрешения
политических конфликтов к. XIX в. (Берлинский трактат 1878 г. о религиозных правах меньшинств).
После учреждения Лиги Наций (1919 — 1946 гг.) и Постоянной палаты международного правосудия стали практикой
Договора о меньшинствах.
В преддверии и в начале Второй мировой войны права меньшинств использовались как обоснование для передела
границ в пользу Германии (Судеты) и Венгрии (Северная Трансильвания, юг Словакии и Карпатской Руси). Права ряда
меньшинств в странах - участниках военных действий были ограничены.
Предложение включить права национальных меньшинств во Всеобщую декларацию прав человека встретило
оппозицию со стороны США, Франции, Австралии, Чили, Бразилии; «за» выступали Дания, Бельгия, СССР, Польша и
Югославия, Индия.
Признание прав национальных меньшинств произошло в 1990-х гг. в ходе конфликтов в Руанде, в странах СНГ, в бывшей
СФРЮ. Г
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым
меньшинствам была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.
Совет Европы принял Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 1995 г.
Страны СНГ в 1994 г. приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам
Международные документы и законодательство Российской Федерации не содержат определения национального
меньшинства, хотя оно упоминается во многих актах.
В современном мире основой глобального и национального развития признается сохранения этнического многообразия
при поддержании целостности государственных границ
7.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — народычисленностью менее 50 тыс. чел., проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем
Востоке на территориях традиционного расселения предков, сохраняющие традиционный образ жизни и
осознающие себя самостоятельными этносами.
В СССР с 1920-х гг. официально выделяли 26 малочисленных народов Севера, их численность составляла: в 1959 г.
— 129,6 тыс. чел, в 1989 г. — 181,5 тыс. чел.
Федеральный закон 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ 2006 г. «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями 2011 г.)
В Перечне в 28 субъектах значатся 40 народов (более 250 тыс. чел. по переписи 2010 г.) – среди них самый
маленький народ - кереки (4 чел.) и наиболее многочисленный ненцы (44 640 чел.).
Распоряжение Правительства РФ 2009 г. «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня
видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ 2009 «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития
малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении
исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей.