Похожие презентации:
Личность и общество
1. Личность и общество
Выполнила: Горбатова Анжелика,4 курс, 1 группа, ф-т журналистики
2. Личность как биосоциальная система
Представление о человеке как биосоциальной системе предполагаетучет его природно-биологических признаков и социальных качеств.
1.
Строение человеческого тела и его функционирование: обмен веществ,
продолжение рода, принцип самосохранения и борьба за
существование.
2.
Инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения: злость,
агрессивность, эмоции и т.д., волевые качества и черты характера,
свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической
природы, определяемой генетическим материалом.
3.
Дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или
космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным
существованием людей.
3.
4. Личность структура гуманитарных наук
ФилософияПсихология
Социология
Рассматривает личность с
точки зрения ее положения
в мире как субъекта
деятельности, познания и
творчества.
Рассматривает личность в
качестве устойчивой
целостности
психологических
процессов, свойств и
отношений: темперамента,
характера, способностей,
волевых качеств и др.
Выделяет в личности
Социально-типическое. Основная
проблематика социологической
теории личности связана с
процессом формирования
личности и развития ее
потребностей в неразрывной связи
с функционированием и развитием
социальных общностей,
изучением закономерностей
связей личности и общества,
личности и группы,
регуляции и саморегуляции
социального поведения личности
5. Личность как три важнейших обстоятельства
• 1. Личность имеет элемент памяти общества, того богатствазнаний, умений, которое оно накопило на протяжении веков.
2. Личность - это узел культуры, тех норм и требований,
которые предъявляются в обществе к любому социальному
институту, социальной группе, ко всему, что в обществе
существует и действует.
3. Человек не только хранит в себе некоторую долю норм,
правил и т. п., человек активен, т. е. он имеет определенные
потребности.
6. Социализация: функции и формы.
• Социализация — это процесс формирования человекапосредством обучения, воспитания, образования, защиты
и адаптации. Процесс, в данном случае, — это
последовательность действий, в результате которых из
родившегося существа формируется человек. Когда какой-то
процесс рассматривается со стороны предметов, орудий,
операций, результатов, он называется механизмом - в
данном случае механизмом социализации.
Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1)
ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение
любым ориентациям, имеющим функциональное значение для
действия системы взаимных ролевых ожиданий».
7.
Обучение - это процессцеленаправленного
формирования в человеке
определенных умений:
практических (одеваться,
здороваться и т. п.) и
мыслительных (думать,
анализировать и т. п.). В нем
формируется разнообразное
ролевое поведение, нормы и
ценности которого человек
может и не осознавать.
Обучение происходит
преимущественно в семье.
Образование - это
Воспитание - это
процесс целенаправленного
формирования в человеке, с
одной стороны, мотивов, а с
другой стороны, —
нравственных,
эстетических,
мировоззренческих
ценностей, убеждений,
верований, определяющих
его жизнедеятельность. Оно
осуществляется в семье,
школе, через телевидение,
прессу и т. п.
процесс
целенаправленного
формирования в
человеке знаний: о
себе, ближайшем
окружении, природе,
обществе, смысле
жизни и т. п. Оно
может носить
бытовой,
технический,
исторический и т. п.
характер и
происходит в школе
и вузе.
8.
• Защита - это психические и практические процессы, посредством которыхлюди преодолевают внутренние конфликты: между различными
потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в
процессе социализации. Защита опирается на волю человека.
• Адаптация - это психические и практические процессы, посредством
которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с
ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого
механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности,
интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю
человека.
• Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание
поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной
деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В
жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства
каждого человека.
9.
• Первый способ социализации основан на генетически присущейчеловеку способности запоминать и воспроизводитьразличные типы
поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем
начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл,
что сопровождается развитием мышления.
• Второй способ социализации предполагает использование имеющихся
навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением
полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При
положительном результате происходит усвоение этого навыка.
• Третий (и главный) способ социализации — это научение
становящегося человека языку и речи как способам передачи,
понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием
эмпирического, теоретического, философского познания.
10. Конформизм и нонкоформиз
• Конформизм (лат. conformis - подобный,сообразный) - понятие, обозначающее
приспособленчество, пассивное принятие
существующего порядка вещей,
господствующих мнений и т. д. В отличие от
коллективизма, предполагающего активное
участие индивида в выработке групповых
решений, сознательное усвоение коллективных
ценностей и вытекающее отсюда соотнесение
собственного поведения с интересами
коллектива, общества и, в случае
необходимости, подчинение последним,
конформизм есть отсутствие собственной
позиции, беспринципное и некритическое
следование любому образцу, обладающему
наибольшей силой давления (мнение
большинства, признанный авторитет, традиция
и т. п.).
11.
• Нонконформизм [от лат. non -- не, нет иconformis -- подобный, сообразный] -готовность, несмотря ни на какие
обстоятельства, действовать вопреки
мнению и позиции превалирующего
большинства сообщества, отстаивать
прямо противоположную точку зрения.
Способность человека сопротивляться
давлению группы, думать и поступать посвоему. Как правило, высоким
нонкорфизмом обладают более
интеллектуальные, уверенные в себе и
устойчивые к стрессам люди. В ряде случаев
- стремление поступать именно наперекор.
Театральный режиссер Г.А. Товстоногов
называл это явление «вопрекизм»...
12. Философия нонконформизма
• Итак, первым делом следует отметить,что есть два вида нонконформизма.
Первый - обычный, а второй принудительный. Итак, простой
нонконформизм - это неприятие, а
также несогласие с определенными
ценностями и нормами, являющимися
доминирующими в обществе. А
второй, принудительный, заключается
в оказываемом на индивида давлении
со стороны той или иной социальной
группы. Другими словами, сообщество
людей своим давлением принуждает
человека отклониться от их ожиданий.
Вообще, быть несогласным и протестовать
против чего-либо - это нормально. Ведь
именно эти качества заставляли первобытного
человека развиваться и прогрессировать.
Времена изменились, а вот принцип
нонконформизма - нет. Во все времена
авантюристы, бунтари и даже изгои были
теми, за кем стояла инициатива революции
всего человечества.
13. Конформисты и нонконформисты - возможно ли совместное существование?
Можно с уверенностью заявить, что возможно. Хотяпридется потрудиться как одним, так и другим. Ведь и то
и другое явление связано с социальным контактом. Даже
тот человек, который не согласен с мнением
большинства и не получает от них одобрения и
поддержки, может подружиться с конформистами.
Зачастую такие личности полезны коллективу. Потому
что именно нонконформисты - генераторы новых,
свежих идей. Всегда важно противоположное мнение.
Во-первых, для сравнения. Во-вторых, для разработки
другого решения того или иного вопроса, положения.
Того, которое устроило бы всех. Если выражаться
проще, то нонконформисты помогают посмотреть на
вещи другими глазами и заставляют задуматься. А
конформисты, в свою очередь, могут научить таких
людей взаимодействовать с остальными, не ущемляя при
этом свои интересы и моральные принципы. Главное обоюдное желание.
14. Деликвентность и делинквентное поведение
Деликвентность и делинквентное поведение• Девиантность, напротив, такие поступки, как сквернословие в публичных
местах, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного
права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания
– привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное
осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды
прохожих.
• • Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик – не только
больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять
социальные роли.
• • Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется
законом как преступное деяние.
• • Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни девиация. Но убийство другого человека – преступление.
15.
В широком смысле девиантным поведением можно назвать любыедействия, которые не соответствуют сложившимся в данном
обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе,
однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или
позитивную, и отрицательную, или негативную (от лат. negalivus отрицательный) девиацию.В узком смысле под девиантным
поведением понимают всякие негативные и неодобряемые
отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию,
поскольку именно отрицательная девиация представляет
определенный вызов обществу и требует от него адекватной
реакции. Причины девиантного поведения социологи ищут в самых
разных направлениях:
(а) в несовершенстве человеческой природы и различных
пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих
желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);
(б) в их биологических и психологических особенностях (особые
свойства отдельных организмов, генетическая
предрасположенность некоторых индивидов к девиантности,
умственные дефекты, психопатия и т.д.);
(в) в социальных условиях жизни (воспитание, образование,
человеческое окружение, возможности работать, хорошо
зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).
16.
17. Механизм социального контроля: нормы и санкции
Существует четыре основных типа социальнойстратификации –рабство, каста, сословие– закрытые
общества, и класс – открытое общество. Закрытость
общества определяется запретом социального
перемещения из нижней страты в высшую. В открытом
обществе официальных ограничений на переход нет.
18.
19.
Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой
закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. Это наиболее
распространенная в древности модель социальной стратификации. На пути становления рабство свершило
эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. При патриархальном рабстве
раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он мог приобретать имущество и вступать в брак. в
период античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался
«говорящим орудием». Рабовладелец распоряжался рабом, как вещью.
Кастовая система существовала в Индии (сохранилась до сегодняшнего дня) и частично в Африке. Индия –
классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого
общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в
зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек,
сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные
представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от
того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.
Сословия– характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия.
Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по
наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую
структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков –
классический образец сословного общества.
Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм
поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Социальный контроль включает два
главных элемента: социальные нормы и социальные санкции.
20.
• Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт,образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации.
Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых
действий. Нормы бывают формальные и неформальные. Формальные (писаные)
например, законы, уставы, приказы. Неформальные (неписаные) например,
приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п. Именно нормы
регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы,
определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами
поведения индивидов в обществе. Люди усваивают нормы в процессе социализации, а
за их выполнение отвечает социальный контроль.
• Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера
допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.
21.
Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
· формальные применяемые социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их
представляющими, на официальном уровне.
· неформальные применяемые на неофициальном уровне, нередко в малых группах людей. Их может применять каждый.
· положительные, позитивные
· отрицательные, негативные
Социальные санкции – это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно
неправильное, система, как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы, а также
за их нарушение или выполнение. Именно благодаря санкциям люди стремятся следовать социальным нормам в своем
поведении; санкции ответственны за выполнение норм.
Разновидностью социального контроля является самоконтроль. Его еще называют внутренним контролем: индивид
самостоятельно регулирует и оценивает свое поведение в соответствии с социальными нормами. Проявление такого
внутреннего самоконтроля – совесть человека, его «внутренний судья». Самоконтроль является результатом социализации
личности и свидетельствует о глубоком усвоение социальных норм.
Самоконтроль требует сознания и воли. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу
приходится прибегать к внешнему контролю, связанному в первую очередь с применением формальных негативных
санкций. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в силу институтам
социального контроля – государству, судам, прокуратуре и т. п. Демократическое общество в большей степени
основывается на самоконтроле граждан, а тоталитарный политический режим в большей степени опирается на жесткий
внешний формальный контроль, который может превратиться в диктатуру.
22.
23.
• Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности,возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда
общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью.
Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от
невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью
принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между
культурными целями и легальными (институциональными средствами), с
помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как
общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению
благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства
членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны.
Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который
заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е.
отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда
человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно
одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие
традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на
работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию
незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля
наркотиками, рэкет, обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения
во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых
придерживается и которые использует та или иная личность.
24. Факторы и последствия аномии.
• Во-первых, о символической, безличной природе денег,обладание которыми не несет отпечатка их законного или
незаконного получения.
• Во-вторых, культура индустриального общества, особенно
больших городов, носит анонимный характер, что
означает, ко всему прочему, весьма слабую доступность
контролю большинства поведенческих актов людей со
стороны группы. Надо подчеркнуть, что указанная
концепция в целом может быть применена к анализу и
других социокультурных систем. Вместе с тем, как
представляется, она в большей степени раскрывает
своеобразие установок, норм и ценностей, характерных
именно для американского общества.
25.
Что касается современного российского общества, то оно, пребывая уже достаточнодлительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных
ситуациях, не может не испытывать, как уже отмечалось, дисфункциональные напряжения. И
российский социум в настоящем своем качестве, разумеется, также ориентирован на некие
общие потребительские стандарты, которые свойственны любому другому обществу,
основанному на рыночных механизмах. Это делает возможным в определенной мере
применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической
схемы.