Программирование
Язык программирования – правила записи и выполнения алгоритмов для исполнителя-компьютера
Классификация языков программирования
Трансляция – перевод программы, записанной на языке программирования в машинные коды. Осуществляется транслятором – программой
Виды трансляторов
Система программирования Паскаль (язык назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662))
Алфавит языка включает в себя:
Зарезервированные слова
Структура программы:
Константа – величина, которая не изменяет своего значения в процессе выполнения программы. Она может быть задана явно своим
ИДЕНТИФИКАТОРЫ :
Типы переменных
Оператор присваивания ( := )
Арифметические операции
Арифметические операции
Стандартные функции
Правила записи арифметических выражений
168.91K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование. Введение

1. Программирование

– вторая грамотность.
А.П.Ершов
Программирование
Введение

2. Язык программирования – правила записи и выполнения алгоритмов для исполнителя-компьютера

Система программирования –
программная среда для создания,
редактирования и исполнения
программ, написанных на ЯП.

3. Классификация языков программирования

Языки высокого уровня
Язык Ассемблера
Машинные коды

4. Трансляция – перевод программы, записанной на языке программирования в машинные коды. Осуществляется транслятором – программой

«переводчиком»

5. Виды трансляторов

Транслятор
Интерпретатор
Компилятор

6. Система программирования Паскаль (язык назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662))

Система программирования Паскаль (язык
назван в честь выдающегося французского
математика и философа Блеза Паскаля (16231662)) – единство компилятора с языка
программирования Паскаль и некоторой
инструментальной программной оболочки,
способствующей повышению эффективности
создания программ.

7.

Pascal
Borland Turbo
Pascal 7.0
Borland
Pascal 7.0
Free
Pascal 2.0.2

8. Алфавит языка включает в себя:

Все латинские буквы прописные и строчные
буквы (A-Z, a-z) и знак подчеркивания _;
Арабские цифры 0-9, а также буквы A...F или
a…f для записи шестнадцатеричных чисел;
Специальные символы + - * / = ,' . : ;
< > [ ] ( ) { } ^ @ $ #
Пары символов <> <= >= := (* *) (. .)
Примечание. В Паскале нет различия между прописными и
строчными буквами алфавита, если только они не
входят в символьные и строковые выражения.

9. Зарезервированные слова

and
end
nil
shr
asm
file
not
string
array
for
object
then
begin
function
of
to
case
goto
or
type
const
if
packed
unit
constructor
implementation
procedure
until
destructor
in
program
uses
div
inline
record
var
do
interface
repeat
while
downto
label
set
with
else
mod
shl
xor

10. Структура программы:

(* комментарии *)
PROGRAM <имя программы>;
USES
- модули;
{раздел описаний }
LABEL - описание меток;
CONST - описание констант;
TYPE - описание типов;
VAR - описание переменных;
PROCEDURE - описание процедур;
FUNCTION - описание функций;
{начало раздела операторов}
BEGIN
операторы ввода, вывода и обработки данных
END.
{конец раздела операторов, конец программы}

11.

Для программной обработки в ЭВМ данные представляются в виде
величин и их совокупностей.
Величина – это элемент данных с точки зрения их смыслового
содержания или обработки (входные, выходные и промежуточные).
Исходные (входные) – это данные, известные перед выполнением
задачи, из условия – аргументы.
Выходные данные – результат решения задачи – результаты.
Промежуточные – это данные, которые не являются ни аргументом,
ни результатом алгоритма, а используются только для обозначения
вычисляемого промежуточного значения.
С понятием величины связаны следующие характеристики:
• идентификатор (имя) – это ее обозначение и места в памяти ;
• тип – множество допустимых значений и множество применимых
к ней операций;
• значение – динамическая характеристика, может меняться многократно
в ходе исполнения алгоритма. Во время выполнения алгоритма в
каждый конкретный момент величина имеет какое-то значение или не
определена.

12. Константа – величина, которая не изменяет своего значения в процессе выполнения программы. Она может быть задана явно своим

значением
(литерал) или обозначена именем (именованная).
Например:
именованные
a, b, a1, x
литералы
‘Hello’
‘A’,’2’
3.5
10
строковая константа
символьные константы
вещественная константа
целочисленная константа
Переменная величина - это область памяти,
названная собственным именем, которая
может менять свое значение в процессе
выполнения программы.

13. ИДЕНТИФИКАТОРЫ :

Идентификаторы в Паскале - это имена констант, переменных,
меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и
полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную
длину, но значащими (уникальными в области определения)
являются только первые 63 символа.
Примеры правильных
идентификаторов:
Примеры неправильных
идентификаторов:
а
ALPHA
MyProgramIsBestProgram
date_27_sep_39
external
_beta
1Program
{начинается цифрой}
block#l
{содержит
специальный
символ}
My Prog
{содержит пробел}
mod
{зарезервированное слово}

14. Типы переменных

15.

Тип
Целый
Диапазон значений
ShortInt
-128...127
Integer
-32768 ...32767
Longint
-2147483648 ... 2147483647
Byte
0…255
Word
0 .... 65535

16.

Тип
Вещественный
Диапазон значений
Real
2,9 E-39..... 1,7 E+38
Single
1,5 Е-45….3,4 Е38
Double
5 Е-324….1,7 Е308
Extended
3,4 Е-4932…..1,1 Е4932

17.

Тип
Диапазон значений
Логический
(Boolean)
Строковый
String
Символьный
Char
TRUE
FALSE
Массив символов, по
умолчанию длина 255
символов
1 символ

18.

Тип
Массивы
array
Записи
record
Множества
set
Файлы
file
Указатели
pointer

19.

Описание переменных
Var имя:тип;
Пример:
Var a,b:integer;
c:real;
d:string;
Const имя = значение;
Пример:
Const А=15;
В=23.5;

20. Оператор присваивания ( := )

{
переменная :=
переменная
выражение
функция
число
константа
Примеры:
D:= А
А:= 23 + 15 / 5 – 3 * (1+2)
N:= int(3.5)
X:= 15

21.

Примеры (не делайте ошибок):
Правильно
A1:=17
SUMMA:= 14.6 + 1.9
K:=K + 4
A: = `OK`
A:= A+B
Неправильно
1A := 17
K + 4:= K
A = `OK`
X:= 15+`воробьев`

22. Арифметические операции

Операция
+
-
*
/
div
mod
Действие
Тип операндов
Результат
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Real
Real
Real
Целочисленное
деление
Integer
Integer
Остаток от
деления
Integer
Integer
Сложение
Вычитание
Умножение
Деление

23. Арифметические операции

Операция
Действие
Тип операндов
Результат
Арифметическое И
Integer
Integer
Or
Арифметическое
Или
Integer
Integer
Xor
Арифметическое
побитовое сложение
по модулю 2
Integer
Integer
Shl
Побитовый сдвиг
влево
Integer
Integer
Shr
Побитовый сдвиг
вправо
Integer
Integer
And
Унарные операции
Not
Смена знака
Отрицание
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Integer

24. Стандартные функции

Функция
Abs(x)
Sqr(x)
Sqrt(x)
Exp(x)
Ln(x)
Pi
Действие
Тип операнда
Результат
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Integer
Real
Real
Integer
Real
Real
Real
Integer
Real
Real
Real
Натуральный
логарифм
Integer
Real
Real
Real
Число пи
-
Real
Абсолютная величина
Квадрат числа
Корень квадратный
ex

25.

Функция
Тип
операнда
Действие
Результат
Integer
Real
Real
Real
Integer
Real
Real
Real
Integer
Real
Real
Real
Случайное вещественное число из
промежутка от 0 до 1
-
Real
Случайное целое число из
промежутка от 0 до x
Word
Word
Дробная часть числа
Real
Real
Целая часть числа
Real
Real
Trunc(x)
Ближайшее целое число, меньшее
или равное вещественному x
Real
Longint
Round(x)
Математическое округление
Real
Longint
Sin(x)
Cos(x)
Arctan(x)
Random
Random(x)
Frac(x)
Int(x)
Синус числа
Косинус числа
Арктангенс

26.

Процедуры :
Dec(x,n)
Уменьшает значение целочисленной
переменной x на целое значение n
Inc(x,n)
Увеличивает значение целочисленной
переменной х на целое значение n

27. Правила записи арифметических выражений

- используется только линейная форма записи
a
выражений, например,
a/b
b
- знак умножения между сомножителями не
пропускается, т.е. ab a*b
- использовать можно только круглые скобки.

28.

Примеры записи
арифметических выражений :
В математике
В Паскале
x y
2
( x y) / 2
xy
ab
x y
z y
x y /( a b)
( x y ) /( z y )
English     Русский Правила