7.64M
Категория: РелигияРелигия

Рождество Христово

1.

РОЖДЕСТВО
ХРИСТОВО
7 января
(25 декабря
по старому
стилю)

2.

Рождество
Христово – это
самое
промыслительное
событие, как на
земле, так и на
небе, ибо здесь
осуществилось
чудо из всех
чудес.
Преп. Иустин
(Попович)

3.

Тайна воплощения манит к себе
человечество, потому что без этой тайны
для человечества остается лишь
безотрадное тление в похотях прелестных
и мрачные врата смерти. Мы воспеваем
Христово воплощение, потому что сколько
бы мы ни любили свое греховное естество,
мы все же жаждем утешиться пакибытием.
В глубоком молчании ночи Слово
Божие воплотилось на земле: так
воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где
умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека
предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос
на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли
навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается
Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу,
потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.
Священномученик Иларион (Троицкий)

4.

Святитель Григорий Богослов
называет Боговоплощение "вторым
творением", когда Бог как бы заново
творит человека, воспринимая на Себя
человеческую плоть, "вторым
общением" между человеком и Богом:
"Существующий начинает
существовать; Несозданный создается;
Необъемлемый объемлется; Богатый
становится нищим через восприятие
плоти, чтобы я обогатился Его
Божеством... Что за новое таинство? Я
получил образ Божий и утратил его, а
Он воспринимает мою плоть, чтобы и
образ спасти, и меня обессмертить. Он
вступает во второе общение с нами,
которое гораздо лучше и выше
первого". Епископ Иларион (Алфеев)

5.

В воплощении Слова происходит, по
выражению святого Ефрема Сирина,
"обмен" между Богом и человеком:
Бог воспринимает от нас
человеческую природу, а нам дарует
Свое Божество. Через воплощение
Слова происходит обожение человека.
"Слово воплотилось, чтобы мы
обожились", - говорил святитель
Афанасий Великий. "Сын Божий стал
Сыном Человеческим, чтобы сынов
человеческих сделать сынами
Божиими", - сказал святой Ириней
Лионский. Обожение, к которому
человек был предназначен по самому
акту творения и которое утратил через
грехопадение, возвращено человеку
воплотившимся Словом.
Епископ Иларион (Алфеев)

6.

А я говорю: «Возлюбленный Младенец! Что
же я дам Тебе? Я отдал бы все, что
имею»…Но Он отвечал: «И небо Мое, и
земля Моя: Я не нуждаюсь ни в чем: отдай
лучше все это бедным людям, и Я приму, как
бы это сделано для Меня». Я продолжал:
«Охотно я сделаю это; но что я дал бы Тебе
собственно?» Тогда Младенец отвечал мне:
«Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что
ты должен дать Мне: дай Мне твои грехи,
твою испорченную совесть и твое
осуждение». – «Что же хочешь с ними Ты
сделать?» - спросил я. – «Я возьму их на
Свои плечи: это будет Моим достоянием и
тем великим делом, о котором
предсказывал Исаия: «Той грехи наши носит
и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и
сказал: «Божественный Младенец! Возьми,
что есть моего, и дай мне Твое! Тобою я
оправдан от грехов и верую в жизнь
вечную!».
(из письма Гоголя к В.А. Жуковскому)

7.

Сегодня – Рождество
Христово, день начала
подвига Спасителя
мира. Сегодня – день
испытания нашей любви
и верности Ему. И пусть
услышит мир нашей
жизнью возвещенную
истину: "С нами Бог,
разумейте языцы... яко с
нами Бог!" С радостью
величайшего праздника
Рождества Христова вас
всех поздравляем!
Архимандрит Иоанн
(Крестьянкин)

8.

Христос рождается славите, - обращается
к нам святая Церковь в
эти праздничные дни.
Так последуем же ее
призыву и будем
славить Его в наших
делах и словах,
мыслях и чувствах.
Славить Бога в
праздник - значит
благодарить Господа
за этот праздник и
думать о великих
событиях, с ним
связанных.
Отец Глеб Каледа

9.

Каждый год вносит для
отдельного христианина в
восприятие христианского
праздника (как и в восприятие
самой окружающей нас жизни)
новые мотивы. Конечно, эти
оттенки касаются не самой сути
настоящего Праздника,
заключающейся в пришествии на
Землю Еммануила "еже есть
сказаемо: с нами Бог" (Мф 1:23),
а его, так сказать, окружения.
Моя мысль последние годы
останавливается на образе
волхвов, пришедших вслед за
звездою от востока поклониться
родившемуся Христу.
Протоиерей Глеб Каледа

10.

О рождении Бога на
земле проповедовали
небеса, но эта
проповедь была
величественной и
молчаливой, потому
что устами небес была
звезда.
То событие, которое
теперь празднует весь
христианский мир,
прошло в свое время
почти совсем
незамеченным.
св. Иларион (Троицкий)

11.

Вифлеем
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под
властью Рима, римский император Август издал повеление
сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную
перепись.

12.

Каждый иудей должен был записаться там, где жили его
предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова
и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем.
Конец VII — начало VIII вв. Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия. Фрески в апсиде Путешествие в Вифлеем

13.

Вифлеем - город хлеба. Располагается в 10 километрах от
Иерусалима.

14.

Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в
гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда
пастухи загоняли скот в ненастную погоду.
Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель

15.

В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился
Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира.
Конец 15 века, Византия, Феофан Грек, фреска, церковь Перивлепта в Мистре (Греция)

16.

Пресвятая Богородица
спеленала
Божественного
младенца и положила
Его в ясли, куда кладут
корм для скота.
И.Репин. Рождество

17.

В той стране были
на поле пастухи,
которые
содержали
ночную стражу у
стада своего.
Вдруг предстал
им ангел
Господень, и
слава Господня
осияла их; и
убоялись страхом
великим

18.

И сказал им ангел : «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в
городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в
яслях».
А. Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа

19.

И внезапно явилось с
Ангелом
многочисленное
воинство небесное,
славящее Бога и
взывающее:
слава в вышних Богу, и
на земле мир, в
человеках
благоволение!
Лк. 2: 13-14

20.

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали
друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там
случилось, о чем возвестил нам Господь. Лк. 2: 15
Пастухи — первые благовестники. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

21.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца,
лежащего в яслях.
Боровиковский В.Л. Рождество Христово

22.

Увидев же,
рассказали о том,
что было возвещено
им о Младенце Сем.
И все слышавшие
дивились тому, что
рассказывали им
пастухи.
А Мария сохраняла
все слова сии,
слагая в сердце
Своем.
Лк. 2: 17-19

23.

И возвратились
пастухи, славя и
хваля Бога за всё то,
что слышали и
видели, как им
сказано было.
Лк. 2: 20
А. Иванов.
Славословие пастухов.
1850 г.

24.

Еще Иосиф и
Пресвятая Матерь
Божия с Младенцем
Иисусом
оставались в
Вифлееме, как из
далекой страны с
востока (из Персии
и Вавилонии)
пришли
поклониться с
дарами волхвы.

25.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
МЛАДЕНЦУ ХРИСТУ

26.

Звезда,
которая вела
за собой
волхвов к
месту
рождения
Христа,
названа
Вифлеемской

27.

Волхвы
поклонились
Младенцу
Христу и
поднесли
Ему свои
дары:
золото,
ладан и
смирну.

28.

Золото — это царский дар,
показывающий, что Иисус
был Человеком,
родившимся, чтобы быть
Царём;
Ладан — это дар
священнику, так как Иисус
пришёл стать новым
Учителем и истинным
Первосвященником;
Смирна — это дар тому, кто
должен умереть, так как
смирну употребляли для
бальзамирования тела
умершего. Перед
погребением Его тело было
умащено благовонным
составом из смирны и алоэ.

29.

Золото дошло до
нас в виде 28
пластинок размером
5 на 7 см, с похожим,
но отличающимся
орнаментом, а ладан
и смирна
перемешаны в
темные шарики,
напоминающие
маслины.
Их сохранилось
около 70.

30.

31.

32.

Насладившись созерцанием Святого Семейства и
получив во сне повеление от Ангела, волхвы не
вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну.
Фреска Дионисия «Возвращение волхвов в Вавилон»

33.

Храм Рождества Христова в Вифлееме.
Построен в 326 г. по указанию царицы
Елены
Врата смирения

34.

35.

36.

Чудотворная «Вифлеемская»
икона отличительна тем, что
Госпожа Наша изображается чутьчуть улыбающейся, что смягчает
Ее Лик. Образ был написан в
России и передан в Вифлеем
императрицей Елизаветой, после
того, как она перед ним
исцелилась от тяжёлой болезни.

37.

Святой Вертеп, Пещера Рождества находится под главным алтарем.

38.

39.

Святой престол над местом рождения Спасителя в Пещере Рождества Христова

40.

41.

Под престолом находится серебряная звезда с четырнадцатью лучами,
символизирующими четырнадцать станций Виа Долороза ( скорбный путь).
По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus
Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос).

42.

43.

В южной части пещеры расположен придел Яслей

44.

Поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении
Спасителя.

45.

Иконография
«Рождество
Христово»
Конец VII — начало VIII вв.
Церковь Санта Мария,
Кастельсеприо, Италия
Фреска в апсиде

46.

Иконография Рождества
Христова так же значительна и
многопланова, как и сам
праздник. Она очень «сюжетна»
— на иконе изображаются
многие события, о которых
упоминается в Евангелиях от
Матфея и от Луки и Священном
Предании. Суть праздника —
утверждение истинности
воплощения Бога Слова,
пришедшего на землю во плоти
ради спасения человечества от
рабства греха – выражена и в
иконографии. На иконе мы
видим основные события,
сопровождавшие пришествие в
мир Сына Божия Иисуса Христа,
икону можно «читать» как книгу.

47.

В центре иконы
обычно изображается
пещера, перед ней –
красное ложе, на
котором возлежит
Богоматерь. Ее фигура
– самая большая на
этой иконе. Это не
случайно, – ведь
именно благодаря
Пречистой Деве
произошло
величайшее таинство –
пришествие Бога в
мир.
Последователь Рублева
Москва. 1410–1430 гг.

48.

Лик Богородицы
обращен не ко
Христу, а к нам. Это
положение
Богоматери
указывает на то, что
рожденный Ею
Богомладенец
принадлежит уже не
Ей, а всему миру.
Также этот поворот
символизирует
обращение
Богородицы к миру,
для которого
отныне Она должна
стать заступницей и
утешительницей.

49.

Фигурка младенца
Христа – самая
маленькая на иконе. Он
туго завернут в пеленки,
неподвижен и кажется
беспомощным. Сын
Божий приходит в мир
не в Своем величии и
блеске, не для того, что
Ему поклонялись и
служили люди, а для
того, чтобы Самому
послужить им, спасти их
от вечной смерти.
Приходит тихо и
скромно, почти
незаметно.

50.

Но именно на Него
указывает Вифлеемская
звезда, которая привела
ко Христу волхвов. Над
головой Христа
изображен полукруг. Это
условное обозначение
неба. В небе сияет
Вифлеемская звезда.
Лучи ее спускаются
прямо к голове
Младенца, они
указывают на Него. Они
словно говорят: Он один
может спасти людей от
гибели!

51.

Среди гор – Ангелы,
волхвы с дарами,
пастухи.
Тверь
Середина XVI в.

52.

В нижней части
иконы представлено
омовение Младенца
Христа, которое
совершают две
женщины. Эта сцена
на иконе тоже
символ. Она
показывает, что Сын
Божий пришел в мир
как истинный
человек и готов
испытать все, что
свойственно любому
человеку, конечно
же, кроме греха.

53.

Внизу – сидящий в
раздумье Иосиф,
рядом с ним –
старец в шкуре,
олицетворяющий
«дух сомнения».

54.

Икона Рождества
написана яркими
красками. Это всё
творение ликует о
родившемся
Христе. И на
горках, как
ступенечках,
ведущих к небу, мы
видим яркие блики
Божественного
света, озарившего
вселенную, ведь
Христос – Солнце
правды, Свет,
просвещающий
мир.

55.

1405 г., прп. Андрей Рублев.
Праздничный чин,
Благовещенский собор
Московского Кремля

56.

Тропарь праздника
(глас 4-й):
«Рождество Твое,
Христе Боже наш,
возсия мирови свет
разума: в нем бо
звездам служащии,
звездою учахуся,
Тебе кланятися,
Солнцу Правды, и
Тебе ведети с
высоты Востока,
Господи: слава
Тебе!»

57.

Кондак праздника
(глас З-й)
«Дева днесь
Пресущественнаго
раждает, и земля
вертеп
Неприступному
приносит:
Ангели с пастырьми
славословят, волсви
же со звездою
путешествуют:
нас бо ради родися
Отроча младо
превечный Бог».
Св. Роман Сладкопевец

58.

Днесь Христос в
Вифлееме раждается
от Девы: днесь
Безначальный
начинается, и Слово
воплощается: силы
небесныя радуются, и
земля с человеки
веселится: волсви
Владыце дары
приносят: пастырие
Рожденному дивятся.
Мы же непрестанно
вопием: слава в
вышних Богу, и на
земли мир, в
человецех
благоволение.

59.

Что Ти принесем, Христе,
яко явися на земли яко
человек, каяждо бо
бывших Тобою тварей
благодарение Ти
приносит.
Ангелы пение,
Небеса звезду,
Волсви дары, пастуси
хвалу, ….
Девы Богородицу Марию

60.

Через воплощение Сына Божия, по
слову преподобного Симеона
Нового Богослова, мы становимся
сынами Бога Отца и братьями
Христа. Бог воплощается, чтобы
иметь возможность общаться с
нами на равных, чтобы, разделив
нашу судьбу и прожив нашу жизнь,
получить право сказать нам о Себе
и о нас ту последнюю истину,
которая никаким иным способом
не могла быть нам открыта. Истину
о том, что нет пропасти,
разделяющей Бога и человека; нет
непреодолимых препятствий для
встречи между человеком и Богом
- один на один, лицом к лицу.
Еп. Иларион(Алфеев)

61.

Пусть праздник
Рождества
Христова станет
праздником
рождения Христа
в нашей душе и
нашего
возрождения во
Христе.
English     Русский Правила