Лекция 5. Период ветхозаветных праотцев
312.88K
Категория: РелигияРелигия

Период ветхозаветных праотцев

1. Лекция 5. Период ветхозаветных праотцев

2.

Быт. 4, 1-16
1. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я
человека от Господа.
2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
(евр.:
канапринес
— «приобретение»).
Ева и
дала
своему
потому,
что считала,
4.Каин
и Авель
также
от первородныхТакое
стадаимя
своего
от тука
их. Исыну
призрел
Господь
на Авеля
именно
и начто
дар
его, на нем исполнится обетование Первоевангелия о поражении змия. Так как
первенца
о его огорчился,
мессианском
достоинстве,
то, видя тщету
5.нрав
а на Каина
и наотнюдь
дар егоне
несвидетельствовал
призрел. Каин сильно
и поникло
лице его.
на скорое
возвращение
к блаженному
состоянию,
второму своему
6. Исвоих
сказалупований
Господь Каину:
почему
ты огорчился?
и отчего поникло
лицеЕва
твое?
Свт. сыну
Кирилл
Александрийский:
из плодов
оставил
для своего
дает
имятоАвель
(евр.: «Каин
гёвелъ

«пар,
дыхание»),
то
есть
«тщета».
7. если делаешь
доброе,
не поднимаешь
линаилучшие
лица?
а если
не делаешь
доброго,
то у дверей
удовольствия,
а
второстепенными
почтил
всех
Бога,
и
тем
оскорбил
Его.
Таким
образом,
грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
с неба
на дары
огонь,
истребив
их, вуготовал
жертвоприношение.
На
8. Исошедший
сказал Каин
Авелю,
братуАвеля
своему.
И когда
они были
поле, восстал
Каин на Авеля, брата
Каинаииубил
на дар
призрел,правилу
сказано,нравственной
ибо не обычным
образом
сошел на принесенное
в
Господь
поучает
егонепервому
жизни
— господствовать
над своими
своего,
его.его
жертву
огонь.».
у дверей
грехгде
лежит;
он брат
влечет
тебя
себе, нонеты
господствуй
над нимбрату
(Быт. 4,
9. страстями:
И сказал
Господь
Каину:
Авель,
твой?
Онуксказал:
знаю;
разве
я сторож
Свт.
Кирилл
Александрийский:
«Первый
грех
Каина
был
тот,
что
он
неправильно
Лопухин:
««Так всякий,
вносящий
грех
в мир,
инстинктивно
чувствует,
что он подлежит
7). Словом
«лежит»
приведен
глагол
«равйц»,
употребляемый
применительно
к
моему?
разделил
и
не
посвятил
Богу
того,
что
было
превосходнее
всего.
Второй

тот,
Лопухин:
«В
ответ
на
малодушный
ропот
грешника,
Бог
дает
торжественное
тому же«По
злу
по
закону
возмездия,
какое
он внес
в общество».
Кого
же боялся
Каин?
Лопухин:
вопросу
о «знаке»,
положенном
Богом
назалегшего
Каина
для
чтобы
егочто
не
животным,

то
есть
грех
изображается
в виде
хищника,
утого,
дверей
человеческой
10.
И
сказал:
что
ты
сделал?
голос
крови
брата
твоего
вопиет
ко
Мне
от
земли;
он,
познав
грех,
не
обратился
к
покаянию
и
не
исправил
прегрешения
своего
обращением
удостоверение
его
неприкосновенности,
обещая
воздать
всемеро
всякому,
кто
Самым
и«Бог
правдоподобным
ответом
на это
будет
то
предположение,
что
они
Прп.
Ефрем
Сирин:
душе
приносящего
жертву
не
было
любви
к Приемлющему
убили
по
неведению,
в ««В
экзегетической
литературе
царит
полное
разнообразие
мнений
Прп.
Прп.
Ефрем
Ефрем
Сирин:
Сирин:
«Каин,
является
умертвив
емусотворил
без
брата
гнева,
своего,
чтобы,
ложно
если
уверял
покается,
родителей,
произнесенная
будто
бы
его
души,
иразумным
стоит
человеку
выйти
изчто
себя,
как
страсть,
подобно
хищному
зверю,
пожрет
того,
Прп.
Ефрем:
«Бог
продолжает:
еси
сие.
Когда
же
Каин
не
хотел
сказать
и
11.
и
ныне
проклят
ты
от
земли,
которая
отверзла
уста
свои
принять
кровь
брата
твоего
от
Свт.введен
Иоанн
Златоуст:
«Каин,
осужденный
многие
годы
жить
в как
этом
страхе,
стал
кгромадном
лучшему,
но
возгорел
гневом
имог
раздражен
был
прославлением
ближнего,
тогда
как
самовольно
будет
покушаться
на
егонад
жизнь.
Число
семь,
по
свойству
священного
языка,
боялся
мщения
созагладила
стороны
всей
вообще
фамилии
своего
отца,
настоящей,
так
и
приношения.
И
поскольку
с
небрежением
он
принес
жертву,
то
Бог
отверг
ее,
чтобы
в
большинстве
неудовлетворительных:
все
они
объясняют
только
то,
что
устами
Авель
молитва
в
рай,
потому
грех
что
убийства,
благоугодил
совершенный
Богу,
и
говорил,
его
рукой;
что
о
а
введении
если
не
покается,
его
в
рай
кто
не
ней
господствовать.
этого,
то
есть
что
сделано
им,
тогда
обнаруживается
Божие
ведение,
иникогда
Бог,
отличая
руки
твоей;
учителем
для
остальных,
видом
своей
дрожащей
плоти
убеждая
всех
не
должно
было
бы
лучше
соревновать
последнему,
а
не
считать
его
врагом
и
взирать
может
означать
множество
раз.
Этим
Бог,
с
одной
стороны,
обнаруживает
всю
будущей.
Возможно
допустить,
что
даже
и
ко
времени
братоубийства
Каина,
семья
их
Каин
не
подумал,
что
Богу
неизвестно
его
небрежение
или
что
Ему
дары
приятнее
самих
Каин
мог
бытьему
узнан.
Опираясь
на
библейские
аналогии,
позволительно
видеть
в на
свидетельствует
то
определено
благоугодность
было
тяжкое
жертвы
наказание,
Авеля,
какого
-более
ибо
заслуживало
соблюдение
злодеяние.
заповеди
вводило
Но
Каин
в
преступление,
говорит:
глас
крове
брата
твоего
вопиет
ко
Мне
от
земли».
12.
когда
ты
будешь
возделывать
землю,
она
не
станет
давать
силы
своей
для
тебя;
ты
отваживаться
на
подобную
дерзость,
чтобы
не
претерпевать
подобного
страдания.
него
неправедными
очами.
Третий
же
и
как
бы
какой
приступ
к
совершению
дикого
крайнюю
преступность
человекоубийства
и
всю
тяжесть
ответственности
за
него,
не
исчерпывалась
только
двумянегодования
этими,
названными
в Библии,
сыновьями,
аего
состояла
исИ
приносящих»».
сделанном
Богом
Каину
знамении
указание
на
какое-либо
внешнее,
чудесное
действие,
рай,
вместо
как
преступление
покаяния
исполняется
ее
изгоняло
вон
из
рая.
и
Когда
Всеведущему,
Каин
думал,
вопросившему
что
обманул
родителей
о
брате,
будешь
изгнанником
и скитальцем
на
земле.
сам
Каин
вновь
сделался
лучше.
Ибо
страх,
и иявляется
боязнь,
тревога
жили
вместе
с ним,
убийства

неукротимая
зависть.
Четвертый
—ито
самое:
пойдем
на
поле
— и
другой
-некому
являет
неистощимое
богатство
Своего
милосердия,
не
хотящего
смерти
из
других
сынов
дочерей».
служившее
как
для
самого
Каина,
так,
главным
образом,
и
для
всех
прочих
знаком
чтобы
своих,
привлечь
и
отомстить
Каина
к
Себе,
за
отвечает
Авеля,
тогда
с
гневом
и
говорит:
Каину
не
Бог
вем:
и
говорит:
еда
страж
где
брату
есть
13. Ителесная
сказал
Каин
наказание
мое
больше,
нежели
снестивновь
можно;
слабость
держала
его,
вего
оковах,
не искупить
позволяя
впасть
в подобную
доказательство
коварства
икак
лести.
Пятый
— преступление
нечестивого
грешника,
ноГосподу:
открывающего
ему
возможность
свой
грех
в течение
всей
(удостоверением)
неприкосновенности».
Авель
моему
брат
есмь
твой?».
аз».
Свт.
Максим
Туринский:
«Конечно,
нет
никакого
голоса
крови,
но
говорится,
что невинно
14. вот,
Ты
теперь
сгоняешь
меня
с
лица
земли,
и
от
лица
Твоего
я
скроюсь,
и
буду
постоянно
напоминая
о прежней».
скверноубийства.дерзость
В шестойи грех
ему может
быть вменена
ложь перед Богом. В
последующей
жизни».
пролитая
кровь
вопиет
потому,
что
она
вопиет
не
голосом,
но
тем,
чтоменя.
была пролита;
изгнанником
скитальцем
наон
земле;
и всякий,
ктоизволению
встретится Божию,
со мною,избежать
убьет
седьмой жеи —
мысль, что
может,
вопреки
наказания,
Богу взывает
не красноречивыми
словами,
но возмущением
перед преступлением;
и
15.и Ик сказал
ему Господь:
за
то
всякому,
кто
убьет
Каина,
отмстится
всемеро.
И
сделал
Господь
будучи лишен телесной жизни недобровольно.
уличает
преступника
в совершенном
преступлении
обвинительными речами, но
Каину
знамение,
чтобы никто,
встретившись
с ним, не убилнеего.
голосом
его собственной
16. И пошел Каин от лица Господня
и поселился
в землесовести».
Нод, на восток от Едема.

3.

Родословие Каина
Быт. 4, 17-26
17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он
город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала;
В прообразовательном
плане Каин — первенец, повлекший проклятие и преследующий
Мафусал
родил Ламеха.
Лрпухин:
«кто
же
была
жена
Каина? Очевидно,
одна из сестер, разъясняют
святой
брата,
— это
прообраз
а невинный
Авель
— прообраз
19. младшего
И взял себе
Ламех
две
жены: иудеев,
имя одной:
Ада, истрадалец
имя второй:
Цилла.
Иоанн Златоуст и блаженный
Феодорит
«так как
это
было вначале, и между тем,
Христа,
убитого
иудеями
изшатрах
зависти.
20.роду
Ада человеческому
родила Иавала:
он
был
отец
живущих
в
со стадами.
надо было размножаться, то и позволено
было жениться на
21. Имя брату его Иувал: он был отец
всех
играющих
на
гуслях
и свирели.
сестрах»».
Свт. Амвросий
Медиоланский:
«Каинкоторый
представляет
народ иудейский,
Авель
22. Цилла
также
родила
Тувалкаина,
ковачом
всех
орудий
из—
Прп. Ефрем
Сирин:
«Когда
у Сифа родился
Енос,был
тогда,
говорит
Писание,
начали
Христа. Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары
меди
и железа.
сестра Это
Тувалкаина
Ноема. Сиф отделился от дома Каина, род
призывать
имяИГоспода.
значит, поскольку
его, убил его: подобным образом и иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили
стали называть
по имени
Господа,
тоЦилла!
есть «праведным
народом
23.его
И сказал
Ламех женам
своим:
Ада
и
послушайте
голоса Господним».
моего; жены
Который
былвместо
братом
их по
плоти».
Каин, еще ранее Того,
избравший
землю
неба,
стал
со своими потомками
Ламеховы!
внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану
зачинателем образа жизни, предполагавшего, что здешний мир — не место
мне;
исправления
человеков,
а подлинное
отечество.
Каин
есть основатель
первого
града.
отличие
от
каинитов,
видевших
смысл
существования
в удовлетворении
В.Н.В Лосский:
«С ними

каинитами)
появляется
и цивилизация
- эта
огромная
24.
если
за
Каина
отмстится
всемеро,
то
за Ламеха
семьдесят
раз
всемеро.
Град
(πόλις)

государство,
как
форма
устройства
в впадшем
—старшие
порождает
Блж.
потребностей
Иероним:
«Священная
тела и души,
история
потомки
повествует,
Сифа,
стремившиеся
что
очень
многие
кмире
удовлетворению
попытка
восполнить
отсутствие
Бога.
Люди
стараются
забыть
Бога илидети
25.Главная
Изаменить
познал
Адам
еще
жену
свою,
и обетованные
она
сына,
и блага
нарекла
ему
имя:
Сиф,
цивилизацию
как
попытку
получить
земные
здесь,
земле,
потребностей
были
отвержены
духа,
начали
Господом
призывать
и установленного
избирались
имяродила
Господа,
младшие
тово
есть,
по
мысли
святых
ина
Церкви.
отцов,
основа
нового
порядка,
каинитами,
— синагоги
грубая
сила,
которую
Его:
забыть
в ковке
металлов,
отдав
себя
вобраз
плен
земной
тяжести
и
превратив
добродетели
в
страсти.
Дети
Каина
изобретают
различные
способы
возникло
Старший,
общественное
Каин,
богослужение
отвергается,
взамен
а
младший,
личного
Авель,
богообщения,
избирается».
которого
потому
что,
говорила
она,
Богон
положил
мне
семя,
вместо
воспевает
Ламёх.
Вею
своей
песни
хвалится,
что другое
убилподобно
мужа
и отрока
за Авеля,
нанесенные
сообщаемому
непроницаемому
могуществу,
Тувалкаину,
отцу всехвему
удовлетворения
своихизажеланий
—неот
плотских
додаже
душевных.
Ламёх
вводит
времена
был
Каин.
которого
убил
Каин.
раны,
и"орудий
если
мстителем
Каина
был
Бог,
толишен
Ламех
может
сам постоять
за себя,
ковачей
изпрежние
меди
железа"
(Быт.
4:22),
или
же
заменить
Его праздником
многоженство,
Тувалкаин
изобретает
орудия
металла,
Иувал

музыкальные
орудия,
отомстив
не
в семь
раз,
а в из
семьдесят
раз
всемеро
. начали
26.
У Сифа также
родился
сын,
и он
нарек
ему
имя:
Енос;
искусства,
подобно
Иувалу,
отцу
"всех
играющих
на гуслях
итогда
свирели"
(Быт. 4:21)».
которые своими гармоничными звуками должны были заменить на земле подлинную
призывать
имя Господа.
небесную гармонию, о которой воздыхает всякий человек.

4.

5 гл. Родословие Адама через Сифа
Быт. 5, 1-32
Ветхозаветные праотцы
Кол-во лет до рождения
сыновей
Кол-во лет после
рождения сыновей
Адам
130
800
Сиф
105
807
Енос
90
815
Прп. Ефрем Сирин: «В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам
22. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и
подобие Сына Божия (см.: Евр. 1,3), Который
Отца, как Сиф
Каинан
70 есть образ родившего Его 840
дочерей.
есть образ родившего его Адама».
23.
Всех же дней Еноха было триста шестьдесят
Малелеил
65 пять лет.
830
24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Свт. Епифаний Кипрский: «О Христе пророчествовал
Ламех, действительно
Иареда
162
800 изъясняя
пророчество, заключенное в имени Ноя, которое значит “упокоение”, то есть
Енох*
60
300
Христос, в Котором почил Отец и Святой Дух Его; в Нем обрели покой и все святые
человеки,
упокоившись
от
грехов».
Мафусал
185
772 какрай и
Слова:
«не
стало
его,
потому
что
Бог
взял
его»
обычно
понимаются
Прп.
Ефрем:
«В
Енохе
увидел
Адам
образ
Спасителя
нашего,
Который
Прп. Ефпем: ««Енох в виду Адама переселен в рай как—
для
того,
чтобыотверз
не подумал
свидетельство
о
его
вознесении,
согласно
апостольским
словам:
Верою
Енох
ввел
в
оный
изгнанного;
увидел
тайну
Вертоградаря,
Который
блюдет
Себя
Ламех
182 и не скорбел, так и для того,
595 учтобы
Адам, будто бы Енох убит подобно Авелю,
переселенон
был
так, что
не видел
смерти;
и не
стало
его,что
потому
что
Бог переселил
благодать

ключ
рая».
утешился
о своем
праведном
сыне
Авеле
и уразумел,
все ему
подобные
или до
Ной
500
450
(Евр. 11, 5).вземлютея в рай»».
смерти еще, или поего
воскресении
Сим, Хам, Иафет

5.

Развращение допотопного человечества
Быт. 6, 1-8
1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их
себе в жены, какую кто избрал.
3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;
Прп. Ефрем: ««Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного
потому
что
они плоть;
пусть будут
дни Добрые
их сто двадцать
лет.человеческие, которых
Сифа,
именуются
народом
Божиим.
на вид дщери
4.увидели
В то время
на суть
земле
исполины,
особенно
же ис убранство
того времени,
как сыны
сыныбыли
Божии,
дщери
Каиновы;
их красота
послужили
сетью
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Будут
дни
их
сто
двадцать
лет
(Быт.
6,
3).
Если
покаются
в
Божии
дочерям
и они стали
им: этоИ как
для стали
сынов входить
Сифовых.к...По
следамчеловеческим,
таковых устремилось
и все рождать
племя Сифово...
продолжение
этого
времени,
то избавятся
от
угрожающего
им гнева;
если же
не
сильные,
издревле
славные
люди.
невоздержание
это
распространялось
в мужах
и женах,
то Писание
говорит:
всякая
«Сыны
Божии» то
- 1) делами
сифитысвоими
(свт. Иоанн
Златоуст,
прп.
Ефрем
Сирин, блаж.
Феодорит
покаются,
привлекут
насвой
себя
гнев.
Так благость
дает
сто
плоть
извратила
путь
на
земле».
Лопухин:
«Предпотопное
человечество
именуется
исполинами,
хотя
действительно
5.Прп.
И
увидел
Господь,
что
велико
развращение
человеков
на
земле,
и
что
все
мысли
Ефремлет
Сирин:
« Рождавшиеся
исполинами
малорослого
племени
Каинова,
Киррский,
свт.
Кирилл
Иерусалимский,
Августин
Иппонский
и др.;
А.П.по
Лопухин),
двадцать
на
покаяние
такомубыли
роду,блаж.
который
недля
заслуживал
бы
этого
правде».
термин
служит
для
обозначения
великанов
илиКаиновом
гигантов.люди
Но гораздо
правильнее
и этот
помышления
сердца
их были
зло
всякое
время;
а
не
для
крепкого
племени
Сифова.
В во
потомстве
же
стали
2)
знатные
вельможы
(таргум
Онкелоса,
переводы
Симмаха и арабский)
и3)малорослы;
ангельских
будет
видеть
в
этих
первобытных
людях,
в
исполинах,
не
только
6. исуществ
раскаялся
Господь,
что
создал
человека
на
земле,
и
восскорбел
в
сердце
потому(падшие
что проклята
земля, не красотой
давала им женщин)
силы своей
и доставляла
только
ангелы,была
прельщенные
(Филон
Александрийский,
людей,отличавшихся
необыкновенной
физической
силой
и
ростом,
сколько
лиц,
слабые
и лишенные
силы
произведения.
Поскольку
потомки
Каиновы,
как проклятые,
Своем.
св. Иустин
Философ,
свт.
Ириней Лионский,
Афинагор,
Климент
Александрийский,
сознательно
попиравших
всякую
правду,
и дерзких
тиранов».
сыныГосподь:
проклятых
и как
жившие
наземли
земле
проклятой,
собирали
и ели
в это время
Тертуллиан,
свт.
Амвросий
Медиоланский.
7. Икак
сказал
истреблю
с лица
человеков,
которых Я
сотворил,
от
произведения
земли,и лишенные
силы,
то и самиистреблю,
были так же
как ичто
то,создал
чем
человека
до скотов,
гадов и птиц
небесных
ибобессильны,
Я раскаялся,
они питались».
их.
8. Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Свт. Амвросий: «В то время были na земле исполины. Автор Божественного Писания
10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
называет сынов земли исполинами не иносказательно, но обозначает этим именем
11.
Но земля
пред лицем
Божиим,
и наполнилась
земля
злодеяниями.
рожденных
отрастлилась
ангелов и земных
женщин,
желая подчеркнуть
этим
громадность
их тел».

6.

Богоявление Ною, повеление построить ковчег
Быт. 6, 12-22
12. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на
земле.
13. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась
от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою
внутри и снаружи.
15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота
его тридцать локтей.
16. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с
боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
17. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть
дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена
твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с
тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по
роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
21. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для
тебя и для них пищею.
22. И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

7.

Повторное богоявление Ною, повеление взойти в ковчег
Быт. 7, 1-10
1. И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя
увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из
скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3. также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы
сохранить племя для всей земли,
4. ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок
ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5. Ной сделал все, что Господь повелел ему.
6. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от
вод потопа.
8. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех
пресмыкающихся по земле
9. по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел
Ною.
10. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.

8.

Потоп
Быт. 7, 11-24
11. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей
день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12. и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
13. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева,
и три жены сынов его с ними.
14. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по
земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15. и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16. и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И
затворил Господь за ним.
17. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег,
и он возвысился над землею;
18. вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть
под всем небом;
20. на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
21. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все
гады, ползающие по земле, и все люди;
22. все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
23. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота,
и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в
ковчеге.
24. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

9.

Прекращение потопа, убывание воды
Быт. 8, 1-13
1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел
Бог ветер на землю, и воды остановились.
2. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
3. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста
пятидесяти дней.
4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах
Араратских.
Свт. постоянно
Максим Туринский:
«Голубь
означает
Господа,
ибо Он крылат,
и
5. Вода
убывала до
десятого
месяца;самого
в первый
день десятого
месяца кроток
показались
прост.
верхи
гор. Он голубь потому, что святым Своим заповедал быть, как голуби: Будьте
как голуби
(Мфдней
10:16).
что голубь
- этоим
Христос,
говорит пророк, описывая
6.просты,
По прошествии
сорока
НойТо,
открыл
сделанное
окно ковчега
Его лицаворона,
возращение
на небо
послеотлетал
страданий
[на земле]:
дал быземля
мне крылья,
7. иот
выпустил
который,
вылетев,
и прилетал,
покаКто
осушилась
от воды.
как
у голубя?
улетел
бы чтобы
и успокоился
(Пс 54:7).
И когда
8. Потом
выпустил
от Ясебя
голубя,
видеть,бы
сошла
ли вода
с лицаГосподь
земли,Христос
для Церкви
таинства,
с неба
голубь. Понимаю
тайнуибо
и признаю
9. устанавливал
но голубь не нашел
места покоя
для ног
своихслетел
и возвратился
к нему в ковчег,
вода
таинство.
Голубь,
который
ныне
опустился
на
Церковь
Христову
в
крещении,
тотв
была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к-себе
же, что тогда, во время потопа, вылетел из Ноева ковчега. Тогда он сообщил Ною о
ковчег.
спасении,
принеся
же явилсяголубя
как знамение
вечного Божества.
10.
И помедлил
еще ему
семьветку
дней оливы;
других итеперь
опять выпустил
из ковчега.
Тогда
он возвратился
принес вестьк онему
мире
в клюве, теперь
принес
саммасличный
мир Христов,
Его
11.
Голубь
в вечернее
время, иже
вот,
свежий
листсойдя
во ртуна
у него,
тело».
и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13. Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл
Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

10.

Выход из ковчега, принесение жертвы
Быт. 8, 14-22
14. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15. И сказал Бог Ною:
16. выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с
тобою;
17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и
Св. Иустин Философ: «Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом
скотов,
и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле,
нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры и Дерева, содержащего
и пусть
плодятся и размножаются на земле.
таинство Креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством
18.
И вышел
Ной и сыновья
его, и жена
его,
и жены
сынов его
с ним;
Прп.
Ефрем: «Когда
Христос придет
с неба,
тотчас
неугасимый
огонь
потечет всюду
своим».
19.пред
все лицем
звери,Христовым
и все гады,и ипокроет
все птицы,
все движущееся
попри
земле,
по родам
своим,
все. Ибо
потоп, бывший
Ное, служил
образом
вышли
из ковчега.огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет
сего неугасимого
20. ИРассматривая
устроил Нойповествование
жертвенник оГосподу;
и взялотцы
из всякого
скота чистого
и из всех
потопе, все».
святые
всегда обращали
внимание
на
прообразовательное
значение личности
Ноя. Согласно их пониманию, Ной —
птиц чистых
и принес во всесожжение
на жертвеннике.
родоначальник
послепотопного
в завет свБогом,
21.
И обонял Господь
приятноечеловечества,
благоухание,вступивший
и сказал Господь
сердцепрообразует
Своем: не
ходатая
Нового
Завета и родоначальника
обоженного
— Иисуса
Христа.
буду
больше
проклинать
землю за человека,
потомучеловечества
что помышление
сердца
При этом, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, воды потопа, уничтожившего
человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего,
грешное
человечество,
прообразуют
воды Крещения,
уничтожающие
Древо
же
Ноев
ковчег
есть прообраз
Церкви Христовой,
в которой
собраны люди грехи.
ото всех
народов
как
Я
сделал:
ковчега,
словам
Иустина
Философа,
прообразует
спасительное мира.
древоВсюду
Креста:
земли, по
и лишь
онисвятого
спасаются
от огненного
погубления
послепотопного
22.
впредь
во
все
дни
земли
сеяние
и
жатва,
холод
и
зной,
лето
и
зима,
день
и
«Ной, как иначальник
новогособою
рода»воды
по потопе,
собою Иисуса
Христа,огня,
разлившиеся
все потопившие
потопапрообразовал
послужили образом
неугасимого
ночь не
прекратятся.
явившегося
начальником
новой
Церкви
общества.
имеющего
явиться
по Втором
Пришествии
Христа
какиСудии
и Мздовоздателя.

11.

Завет Бога с Ноем и его потомками
Быт. 9, 1-7
1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю.
2. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все,
что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3. все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам
все;
4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5. Я взыщу
и вашу
кровь,
которой жизнь
ваша,
взыщу
ее от всякого
Прп. Ефрем
Сирин:
Богв «взыскивает
крови
и здесь,
и в будущем
веке.зверя,
Здесь
взыщу
также душу
человека
от руки
человека,
руки брата
его;камнями даже
взыскивает,
определяя
убийце
смерть,
почему от
повелел
побивать
заповедь

не
употреблять
пищу
кровь
Быт. 9,4),
жизни,
6. Первая
кто
прольет
кровь
человеческую,
тогоИсх.
кровь
прольется
рукою
человека:
ибо
вола,
который
избодет
человекав (см.:
21,(см.:
28).
Взыщет
икак
присимвол
конце,
потому
которую
дает воскресения
Сам
и
которую
человекпожранную
должен уважать,
будучи,
как и братья
что всоздан
день
возвратят
ими плоть
человеческую.
человек
поГосподь
образузвери
Божию;
его меньшие,от
душою
живою. Эта
заповедь
должна
была показать
людям,
насколько
рукии человека,
от
руки ибрата
его (Быт.
9, 5) душу
человека,
7. вы Взыщу...
же плодитесь
размножайтесь,
распространяйтесь
по земле,
и как
отвратительна
Богу
кровожадность
по
отношению
даже
к
животным.
определил на
наказание
и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: кто
умножайтесь
ней.
Вторая заповедь
— запрет проливать кровь человека, созданного по образу Божию
прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9,6).
(см.:
Быт. 9,
5).ибо человек создан по образу Божию (там же) — показывается, что
Словами
же:
Третья заповедь
— оподобно
равномБогу,
воздаянии
убийцам
(см.:
Быт. 9,и6),
что предполагало
человек,
облечен
властью
живить
мертвить».
утверждение в человеческом сообществе власти.
Четвертая заповедь — плодиться и размножаться (см.: Быт. 9, 7) — запрещает
препятствующие ее выполнению грехи, о нихже стыдно и говорить (Еф. 5, 12).

12.

Радуга как знак завета
Быт. 9, 8-19
8. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9. вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10. и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями
земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11. поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа,
и не будет уже потопа на опустошение земли.
12. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и
между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между
землею.
14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею
Лопухин:
«как плоти;
понимать
значение
знамения,
то мнения
экзегетов
живою
во всякой
и не самое
будет более
водаэтого
потопом
на истребление
всякой
плоти.здесь
одни
думают,
радуга
этого момента
появляется
16.расходятся:
И будет радуга
в облаке,
и Ячто
увижу
ее, ис вспомню
завет вечный
междутолько
Богом ивпервые
между и
что
раньше
ее нево
существовало
потому, что не было вовсе дождя, а
всякою
душею
живою
всякой плоти,совершенно
которая на земле.
земляБог
орошалась
туманом
и росою,Якак
это можно
предполагать
навсякою
17. И сказал
Ною: вот только
знамение
завета, который
поставил
между
Мною и между
основании
6 ст.
гл. Другие более основательно допускают, что радуга существовала
плотью,
которая
на2земле.
и раньше;
новышедшие
прежде она
совершенно
безразличным
феноменом,
18. Сыновья
Ноя,
избыла
ковчега,
были: Сим,
Хам и Иафет.небесным
Хам же был
отец Ханаана.
же ей усваивается
особенное
символизирующее
действие».
19. Сии троетеперь
были сыновья
Ноевы, и от них
населилась
вся земля.

13.

Грех Хама, пророчество о сыновьях Ноя
Быт. 9, 20-29
20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21. и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум
братьям своим.
23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и
покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали
наготы отца своего.
Пророчество
о распространении
вселении
его в шатрах
24. Ной
проспался
от вина своего ишатров
узнал,Иафетовых
что сделали онад
ним меньший
сын его,
Симовых
(см.:
Быт. 9, Ханаан;
27) исполнилось
двояко.
Во-первых,
в том,своих.
что потомки Яфета
25.
и сказал:
проклят
раб рабов
будет
он у братьев
народы) подчинили
весь мир,Ханаан
а во-вторых,
в том,
что они
26.(индоевропейские
Потом сказал: благословен
Господьсебе
Бог Симов;
же будет
рабом
ему;
первыми восприняли евангельское благовестив, став Новым Израилем — Церковью
27.
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан
Христовой.
же будет рабом ему.
28. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Блж. Феодорит Кирский: «Ной предсказал, что Бог вселится в селениях Симовых
Три сына
явились
родоначальниками
трехпятьдесят
основных
языково-племенных
групп
29. Всех
же
дней
Ноевых
было девятьсот
лет,
и сие
он умер.
(см.:
Быт.
9,27)...
Определенным
же концом
пророчество
имело таинство
древности:
семитов, хамитов
иафетитов.
В частности,
народыСын
европеоидной
расы
домостроительства,
когдаи Сам
Бог — Слово,
Единородный
Бога и Отца

происходят
от
потомков
Иафета:
народы,
населяющие
страны
Африки
и
часть
Азии,
воплотился и вочеловечился, и храмом Своим нарек от семени Давидова и
являются
потомками
Хама, а народы,
населяющие
Американский
континент,
Авраамова
восприятую
плоть: ибо
от СимаАзию
вели и
род
Давид и Авраам».
являются потомками Сима.

14.

Быт. 10 гл.
Родословие17.сынов
Ноя
Евей, Аркей, Синей,
1. Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и
Иафета. После потопа родились у них дети.
2. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал,
Мешех и Фирас.
3. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.
4. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим.
5. От сих населились острова народов в землях их,
каждый по языку своему, по племенам своим, в
народах своих.
6. Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
7. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха.
Сыны Раамы: Шева и Дедан.
8. Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен
на земле.
9. Он был сильный зверолов пред Господом; потому
и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред
Господом.
10. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех,
Аккад и Халне, в земле Сеннаар.
11. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию,
Реховофир, Калах.
12. И Ресен между Ниневию и между Калахом; это
город великий.
13. От Мицраима произошли Лудим, Анамим,
Легавим, Нафтухим,
14. Патрусим, Каслухим, откуда вышли
Филистимляне, и Кафторим.
15. От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет,
16. Иевусей, Аморей, Гергесей,
18. Арвадей, Цемарей и Химарей. В последствии
племена Ханаанские рассеялись.
19. И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до
Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до
Лаши.
20. Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их,
в землях их, в народах их.
21. Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых,
старшего брата Иафетова.
22. Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам.
23. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.
24. Арфаксад родил Салу, Сала родил Евера.
25. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек,
потому что во дни его земля разделена; имя брата
его: Иоктан.
26. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа,
Иераха,
27. Гадорама, Узала, Диклу,
28. Овала, Авимаила, Шеву,
29. Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья
Иоктана.
30. Поселения их были от Меши до Сефара, горы
восточной.
31. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам
их, в землях их, по народам их.
32. Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в
народах их. От них распространились народы по
земле после потопа.

15.

Построение Вавилонской башни
Быт. 11, 1-9
1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились
там.
3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них
кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем
себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны
человеческие.
6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они
Смешение
языков
- это есть
человека человеком. Не потому, что
делать, и не
отстанут
онивнутреннее
от того, чтонепонимание
задумали делать;
стал
- просто
люди
в силу
своей
греховности
и понимал
эгоистичности
перестали
Прп.непонятен
Ефрем:
«Для
чеготам
созидают
укрепленный
город,не
когда
некого речи
было
им
7.язык
сойдем
же
и смешаем
язык
их,
так
чтобы
один
другого.
друга
понимать.
С какой
я всей
должен
делать
то,
ты приказываешь
мне?
Хочу
страшиться?
Для
чегостати
импо
столп,
восходящий
дочто
небес,
когдастроить
дан им был
8.друг
И рассеял
их Господь
оттуда
земле;
и они
перестали
город.
взять не этот,
а другой
То естьпотопа?
взаимная
распря, прежде
ненависть
непреложный
завет,
что некирпич!
будет более
Говорят,
нежели
9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и
рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Кому же рассеять их, когда, кроме них,
оттуда
ихНоГосподь
по всейими:
земле.
никогорассеял
не было?
из сказанного
сделаем себе имя (там же) — открывается,
что строить
и столп побудили
их Ноя
гордость
и высокомерие,
и строение
их
Наказанием
для город
возгордившихся
потомков
стало рассеяние
их по лицу
всей земли
прекращено
возникшим единого
между ними
разделением». языка
и, как следствие,
— распадение
общечеловеческого

16.

Образ Вавилонско башни несомненно, обнаруживает параллели с
месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии
(зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких
террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать 7), на
верхней террасе находилось святилище божества

17.

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество
попыток найти т. н. «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов,
наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука,
который имел шумерское название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и
земли

18.

Родословие Сима
Быт. 11, 10-26
Ветхозаветные праотцы
Кол-во лет до рождения
сыновей
Кол-во лет после
рождения сыновей
Сим
100
500
Арфаксад
35
403
Сала
30
403
Евер
34
430
Фалек
30
209
Рагав
32
207
Серух
30
200
Нахор
29
119
Фарра
70
135
Авраам,
Нахор, Аран
Слово «еврей» происходит от имени патриарха «Евер», которое упоминается в
родословии Сима. Евреи как народ появляются на исторической арене примерно за
1900 лет до Рождества Христова.

19.

Домашнее задание
Прочитать следующие главы:
12- 50 гл. кн. Бытия – патриарх Авраам, период
ветхозаветных патриархов
English     Русский Правила