6 лекция. Восьмая заповедь Закона Божия. Не воруй
Катехизис свт. Филарета Московского о восьмой заповеди
Грехи против восьмой заповеди
Свт. Тихон Задонский (Плоть и дух, гл. 27)
Прот. Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих (изд. 1901). Заповедь 8: «Не укради»
Лихоимство
Катехизис свт. Филарета Московского о восьмой заповеди
Добродетели, предписываемые восьмой заповедью
87.05K
Категория: РелигияРелигия

Восьмая заповедь Закона Божия. Не воруй

1. 6 лекция. Восьмая заповедь Закона Божия. Не воруй

2. Катехизис свт. Филарета Московского о восьмой заповеди

Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо
образом того, что принадлежит другим.
Какие главнейшие грехи, запрещаемые восьмой заповедью?
Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них:
грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение
чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда,
например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо
хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают
своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или
по завещанию; когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего;
святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви;
духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности
не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с
подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных,
оправдывают виновных, притесняют невинных; тунеядство, когда не исполняя
работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую
могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы
приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство,
когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и
человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже
используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие
взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих
от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по
слишком высокой цене.

3. Грехи против восьмой заповеди

воровство
грабительство
взятничество
лихоимство
расточительство
мшелоимство
нечестное предпринимательство и
торговля

4. Свт. Тихон Задонский (Плоть и дух, гл. 27)

«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное,
которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная,
мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога
любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.
…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему
отвечаю:
Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек
созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.
Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять
умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.
Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым
Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся
и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.
Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим
Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая
неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный,
есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями,
употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например,
рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если
не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания
человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил
и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и
потому Создателю своему неблагодарным является...».

5. Прот. Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих (изд. 1901). Заповедь 8: «Не укради»

Против грабительства, или явного и насильственного присвоение себе чужих
вещей
Грабеж, равно как не подание против него помощи ближнему
Поджог, или только неосторожное обращение с огнем, особенно при курении
табака, и бездействие на пожаре
Обирательство домов вдовиц и сирот
Притеснение дорожного человека платою
Повреждение путей и способов сообщения
Во время неурожая или в случайной нужде чрезмерно дорогая продажа жизненных
припасов
Вообще несоразмерные цены за товар, за службу свою или за личную какую услугу
Казнокрадство при подрядах, а порученном хранении или расходовании казенных
денег или вещей
Угнетение должника и самое одолжение его с обдуманным раньше планом, чтоб
перевести в свою собственность все остальное имущество его
Привычка входить в долги и медленная уплата их или же совсем не платеж
Банкротство по свое вине или же совсем ложное
Невознаграждение ближнего за его убытки или труд, сколько требовалось
вознаградить
Насильственное задержание чужого капитала или чужой собственности, которые
случайно перешли в руки
Искание чужого или непринадлежащего наследства
Корысть с пожара, наводнения и вообще в тревожных обстоятельствах ближнего
Корысть с мертвого тела, особенно с поруганием для мертвеца
Утаение найденной вещи, особенно когда известен ее хозяин

6.

Виды кражи или тайного присвоения себе чужой
собственности
Кража как сильная привычка, или страсть
Принятие для хранения или покупка заведомо
краденного, а также вещей сомнительной собственности
Необличение знаемого вора
Принятие закладов от нетрезвого или игрока для
удовлетворения их страсти
Безгласное завладение чужим под видом остатка
Тайноедение, а также и тайнопитие, особенно вина
Кража по домам во время всенощной или в церкви
Святотатство
Святокупство (симония)
Злоупотребление пожертвованиями других, которые
сделаны на какое-нибудь богоугодное святое дело

7.

Неправедное присвоение чужой собственности
обманом
Делание фальшивой монеты или только сбыт ее заведомо
Незаконная продажа золота, равно как такая же работа из
него вещей
Подложные в деньгах или по имуществу документы, а
также утайка подлинных
Продажа или изготовление вещей, которые продавать и
изготавливать можно по особенному лишь дозволению и
праву
Тайная уклончивость от положенных пошлин
Похищение чужого вместе с другим, или чрез совместный
обман
Неверный вес, неточная мера и недочет денег при сдаче
Сокрытие недостатков в том, что продается или
обменивается
Привычка говорить о своих нуждах, или притворная
бедность
Составление себе состояния притворным нищенством

8.

О бережливом употреблении чужой и своей
собственности
Употребление чужой собственности без спроса, а также и
без всякой бережливости
Непредупреждение ближнего относительно убытков или
потерь, которых он сам не предвидит
Чрезмерная цена за ремесленную работу и художество
Некрепкая работа вещи из-за моды или от нерадения
Незаботливое хранение своего имущества, а отсюда –
повод другим к легкой покраже его
Роскошь и расточительство
Вызов на трату денег, с одной стороны, и трата их, с
другой, на театры, цирки и трактиры
Напрасный отказ ближнему в займе или в поручительстве
за него или же, напротив, одолжение его не по средствам

9.

О неправедных приобретениях
Незаконные проценты
Лихоимство (взятки)
Излишний торг при покупке чего-либо или
притеснение в цене продавца, когда он – видимо
– нуждается продать товар или вещи свои
Скряжничество (голодание за собственным
столом)
Требование себе платы за каждую малейшую
услугу
Выманивание чужих денег посредством
работы и продажи бездельных вещей

10. Лихоимство

Лихоимство,
лихоимание

греховная
страсть,
заключающаяся
в
приобретении
выгоды
за
счет
затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все
больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора
средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и
воровство» (Свт. Феофан Затворник).
Свт. Тихон Задонский: «Лихоимец, оставляя Бога, мамону
слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога
заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет
лихоимство идолослужением
(Кол. 3:5), и лихоимца
идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно,
ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от
Которого жизнь и все блаженство наше зависит!
Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному,
пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться,
чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от
лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил,
или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле
собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно».

11. Катехизис свт. Филарета Московского о восьмой заповеди

Какие добродетели соответствуют восьмой заповеди?
Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие
добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к
бедным.
Немилосердие к бедным является ли грехом против восьмой
заповеди?
Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у
него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и
избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а
потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или
скрываем их собственность и дар Божий.
Какая добродетель противоположна грехам против восьмой
заповеди?
Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для
всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть
совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой
собственности. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение
твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф. 19:21).

12. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью

чесноcть
бескорыстие
милосердие к бедным
нестяжательство
English     Русский Правила