Эпоха охотничье-собирательской культуры
Благодарю за внимание!
598.24K
Категория: ИсторияИстория

Эпоха охотничье-собирательской культуры

1. Эпоха охотничье-собирательской культуры

Подготовил студент группы И3И
Цыплаков А.

2.

Первый период (биогенный -так как человек сливался с
природой, занимался в основном охотой и собирательством)
охватывает так называемую эпоху палеолита, когда
существовал примитивный первобытнообщинный уклад
жизни Этот период существовал не менее 2 млн лет и был
самым длительным во взаимоотношении человека и природы.
Новейшие исследования антропологов позволяют оценить
возраст наиболее древнего представителя человечества (
человек умелый) в 2 млн. лет. Примерно 200 тыс. лет назад
сформировался человек разумный. Около 15 тыс. лет назад
человечество расселилось по всему ареалу своего обитания.

3.

Воздействие человека на природную среду проявлялось
в основном в изменении растительного покрова и
истреблении отдельных видов животных.
Установлено, что в эпоху палеолита люди полностью
уничтожили отдельных крупных животных
(мамонта, гигантских оленей и др.), продукты охоты
на которых были главным источником питания и
основным сырьем в хозяйственной деятельности.

4.

Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии
эволюции животных стал переход к систематическому применению
орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями
были обломки костей и палки для добывания пищи и защиты от
опасных хищников, а также подносы из коры, предназначенные для
сбора пищи. Для производства первых каменных орудий
использовались естественные материалы – кремень, кварцит,
горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень,
первобытный человек создавал острые орудия – рубило,
используемое для резки мяса, скребло, применявшееся при
обработке шкур убитых животных.

5.

Важнейшее экологическое различие между людьми и
другими видами животных состояло в
использовании огня. Сначала использовали огонь,
возникающий от молний, самовозгорания торфа, а
уже позже научились добывать его самостоятельно.
Использование человеком огня сделало его менее
зависимым от климатических изменений, а также
позволило повысить потребительские свойства
пищи за счет термической обработки.

6.

В своем мышлении человек продолжал целостно
воспринимать мир, а себя — как часть природы.
Первобытные народы ближе к природе за счет
мистических связей с ней.
На мистической сопричастности, слитности человека с
определенными явлениями природы и его возможности
влиять на них основывалась магия. Вероятно,
магические обряды были продолжением способности
первобытного человека к подражанию (которым так
славятся обезьяны) и посредством этого к внушению как
способу добиваться нужных результатов от других
животных (недаром существует термин«имитативная
магия»).
Связывал человека с природой и тотемизм (тотем означает
веру в происхождение данной группы людей от какого-то
определенного животного или растения). Для человека
тотемного периода живое не может быть просто
жертвой. Между тотемической группой и ее тотемом
существовало полное взаимодействие.

7.

Среди первобытных верований наряду с тотемизмом
можно выделить фетишизм — веру в
сверхъестественную силу природных или
искусственных предметов; анимизм — веру в
наличие души у животных; обожествление предков
и т.п. Человек реально постепенно отходил от
единства с природой, но тянулся к ней в своем
сознании.

8.

Древнейшие памятники культуры свидетельствуют об
отношении человека к природе, которое можно
назвать мифологическим. Немецкий философ
Кассирер утверждал, что именно чувство единства с
природой — самый сильный импульс
мифологического мышления. Примитивный
человек, по Кассиреру, способен делать различия
между вещами, но гораздо сильнее у него чувство
единства с природой, от которой он себя не отделяет.
Становление мифологических представлений
накладывается на речевое единство человека и
природы. Речь была формой единства человека с
природой в той мере, в какой имел место процесс
словотворчества. С прекращением этого процесса
язык уже мог разделять человека и природу, и
потребовались иные формы единства. Таковыми
стали мифы и первобытное искусство.

9.

И так, на уровне реального взаимодействия древнего человека с
природой его ждал следующий экологический кризис. Окончание
культуры палеолита в Европе, возможно, было в известной мере
результатом неразрешимого противоречия между созданной
человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных
животных и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты,
которые через некоторый период времени оказались исчерпанными.
Ряд исследователей считает в какой-то степени антропогенно
обусловленным исчезновение мамонтов и других крупных
млекопитающих. Главная причина данного экологического кризиса,
по версии М.И. Будыко, в более высокой скорости эволюции
человека по сравнению со скоростью эволюции преследуемых им
животных.
Кризис охотника был в отличие от кризиса австралопитека не кризисом
слабости, а скорее кризисом силы, как и современный
экологический кризис, хотя древний охотник не кажется нам
ретроспективно таким уж сильным.
Если экологический кризис палеолита действительно имел место, то он
несомненно оказал в той или иной степени влияние и на эволюцию
человека, по крайней мере способствовал развитию новых форм его
отношения с природой
English     Русский Правила