Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом , ярким сиянием Не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью, но с
Варвара Александровна Лопухина
Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся звуком [У]. Он помогает почувствовать
- Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения?
Ритмические перебои (т.е. сверхсистемные ударения) в движении четырехстопного дактиля почти зримо отражают
465.50K
Категория: ЛитератураЛитература

«И в небесах я вижу Бога…» (Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова)

1.

«И в небесах я вижу Бога…»
(Молитва как жанр в лирике
М.Ю.Лермонтова)

2.

Задачи урока:
продолжить знакомство с личностью
М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической
судьбой поэта;
познакомиться со стихотворениями
М.Ю.Лермонтова, написанными в жанре
молитвы;
определить своеобразие лермонтовских
стихотворений, созданных в жанре молитвы;

3.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

4. Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом , ярким сиянием Не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью, но с

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Я, Матерь Божия,
Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом , ярким сиянием
Пред твоим образом , ярким сиянием,
сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не о спасении,
спасении, не перед битвою,
битвою,
не с благодарностью, но с покаянием
Не с благодарностью иль покаянием
Не за свою душу прошу безродную
Не за свою молю душу пустынную,
пустынную,
за душу странника
За душу странника в свете безродного,
безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
холодного.

5. Варвара Александровна Лопухина

- одна из самых глубоких
сердечных
привязанностей
М.Ю.Лермонтова.
Пережив бурное
увлечение Н.Ф.Ивановой,
поэт в 1831 году
встретился в близкой ему
семье Лопухиных с
младшей сестрой своего
друга Алексея - Варенькой

6.

Чувство поэта к
В.А.Лопухиной оказалось
самым сильным и
продолжительным.
Лопухина была адресатом
или прототипом как в
ранних стихах («У ног
других не забывал…»,
1831, «Она не гордой
красотою…», 1832, и
другие), так и в поздних
произведениях:
«Валерик», посвящение к
VI редакции «Демона»;
образ ее проходит в
стихотворении «Нет, не
тебя так пылко я
люблю…», в «Княгине
Лиговской» (Вера)

7. Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся звуком [У]. Он помогает почувствовать

тихий шелест листвы
заунывность молитвы, страстность мольбы
завывание ветра
угрожающее предостережение

8. - Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения?

Я , Матерь Бо жия, ны не с моли твою
I
- I -- I - I - Пре д твои м о бразом, ве чным сия нием
I
-I I - I -I --

9. Ритмические перебои (т.е. сверхсистемные ударения) в движении четырехстопного дактиля почти зримо отражают

набегание волны на морской берег
взволнованность речи лирического героя
колыхание пламени свечи перед иконой
взмахи крыльев пролетающей птицы
English     Русский Правила