Растительность
Солитеры
Солитеры
Солитеры
Ряды.
Аллеи.
Классификация аллей
Ритм, отработка навыков построение аллей
Ритм считается сложным, если повторяются целые звенья. Но его следует применять ограниченно.
Аллеи.
Типы аллей:
Аллеи могут быть оформлены очень разнообразно:
Перголы и Берсо
Пергола
Задание:
4.22M
Категория: СтроительствоСтроительство

Растительность. Солитеры

1. Растительность

2.

• Насаждения – один из главных компонентов
садово-паркового ландшафта любого объекта.
Насаждения в садах и парках – это деревья,
кустарники, травянистые растения, они
составляют основу формирования парковой
среды и нерасторжимо связаны с другими
компонентами ландшафта – рельефом и водой
– и с учетом климата определяют
пространственную структуру и характерный
облик каждого объекта. При проектировании
объектов насаждения, как правило,
необходимо формировать в растительные
сообщества, так называемые типы парковых
насаждений (ТПН).

3.

• В процессе развития ландшафтного
искусства исторически сложились приемы
создания насаждений, как в садах и парках
регулярного и ландшафтного стилевого
направлений. В ландшафтном
проектировании общеизвестны и
применимы следующие типы насаждений:
солитеры, ряды, аллеи, живые изгороди,
массивы, куртины, рощи, группы.

4. Солитеры

• – отдельно стоящие деревья и кустарники.
Солитеры используют как в регулярном, так и в
пейзажных композициях.
• При проектировании в регулярные композиции
возможно включать виды, имеющие геометрически
правильную (регулярную ) форму кроны.
• Это – пихты, пирамидальные тополя,
колонновидные формы туи западной, шаровидные
привитые формы клена, рябины.
• В пейзажных композициях в качестве солитеров
используют деревья со свободной естественной
формой композиции

5. Солитеры

6. Солитеры

7.


Роль солитеров в садах и парках:
- акцент (фокус восприятия);
- центр композиции;
- «рама» пейзажной картины;
- переход от закрытого пространства к
открытому.
• По замыслу отдельно стоящее дерево
должно возбуждать интерес, иметь
запоминающийся облик.

8.

• Древесные растения как солитеры при
размещении на хорошо освещенном
пространстве, при отсутствии конкуренции
со стороны других насаждений при
достаточной площади питания достигают
максимальной декоративности,
характерной для данного древесного вида.
Горизонтальная проекция кроны стремится
стать кругом, а крона развивается
полноценно на всем протяжении жизни
растения.

9.

• При размещении дерева в
пространстве парка основная задача
состоит в том, чтобы показать его
индивидуальную красоту. Для этого
необходимо достаточно большое
открытое пространство, соизмеримое
с размерами конкретных древесных
видов с учетом их возрастной
динамики (роста).

10.

• Видовая точка, или «линия маршрута»,
с которой открывается вид на солитер,
должна отстоять от него на расстояние
более двух, а лучше трех высот
солитера.
• На таком расстоянии посетитель будет
видеть дерево целиком с включением
горизонтальной поверхности газона и
неба, что придает пейзажной картине
глубину и объем.

11.

• Для различной величины пространств
рекомендуется в качестве солитеров
различные виды растений, а именно:
• - для малых пространств (ширина 20-50 м)
рекомендуется ива ломкая форма
шаровидная, красивоцветущие яблоня, груша,
слива;
• - для средних пространств 960-100 м- клен
остролистный, сосна обыкновенная, ель
колючая, ель сибирская.
• - для больших (120 м и более) – лиственница
сибирская, тополь белый, дуб черешчатый.

12. Ряды.

• Ряды – это типы насаждений,
представляющие собой размещение деревьев
или кустарников вдоль дорог или в качестве
защитных посадок территории в один, два и
более рядов.
• Ряды играют изолирующую (визуальную и
средозащитную) роль. Степень изоляции
зависит от вида древесной породы и возраста
деревьев, его составляющие.
• Все это оказывает непосредственное влияние
на эстетику и функциональность ряда в целом.

13.

14.

15. Аллеи.

• Аллея – прямолинейная дорога с рядовой
обсадкой.
• Просека (просек) – прямая дорога в лесном
массиве парка или лесопарка.
• Дорогу со свободной трассировкой редко
называют аллеями, даже если они имеют обсадку
из деревьев и кустарников.
• Прямые аллеи с рядовой обсадкой в русском
паркостроении сложились как самостоятельный и
один из наиболее выразительных элементов парка.
• Аллея ориентирует восприятие посетителя на
объект ландшафтной архитектуры, направляет его
движение к композиционным и архитектурным
узлам объекта.

16. Классификация аллей

• По назначению:
• - главные;
• - входные (в зависимости от размера и
посещаемости парка их ширина может быть 58-12 до 30 м);
• - второстепенные – обзорные, кольцевые,
прогулочные (ширина 2-3-5 м), подъездные
(обсажены березой, липой, дубом, елью).
• По структуре:
• - симметричные;
• - асимметричные

17.


- простые – в виде одного полотна дороги;
- сложные – двойные, тройные
По вертикальной сомкнутости:
- 1, 2, 3 –ярусные
В зависимости от густоты посадки,
ориентирующей восприятие, аллеи
подразделяются на:
• - полузакрытый тип;
• - закрытый тип.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

• Аллеи полузакрытого типа строятся с
учетом обзора окружающих пейзажей.
Обрамляются рядами и группами деревьев
(реже – кустарников) с интервалом
размещения в ряду 7-12 м
• Закрытый тип аллеи ориентирует взгляд
строго по оси движения.
• Аллеи этого типа композиционно завершаются
архитектурными сооружениями, скульптурой,
фонтанами, газоном, цветником и др.
• Деревья высаживают близко (2-3-5 м), и,
смыкая кроны, они образуют зеленой свод,
иногда очень выразительный благодаря своей
архитектонике

27.

• Создается иллюзия коридора с высокими
сводами из крон деревьев, в окружении
колонн из ритмически расположенных,
одноразмерных стволов деревьев, свободных
от скелетных ветвей на большую высоту.
• Максимальной декоративности такие аллеи
достигают, когда деревья находятся в среднем
и старовозрастном состоянии.
• При большой протяженности (300-500 м)
необходимо прерывать ритм аллеи
раскрытием вида, включением площадки с
различными акцентами (скульптура, ваза,
фонтан и др.).

28.

• Иногда в смене впечатлений решающую
роль играет рельеф, когда незаметный для
глаза его перепад в середине пути скрывает
противоположный конец аллеи и
завершающий ее акцент. Создается эффект
его постепенного раскрытия по мере
подъема по склону.
• Выразительность аллеи зависит также от ее
ориентации по сторонам света, ритма
освещенных и затененных участков дороги,
мозаики теней

29.

• Очень важен подбор ассортимента растений.
Традиционным является использование липы,
березы, дуба, клена, вяза, лиственницы, ели,
сосны.
• Деревья первой величины придают аллее
монументальный характер, хвойные – более
торжественный, плодовые – камерный.
Введение красивоцветущих кустарников
вносит мажорное, праздничное настроение.
• Для аллейных посадок необходим
однородный высококачественный материал.
При распаде насаждений целесообразно
заменить всю аллею целиком, так как замена
единичных экземпляров нарушит ее
однородность.

30.

• Исключение – аллеи в мемориальных
парках, где ценно каждое сохранившееся
дерево.
• Аллея воспринимается как единое целое,
даже если со временем в ней сохранилось
не более 30 % старовозрастных
экземпляров деревьев.
• Подсадки в старую аллею молодых,
малоразмерных саженцев недопустимо.

31. Ритм, отработка навыков построение аллей

• Ритм – это закономерное
чередование элементов во
времени и пространстве, такт или
мерность, повторяемость каких-то
элементов или их свойств через
определенные интервалы.
Объединение этих компонентов
определяется как метр.

32.


• А
А
А
А
м
м
м
м
• Схема простейшей метрической
повторности: А – элемент,
• М - равные отрезки расстояния
• А+М – метр
А

33.

• Иной характер усложнения
интервала проявляется в том
случае, когда он количественно
меняется в определенном
отношении.
• Такого рода закономерность
нельзя назвать метрической, и ее
определяют уже как
ритмическую.

34.


А
А
А
м

2м х 2=4м
• Схема простейшей ритмической
повторности:
• А – элемент
• М – метр
А

35.

• Интервалы могут быть
пространственные или временные.
Ритм считается устойчивым, если
содержит от 5 до 8 элементов. Чем
больше элементов, тем ритм
устойчивее, но в то же время он может
показаться монотонным.
• Его или меняют, или меняют главную
породу, можно разнообразить ритм
включением цветников.

36. Ритм считается сложным, если повторяются целые звенья. Но его следует применять ограниченно.


• Лм
5м 3м 3м 3м 5м
Св Св
Лм
Св Св Св

37.

• Ритм проявляется в чередовании деревьев,
кустарников, скамей, скульптур вдоль
аллей, которое улавливается пешеходом в
процессе
движения.
Повторные
впечатления, как правило, ослабевают.
• Новизна, неожиданность вида обостряют
ощущения, поэтому длительные повторы
одного и того же ритма нежелательны.
• Это допускается лишь в особых случаях,
например, на торжественных экспланадах
или в парках-мемориалах.

38.

• Обогатить
ритмический
рисунок
можно путем увеличения числа
повторяющихся элементов (включая
как природные, так и архитектурные
составляющие, различия в материале,
цвете, фактуре и т. д.), использования
фактора
композиционной
внезапности.

39. Аллеи.

• Назначение аллей – обеспечить удобные
пешеходные связи входов со всеми
функциональными зонами и сооружениями.
• Прямолинейные аллеи придают участку
торжественность.
• В общем балансе территории парка под
дороги аллеи отводится 8-15 %, за городом -2-4
%.
• Их относительная протяженность в городе
300-400 м/га; за городом 50-100 м/га. В
спортивных
парках
эти
нормативы
увеличиваются.

40. Типы аллей:

• - с поднятым штамбом;
• - тенистые аллеи (характерны узкие
дороги и высокие деревья);
• - аллеи в готическом стиле
(колонновидные формы крон
деревьев);
• - аллеи-своды (с формующей стрижкой
деревьев);

41. Аллеи могут быть оформлены очень разнообразно:


- двухрядные;
- четырехрядные;
- комбинированные из деревьев и кустарников;
- с ярусным размещением посадок;
- в сочетании с рабатками цветов и полосами
живых изгородей;
• - с устройством в полосе посадок ниш для
скамеек или скульптуры.
• Важное условие при размещении деревьев и
кустарников в аллее – проекции их крон не
должны заходить друг за друга.

42. Перголы и Берсо

• Берсо – крытая галерея из
перекладин, установленных на
опоры, вдоль аллеи или садовой
дорожки. По ее стороне
высаживают деревья или
кустарники, ветви которых
прикрепляют к каркасу из
решетчатых стенок

43.

• Стволы и ветви привязывают к каркасу и,
разрастаясь, иногда они образуют плотный
зеленый тоннель. По концам берсо иногда
располагают беседки. Отсюда и название от
«беседка».
• Длина берсо варьируется от нескольких
метров до десятков метров. Это сооружение
четко заданным направлением, влекущее
вперед. Оно зовет пройти под сводчатыми
арками переплетающихся зеленых ветвей до
самого конца и увидеть, что же расположено в
дальнем уголке сада

44.

45. Пергола

• Итальянское слово означает «навес
ажурный конструкции, опора для
вьющихся растений».
• Пергола может быть как отдельно стоящим
сооружением, так и частью здания,
закрывающей открытые террасы.
• В странах Средиземноморья пергола
служила опорой для винограда.

46.

• В дальнейшем функции перголы
расширились: летом – прохлада,
отбрасывает тень, защищая от ветра,
служит визуальным экраном.
• По конструкции свод перголы устраивают
как решетчатым, так и из одних поперечных
балок. Форма свода может быть:
• - плоской;
• - арочной;
• - двускатной

47. Задание:

• 1. Нарисовать аллею с различной
схемой повторности. Обозначить
назначение аллеи и ее расположение
(парк, бульвар и т. д.)
• 2. На чертеже должен быть: вид
сверху, фронтальный вид, перспектива
и ведомость элементов озеленения.
English     Русский Правила