Похожие презентации:
Образование и социальное неравенство. Масс-медиа, технологии и общество
1. Образование и социальное неравенство. Масс-медиа, технологии и общество.
2.
Существует две независимые противоположныепозиции в отношении того, какой вклад вносит
образование в формирование социального
неравенства, и в целом в установление
неравенства между различными категориями
граждан. Они формулируются исследователями
следующим образом:
• Образование помогает постепенно
выравнивать социальные возможности,
которыми владеет человек в обществе;
• Образование – это один из механизмов
воспроизводства принципов социального
неравенства в современном социуме.
3.
Существуют две принципиальные позиции относительновклада образования в установление и поддержание
социального равенства или неравенства в обществе –
1. Образование способствует выравниванию социальных
возможностей людей в обществе. Эта позиция представлена
структурно-функционалистским направлением в социологии,
согласно которому образование является механизмом
обеспечения равных возможностей в обществе, так как в
школе все учащиеся находятся в равных условиях и
академический успех достигается только благодаря их
индивидуальным усилиям.
2. Образование является механизмом воспроизводства
социального неравенства в обществе. Согласно сторонникам
этой позиции учащиеся в школе изначально находятся в
неравных условиях, поэтому хорошую или плохую
успеваемость нельзя считать только «заслугой» их самих.
4.
«Образование — это передача знаний отодного поколения к другому посредством
прямого обучения» (Э. Гидденс). Во многих
социологических изданиях можно найти
определение образования как
целенаправленной познавательной
деятельности людей по передаче и
получению знаний, умений либо по их
совершенствованию.
Образование — это и процесс, и результат
получения знаний, развития навыков и
способностей человека.
5.
• Образование — важная составляющая процессасоциализации, охватывающая большую часть жизни
современного человека. Образование осуществляется в
разных формах, причем какие-то формы могут
превалировать на том или ином этапе жизни человека.
Например, очное образование в специализированных
учреждениях в большей степени характерно для этапов
детства и юности человека.
• Принято выделять образование формальное и
неформальное. Формальное образование — это
образование в условиях специального
образовательного учреждения, например школы или
университета. Неформальное образование — это
образование в процессе самой жизни, в ходе
воздействия на человека различных социальных
институтов (культуры, СМИ) и взаимодействия человека
с другими людьми.
6.
Образование — это центральный пункт процессасоциализации индивида. По мнению классиков
социологии, образование играет ключевую роль на
этапе вторичной социализации, выполняя те
функции, которые не может выполнить семья. К
таким функциям Э. Дюркгейм и Т. Парсонс относили
следующие:
• передача профессиональных знаний, умений и
навыков, которые по мере усложнения разделения
труда становятся все более специализированными и
поэтому могут быть переданы только в условиях
специализированного образовательного учреждения;
• передача норм и ценностей общества, включая
язык, культуру, традиции, символы и историю своего
народа.
7.
• Ключевая функция образования — это подчинениеиндивида обществу через дисциплину и
самодисциплину.
• Цель образования — формирование
ответственных граждан, добровольно
исполняющих свой моральный долг перед
обществом (Э. Дюркгейм).
• Т. Парсонс акцентировал ценность индивидуальных
достижений человека в процессе образования. Он
считал, что посредством школьного образования
ученики осознают саму ценность достижения и
учатся достигать успеха. В школе ученики
оцениваются по их личным достижениям, а не по
индивидуальным особенностям (как в семье).
Достижения учащихся измеряются
унифицированными оценками, что приучает детей
к условиям соревновательности в обществе.
8.
• Образование как социальное явление – этоотносительно самостоятельная система,
функцией которой являются обучение и
воспитание членов общества,
ориентированные на овладение
определенными знаниями (прежде всего
научными), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых, в конечном
счете, определяется социальноэкономическим и политическим строем
данного общества и уровнем его
материально-технического развития.
9. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
система дошкольного воспитания,
общеобразовательная школа,
профессионально-техническое образование,
среднее специальное образование,
высшее образование,
послевузовское образование,
система повышения квалификации и
переподготовки кадров,
• образование по интересам.
10. Функции образования
• - социальное воспроизводство/репродуктивная/;
• - социальное перемещение /изменение
социального статуса/;
• - культурно-репродуктивная;
• - коммуникативная;
• - селективная;
• - социальное регулирование и контроль;
• - инструментальная.
11.
• Функция социального воспроизводства состоит в том, чтообразование репродуцирует различные стороны социальной жизни.
За счет образования происходит накопление непосредственно
духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть
этой функции выражается через социально-экономическое развитие,
которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая
система образования.
• Функция социального перемещения связана с изменением
положения человека в обществе. Образование дает основание для
изменения социального статуса личности. В этом случае многое
определяется социальными ориентациями обучающегося. Последние
включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную
(осознание человеком своего социального происхождения),
ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их
достижения) и перспективную (выбор будущего социального
положения и путей, этапов движения к нему). Образование
предоставляет возможности осуществить все три стороны социальной
ориентации.
• Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в
ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная
возможность сохранять и приумножать культурный пласт общества.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не
штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число
поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурновоспроизводящая функция образования.
12.
• Коммуникативная функция – это двусторонняя связь междуобразованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает
личность в процессе обучения, воспроизводятся также и другими
сферами жизнедеятельности общества: экономической,
политической, наукой и т.д.
• Селективная функция образования выражается в естественной
дифференциации учащихся по способностям, предметным и
профессиональным симпатиям.
• Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в
силу экономической и других форм зависимости образования как
непроизводительной сферы деятельности людей. Через сферу
образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и
учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование
уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также
традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.
• Инструментальная функция социального института образования
проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске
наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения
к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности
общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке
превентивных мер против возможных вариантов девиантного
поведения.
13. Концепция «человеческого капитала»
• Основоположники теории человеческого капитала:Теодор В. Щульц (1979г.) и Гэри Беккер (1992г.) –
экономисты «чикагской школы», лауреаты Нобелевской
премии по экономики
• Основные работы: Т. Шульц «Формирование капитала
образования» (1960г.) и «Инвестиции в человеческий
капитал» (1961г.) Г. Беккер «Человеческий капитал:
теоретический и эмпирический анализ» (1964г.)
• Определение: По Г. Беккеру, «человеческий капитал» это совокупность врождённых способностей и
приобретённых знаний, навыков и мотиваций,
целесообразное использование которой способствует
увеличению дохода (на уровне индивида,
предприятия или общества)
14.
• Медиа (англ. «media») — это средстваинформирования и коммуникации субъекта
(субъектов) с другим субъектом (другими
субъектами) общения и взаимодействия,
являющиеся источниками и носителями
информации, то есть берущие на себя
функцию передачи, переноса, трансляции,
трансмиссии некоторых сведений с
помощью использования той или иной
технологии или в рамках деятельности
социальной организации и встающие
между субъектами коммуникации.
15.
Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в серединечего-либо и с посредничеством. Это легко доказывается анализом однокоренных
слов:
‒ Mediale (лат.) — середина, сердцевина
‒ Medianum (лат.) — средняя часть, середина.
‒ Medianus (лат.) — находящийся посреди, средний.
‒ Mediatio (лат.) — посредничество.
‒ Mediator (лат.) — посредник .
‒ Medium (лат.) — середина; нечто среднее, находящееся посреди, занимающее
промежуточное положение, центр; нечто, находящееся в общественном
пользовании, общественное благо.
‒ Medius (лат.) — находящийся посреди, срединный, центральный,
промежуточный; общий, общественный, общедоступный; посредничающий,
выступающий посредником; посредственный, заурядный.
‒ Медиатор (в юриспруденции, психологии, связях с общественностью) — лицо,
являющееся посредником в разрешении конфликтов между двумя сторонами.
‒ Медиум — лицо, заявляющее, что может общаться с духами мёртвых.
‒ Медиана (в статистике) — число, характеризующее выборку и находящееся в
середине неё (медиана как бы разделяет выборку на два диапазона).
16.
Масс-медиа (англ. mass media) — это средствамассового информирования и/или массовой
коммуникации –
• Как технические (физически реальные)
средства коммуникации (массовой и нет).
• Как совокупность технических средств
коммуникации.
• Как каналы коммуникации, физически или
теоретически реальные.
• Как посредники между субъектами общения.
• Как способы выражения и передачи
информации от субъекта к субъекту.
17.
• Как организации, преимущественно и вкачестве своей основной деятельности
использующие определённые технические
средства коммуникации для
распространения массовой информации, и
как конкретную организацию,
занимающуюся данной деятельностью.
• Как социальные институты, включающие всю
совокупность медиа как организаций,
существующих в обществе, а также историю и
практику их работы, правовые нормы и
общественные ценности, связанные с их
существованием в данном обществе
18.
• Средство массовой информации (СМИ) —это организация, в качестве своей основной
деятельности распространяющая массовую
информацию с помощью средств массовой
коммуникации и иных специфических
технологий
• Средство массовой коммуникации (СМК)
— это технический инструмент и связанная
с ним возможность распространения с
любой целью массовой информации
19.
• К СМК относятся: пресса, радио,телевидение; кинематограф, звукозаписи
и видеозаписи; видеотекст, телетекст,
рекламные щиты и панели; домашние
видеоцентры, сочетающие
телевизионные, телефонные,
компьютерные и другие линии связи.
20.
Условия функционирования средств массовойкоммуникации.
К подобным условиям можно отнести следующее:
1) наличие технических средств, обеспечивающих
регулярность и тиражированность массовой
коммуникации;
2) социальная значимость информации, способствующая
повышению мотивированности массовой
коммуникации:
3) массовая аудитория, которая, учитывая ее
рассредоточенность и анонимность, требует
тщательно продуманной ценностной ориентации;
4) многоканальность и возможность выбора
коммуникативных средств, обеспечивающих
вариативность и вместе с тем нормативность массовой
коммуникации.
21.
Массовая аудитория как компонент массовойкоммуникации характеризуется
неоднородностью, рассредоточенностью (по
территориальному признаку) и анонимностью.
Индивиды, образующие эту аудиторию,
рассматриваются как личности, включенные в
сеть реальных общественных отношений и
связей.
Именно при помощи массовой коммуникации
эти личности могут установить и поддерживать
отношения и связи не только внутри своей
социальной группы, но и с более широкой
социальной средой.
22.
Способы и средства массовойкоммуникации.
Различают следующие способы:
• а) направленность;
• б) многоканальность;
• в) нормативность;
• г) вариативность коммуникативных средств.
23.
Современные исследователи выделяют шестьнормативных моделей взаимодействия СМИ
и государства:
• модель независимой прессы,
• модель социальной ответственности,
• модель демократического
представительства,
• советская модель,
• авторитарная модель;
• модель развития.
24.
• Модель независимой прессы. Распространение информации должнобыть доступно для индивидов без лицензии; критика правительства,
официальных лиц или политических партий не должна быть
наказуемой; публикации не должны подвергаться цензуре, не должно
быть препятствий при сборе материалов, проводящемся законными
средствами; не должно существовать ограничений для
распространения информации через государственные границы;
журналисты должны обладать независимостью внутри институтов
массовой коммуникации.
• Модель социальной ответственности. В своей деятельности СМИ
имеют определенные обязательства перед обществом; информация
должна быть точной, объективной и сбалансированной; деятельность
СМИ является саморегулирующейся посредством правовых норм и
соответствующих институтов; средства массовой коммуникации
должны быть плюралистическими, выражать различные точки зрения
и предоставлять возможность ответа на критику; вмешательство в
деятельность СМИ может быть оправдано лишь необходимостью
обеспечения общественной безопасности; журналисты ответственны
как перед обществом, так и перед работодателем; деятельность СМИ
не должна прямо или косвенно вызывать и оправдывать насилие,
общественные беспорядки, оскорбление меньшинств.
25.
Модель демократического представительства. Эта модель предоставляет
отдельным гражданам право на использование СМИ в своих собственных
интересах; деятельность СМИ и передаваемая информация не должны быть
подконтрольны политическим или бюрократическим органам, так как СМИ
служат, прежде всего, своей аудитории. У социальных групп и организаций
должны быть возможности реализации своих информационных
потребностей, в идеале у них должны быть свои собственные средства
массовой коммуникации; поскольку коммуникации слишком важны, они не
должны быть уделом профессионалов, поэтому предпочтение отдается
небольшим формам организации массовой коммуникации.
Советская модель. В основе деятельности СМИ и распространяемой ими
информации лежит принцип партийности в идеологии. Средства массовой
коммуникации не могут принадлежать частным владельцам. Они находятся в
государственном ведении; деятельность журналистов направлена на
решение проблем экономики, культуры, воспитания людей; информация
подвержена дозированию, цензуре, а деятельность СМИ – санкциям со
стороны партийно-государственных органов.
Авторитарная модель. Деятельность средств массовой коммуникации
должна быть лояльна существующей власти; в информации не должно быть
критики доминирующих политических и моральных ценностей; для
реализации этих условий необходимо наличие цензуры. Критика власти,
господствующей политической линии и моральных установок
квалифицируется как уголовное преступление; журналисты не являются
независимыми внутри СМИ.
26.
• Модель развития (стран «третьего мира»).Средства массовой коммуникации должны
способствовать достижению целей национальногосударственного строительства; их деятельность
определяется приоритетами в экономике и
потребностями развития общества в целом;
приоритетными являются материалы,
способствующие развитию национальной культуры;
акцент в информации должен быть сделан на
развивающиеся страны, близкие в географическом,
культурном или политико-экономическом плане;
при сборе и распространении информации
журналисты должны обладать как свободой, так и
ответственностью; государство имеет право на
введение ограничений и цензуры в интересах
национального развития.
27.
• Термин “менталитет” синонимичен такимпонятиям как “национальный характер”,
“национальная психология”, “национальное
самосознание”. Но в последнее время в
психологической и культурологической
литературе на смену понятию
“национальный характер” для
обозначения психологических
особенностей этнических общностей все
чаще приходит понятие “менталитет”
или “ментальность”
28. Генерал Ален Даллес "Размышление об Американской военной доктрины против СССР"
Генерал Ален Даллес "Размышление обАмериканской военной доктрины против
СССР"
«Из литературы и искусства, например, мы
постепенно вытравим их социальную сущность,
отучим художников, отобьем у них охоту заниматься
изображением... исследованием тех процессов,
которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театры, кино - все будет изображать и
прославлять самые низменные человеческие
чувства...
Мы будем всячески поддерживать и подымать так
называемых художников, которые станут насаждать и
вдалбливать в человеческое сознание культ секса,
насилия, садизма, предательства, - словом всякой
безнравственности...»
29.
Структура массового сознания –- глубинный - включает бессознательный слой
массового сознания (менталитет), который мало
изменяем во времени;
- базовый - в него входят достаточно устойчивые,
но постепенно трансформирующиеся элементы
(стереотипы, традиции);
- верхний - к нему относятся подвижные,
подверженные изменению элементы, связанные
с современными социальными процессами и
явлениями.
30.
• Под массовым сознанием в широкомсмысле понимают сознание больших масс
людей, народа.
• В более узком значении — это та особая
форма обыденного сознания, которая
появляется под влиянием определенных
средств, прежде всего средств массовой
информации.
31.
В массовом сознании людей выделяются дваосновных слоя:
• сознание обыденное, связанное со стихийным
отражением минимального набора повседневных,
бытовых потребностей и отношений;
• сознание практическое, включающее в себя весь
жизненный опыт человека, — оценки,
переживания, убеждения, цели, суждения,
базирующиеся на здравом смысле. Именно
здравый смысл, содержащий рациональное зерно,
не позволяет сознанию оторваться от
действительности. В целом массовое сознание.
благодаря традиционным формам закрепления,
отличается инертностью, консерватизмом,
стереотипностью.
32.
Массовое сознание имеет следующие особенности:• сложность и противоречивость (в массовом сознании
присутствуют несовместимые взгляды —
прогрессивные и негативные реакции);
• Синкретизм (учение, согласно которому изначальное,
неразвитое состояние системы, объекта
характеризуется слитностью, нерасчлененностью,
постепенно трансформирующейся в структурно
оформленную, организованную, упорядоченную
совокупность элементов, частей;);
• размытость, фрагментарность, аморфность,
разорванность;
• эмоциональность;
• «упрошенное» отражение социальной
действительности.
33.
• МНЕНИЕ - одно из проявлений сознания,представляющее совокупность логически связанных
между собой суждений, содержащих оценку явления,
процесса, человека. Вместе с тем мнение имеет не
только духовную, но и практическую сторону, которая
реализуется в поведении людей в соответствии с
имеющимся мнением. Мнение возникает в условиях
неопределенности гносеологической ситуации, которая
предполагает выбор и оценку различных вариантов
разрешения данной ситуации. Мнение обязательно
характеризуется той или другой степенью уверенности в
правильности высказываемых суждений.
34.
В качестве воздействия на личность и формированиемнения выделяют ряд воздействий информацией:
1. Распространение искаженной, недостоверной или
неполной информации.
2. Использование информационных технологий как
целенаправленное информационное давление с
целью изменения мировоззрения, взглядов и
морально-психологического состояния людей.
Мерцание экрана, часто повторяющаяся
информация, рекламные баннеры на различных
сайтах, виртуальные игры все это воздействует на
психику человека, изменяет ее.
3. Использование искаженного восприятия людьми
достоверной информации.
35.
• Общественное мнение складывается наоснове широко
распространённой информации, как
то: мнений, суждений, убеждений, идеолог
ий, а также слухов, сплетен, заблуждений.
• Инструментами воздействия на
общественное мнение со
стороны государства являются пропаганда и
цензура.
• К способам формирования общественного
мнения также можно отнести «спираль
молчания».
36.
• Концепция «спирали молчания» была предложена известнымнемецким социологом Э. Ноэль-Нойман в связи с проблемой
формирования общественного мнения.
• Согласно концепции спирали молчания, люди, когда чувствуют,
что установки, доминирующие в обществе, или
распространяемые СМИ, или разделяемые их ближайшим
окружением, противоречат их собственной позиции, стараются
избегать высказывания своей позиции. Важно отметить, что
чем сильнее, распространеннее массовая точка зрения, тем
сильнее люди, представляющие другую позицию, «замолкают»
в страхе изоляции, игнорирования или неодобрения их мнения.
То есть, если индивид обнаруживает, что разделяемые им
установки и представления являются мало распространенными,
то вероятнее всего он не будет выражать их открыто. В связи с
этим люди изучают свое окружение, стараются узнать
доминирующие точки зрения.