Похожие презентации:
Принцип культуросообразности по С.Т. Шацкому
1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет психологии
Кафедра начального образования
Предмет: Педагогика.
Принцип культуросообразности по С.Т. Шацкому.
Выполнила:
Студентка 2 курса Группы-НОНЯ-2
Аржанова Виктория
2.
Шацкий Станислав ТеофиловичШацкий Станислав Теофилович.
Российский педагог.
• Родился: 1 июня 1878 г., Воронино,
Смоленская губерния, Российская
империя
• Умер: 30 октября 1934 г. (56 лет),
Москва, СССР
• Чем известен: выдающийся педагог,
основоположник отечественного
дополнительного образования.
Все его воспитательные системы продукт и порождение времени, взлет
педагогического творчества, уважение
к личности ребенка, понимание того,
что дети зеркально отражают
положительные и отрицательные
стороны окружающей
действительности, - характеризуют
теоретическую направленность
воспитательных систем 20-х годов.
3.
Принцип (от лат. principium - основа, первоначало)-это руководящая идея, основное правило,
требование к деятельности, поведению.
Принцип культуросообразности – это идея о
максимальном использовании в воспитании,
образовании и обучении культуры той среды, в
рамках которой осуществляется развитие личности
человека. Принцип культуросообразности
полагает престиж общечеловеческих ценностей
культуры, учет в воспитании ценностей и норм
общечеловеческих и национальных культур.
Общечеловеческие ценности предполагают
признание ценности человека как самоценности,
семьи как естественной среды существования,
труда как основы жизнедеятельности, мира на
земле как условия существования, знания как
основы деятельности, культуры как исторически
сложившегося социального опыта.
4.
Впервые как самостоятельный принцип педагогики,принцип культуросообразности, был выдвинут
А. Дистервегом, который считал, что при воспитании
ребенка необходимо учитывать всю совокупность
окружающих факторов: место и время существования,
окружающее общество, современную культуру и т.д.
Принцип культуросообразности по А.Дистервегу означал
организацию учебно-воспитательного процесса с учетом
определенной внешней, внутренней и общественной
культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы
морали, быта, потребления. Внутренняя культура —
духовная жизнь человека. Общественная культура —
социальные отношения и национальная культура.
5.
В отечественной педагогике идеюкультуросообразности развивал в своих трудах
К. Д. Ушинский. По мнению педагога, воспитание
образованного человека и гражданина должно
начинаться с умения писать, читать, считать, со
знания своей религии, родины, ее природы,
географии, истории, культуры. Таким образом,
К.Д.Ушинским был описан принцип
культуросообраности, который подразумевал, что
именно культурой создается тот идеал человека, к
которому необходимо стремиться в процессе
формирования и воспитания личности.
6.
Основными требованиями принципакультуросообразности являются:
приобщение ребенка с
раннего детства к
национальной культуре
использование в воспитательной
деятельности своеобразия народного
воспитания, возможности народной
мудрости (языка, традиций, обычаев);
- использование
культурного наследия
прошлого, духовных
ценностей мировой
культуры.
- активное включение в социальное
воспитание знаний родного языка,
народных песен, сказаний,
литературы и искусства;
Применение воспитательных методов
а) Интересных для
воспитанников
б) Адекватных
воспитательной
цели.
7.
Современная трактовка принципакультуросообразности предполагает, что
воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях и строиться с
учётом особенностей этнической и
региональной культур, решать задачи
приобщения человека к различным пластам
культуры (бытовой, физической, сексуальной,
материальной, духовной, политической,
экономической, интеллектуальной, нравственной
и др.).
Цели, содержание, методы воспитания
культуросообразны в том случае, если учитывают
исторически сложившиеся в конкретном
социуме традиции и стиль социализации.
8.
В СССР принцип культуросообразности иногда трактовалсякак противоречащий установкам классовости и
интернационализма, декларативным утверждениям о
развитии культуры каждого народа как национальной по
форме и социалистической по содержанию.
Вместе с тем полного отказа от принципа
культуросообразности в советской педагогике не
произошло. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А.
Сухомлинский и др. В системе В.А. Сухомлинского
реализация идеи гармонизации воспитательного
пространства оказывается возможной на основе ряда
принципов: единства обучения и воспитания, гуманизации
образовательного процесса, связи обучения и воспитания с
жизнью, активности и самостоятельности, разумного
сочетания индивидуальных и коллективных форм и
способов взаимодействия, а также на основе принципа
природосообразности. Исходной точкой культурного
воспитания В.А. Сухомлинского была задача воспитания у
подростка личного отношения к окружающей
действительности, понимания своего долга и
ответственности перед родными, товарищами и
обществом и, что главное, перед собственной совестью.
9.
С. Т. Шацкий особое внимание уделял изучению природы ребенка. Ученый считал, чтодетей необходимо воспитывать, опираясь на их опыт, знания, интересы и потребности.
Основу эффективной воспитательной системы составляет диагностика анатомофизиологических, психологических особенностей ребенка, изучение и учет влияний
социума. С.Т. Шацкий практически реализовал диалектику природного и социального в
формировании личности. Он считал, что изучать следует не только отдельного ребёнка и
его окружение, но и группу детей ("детское сообщество"), он разработал подробную
программу исследования фактов детской жизни.
По убеждению ученого сущность педагогической работы определяется именно
результатом социально-педагогических исследований микро-средовых условий жизни
детей. Он отмечал, что образовательная задача школы в ее широком понимании
заключается в тщательном исследовании позитивного и негативного начал детской
субкультуры. Использование ценного в субкультуре детей способствует
совершенствованию обучения и воспитания.
10.
Согласно концепции ученого, цель воспитания всегдасоотносится с целями социального окружения, в
котором происходит педагогический процесс. Источник
развития педагогики как науки ученый видел в анализе
организованного воспитательного процесса и внешних
обстоятельств, например, влияния улицы, семьи и т.д.
С.Т. Шацкий внес значительный вклад в развитие идей
социального воспитания, создание экспериментальных
учебно-воспитательных учреждений, в которых
реализовывались идеи воспитания как организации
жизнедеятельности детей, самоуправления учащихся,
лидерства в детском сообществе и др.
Ученый создал новаторскую концепцию школы - центра
воспитания в социальной среде. По его убеждению,
школа, выполняя основную роль в воспитательной
работе с детьми, является центром и координатором
воспитательного воздействия среды.
11.
Ученый разработал оригинальные подходы к решению такихфундаментальных педагогических проблем, как
социализация личности, методы педагогического
исследования среды и ребенка, функционирования школы
как комплекса учреждений, реализующих целостность
воспитания.
Научный подход к педагогике, согласно взглядам
С.Т. Шацкого, начинается там, где воспитание строится на
основе познанных фактов воздействия среды, где корни
конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в
жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной
среде. С.Т. Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х
годов сделал попытку представить более или менее полную
картину процесса социального формирования личности.
Все воздействующие на формирование ребенка факторы
С.Т. Шацкий разделил на природные (первичные) и
социальные (вторичные). К природным факторам он
относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву
растительную и животную среду и другие. К социальноэкономическим - орудия, инструменты, материалы, бюджет
и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым
факторам - жилище, одежду, речь, счет, обычаи, типичные
суждения, общественный строй.
12.
Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узкомсмысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он
называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи,
сверстников, взрослых и т. д. — большим педагогическим
процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь
обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы
обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные
действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо
немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать
воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с
установками педагогов, а поступающих вопреки им.
Поэтому задача школы — изучить организованные и
неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы,
опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными
воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром,
координирующим и направляющим педагогические воздействия
общественных организаций и населения района.
13.
Феномен успеха педагогического творчестваС.Т.Шацкого объясняется следующим:
-народностью педагогики С.Т.Шацкого: чем более
искренне и преданно педагог служит интересам
народа, чем более он опирается на его историю,
культуру и педагогику, тем более прогрессивен и
значителен педагог, тем более величественно и
гуманно его наследие, тем более перспективны его
идеи и положения.
По своей сущности и характеристикам концепция
С.Т.Шацкого является новаторской (инновационной) она состоит из системы элементов, которые
совершенствуясь и модернизируясь в новых
исторических условиях, позволяют эффективно
решать коренные и вечные проблемы
педагогические проблемы: в ней присутствует
механизм саморазвития и самосохранения. Чем
более демократична общая ситуация, тем более
актуализируются его основные идеи и принципы.
14.
Особенность педагогической деятельностиС.Р.Шацкого состоит в том, что он осуществлял
уникальный в России - культурологический подход в
педагогической деятельности : культура - мощное
интегративное средство, объединяющее воспитание и
образование в единый педагогический процесс.
Результативность и перспективность наследия
С.Т.Шацкого определяется его синтетической позицией
- единством культуры, образования и педагогической
деятельности,- которая обретала у него всё большую
глубину и масштабность. Рассмотрение идей Шацкого
в развитии, в соотнесенности с общим ходом
отечественной педагогики конца 19 - первой трети 20 вв
позволяет увидеть историко-педагогическую эволюцию
концепции: основу педагогики России в ее лучших
образцах и достижениях составляла концептуальная
идея, предполагавшая наличие общечеловеческого
начала и национального элемента как одинаково
необходимых для своего плодотворного развития.
15.
В деятельности С. Т. Шацкого вопросы всестороннегоразвития ребенка всегда занимали видное место.
Пример тому — его экспериментальная работа,
описанная в книге «Бодрая жизнь».
Утверждая органичную связь советской школы с
обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий
обращал внимание педагогов на многообразие видов
детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и
творческих способностей ребенка. Педагогический
процесс он строил как взаимодействие педагога и
воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и
сферу его практической реализации. Принципиальная
новизна идеи Шацкого заключалась в том, что он не
просто выделял ключевые позиции воспитательного
процесса, а определял взаимосвязи как между его
участниками, так и между отдельными элементами, к
которым он относил умственный и физический труд,
искусство, игру. Педагог подчеркивал, что нарушение
связи между компонентами воспитания личности
приводит к одностороннему развитию ребенка.
16.
По мысли Шацкого, материальную,дисциплинирующую и опытную канву воспитания
составляет физический труд, деловое
самоуправление организует жизнь детей; искусство, а
также игра, задающая бодрый тон детской
деятельности, формируют их эстетические чувства,
направляет же общую жизнь и дух исследования
работа ума. Эффективным средством организации
свободного творческого взаимодействия ученика с
учителем, коллективом и обществом он считал
самоуправление, способствующее развитию
личности, усвоению общечеловеческих ценностей.
17.
Сочетание интеллектуальной деятельностидетей с физическим их развитием, посильным и
разнообразным трудом, разносторонним
эстетическим воспитанием, охватывающим весь
мир прекрасного — музыку, изобразительное
искусство, драматизацию, вместе с активной
общественной работой позволяют добиться
высоких результатов.
Особой заслугой Шацкого следует считать
теоретическую и практическую разработку им
системы эстетического воспитания как
органической части воспитания в целом. «В
нашей стране, писал Шацкий, вопросы
воспитания являются неизмеримо более
кровными, чем в любой стране. От того, как мы
поведем воспитание нашей детворы, молодежи,
зависит не именно будущее нашей экономики,
но и самая прочность нашего государства».
18.
С. Т. Шацкому удалось поставить дело изучениясоциальной среды и ее влияния на формирование
детей. При этом принимались во внимание не только
среда и ее влияние на детей, но и возможности
воздействия на среду в целях ее улучшения.
С. Т. Шацкий признавал влияние педагогических идей
Л. Н. Толстого, его привлекал целостный подход великого
писателя к воспитанию детей, внимание Толстого к
развитию творческих сил детей, к живому,
педагогическому опыту, к роли среды в воспитании
детей.
Ближайший соратник С. Т. Шацкого Л. К. Шлегер
писала: «Мы с Шацким брали ребенка со всеми
наслоениями среды и наследственности и допускали
свободное его проявление для изучения всех этих
наслоений, чтобы знать, чем бороться, что укреплять и
развивать. Шацкий требовал свободы творчества, личного
опыта исследования ребенка под наблюдением
педагога, с его помощью и при его воспитательном
воздействии».
19.
В настоящее время принцип культуросообразностиявляется актуальным в нашем многонациональном
государстве.
Культурная преемственность не осуществляется
автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны
усилия, нужна организация последовательной и внутренне
согласованной системы образования. Важнейшее
значение во всестороннем развитии личности имеет
нравственное воспитание и развитие, гражданское и
национальное воспитание, воспитание экологической
сознательности, приобщение к богатствам национальной
и мировой эстетической культуры. Принцип
культуросообразности - несомненно, истинный,
правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление,
которое имеет большое значение или влияние на жизнь
людей, непременно сообразно с требованиями данного
времени
20.
ЦИТАТЫСчастлив тот, кого судьба привела к
тому, к чему предназначила его
природа. Счастлив он сам,
счастливо через него и
человечество. (А. Дистервег)
Пусть узнают дети про себя, как
они могут быть честны,
искренни, благородны, просты,
деятельны. Пусть они запомнят
хорошее движение своей
натуры и станут верить себе.
Это очень важно (С.Т.Шацкий)
С.Т.ШАЦКИЙ:
«В общем,
характеризуя
новые
направления, мы
можем
определенно
сказать, что
переходим от
педагогики
индивидуальной к
педагогике
социальной. И
это глубоко
правильно».
Как никто не может дать другому
того, чего не имеет сам, так не
может развивать, воспитывать и
образовывать других тот, кто не
является сам развитым,
воспитанным и
образованным. (А.Дистервег)
Без стремления к научной
работе педагог неизбежно
попадает во власть трех
педагогических демонов:
рутинности, банальности,
механичности. (А.Дистервег)
21.
ЗаключениеПризнание опыта С.Т. Шацкого, активное использовании его идей в
практике современной школы, говорит о большом творческом
потенциале созданной им воспитательной системы.
Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и
учебно-воспитательных структур. Научно-производственное
объединение, впервые в истории педагогики, созданное С.Т. Шацким
и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе,
должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А.
Караковского, М.Н. Скаткина, А.Н. Тубельского), распространенным
типом педагогического учреждения.
Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной
станции в современных условиях позволит решить одну из самых
сложных проблем - установить эффективную связь педагогической
науки и педагогической практики, связать школу и педагогику с
жизнью. Педагогические идеи С.Т. Шацкого получили широкое
распространение именно потому, что они удовлетворяли
потребностям развития общества.
22.
В анализе педагогических явлений у Шацкогоорганически сочетались глубина подхода, проникновения
в суть явлений с постоянным поиском нового, что могло
продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким является
обучение и воспитание детей и молодежи.
Всякий, читая Шацкого, несомненно, обогатит свои
представления о славном пути становления и развития
советской педагогической мысли и получит новые
возможности для лучшего понимания современных
вопросов школы и педагогической науки.
С.Т.Шацкий - блестящий педагог-экспериментатор.
Весьма значителен его вклад в разработку вопросов
советской дидактики. Огромное значение придавал
Шацкий работе детских организаций, а также вопросам
самоуправления воспитанников.
С.Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку
проблем социальной педагогики, и прежде всего,
педагогики социальной среды.
23.
ЛИТЕРАТУРА1.Малинин Г.А. Шацкий, как воспитатель и руководитель учителей
Народное образование. [текст] /Малинин Г.А..// - 2009.
2.Сластёнин В.А. Педагогика, Академия 2008.
3.Кравченко А.И. Психология и педагогика, Велби 2008
4.Бершадская, Д.С. Педагогическая деятельность и взгляды
С.Т.Шацкого 1960
5. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого.М.: Прометей, 1993.
6.Интернетресурсы.