Похожие презентации:
Результаты комплексного социологического исследования: анализ мнений музейного сообщества и населения РФ
1. «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Результаты комплексного социологического исследования:анализ мнений музейного сообщества и населения РФ (реальных и
потенциальных посетителей)
Сентябрь 2019
2. Цель, задачи и методы исследования
Цель – выявление мнений музейного сообщества и населения о возможностях развития музея каксоциального института сферы досуга и предоставления услуг.
Задачи:
• Выявление образа современного музея.
• Оценка конкурентоспособности музея в индустрии досуга.
• Оценки качества и стоимости музейных услуг.
• Изучение представлений об общественной функции «музея будущего».
• Изучение восприятия идеи развития «музея как услуги»: барьеры, ресурсы и драйверы, перспективные
направления развития «музея будущего».
• Выявление приоритетных способов информирования о деятельности музеев.
• Определение ключевых ожиданий экспертов от «Стратегии развития деятельности музеев до 2030
года», разработанной Союзом музеев России в 2018 г.
Методы:
Опрос населения:
Массовый опрос 700 жителей 5 регионов РФ: Москва, Приморский край, Пермский край, Ярославская
область и Республика Мордовия (реальные и потенциальные посетители музеев)
3 фокус-группы с реальными и потенциальными посетителями музеев от 18 до 54 лет.
Опрос экспертов:
Интернет-опрос 206 сотрудников музеев (из них 193 сотрудника подведомственных музеев различного
уровня подчинения) и 20 глубинных интервью с независимыми экспертами: директора государственных и
частных музеев, музейные архитекторы, региональные министры культуры, депутаты ГД РФ,
представители науки в сфере музейного дела, общественных СМИ.
Сроки: с 26 июля по 26 августа 2019 года.
2
3. Современное состояние российского музея (1)
Сильные стороны «+»Богатство коллекций, разнообразие российских
музеев
Атмосфера, способствующая созданию
позитивных эмоций
Высокая преданность профессии сотрудников
музеев, самоотдача гидов, экскурсоводов и
отдельных смотрителей музеев, умение
воодушевить посетителя
Большая доступность по стоимости, чем у
европейских музеев
Достижения отдельными музеями
комфортности уровня ведущих зарубежных
музеев
Более удобный режим работы, чем у
зарубежных музеев
Проведение дополнительных мероприятий
(концерты, лектории, школы)
Примеры внедрения IT-, AR- и VR-технологий
(видеоафиши, онлайн билеты, приложениягиды, электронный этикетаж, сенсорные
столы, виджеты, 3D-реконструкции
экспонатов, виртуальные экскурсии на сайтах
музеев, интернет-магазин и пр.)
Уникальные разработки для лиц с ОВЗ:
экскурсии на жестовом языке для глухих и
слабослышащих, тактильные выставки
(«Темнота на ощупь», «Трогательный музей»)
Примеры работы с грантами
(Благотворительный фонд В. Потанина,
«Северсталь», Всемирный банк и др.)
Примеры использования инновационных
технологий в сфере хранения фондов
(системы КАМИС, АИС «Музей-4»,
АКРОДИС, электронное оборудование и
технологии систематизации в хранении)
Ведение реставрационных работ силами
штатных сотрудников-реставраторов
Российские музеи прогрессируют, стараются идти в ногу со временем
3
4. Современное состояние российского музея (2)
Слабые стороны «–»o
o
o
o
o
o
o
o
Невысокая популярность музеев среди
видов досуга, стереотипы: «музеи
посещают только школьники и туристы»,
«музей – это посещение на один раз»
Общее снижение образовательной роли
музеев с развитием Интернета
Недружелюбие музейного пространства к
посетителю: «не трогать, не шуметь»
Стоимость билета без льгот высока
Низкий уровень бытового комфорта (нет
зон отдыха, кафе, WI-FI), отсутствие
доступной среды
Размывание музейной идентичности при
реализации дополнительных форм работы с
посетителями: «хоровод и огород»
Неконструктивная конкуренция музеев
между собой
Отсутствие маркетинговой стратегии
привлечения новых посетителей в музеи
o
o
o
o
Критерии оценки эффективности работы
музеев (посещаемость) нерелевантны
деятельности музеев
Устаревшее оборудование для хранения,
потребность в разработке хранительного,
выставочного, и реставрационного
оборудования, а также новых материалов
для хранения и реставрации, систем
освещения, сложности в организации
«открытого хранения»
Отсутствие выстроенной системы
коммуникации между руководителями
музеев и представителями органов
государственной власти, недостаточная
помощь со стороны органов власти
Нехватка у руководителей музеев
управленческих компетенций и
стратегического видения, навыков
проектной работы
4
5. Современное состояние российского музея (3)
Слабые стороны «–»o
o
o
o
o
o
Кадровый дефицит эффективных
управленцев и специалистов профильных и
сопутствующих специальностей (IT, PR,
юристы), засилье «устаревших» кадров
Отсутствие эффективной системы
подготовки и переподготовки кадров
Отсутствие системы профессиональной
мотивации, низкий приток молодежи
Потребность в научных методических
центрах по реставрации, восстановлении
системы аттестации реставраторов
Потребность в лицензировании компаний
для транспортировки ОКН
Недофинансирование, низкие зарплаты в
музеях, неоднозначное требование к
музеям обеспечивать дополнительные
доходы
o
o
o
o
o
Неудобная система финансирования
(правила закупок диктуются 44-ФЗ, музеи
не защищены от недобросовестных
поставщиков по всем направлениям
деятельности)
Бюрократия, обусловленная
неповоротливым законодательством в
музейной сфере (трудно планировать
деятельность при схеме «постоплаты»)
Пробелы в законодательстве по ряду
вопросов (сохранение цифрового
культурного наследия, возможности музея
проводить мероприятия на собственных
площадях, должностные обязанности
сотрудников музеев)
Отсутствие актуальных инструкций
(фондовая работа, бухгалтерский учет,
музеефикация цифровых ресурсов)
И др.
5
6. Современное состояние российского музея (4)
«Обвинения» в адрес музеевСлабые стороны «–»
! Необновляемый контент
VS
«Доказательства» возможностей
Сильные стороны «+»
Примеры внедрения интерактивных форм работы с
посетителями (квесты, квизы) и эффектов
визуального, кинестетического, эмоционального
усиления впечатления (в т.ч. иммерсивные проекты)
! Снижение научной функции музеев
! Невнимание государства,
Примеры проведения научных исследований, научнопрактических конференций, публикаций
! Слабая интеграция с системой
Примеры интеграции музеев в систему образования
(педсоветы, родительские собрания, школьные
программы в музее)
заброшенность региональных музеев
образования
музеев рекламировать себя,
! Неумение
неэффективные акции
Примеры интеграции музеев в городскую среду
(разработка дизайн-прототипов для городской среды,
организация городских дискуссий, музеефикация)
Примеры ведения собственных каналов на YouTube
Несмотря на общие «обвинения» в адрес российских музеев, их реальное положение существенно
различается. Важно наладить межмузейное взаимодействие и распространение лучших практик.
6
7. Образ современного российского музея в цитатах
Население«Старинные,
увлекательные,
интригующие»
«Место для
хранения
культурных
ценностей»
«Дом с
колоннами»,
«Эрмитаж»
«Старина…
Тишина…»
«Принудительные
школьные экскурсии»
«Заурядные, серые,
бедноватые интерьеры»
«У нас богаче музеи, в
запасниках столько
лежит, но
оснащенность никакая»
«Старомодные,
«Дорого для
обыденные и
всей семьи»
отставшие от
жизни»
«Бабушка, которая
бдительно смотрит. «Не
трогать! Не шуметь!»
«Богатые,
разнообразные,
малопопуляризуемые»
«Ничем уже не
отличаются от
европейских» (комфорт,
IT-технологии)
«У нас люди с большей
отдачей относятся.
Этот гид, экскурсовод
тебе прям душу
наизнанку вывернет»
«Досуг, требующий
интеллектуальных затрат
и временных»
«Музеи нужны. Иначе
туристам нечего будет
показывать»
«Музей нужен, когда
человек только
формируется, в
школе»
7
8. Причины визитов и отказа от визитов в музеи
Почему Вы ходите в музеи?Население
Привычка: «Так сложилось в семье, с
детства хожу по музеям».
Желание эмоций: «У меня любопытство».
Познание: «Сравнение. Понимание сущности
российского народа в разные временные
эпохи».
Отдых: «Это познание и расслабление,
отвлечение от остальных проблем».
Уникальный опыт: «Некоторые вещи надо
видеть и ощущать, а не читать о них».
Почему Вы не посещаете в музеи?
(Пять причин*)
o 50% - Нет привычки - нет времени: «Руки-ноги не
доходят».
o 15% - Есть более интересные способы проведения досуга.
o 14% - Нет подходящей компании: «Зачем? Это будет
самый главный вопрос в моей среде».
o 13% - Скучные экскурсии: «Я уже был в музее школьником.
Зачем мне смотреть на это старье?».
o 12% - Я ничего не понимаю в искусстве, науке, технике:
поход в музей – интеллектуальная работа, «не отдых».
o 12% - Не доходит информация о выставках; неумение
планировать досуг: «Лучше, чтобы вообще кто-то
пригласил или позвал».
o 12% - Нет повода, нет настроения: «Нет стимула, чтобы
«зацепило».
*Данные в % приведены по итогам массового опроса потенциальных посетителей (N=350): «Почему у Вас так сложилось
с посещением российских музеев, что мешает посещать их чаще? (Пять ответов)». Цитаты – по итогам фокус-групп.
Почему люди ходят в музеи?
Эксперты
Привычка с детства.
Удовольствие от общения с подлинником.
Статус, мода, престиж.
Искусственный ажиотаж.
Почему музеи теряют свою аудиторию?
o «Слабоватый контент».
o Неспособность заинтересовать целевую
аудиторию.
8
9. Конкурентоспособность музея (1)
ЭкспертыНаселение
Музеи конкурируют
по мнению экспертов
• Друг с другом за
подготовленную к
восприятию аудиторию;
• С торговыми центрами и
Интернетом за массовую
аудиторию.
С чем конкурирует музей за свободное время посетителей? (Эксперты, N=193)
Семь вероятных способов проведения досуга? (Реальные посетители, N=350)
Семь вероятных способов проведения досуга? (Потенциальные посетители, N=350)
23
Городские парки, зеленые зоны отдыха
50
27
Кинотеатры
51
13
Отдых в кругу семьи и друзей
39
24
Кафе, бар, ресторан
23
Дача, огород, гараж
ТРЦ, рынок, торговые развалы
по мнению населения
Музеи
• Как с другими видами
Театр, концерт-холл, филармония
досуга, так и с
досуговыми
Интернет, компьютерные игры, мобильные приложения
учреждениями
Игротеки, технопарки, квесты
Просмотр телевизора
7
19
59
47
3942
36
35
62
28 34
31
29
37 41
13
Активный отдых, рыбалка, спорт, SPA
57
32
10
50
17
17
32
56
11
24
19
Выявлена значительная разница между музейным сообществом и посетителями в оценке
конкурентного поля. Музейное сообщество недостаточно осведомлено о своей ЦА. Необходима
работа над сменой поведенческих паттернов – развивать привычку ходить в музей.
9
10. Конкурентоспособность музея (2)
ЭкспертыНаселение
Что повысит привлекательность музея? (эксперты, N=193)
Что повысит шансы Вашего визита в музей: реальные посетители (N=350)
Что повысит шансы Вашего визита в музей: потенциальные посетители (N=350)
Внешняя
реклама,
маркетинг
Кто-то организовал мой поход в музей
30
31
Обстоятельства, когда нельзя отказаться (гости, школа и пр.)
2228
Бесплатные билеты или со скидкой
Хорошее описание экспоната, выставки
33
35
18
13 24
Новые выставки
62
Сопутствующие массовые мероприятия в музее … 3 11
Игровая форма подачи музейного материала, квесты
8 15
Образовательная программа в музее
Набор услуг музея
Хорошее кафе, бар, ресторан в музее
Использование VR-технологий
Продажа сувенирной продукции, книг и т.п.
Театральное сопровождение постоянной экспозиции и …
Доступ в Интернет, наличие WI-FI
Лекторий в музее
Использование аудиогидов
Кинозал в музее
Он-лайн образование, посвященное музейной тематике
Наличие концертной программы
Наличие библиотеки
14
50
47
27
47
89
36
8 14
8 13
6
17
33
31
6 10
18 22
17
912
15
8 12
12
36
8
4 12
3
36
5
53
«Фактически
отсутствует
продуманная
маркетинговая
политика по завоеванию
новой аудитории»
(эксперт, директор
федерального музея)
30
«Практически в
каждом музее есть раз
в месяц день открытых
дверей. Но ты
планируешь каждый
четверг и забываешь
потом. Для музеев
неплохо бы сделать:
оставьте электронную
почту, мы вам сделаем
напоминание» (фокусгруппа, 41-54 лет).
10
11. Оценка качества визита в музей
НаселениеОцените по 5-балльной шкале (где «1» означает «плохо», а «5» - «отлично»)
российские музеи по следующим характеристикам (реальные посетители, N=350):
Уникальность коллекций,
экспонатов
Дружелюбие персонала к
4,4
4,3
Организация детской зоны
посетителю
Приспособленность к
Умение интересно описать
посетителям с особыми
4,2
экспонат
потребностями
Умение сделать рекламу
музея
Использование мобильных
и IT-технологий
3,6
3,5
4,2
3,7
3,8
4,1
Приспособленность к
иностранным туристам
Наличие Интернета, WI-FI
3,9
Организация доп. занятий
для детей
4,1
3,9
Организация доп. досуга
Техническое состояние
зданий и территорий
3,9
Обновляемость выставок
4,0
4,0
Комфортность для
посетителей
Организация доп.
образования
Оценка «4» говорит о том, что почти каждый третий выражает недовольство по данному параметру.
11
12. Оценка стоимости визита в музей
Для 32% реальных посетителей(N=350)
Население
Преимуществом российских
музеев являются более
доступные цены по
сравнению с европейскими.
Однако отношение к ценовой
политике музеев зависит от
сценария посещения.
Для 25% потенциальных
посетителей (N=350)
«Дорого»
Для семейных
посетителей с детьми
25-40 лет и 41-54 года. Посещение с
детьми, аудиогид и кафе:
• «Уже думаешь, а может, тогда в
кино?» (фокус-группа, 25-40 лет).
Для одиноких
посетителей или пар,
льготников
• «В России, это почти бесплатно.
• Особенно если ты студент, это
недорого. Но сейчас я не студент и иду
за свои деньги, бывает, дороговато»
(фокус-группа, 18-24 года).
Билет в музей
500-600
рублей
«Приемлемо»
Эксперты
Цена – сильный сдерживающий фактор:
• «Стоимость билета должна
ориентироваться на размер
минимальной зарплаты в стране»
(эксперт, СМИ).
Стимул для посетителей, особенно в
регионах, - бесплатные билеты или
билеты со скидкой»:
• «У нас пик посещаемости происходит в
бесплатную среду» (эксперт, директор
регионального музея).
12
13. Российский музей: дилемма развития
ЭкспертыОсновные факторы, меняющие отношение к музеям:
1) Выросла свобода передвижения по миру.
• «Мои педагоги старшие гордились тем, что они в натуре видели Рафаэля. Сегодня я
сел в самолет и через 4 часа спокойно долетел» (эксперт, власть).
2) Стремительно развиваются цифровые технологии, повышается возможность
самообразования, снижая образовательную «ценность» музеев.
• «Просветительская роль практически у музеев закончилась» (эксперт, власть).
3) Снижение уровня социального одобрения культурных форм проведения досуга.
«Мы музей, мы русский
ковчег. Меняются
режимы, а мы
хранители времени»
VS
«Коллеги, для кого мы
работаем: для нас или
для посетителей?»
Российским музеям необходимы модернизация и репозиционирование,
увязанные с функциями «хранителей памяти».
13
14. Миссия российского музея в 2030 году
ЭкспертыНаселение
Миссия
Задача перед
обществом
Формировать нравственность,
культуру общества
Музеи должны, в первую очередь, показывать коллекции широкой публике
Музеи должны, в первую очередь, хранить коллекции
Другие ответы
Эксперты (N=193)
53
26
21
Реальные посетители (N=350)
75
Потенциальные посетители (N=350)
79
50% считают, что музеи демонстрируют 50-100% фондов.
10% считают, что музеи демонстрируют 1-10% фондов.
«Особо нечего смотреть» (фокус-группа, 25-40 лет)
Задача перед
посетителями
Формировать нравственность, культуру общества
«Гуманитарная миссия» – сохранять культурное наследие
Информировать, предоставлять факты
Привлекать внимание общества к социально значимым темам
«Социальная миссия» – объединять семью,
единомышленников (в музей вместе)
21
19
3
2
Разумный баланс
функций
хранения и
демонстрации, а
также научная
функция.
Эксперты отмечают, что музеи показывают 1-10% фондов
Музеи еще многое могут показать.
Создание мотивации:
Сохранение «музейной идентичности» при росте
«Современному человеку надо
открытости, адресный подход.
ходить в музеи? А зачем мне «Идти к людям, но при этом не изменять себе – вот в чем
это?»
основная сложность. Музей должен понимать, какая у него
целевая аудитория, понимать свою идентичность, какую
ценность он несет, что может дать людям» (эксперт, СМИ)
14
15. Общественная функция российского музея
Восприятие идеи развития «музей как услуга»Население
Неоднозначно
«Истинная
ценность музея –
сохранять,
передавать,
транслировать из
поколения в
поколение»
«Музей нужен,
чтобы
иностранцам
было что
показывать»
Директора музеев, наука, независимые
эксперты, СМИ
Отрицательно
«Музей – не сфера
услуг, а культурная
институция».
Неоднозначно
«Музей должен
работать на рынке
интеллектуального
досуга и конкурировать
с книгами, театрами»
«Музеи существуют не ради прибыли. Их
деятельность основана на взаимодействии с
различными сообществами. Музеи
аккумулируют, сохраняют и экспонируют самые
ранние представления о мире. Музей – это
такая демократичная платформа для обмена
опытом, мнениями, знаниями» (Генеральная
ассамблея Международного совета музеев
(ICOM), Киото, 7.09.2019)
Власть
Положительно
«Ни одно другое
заведение не может
дать такой спектр
услуг с точки зрения
визуализации
исторических
процессов»
«Государство –
такой же инвестор.
Музеи должны
доказать свое право
на существование.
Это точно такой же
бизнес!»
Необходимо определить общественную функцию музеев – артикулировать, для чего нужен
музей как инструмент сохранения наследия и одновременно как площадка взаимодействия.
15
16. Векторы развития идеи «музей как услуга»
Население: запросы1) Получение новых впечатлений.
2) Повышение «дружественности» музея:
• Доступность для маломобильных граждан,
организация точек питания и зон отдыха и т.п.
• Комфортная коммуникация с сотрудниками музеев и
пространством музея.
3) Саморазвитие музея - обновление контента и
умение оперативно реагировать на вызовы
современности.
4) Соответствие музея общему запросу на
интерактивность, задействование технологий,
создающих эффект присутствия.
5) Соответствие музея общему запросу на общение с
подлинником.
Векторы развития В2В
Экспертные услуги, научные, реставрационные,
разработка выставочных проектов, услуги по ввозу
ОКН и пр.
«Дополнительные услуги, но только те, которые музей
может предоставить в рамках триады сохранениеизучение-просвещение» (независимый эксперт).
Векторы развития В2С (востребованные
услуги для роста привлекательности музея):
Креативно оформленные выставочные проекты
Сопутствующие массовые мероприятия в музее
Возможность купить билет на сайте
Бытовой комфорт (парковка, туалеты)
Зоны отдыха, пуфики
Недорогое кафе
Оборудование для маломобильных граждан
Лекторий в музее и использование аудиогида
Доступное описание
Продажа сувенирной продукции, книг
Детские программы
Игровая форма подачи музейного материала, квесты
Театральное сопровождение постоянной экспозиции
VR (для подростков и молодежи)
Интерактивные форматы
Мультимедийные технологии
Информирование «до», а не «после» событий,
качественная реклама музеев
16
17. «Побочные факторы» развития идеи «музей как услуга»
ЭКСПЕРТЫ: директора музеев, наука,независимые эксперты, СМИ
1) Целевые показатели сферы услуг
(прибыль, массовость) мало сопоставимы
с задачей музеев - культурное развитие
общества
2) Перевод дополнительных услуг в
разряд обязательных для музея
3) Возникновения избыточных услуг в
попытках увеличить посещаемость
4) Избыточная популяризация контента
музея
Опасения экспертов:
потеря музеями своей идентичности
«Должно быть совмещение нескольких
форматов потребления: содержание, побочная
релаксация, где искусство становится фоном
для проведения свободного времени» (эксперт,
директор регионального музея)
«Районный или муниципальный музей – какой
ресторан они могут открыть в своем
маленьком деревянном домике?» (независимый
эксперт)
«Очень многие люди, слабые умом, начинают
этому слепо следовать, делать музейресторан» (независимый эксперт)
«Попытка сделать экспозицию интересной для
всех отторгнет от музея тех, кому
действительно интересно» (независимый
эксперт)
Вывод: продвижение идеи «музей как услуга» требует уточнения понятий и
адресного подхода.
17
18. Барьеры развития музейной деятельности (1)
ФинансовыеНаселение
Недофинансирование - основное препятствие
развитию музеев.
Наиболее уязвимая категория – региональные и
муниципальные музеи: возникает «разрыв»
между крупными (Третьяковская галерея,
Эрмитаж) и небольшими региональными музеями.
«Если по стране, то в финансовом
плане они заброшенные, не
поддерживаются государством»
(фокус-группа, 25-40 лет).
«Как правильно тратить грантовые или
файндрайзинговые деньги, научить их,
тоже стратегии развития музея»
(эксперт, директор музея).
Эксперты
• Процесс объединения музеев в регионах приводит к
ухудшению их финансового положения.
• Система
государственного
финансирования
выставок является неудобной (закупки по 44 ФЗ,
финансирование в критические для проведения
выставки
сроки,
неучастие
государства
в
финансировании выставок) и бюрократизированной,
что часто приводит к необходимости самостоятельно
изыскивать средства.
• Недофинансирование отдельных направлений
музейной деятельности, которые не являются
«кассовыми», и их коммерциализация невозможна в
принципе.
• Недофинансирование
может
стать
коррупции и хищения из фондов.
• «Централизованные
бухгалтерии»,
существенно замедляют работу.
причиной
которые
Целесообразны программы популяризации грантов и обучения навыкам заполнения
документов для подачи на гранты (например, через вебинары Роскультпроекта)
18
19. Барьеры развития музейной деятельности (2)
ЗаконодательныеЭксперты
Законы, вызывающие наибольшее количество нареканий:
Российское законодательство недружелюбно по
отношению к музейной сфере:
• Перегружает отчетностью
• Не соответствует принципам проектной работы
• Несовершенство законодательства тормозит
работу
Отсутствует актуальная «Инструкция по учету
и хранению музейных ценностей».
71
50
50
28
Помогают
Затруднились
ответить
Назвали аспекты
законодательства,
которые
препятствуют
работе
Затруднились
ответить
Назвали аспекты
законодательства,
которые
помогают
Препятствуют
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской
Федерации
№ 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного
назначения, находящегося в государственной или муниципальной
собственности»
№ 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации»
№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации»
№ 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы
законодательства Российской Федерации о культуре»
№ 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей
автобусами»
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию»
№38-ФЗ «О рекламе»
№ 4804-I -ФЗ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями и
дополнениями)
Необходимы ускорение и упрощение
бюрократических процессов и переработка
законов
19
20. Барьеры развития музейной деятельности (3)
Система коммуникаций: с властьюЭКСПЕРТЫ: сотрудники музеев
Существующие проблемы во взаимодействии:
Каким образом региональная власть
взаимодействует с вашим музеем? (N=193)
34
19
17
22
7
Активно
помогает
Частично
помогает
Усложняет
работу
Никак не Затрудняюсь
помогает
ответить
ЭКСПЕРТЫ: власть
«Помогите нам – это несерьезно. Если есть
конкретное предложение, что нужно, например,
проект реконструкции, ремонта, то можно
поддержать… Есть программы, связанные с
комфортом городской среды… до подпроектов
внутри нацпроектов культуры. Здесь спектр
широчайший» (эксперт, региональная власть).
1) Непрофильные поручения от власти
сотрудникам музеев как «бесплатной рабочей
силе» (подготовка отчетности, сбор статистики).
2) Неумение сотрудников музеев донести и
аргументировать свою позицию и потребности.
3) Бесцеремонное вмешательство местных
чиновников в работу музея.
«Указывают, с кем музей может
сотрудничать, а с кем нет (вплоть до
расторжения уже заключённых договоров)»
(сотрудник регионального музея).
«Требуют в удобное для них время
принимать бесплатно на экскурсию VIPгруппы (часто это сомнительные личности
в нетрезвом виде)» (сотрудник
регионального музея).
Одна из причин недофинансирования музеев - отсутствие выстроенной системы коммуникации
между руководителями музеев и органами исполнительной власти
20
21. Барьеры развития музейной деятельности (4)
Система коммуникаций: с властьюЭКСПЕРТЫ: сотрудники музеев
Какую мысль о вашем музее Вы лично передали бы коллегам, работающим в органах власти в 2030 г.?
(ответы в свободной форме, N=193).
Лидирующие суждения в высказываниях
(данные приведены в кол-ве респондентов и % от всех опрошенных)
Федеральные музеи
Региональные музеи
36
Наставления о способах
взаимодействия власти с музеями
24
Приглашение посетить музей,
готовность сотрудничать
34
18
9
11
3
11%
7
10
2
2
7%
4
4
Информация о своем музее
2
Дружелюбная риторика, ответы
располагают к сотрудничеству
40%
16
Призыв содействовать музеям, не
мешать, лучше финансировать
Изменение представлений о музее:
музей - не услуга
Муниципальные музеи
5%
32%
«Думайте, советуйтесь с
коллегами, прежде чем готовите
приказы, которые мешают
музейной деятельности»
(сотрудник федерального музея).
«Не препятствуйте работе музеев,
помогайте реализовывать самые
смелые проекты» (сотрудник
муниципального музея).
«Музей - не услуга, не развлечение, а
уникальная наука для формирования
человека» (сотрудник муниципального
музея).
«Музей должен быть красив, интересен,
профессионален. Станьте нашими посетителями
и идите рядом с нами!» (сотрудник
муниципального музея).
Целесообразны программы по сближению интересов музеев и органов власти.
21
22. Барьеры развития музейной деятельности (5)
ЭКСПЕРТЫ: сотрудники музеевСистема коммуникаций: с посетителями
Какую мысль о вашем музее вы лично передали бы посетителям вашего музея в 2030 г.? (ответы в
свободной форме, N=193) – облако слов*
Федеральные музеи
Позиция: «Мы – храм»
Сдержанное приглашение
приобщиться к возвышенному
Региональные музеи
Муниципальные музеи
«Что имеем, о том и говорим» «Мы так Вас ждем! У нас уютно»
Описание музея без попыток Эмоциональное приглашение,
мотивации
попытка заинтересовать
*Ответы на открытый вопрос обработаны при помощи https://wordscloud.pythonanywhere.com/ и представлены в виде облака ключевых
слов. Размер шрифта отражает важность слова.
22
23. Барьеры развития музейной деятельности (6)
Система коммуникаций: с посетителямиЭКСПЕРТЫ: сотрудники
музеев
Основные мотивы посещения музеев в 2030 году в представлении
посетителей и сотрудников музеев:
Сотрудники музеев (N=193)
Ожидают увидеть в залах
высокомотивированных
посетителей, которые оценят
тонкости музейного контента
Реальные посетители (N=350)
Потенциальные посетители (N=350)
41
Получить новую информацию
быстро и в доступной форме
43
Приобщить к культуре, истории
детей, родственников, гостей
16
Интересно провести время с
семьей, компанией
10
20
66
36
40
33
29
0
65
41
28
Отдохнуть и развеяться, поднять
настроение
47
32
Получить эстетическое
наслаждение от общения с
подлинниками
Население
48
30
Несоответствие между
представлениями музейного
сообщества и потребностями
посетителей музеев
39
40
Посетители нацелены
удовлетворить любопытство
«Отдохнуть и развеяться,
поднять настроение»
Не прикладывать много
интеллектуальных усилий.
50
60
70
23
24. Барьеры развития музейной деятельности (7)
ЭКСПЕРТЫ: сотрудники музеевСистема коммуникаций: межмузейные связи
Какую мысль о вашем музее Вы лично передали бы коллегам – руководителям других музеев в 2030 г.?
(ответы в свободной форме, N=193).
Лидирующие суждения в высказываниях
(данные приведены в кол-ве респондентов)
Федеральные музеи
Региональные музеи
Приглашение к знакомству, призыв к
консолидации
15
Наставления в работе, провозглашение
профессиональных ценностей
Призывы к новаторству или, наоборот,
к осторожности в изменениях
Информация о своем музее, своих
наработках
Добрые пожелания, слова поддержки
Дружелюбная риторика, ответы
располагают к сотрудничеству
Муниципальные музеи
1
5
4
6
7
4
4
7
46 44%
22
28
12
12
11
11%
9%
6%
28%
«Давайте сотрудничать на
взаимовыгодных условиях, а не
тянуть одеяло в свою сторону!»
(сотрудник регионального музея).
«Чтобы музей жил и развивался,
здесь должны работать
ПРОФЕССИОНАЛЫ, а не те, кто
просто СИДИТ в музее!» (сотрудник
муниципального музея).
«Не торопитесь ломать то, что построено
до вас» (сотрудник федерального музея).
«Для информации: в музее работает аудиогид,
QR-приложение… уютный двор для проведения
мероприятий под открытым небом» (сотрудник
федерального музея).
Целесообразны системные меры для снижения общей конкурентной напряженности внутри
музейного сообщества и преодоления профессионального сепаратизма, перехода от деклараций
к реальному сотрудничеству.
24
25. Барьеры развития музейной деятельности (8)
КадровыеЭксперты
Несформированность
управленческих
компетенций и
стратегического видения у
руководителей музеев
«Я уже много лет
убеждаю директора
музея (…), что он со
своими специалистами
должен
формулировать
национальную
повестку для
Правительства РФ. А
он не понимает, как
это можно сделать,
сорганизовать работу
своих сотрудников»
(независимый эксперт).
Непонимание принципов
проектного менеджмента
«Технологии
проектного
мышления,
концептуального
проектирования, они
не настолько
масштабированы,
как этого хотелось
бы» (директор
регионального музея).
Нехватка музейных
кадров*
o Управленческого звена
основных видов
деятельности – 21-29%
o Специалистов основных
видов деятельности – 1042%
o Управленческого звена
вспомогательных видов
деятельности – 3-36%
Отсутствие системы
обучения /
переобучения,
несменяемость
кадров, возраст
Сколько лет Вы работаете в
музейной сфере? (% от всех
опрошенных по Интернету
сотрудников музеев)
До 10 лет
o Специалистов
вспомогательных видов
деятельности – 5-50%
От 11 до 20
лет
*% от всех опрошенных по
Интернету сотрудников
музеев
От 20 до 51
года
46%
29%
26%
25
26. Приоритетные каналы информирования о музеях
ЭкспертыНаселение
В 2030 году какие каналы коммуникации
будут способствовать развитию вашего
музея? (% от всех опрошенных)
Какая информация для Вас важна при
выборе музея? (% от всех опрошенных)
Реальные посетители
Потенциальные посетители
Сотрудники музеев (N=193)
54
53
Отзывы друзей в соцсетях и лично
Информация на сайте музея
32
Реклама музея в соцсетях
17
Высокий рейтинг музея в СМИ, на
сайтах («Афиша.ру» и т.п.)
17
Репортажи о музее в СМИ
14
Запоминающаяся наружная реклама
музея или выставки
Высокие оценки музея известными
людьми
Реклама музея в поисковиках
Yandex.ru, Google.ru, Mail.ru
Рекомендации турагентств
13
48
27
23
22
20
Посетители рассказывают о музее
44
Новостные агрегаторы ставят музей
в верхние строчки рейтинга
Реклама музея ротируется в
соцсетях
Признанные эксперты дают оценку
музеям
Репортажи о музее в СМИ
8
7
7
59
42
39
Музей на сайте рассказывает о себе
12
15
5
Туристические компании включают
музей в свои программы
Перспективные
каналы
Реклама музея в поисковиках
Yandex.ru, Google.ru, Mail.ru
Органы власти включают музей в
программы
В информировании о музеях возрастает значимость продвижения в соцсетях
35
32
30
29
28
26
27. Сайт музея
ЭкспертыНаселение
В 2030 году на электронный ресурс вашего музея пришел посетитель. Как вам кажется, зачем?
(сотрудники музеев, Интернет-опрос).
С какой целью вы зашли на электронный ресурс музея? (% от всех опрошенных в каждой
подгруппе, анкетирование населения).
Население
Сотрудники музеев (N=193)
Реальные посетители (N=350)
Потенциальные посетители (N=350)
Получить новую информацию быстро
и в доступной форме
48 56
14 24
18
Приобщить к культуре детей, гостей
Купить билеты, зарегистрироваться
на программу
Увидеть то, что обсуждается в
обществе
Отдохнуть и развеяться, поднять
настроение
1418
Получить эстетическое наслаждение
5
17
16
Скачать приложение, навигацию,
аудиогид
6
17
15
1315
10
9 13
Дать оценку качества работы музея
Скачать изображение
Познакомиться с интересными
людьми в онлайне
Сделать пост в своем профиле
соцсетях
59
17 22
12 19
17
4
Интересно провести время
76
3
13
11
11
78
14
33
50
Среди 74 музеевучастников опроса
сайты имеют версии:
99% на русском языке,
51% на английском,
7% на китайском,
4% на немецком,
3% на французском
Образ официального сайта музея в будущем:
• Основная функция – информирование
• Сайт подвижный со сменой визуального
ряда
• Ведется взаимодействие модератора сайта с
сотрудниками музея
• На сайте размещается развлекательный
контент по тематике музея (игры, квесты,
кроссворды и другие игровые формы)
• Виртуальные экскурсии, электронная
научная библиотека
• Анимирование произведений
• Виртуальные экскурсии, туры, выставки и
каталоги, научные и образовательные
онлайн программы, сувенирные интернетмагазины
• Личные программы с включением
виртуальных экспозиций других музеев
27
28. Концепция развития музеев к 2030 году (1)
ЭкспертыИнформированность о
«Стратегии развития
деятельности музеев до 2030
года» фрагментарная.
Наиболее известные факты:
• авторство экспертов Союза
музеев России под
руководством директора
Государственного
Эрмитажа М.Б.
Пиотровского
• инициирование документа
Министерством культуры
РФ
Основные ожидания от реализации Концепции:
• Адресный подход к многообразию музеев
• Разработка требований к научной деятельности музеев
• Достаточное финансовое обеспечение музейной деятельности
• Разработка системы привлечения внебюджетных средств
• Разработка механизмов взаимодействия музеев:
• с научными организациями, учебными заведениями
• с органами власти
• с волонтерами и активистами общественных организаций
• с частными музеями, рассмотрение возможности
государственной поддержки этих музеев
• Формирование государственной информационной политики в
продвижении музеев
• Налаживание частно-государственного партнерства
Музейное сообщество плохо осведомлено о Стратегии (документ 2018 г.). Нет стимула
для формирования стратегического видения развития своего музея.
28
29. Концепция развития музеев к 2030 году (2)
Векторы развития(предложения)
Репозиционирование
музея как социального
института
Потребности
Развитие
информационнокоммуникационной
среды музейного
сообщества
Разработка позиционирования и профессиональная
экспертиза (круглые столы с вовлечением музейного
сообщества, власти)
Формирование государственной информационной политики
в продвижении музеев
Общественная экспертиза (опросы населения, тестирование
информационных посланий и рекламных сюжетов)
Создание профессионального музейного портала «Музей2030» (или раздела на портале МК РФ) для обмена
сведениями: научными, кадровыми, проектными,
инновациями по работе с посетителями, проведения целевых
исследований по проблематике музеев и музейного
сообщества
Разработка крупного профессионального мероприятия
«музея будущего» (конференции, форума по обмену опытом)
или адаптация Фестиваля «Интермузей» к потребностям
музейного развития
Создание профессионального онлайн издания и др.
29
30. Концепция развития музеев к 2030 году (3)
Векторы развития(предложения)
Потребности
Обучение и
переподготовка
музейных кадров:
востребованные
компетенции,
навыки проектной
работы
Разработка модулей очного профессионального
дополнительного обучения (переобучения) в Академии
повышения квалификации работников культуры и/ или на
профессиональном онлайн портале «Музей-2030»,
повышения квалификации по разным специальностям
(хранители, музейные педагоги и пр.)
Обновление
законодательства в
музейной сфере
Исследование современного состояния законодательства
в музейной сфере
Разработка и профессиональная экспертиза рекомендаций
по усовершенствованию законодательства
Хранение фондов,
реставрация,
транспортировка
Исследование потребностей и возможностей хранения
фондов, реставрации собраний в российских музеях,
лицензирование и аттестации реставраторов,
лицензирование транспортных компаний
Разработка и профессиональная экспертиза рекомендаций
30
31. Концепция развития музеев к 2030 году (4)
Векторы развития(предложения)
Потребности
Современные форматы
музейной деятельности,
поиск дополнительных
доходов
Разработка Инструкции
по учету и хранению
музейных фондов
Бенчмаркинг (исследование лучших образцов).
Разработка обучающих курсов и их профессиональная
экспертиза
Размещение на профессиональном портале «Музей-2030»
Исследование существующих инструкций, выявление
несоответствий
Бенчмаркинг (исследование лучших образцов, в том числе в
зарубежной практике)
Разработка актуальных версий: общей инструкции, на
драгметаллы, на оружие (с учетом специфики согласований
с МВД, разработка механизмов учета и хранения
цифрового наследия и пр.)
Профессиональная экспертиза
Размещение на профессиональном портале «Музей-2030»
И другие
31
32.
Спасибо за внимание!32