Женские образы в творчестве Ю.А.Зайцева
4.56M
Категория: ИскусствоИскусство

Женские образы в творчестве Ю.А.Зайцева

1. Женские образы в творчестве Ю.А.Зайцева

2.

Юрий Зайцев (1890-1972) известен в Чебоксарах, прежде всего, как
профессиональный художник, стоящий у истоков зарождения
советской чувашской живописи в 20-х годах ХХ века. Наряду с М.С.
Спиридоновым и Н.К. Сверчковым, является одним из
основоположников чувашского профессионального
изобразительного искусства. Азбуку живописи начал постигать у
иконописца А.Г. Львова, помогая расписывать церковь в соседнем
селе. Затем работал с иконописцем Мавриным (г. Мариинский
Посад). В 1912 занимался в частной студии И.П. Богданова
(Москва). Переехал в С.-Петербург в 1914, устроился на работу к
художнику-монументалисту Ф.Р. Ральяну, руководившему
росписями собора Александро-Невского монастыря. В 1914–15
выполнял художественные работы в бригадах подрядчиков в г.
Ростов-на-Дону. С 1915 работал по найму в г. Баку у художника Б.
Телингатера, познавая основы монументально-декоративного
искусства. В годы Граждан. войны был чертёжником штаба, зав.
клубом в одной из частей Красной Армии. В 1922 демобилизовался
и обосновался в г. Лубны, где сблизился с художником А.И.
Фоминым, повлиявшим на его профессиональное формирование.

3.

Но как часто бывает, если человек талантлив в чём-то одном, то его
талант нередко прорывается и в другом. Второй областью
профессиональных интересов Юрия Зайцева выступала фотография.
Результаты его деятельности можно было наблюдать и в
художественной фотографии, и в прикладной фотографии, и в
репортёрской фотографии.
К сожалению, фотографическая деятельность Юрия Зайцева была
известна лишь его современникам, а в последующем — узкому
кругу специалистов.
Юрий ЗАЙЦЕВ.
Лукавство. 1927

4.

Юрий ЗАЙЦЕВ. На палубе парохода (К.В.
Попова). Конец 1920-х гг.

5.

Однако вульгарно-социологич. критика объявила его
классовым врагом. Он покинул Чувашию и
несколько лет жил в Крыму. В 1933 его вновь
пригласили в Чувашию. Периодом яркого расцвета
таланта и плодотворного развития творчества
художника стали 1933–36, когда им было написано
ок. 200 работ, среди которых есть произведения,
ставшие этапными во всей чуваш. живописи:
«Колхозные девушки» (1934), «Акатуй» (1934–35) и
др. Тогда же создал ряд портретов-типов: «Две
сестры», «Женщина с будильником», «Делегатка»,
«Селькор», «Колхозница Лиза с подругой» (1933–
35). В них подчёркнуто чувство
собственногодостоинства людей, строящих новую
жизнь. Жизнерадостные полотна мастера словно
вобрали в себя яркие краски национальной
вышивки.

6.

7.

В 1935–36 с бригадой чувашских писателей был в творческой
командировке в Казахстане, где создал 115 работ. В 1937
исключён из Союза художников, восстановлен в 1940. В 1939
Зайцев совершил творческую поездку на родину поэта К.В.
Иванова в Башкирию. По материалам поездки разработал
эскизы декораций и костюмов (1940) к инсценировке поэмы
«Нарспи» на сцене Чувашского академического
драматического театра. Во 2-й половине 1930-х – начале 1940х гг. написал картины на военно-патриотические темы, среди
которых выделяются «Пограничный разъезд» (1937–39),
«Портрет лётчицы. Санюк» (1940). Картины на военные темы,
созданные в 1941–45, не сохранились. Большой удачей стали
портреты эвакуированных эстонцев: «Портрет Эрики» (1943),
«Бернхард Веймер» (1943), «Саккеус из Таллина» (1944).
После войны Зайцев репрессирован. Реабилитирован в 1958.
В последний период творчества созданы: диптих по поэме
«Нарспи» (1958), триптих «Хмель» (1963), пейзаж-картина
«Над Цивилём» (1964), эскиз мозаичного панно «Песни
Чувашии» (1965), «Течёт река Волга» (1967), «Матери» (1969)
и др.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Касаемо женской темы, исходя из биографии и
творчества Юрия Зайцева можно сказать, что Зайцев
очень любил женщин (все четыре его жены могут это
подтвердить), любил пообщаться с интеллигентными
дамами, поговорить об искусстве - а жить любил
старорежимно - чтобы жена была послушной и
недалекой. Но образ новой, свободной женщины его
вдохновлял, конечно. И образ матери - Богоматери.
На многих его полотнах изображены яркие ,уверенные
себе женщины гордо и без стеснения вышагивающие по
улице. Женщины в труде, за станком, либо на заводе,
женщины за разговором. Много разных типажей и
образов. Женская тема захватила не только его
живописное творчество, но и прошла сквозь его
фотоискусство, оставив значительный след и там.
English     Русский Правила