Похожие презентации:
Кыргызские эпосы - уникальные памятники устного творчества
1. Кыргызские эпосы-уникальные памятники устного творчества
Кыргызские эпосыуникальные памятникиустного творчества
Подготовил с удовольствием:Молдогазиев Даниэл
2. Что такое эпос?
Эпос-(др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (нарядус лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную
картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героевбогатырей. Часто эпические поэмы не имеют автора (собиратели древних эпосов не
осознавали себя авторами написанного). Повествование ведётся от лица повествователя —
реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события
3. Кыргызские эпосы
МанасСеметей
Сейтек
Курманбек
Эр табылды
Кожожаш
Жаныш-Байыш
4. Кожожаш
Один из древнейших эпосов, созданный еще в эпоху родового строя. В нем отражена веракыргызов в тотемизм. Произведение пестрит мифологическими созданиями, с которыми
борется герой-одиночка, отстаивающий интересы своей семьи, рода. Врагами Кожожаша
являются чудовища подземного мира и создания природы. Кожожаш – охотник, мечтающий
поймать невероятной красоты олениху, которая, разумеется, окажется лесной богиней.
Охотником он был настолько удалым, что смог спасти свой род от голода после долгой зимы,
а те и вовсе уверовали в его всесильность и перестали питаться мясом домашних животных,
считая, что Кожожаш всегда принесет добычу. Так их отношение к природе становится
потребительским и хищническим, чего простить природа не сможет. Олениха (самка горного
козла) – Сур Эчки, плодовитая мать многочисленных козлят. Она позволяет охотиться на них,
но только пропитания ради, потребления разумного, а не чрезмерного. Как только человек
переходит черту – он непременно ответит, потому удачливый охотник погибает, почти
истребив всех детей божественной оленихи, но так и не поймав ее. Это эпос с моралью,
призванный напомнить человеку, что к матери- природе нужно относиться бережно.
5. Кожожаш
6. Эпос Курманбек
С Курманбека, пожалуй, начинается новый этап эпосов – герои борются не против демонов иволшебников, а против чужеземных захватчиков. По последующим эпосам легко уловить
исторический этап, который в тот момент проходил народ, потому как враги абсолютно
реальные – джунгары (калмаки) и прочие. Что характерно, частенько герой погибает не от
руки врагов, а от распрей внутри рода, от предательства.
Курманбек, молодой богатырь, настырен и настроен воинственно, он настоящий
предводитель, сумевший поднять народ против завоевателей – калмаков. Его героизм
делает его знаменитым, а слава бежит далеко впереди него, но родной отец не в силах
примириться с тем, что авторитет его сына в народе куда выше. Потому предает его – в
нужный момент забирает у него сильного коня и заменяет того на лошадь послабее. Не
сумев выйти из окружения на такой лошаденке, Курманбек борется из последних сил, но его
покидают все, кроме единственного друга. Воин погибает на поле боя, предварительно
завещав другу позаботиться о своем сыне.