Права человека и гражданина
План
1. Понятие «права человека»
Безусловно, у нас есть права, но откуда они берутся?
Эволюция представлений о правах человека
Magna Charta Libertatum
Хартия вольностей о достоинстве и собственности
Habeas Corpus Act 1679
Английский Билль о правах 1689 г.
Американский Билль о правах 1791 г.
СПИСОК ПОПРАВОК
Просвещение
Основные идеи Просвещения
Теория общественного договора
«Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.
Великая французская революция
2. Поколения прав человека
Каталог прав человека первого поколения (личные и политические)
Права человека второго поколения
Каталог прав человека второго поколения (экономические, социальные и культурные права
Третье поколение прав человека
Каталог прав человека третьего поколения
Политические VS Социально-экономические
3. Цивилизационно-региональные модели прав человека
Западная, евроатлантическая модель прав человека
Российская модель прав человека
Восточные социокультурные модели прав человека
1.75M
Категория: ПравоПраво

Права человека и гражданина

1. Права человека и гражданина

2. План

1. Понятие «права человека».
2. Поколения прав человека.
3. Цивилизационно-региональные модели
прав человека
4. Права человека и МГП.

3. 1. Понятие «права человека»

• Права человека – права,
образующие основу правового
статуса личности.
• Согласно Всеобщей декларации
прав человека 1948 г.
признание достоинства,
присущего всем членам
человеческой семьи, и равных
и неотъемлемых прав их
является основой свободы,
справедливости и всеобщего
мира.

4. Безусловно, у нас есть права, но откуда они берутся?


Под правами человека теперь
понимают естественные права.
Люди обладают ими по праву
рождения, а не получают их от
власти. Этот момент очень важен,
так как в прошлом (а порой и в
наше время) полагали, что права
устанавливаются властями и ими
даруются гражданам.

5. Эволюция представлений о правах человека

Впервые понятие «права человека» встречается во
французской «Декларации прав человека и гражданина»,
принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав
прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути
были английская Великая хартия вольностей (1215), Habeas
Corpus Act 1679 г., английский Билль о правах (1689),
американский Билль о правах (1791).

6. Magna Charta Libertatum

Важнейшие статьи Великой хартии
вольностей
39 статья. «Ни один свободный
человек не будет арестован или
заключен в тюрьму, или лишен
владения, или объялен стоящим вне
закона, или изгнан, или каким-либо
(иным) способом обездолен, и мы
не пойдем на него и не пошлем на
него иначе, как по законному
приговору равных его (его пэров) и
по закону страны».
40 статья. «Никому не будем
продавать права и справедливости,
никому не будем отказывать в них
или замедлять их».

7. Хартия вольностей о достоинстве и собственности

20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только
сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться
сообразно важности проступка, при чем должно оставаться неприкосновенным его
основное имущество (salvo contenemento suo); таким же образом (будет
штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан
таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его
инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из
названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основаны клятвенных
показаний честных людей из соседей (обвиняемых).
41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из
Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии, как на суше,
так и по воде, для того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных
пошлин, уплачивая лишь старинныя и справедливыя, обычаем установленныя
пошлины, за исключением военнаго времени и если они будут из земли, воюющей
против нас; и если также окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть
задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий наш не узнаем, как
обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в земле, воюющей против нас;
и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в безопасности в нашей земле.

8. Habeas Corpus Act 1679

• законодательный акт, принятый
парламентом Англии в 1679,
составная часть конституции
Великобритании, определяет
правила ареста и привлечения к
суду обвиняемого в
преступлении, предоставляет
право суду контролировать
законность задержания и ареста
граждан, а гражданам требовать начала такой
процедуры.

9. Английский Билль о правах 1689 г.

В нём были подтверждены следующие права
подданных:
свобода (для протестантов) иметь оружие для
самообороны (в количестве, ограниченном для
разных социальных классов в разной мере);
свобода подачи петиций королю;
свобода от штрафов и конфискаций имущества
без решения суда;
свобода от жестоких и необычных наказаний, от
чрезмерно больших штрафов;
свобода слова и дебатов; никакие слушания в
Парламенте не должны быть привлечены к
ответственности или подвергнуты сомнению в
любом суде или месте за пределами парламента;
свобода выборов в парламент (в то время лишь
для состоятельных граждан) от вмешательства
короля.

10. Американский Билль о правах 1791 г.


Билль о правах - неофициальное
название первых десяти поправок к
Конституции США, которые
закрепляют основные права и
свободы человека и гражданина.

11. СПИСОК ПОПРАВОК

1. Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на
подачу петиции
2. Право хранить и носить оружие
3. Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца
4. Запрет произвольных обысков и арестов
5. Право на надлежащее судебное разбирательство, право не принуждаться
свидетельствовать против себя, гарантия частной собственности
6. Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
7. Право на суд присяжных в гражданских делах
8. Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
9. Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление
остальных прав
10. Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых
Штатов, сохраняются за штатами и гражданами

12. Просвещение

Просвещение — культурно-историческое течение, время
существования которого, захватив конец XVII века,
протянулось до начала XIX в., образовав тем самым
«длинный XVIII век».
разум, природа, прогресс

13. Основные идеи Просвещения

теория
общественного
договора.
Согласно
ей
государственная власть возникает в результате соглашения
между людьми, которые вынуждены переходить от
беззащитного естественного состояния к защищенному
гражданскому.
понятие «естественного права»
теория познания

14. Теория общественного договора

Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства
при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние
мира и доброжелательности. Закон природы предписывают мир и
безопасность.
Естественное право — право на личную собственность; право на
действия, на свой труд и на его результаты.
Принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и
союзную или федеративную.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода,
равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не
должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы
естественные права были надежно гарантированы.

15. «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.

важнейший документ Великой французской
революции, определяющий
индивидуальные права человека.
Декларация была принята Национальным
Учредительным собранием 26 августа 1789
г. В основу идей Декларации прав человека
и гражданина положена концепция
равноправия и свободы, принадлежащей
каждому от рождения. Естественными
правами человека и гражданина
объявлялись свобода личности, свобода
слова, свобода убеждений, право на
сопротивление угнетению.

16. Великая французская революция

17. 2. Поколения прав человека

Права человека первого поколения подготовлены в эпоху Просвещения
естественноправовой доктриной, а также идеологией либерального гуманизма
христианского происхождения. Первое поколение – личные и политические
права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также
американской борьбой за независимость. Права основаны на негативной
концепции свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие
принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не
подвергаясь вмешательству со стороны других. Тем самым государство
обязуется не вмешиваться в сферы, регулируемые данными правами. Данные
права ограничивали власть государства и создали простор для проявления
индивидуальности человека и свободы выбора.

18. Каталог прав человека первого поколения (личные и политические)

право на жизнь
право на личную неприкосновенность
свобода от рабства, неволи, насилия и
принуждения
право на имя
право на частную жизнь
неприкосновенность жилища
право на свободу мысли, совести и религии
свобода вступать в брак и создавать семью
право собственности
право свободы выбора рода занятий
право на равенство всех перед законом
право на свободу от произвольного ареста,
задержания или изгнания

19. Права человека второго поколения


Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы пародов
за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса
(«позитивные права»), для реализации которых требуется организационная,
планирующая деятельности государства по обеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную
ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул
идею социального реформирования общества, которое призвано было
смягчить противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую
социальную политику. На основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в
стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере
социального страхования. После Великой Социалистической революции 1917
г. провозгласившей и частично воплотившей систему экономической и
социальной защиты человека, возросли притязаний трудящихся западных
стран на улучшение экономических и социальных условий своего
существования.

20. Каталог прав человека второго поколения (экономические, социальные и культурные права

право на труд и свободный выбор работы
право на социальное обеспечение
право на отдых и досуг
право на защиту материнства и детства
право на образование
право на участие в культурной жизни обществ
право на объединение, на проведение
публичных мероприятий, свобода собраний,
манифестаций
право на участие в управлении делами
государства, право на участие в референдуме
право петиций
право критики деятельности государственных
органов и их должностных лиц
право на равный доступ к государственной
службе

21. Третье поколение прав человека

Появились в 70 –е годы XX столетия в результате деколонизации и
борьбы народов за национальные суверенитеты. Данные права
получили названия коллективных прав или «прав солидарности» К
коллективным правам относят права народов (этносов) права
меньшинств (национальных или этнических, религиозных и
языковых) и, права некоторых социальных групп (женщин,
несовершеннолетних, инвалидов, безработных, беженцев, лиц,
оказавших в чрезвычайной ситуации, жертв политических репрессий,
бездомных, безработных, левшей и т.д.)

22. Каталог прав человека третьего поколения

право на мир
право на разоружение
право на развитие
право на здоровую окружающую среду
право на общее наследие человечества
право на коммуникацию
право народов на самоопределение
запрет геноцида и апартеида
право коренных народов на земли
исконного проживания
право на использование и развитие
родного языка
право на забастовку
право на шествия, собрания, митинги

23.

24. Политические VS Социально-экономические

Политические VS Социальноэкономические
Государство обязано строго и
неукоснительно соблюдать
личные и политические права.
Напротив, социальноэкономические права для
государства являются целью,
ориентиром, к достижению
которого нужно постепенно
приближаться.

25. 3. Цивилизационно-региональные модели прав человека

Западная,
евроатлантическая
модель прав
человека
Российская модель
прав человека
Восточные
социокультурные
модели прав
человека

26. Западная, евроатлантическая модель прав человека

1. Основные характеристики данной модели выдают ее стремление к чрезмерному
обособлению человека от общества. Она акцентирует максимальную
индивидуализацию личности. Права конструируются ею как сфера свободы, автономии
и самоопределения субъекта, ставящая преграду вмешательству в частную жизнь со
стороны кого бы то ни было - государства, общества, коллективов, других людей. Права
человека здесь «работают» в «очищенной» системе права, почти не учитывающей
духовные, национально-этнические, психологические, морально-этические
императивы.
2. Права человека считаются естественными, неотчуждаемыми, равными для всех и не
воспринимаются как результат чьего-либо благодеяния. Права - это следствие, прежде
всего, самодеятельности самого индивида.
3. Они выросли на богатом античном наследии, католицизме и протестантизме,
разделении духовной и светской власти, развивались в атмосфере социального
плюрализма.
4. Институт прав человека на Западе возник как противостояние гражданина произволу
властей. Сегодня они продолжают выполнять функцию регулирования отношений
личности с государством, и тем самым считается, что они предупреждают
перерождение государственности в тоталитарную власть.

27.

5. Права человека выражены законом, который не воспринимается
собственностью государства, а фиксирует объективную
реальность,
демократическую
правовую действительность. Права человека неразрывно
связываются с демократией и формированием представительных органов
власти.
6 .Собственно правами человека называются гражданские и политические
права, поскольку именно они определяют и защищают индивидуальность
каждого. Социально-экономические права характеризуются как не имеющие
юридической природы, они не более, чем желательное и даже обязательное
направление деятельности социальной государственности.
7. Предполагается, что наличие прав зависит главным образом от усилий
самого человека. Кто их знает, тот их и имеет. А государство в лице органов
правосудия должно подключаться лишь при нарушении прав. Задача
государственных служб при этом ограничивается фактическим
подтверждением прав, содействием для восстановления нарушенных прав и
возмещения причиненного ущерба.

28. Российская модель прав человека

В силу близости российской правовой системы к романо-германской правовой семье
ее конституционной модели присущи основные черты европейского понимания
человеческих прав. Однако с позиций российских смыслов, широкого обыденного
правосознания содержание Конституции, а также понимание того, что есть человеческие
права, интерпретируются в обществе своеобразно.
1. Россияне нетипично широко понимают права, не видят различий между правами
человека и остальными субъективными правами.
2. Обращение
к
правам
человека
имеет
место
как
к
тому,
что
защищает
индивида
от
произвола
и
несправедливости
не
только
власти,
но
и
частных
лиц.
Считается,
что
права
призваны
вообще
защищать
«простого
человека»
от
более
сильных,
богатых
и
людей
со
связями,
а
не
только
от
государственных
чиновников
или
иных
субъектов власти.

29.

Воспитанная
патернализмом
готовность
«идти
на
поклон»
и
«найти правду» ориентирует население страны не на использование
официально установленных механизмов защиты прав (в том числе и
методов гражданского публичного давления), а на неформальное
заступничество, упование на действенность «позвоночного» права,
помощь влиятельных лиц.
Поскольку права человека «вводились» в жизнь россиян решением
государственных властей («реформы сверху»), то продолжением такой
политики стали иждивенческие настроения.
При
таких
обстоятельствах
права
человека
ассоциируются
с
социальными обязательствами государства и отождествляются с
социально-экономическими
правами.
Усиливает
восприятие
прав
как преимущественно социальных льгот .
Этико-центричный тип российского сознания относится к правам человека в
контексте высших смыслов, а не как на Западе – прагматично

30. Восточные социокультурные модели прав человека


Незападные варианты прав человека воспринимаются не столько юридически,
сколько гуманистически.
Восточные страны являются обществами с «минимальным правом», т.е. право
как регулятор социальных отношений никогда не занимало там ведущего
положения. Поэтому требования юридических норм о правах человека
воспринимаются национальным сознанием как-то «невнятно», весьма гибко,
как размытые установки, как общее руководство к действию.
Незападные страны отвергают жесткую привязку прав человека к
либерализму и христианству. Для исламского, конфуцианского, буддийского и
прочих обществ особенно трудным является оправдание секуляризма,
индивидуализма и рационализма западных прав.

31.

•Корпоративный способ общежития, традиционная склонность идти по жизни
сплоченной группой, а не как сообщество самостоятельных индивидуальностей,
придают правам в восточных модификациях, и особенно в российском варианте,
объединительный характер и большую солидарность, чем на Западе. Поэтому
здесь значительно больший вес имеют коммунитарные ценности и,
следовательно, коллективные права.
•Поскольку исторически на Востоке (и Россия в этом смысле тоже Восток)
государство и административно-командная система всегда играли более весомую
роль, чем на Западе, то предполагается, что инициатором и главным проводником
прав человека должно выступать именно государство. Все это противоположно
изначальным западным меркам, согласно которым права человека были задуманы
как противовес государству, его активности и произволу.

32.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила