Похожие презентации:
Литература России конца XIX – начала XX веков
1. Литература России конца 19 – начала 20 веков
2. Литература конца 19 – начала 20 веков
В конце XIX - начале XXвека русская литература
стала
эстетически
многослойной.
Реализм на рубеже веков
оставался масштабным и
влиятельным
литературным
направлением. Так, в эту
эпоху жили и творили
Толстой и Чехов.
(отражение реальности,
жизненной правды)
А.П. Чехов
3.
Переход от эпохи классическойрусской
литературы
к
новому
литературному времени сопровождался
необычайно быстрой. На авансцену
общекультурной жизни страны снова
вышла русская поэзия, не похожая на
прежние образцы. Так началась новая
поэтическая эпоха, получившая название
"поэтического
ренессанса"
или
"серебряного века".
4. Новые течения в литературе России рубежа веков
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе трилитературных течения - символизм, акмеизм, футуризм и
имажинизм, которые составили основу модернизма как
литературного направления
Направления
в литературе
реализм
модернизм
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм
5. СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г.- вышел в свет сборникс названием "Русские символисты".
Через некоторое время появились
еще два выпуска с таким же названием.
Автором всех трех сборников был
молодой поэт Валерий Брюсов,
использовавший разные псевдонимы
для того, чтобы создать
впечатление существования целого
поэтического направления.
6. Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России.
Теоретическая основа русского символизмабыла заложена в 1892 году лекцией
Д. С. Мережковского "О причинах упадка
и о новых течениях современной русской
литературы". В названии лекции содержалась
оценка состояния литературы.
Надежда на ее возрождение возлагалась
автором на "новые течения".
7. Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничноемножество смыслов. "Символ - окно в
бесконечность", - сказал Федор Сологуб.
8. Основные положения течения
По мнению Соловьева , для символизма характерны:поэтика намека и иносказания;
эстетизация смерти как бытийного начала;
знаковое наполнение обыденных слов;
аналогия мига, мимолетности, в которых отражается
Вечность;
К этому следует добавить и указание на следующие
качества:
стремление
создать картину идеального мира ,
существующего по законам вечной красоты;
отношение к слову как многосмысленному посланию;
глубокий историзм, с позиций которого видятся и
события современности;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
9. Старшие символисты
Лекция «О причинахупадка и новых
течениях
современной русской
литературы» (1892)
Сборник «Русские
символисты» (1894)
«Создания искусства
– приотворённые
двери в вечность».
Мережковский Д.С.
1866-1941
Брюсов В.Я.
1873-1924
10. Младосимволисты
А.А.Блок1880-1921
Андрей Белый
1880-1934
Иванов В.И.
1866-1949
11. Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-хгодов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет,
вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха«
выделилась
более узкая и эстетически
более сплоченная группа
акмеистов - Н. Гумилев,
А. Ахматова, С. Городецкий,
О. Мандельштам, М. Зенкевич
В. Нарбут
12. Основные положения течения
Акмеисты провозгласили своими принципами:освобождение поэзии от символистских призывов к
идеальному, возвращение ей ясности, вещности,
"радостного любования бытием";
стремление придать слову определенное точное
значение , основывать произведения на конкретной
образности, требование "прекрасной ясности";
обращение к человеку к "подлинности его чувств";
поэтизацию
мира
первозданных
эмоций,
первобытно - биологического природного начала,
доисторической жизни Земли и человека.
13. Акмеисты
Ахматова А.А.1889-1966
Гумилёв Н.С.
1886-1921
Мандельштам О.Э.
1891-1938
14. Футуризм
(от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии.Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в
свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были
Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А.
Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или
поэтов «Гилеи».
15. Основные положения течения
Вкачестве
художественной
программы
футуристы
выдвинули
утопическую
мечту
о
рождении
сверхискусства, способного
перевернуть мир. Художник
В.
Татлин
всерьез
конструировал крылья для
человека,
К.
Малевич
разрабатывал
проекты
городов-спутников,
курсирующих по земной
орбите,
В.
Хлебников
пытался
предложить
человечеству
новый
универсальный
язык
и
открыть "законы времени".
16.
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования.Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для
картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений;
"Идите к черту!" - для литературного манифеста.
17. Футуристы
Маяковский В.В.1893-1930
Бурлюк Д.Д.
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941