Русская культура в XVI веке.
Цель
План лекции
Факторы, влиявшие на формирование культуры
Фольклор
Просвещение и накопление научных знаний
Общественно – политическая мысль и литература
Зодчество
Живопись
Пение и музыка
Домашнее задание
8.89M
Категория: ИсторияИстория

Русская культура в XVI веке. Расцвет культуры Московского царства

1. Русская культура в XVI веке.

Расцвет культуры Московского царства.

2. Цель

• Показать, что к
концу XVI века
сложилась
культура
великорусской
народности,
закрепившая
соответствующий
этнический
процесс.

3. План лекции

• Факторы, влиявшие на формирование
культуры
• Фольклор
• Просвещение и накопление научных знаний
• Общественно – политическая мысль и
литература
• Живопись
• Пение и музыка
• Быт

4. Факторы, влиявшие на формирование культуры

•На рубеже XV- XVI вв. почти
одновременно с Англией,
Францией, Испанией образованием
единого государства завершился
процесс объединения русских
земель.
•В отличие от мононациональных
государств Западной Европы
Российское государство изначально
формировалось как
многонациональное;
• Процесс объединения на Руси
опирался в основном на военную
мощь московских князей.

5.

• Недостаток экономической объединяющей
силы, как на Западе – зарождающаяся
буржуазия процветающих городов, в России с
лихвой восполнило государство.

6.

•Все это породило не только
специфическую форму
самодержавия, но и особую
социально- психологическую
атмосферу , присущую России
XVI и последующих столетий.
•Формирующаяся общерусская
культура была подчинена
задачам служения «государеву
делу».
• Заботой о Российском
государстве проникнуты
общественная мысль и
литература, государственным
задачам подчинено зодчество,
живопись XVI в.

7.

•После двух с
половиной веков
изоляции культура
молодого Российского
государства вошла в
соприкосновение с
ренессансной
культурой Запада, что
стало важным
условием
преодоления
известной культурной
отсталости России.

8. Фольклор

Осовремененный
былинный эпос
киевского периода
Исторические
песни
Народные
баллады
Фольклор
• Главная тема устного
народного творчества – борьба
за независимость.
• В связи с этим
осовременивался героический
былинный эпос киевского
периода.
• Этой же теме посвящены
исторические песни, ставшие в
XVI в. наиболее
распространенным жанром
фольклора.
• Песни откликались на
важнейшие события и
исторические явления,
оставившие глубокий след в
народном сознании.

9.

•Например, политика и личная жизнь
Ивана Грозного породили целые циклы
исторических песен («Поход на
Казань», «Казаки идут к Казани»,
«Взятие Казани», «Иван Грозный
молится по сыну», «Смерть Ивана
Грозного» и др.)
•Параллельно и в тесной связи с
исторической песней развивался
более молодой жанр – народная
баллада ( повествовательная песня
драматического характера).
•Сюжеты некоторых баллад имеют
весьма древнее происхождение , в них
проступают черты славянского
язычества («Княгиня и змей», «Беглый
княжич»).
•Большинство лишено архаики и
обращено к современности («Гнев
Ивана Грозного на сына», «Оборона
Пскова» и др.)

10. Просвещение и накопление научных знаний

1563 –открыта первая
типография на
средства казны
Страницы первой (1564)
печатной книги в
России «Апостол» создатели: Иван
Федоров, Петр
Мстиславец
Интенсивное экономическое развитие
в конце XV – XVI вв., рост
государственного аппарата,
обеспокоенность церкви
нарастанием рационалистических и
еретических идей в обществе,
особенно в крупных городах,
требовали повышения грамотности
населения.
• Недаром в решениях Стоглавого
церковного собора 1551 г. Говорилось:
«…по всем градам … учинить в домех
училища, чтобы все православные
христиане передавали священникам и
дьяконам своих детей на учение
книжной грамоте». Однако, школ по
прежнему не хватало.

11.

•Как и столетия назад, основным видом
учебного заведения оставались частные
школы грамоты, открывавшиеся в городских и
сельских приходах, при монастырях,
учителями чаще всего выступали лица
духовного звания.
•Обучение сводилось к усвоению
элементарной грамоты.
• В школах более высокого типа изучали
арифметику, грамматику, Закон Божий и
другие предметы.
•Специальных учебных пособий не
существовало, обучение велось с помощью
рукописных «Псалтыри» (одна из книг Библии),
«Часослова» (православная богослужебная
книга, содержащая молитвы и песнопения
суточного круга богослужения , в том числе
служб, называемых «часами»).
•В конце XV- XVI в. В связи с ростом
производства и общим культурным подъемом
происходило дальнейшее накопление знаний в
различных отраслях науки и техники, но
знание носило прикладной характер.

12.

•Учебные пособия по арифметике и геометрии для
писцов, занимавшихся измерениями земельных
площадей, свидетельствуют о развитии математики.
Наиболее древним, из дошедших до нас, русских
учебников геометрии является руководство писцам
1556 г.
•Математические расчеты, связанные с
измерением земель различной конфигурации,
содержится в известном сочинении «Благохотящим
царем правительница и землемерие» священника
Ермолая –Еразма.
•Далеко вперед шагнули географические знания,
особенно в третьей четверти столетия. Получила
развитие русская картография.
•Значительных успехов достигло историческое
знание. Укреплявшаяся государственность нуждалась
в исторической литературе, которая могла
способствовать ликвидации пережитков удельной
старины, укреплению самодержавия, упрочению его
союза с церковью («Четьи -Минеи», «Лицевой (т.е.
иллюстрированный) Никоновский общерусский
летописный свод», «Степенная книга»). Подобная
литература тесно соприкасалась с публицистикой.

13. Общественно – политическая мысль и литература

Конец XV в. стал переломным в
истории общественной мысли и
публицистики: в это время было
положено начало тем спорам об
обрядах и букве, которые в XVII
столетии приведут к Расколу;
появились признаки религиозного
свободомыслия, попытки
рационалистической критики
основных догматов православия;
важнейшим вопросом общественно –
политической мысли сделался
вопрос о месте церкви в государстве.
Одним из самых ярких проявлений
умственной жизни средневековья в
Европе являлись ереси.
Коронация
Ивана Грозного

14.

•В России идеи еретиков конца
XV в. нашли свое продолжение в
идеях «нестяжателей» - идеологов русского исихазма Нила
Сорского и Вассиана Патрикеева.
•Они высказывались за реформу
монастырей для поднятия авторитета, призывали монахов к
аскетизму.
• Идеи встретили резкое неприятие высших иерархов церкви, чье
консолидированное мнение выразил игумен Волоцкого монастыря
Иосиф(«иосифляне»)

15.

Он оправдывал наличие у
церкви материальных
богатств, изображая их как
«убежище для бедных и
разоренных крестьян».
Иосиф развил теорию
теократического абсолютизма,
согласно которой власть
великого князя имеет
божественное происхождение,
что не только укрепило ее
авторитет, но и усилило роль
церкви в государстве.
Нестяжатели были осуждены
как еретики соборами 1503,
1531 г.

16.

•В 1518 г. В Россию для исправления
богослужебных книг был приглашен грек
Михаил Триволис (в монашестве – Максим,
прозванный на Руси Греком.
• Максим Грек был одним из образованнейших людей своего времени. Российская
действительность, а точнее реальная жизнь
Максим Грек
русской церкви неприятно поразила его во(ок. 1475 -1556)
пиющим несоответствием проповедуемым
ей идеалам.
•И тогда со страниц его собственных произведений зазвучал голос публициста, обличавшего обман, подлог, ростовщичество
церковников.
•Дух произведений Максима Грека близок
главным идеалам проповедника нестяжапоставление
св.Макария
тельства монаха Кирилло –Белозерского
на митрополичью кафедру
монастыря Вассиана Патрикеева.

17.

•Однако светская власть уже пошла на
союз с иосифлянами, выдвинувшими
идею о ее божественном происхождении.
•В 1531 г. По приказу митрополита
Даниила Максим Грек был арестован,
обвинен в ереси и в государственной
измене и осужден на пожизненное
заключение, прерванное только после
смерти Василия III в 1533 г.
•Неразвитость социально –
экономических отношений, отсутствие
широкой социальной базы для
реформационного движения
предопределили поражение еретиков и
укрепление позиций церкви.
• Это отразилось на развитии русской
культуры XVI в., оказавшейся под
жесточайшим прессом канонических
требований.

18.

Многообразие общественных идей,
выражавших устремление различных
слоев в новых социально – политических
условиях, отразилось в светской
публицистике.
В оформлении теории феодальной
монархии принимали участие представители духовенства(теория «Москва –
третий Рим» монаха Филофея, выступившего с тезисом о богоизбранном царстве
и обоснованием не только мирового
значения Русского государства, но и в
еще большей степени исключительного
значения РПЦ);
дворяне (челобитные И.С.Пересветова,
содержащие программу строительства
дворянского государства во главе с
самодержцем).

19.

•Представители княжеско – боярской
аристократии(переписка Ивана Грозного с
князем Андреем Курбским демонстрирует
диаметрально противоположные взгляды
на государственную власть венценосного
апологета самодержавия и представителя
княжеско – боярской оппозиции,
убежденного сторонника сословно –
представительной монархии).
•Это политические концепции отражали
основные тенденции в развитии российской
государственности, сложившиеся в XVI в.
•К публицистике тематически и идейно
примыкает историческая литература,
проникнутая идеей самодержавия,
усиления его союза с церковью.

20.

Никоновский
летописный
свод
•Так, Никоновская летопись, по
замыслу ее составителей(в число
редакторов входил Иван IV), должна
была показать историю Московского
царства, как историю мировой
державы, а Ивана IV – достойным
преемником римских и византийских
императоров.
•В «Степенной книге» история
государственности сплетается с
историей РПЦ, а главным делом
государственной власти представали
защита и укрепление Православия.

21.

•В XVI в. Появился новый жанр литературы – остросюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и
сыне его Борзомысле», нач. XVI в.)
•Даже в этом жанре заметно влияние общественно –
политических идей. Кроме занимательности сюжета успеху
повести способствовало и то, что ее героем был купеческий
сын.
• С ростом товарно – денежных отношений торговый люд
занимал заметное положение в феодальном обществе;
обладая относительно высоким уровнем грамотности, он
нуждался в своей литературе и она появилась.

22. Зодчество

• На рубеже XV -XVI столетия начался новый этап в развитии
каменного зодчества.
• С превращением Москвы в столицу независимого единого
государства , с формированием представления о ней как об
оплопте православия, связано стремление поднять
художественный и технический уровень московского
строительства.
• Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими
зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло
региональную ограниченность и приобретало общерусский
характер.

23.

В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного
кремля Дмитрия Донского заменил на (1465 -1495,
протяженность 2 км, 18 башен) красный кирпич инженер из
Милана Пьетро Антонио Солари.

24.

–В 30-е гг.
•XVI в. была
возведена
вторая линия
укреплений в
Москве –
стены Китай –
города
(мастер
Петрок
Малый)
Стены
Китай-города

25.

• В 1585 – 1593 гг. возведена
третья стена – Белый город .
Мастер – Федор Конь.
• Планировка
Москвы ее сердца
Кремля послужила
образцом
планировки
многих русских
городов XV – XVII
вв.

26.

•Четким квадратом поднялись в
1492 г. Стены Иван-города.
•Затем появились мощные башни
на стенах Новгородского и
Псковского кремлей.
•В 1508- 1511 гг. с участием Петра
Фрязина был построен каменный
кремль Нижнего Новгорода.
• Замечательным итогом
• В 1514 -1521 гг. построили
развития русского
крепостного зодчества в кремль в Туле, в 1525 -1531 гг. – в
Коломне.
XVI в.
• Явился построенный
Ф. Конем, Смоленский
кремль, за изумительную
красоту свою названный
«ожерельем земли Русской».

27.

•Один из лучших шатровых храмов - церковь
Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532
гг),построенная по приказу Василия III в честь
рождения наследника престола, будущего
Ивана IV.
•Это поистине русская, народная во всех
формах постройка, недаром церковь в XVIIв.
пыталась воспрепятствовать
распространению шатрового стиля как
противоречащего древним канонам.
В первой половине XVI в.
русские зодчие осуществили
задачу перенесения в каменное
строительство элементов
шатрового храма
(столпообразного сооружения
с невиданной ранее каменной
архитектуре конструкцией
верха в виде шатра)

28.

•Сложная форма двускатных
кокошников, восьмигранная
форма барабанов глав боковых
столпов, необычное украшение
центрального барабана
полуцилиндрами, декор церкви
Усекновение главы Иоанна
Предтечи в селе Дьякове (сер.
XVI в.) также свидетельствуют о
воздействии деревянного
зодчества.
• Церковь зачатия Анны в Москве
(сер. XVI в.) так же
свидетельствует о воздействии
деревянного зодчества.

29.

•Русскими зодчими Бармой и Постником
Яковлевым в 1554 -1561гг. в память о
взятии Казани воздвигнут на Красной
площади собор Покрова «что на рву».
•Архитектурный ансамбль церкви
состоит из 9 столпообразных храмов
различной высоты, в которых
отразились казанские события.
•Первоначальную цветовую гамму
здания образовывало сочетание
красного кирпича стен с белым резным
декоративным камнем, с которым
гармонировали сверкающие главы,
крытые «белым железом»,и цветные
майоликовые украшения центрального
шатра.
•Нарядные луковичные главы соборов
появились в конце XVI в., а цветистая
роспись – в XVII-XVIII вв.

30.

интерьеры • Храм на Красной
площади, по имени
собора
юродивого, жившего на
его ступенях, получил
второе название - собор
Василия Блаженного.
• Иностранцы
отмечали,
что храм
«построен
скорее как
бы для
украшения,
чем для
молитвы».
Светское
начало
превалирует
над
культовым.

31.

•Опыт великолепных
построек середины
XVI в. оказывал
воздействие на
сооружение в конце
XVIв.
•Зданий с
разнообразием форм
и объемов,
сочетанием шатров,
башен, куполов.
•Очень пышным и
декоративным был
возведенный в конце
столетия храм в селе
Вязёмы.

32. Живопись

В начале XVI в. В древнерусской живописи
ведущую роль играло «рублевское»
направление.
Художники больше обращались к сюжетам
Ветхого завета , к легендарно-историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям
(архитектура, костюм и т.п.).
Крупнейшим художником рублевского направления на рубеже веков был Дионисий
(30-40 –е гг. XV в. – около 1508 г.).
В отличие от Андрея Рублева он был
мирянином, видимо, знатного
происхождения.
Два его сына Владимир и Феодосий –
тоже были художниками и работали
вместе с отцом.

33.

• Важнейшим среди
сохранившихся
творений Дионисия
является цикл росписей
Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря (1502).
• Они дошли до нас в
первозданном виде
почти полностью.
• Основной темой росписи
Рождественского собора
стал «Акафист» - цикл
торжественных
песнопений в честь
Богоматери.

34.

• Черты стиля художника – идеально
прекрасные пропорции, мягкий
скругленный силуэт в сочетании со
светлым, но звучным колоритом,
наконец, предельная слитность с
архитектурой.
• Влияние Дионисия сказывалось на
всем искусстве XVI в.

35.

•Одновременно усиливалась
церковная регламентация
художественного творчества.
•В постановлениях Стоглавого
собора 1551 г. от иконописцев
потребовали писать «како греческие
иконописцы писали и как писал
Андрей Рублев, а от своего
замышления ничто же претворяти».
•Идеальный образ, к которому
должен был стремиться каждый
художник, обрисован в 43-й главе
Стоглава:
•«подобает быть живописцу
смиренну, кротку, благоговейну, не
празнослову, не смехотворцу, не
сварливу, не завистливу, не
пьянице, не грабителю, не убийце;
особенно хранить чистоту
душевную»

36.


Для иконописи XVI в. Характерно
возвеличивание средствами
искусства официальных
политических идей. Так, икона –
картина «Церковь воинствующая»или
«Благословенно воинство
небесного царя» мало напоминает
традиционный молельный образ.
На ней изображено торжественное
возвращение в Москву русского
войска из покоренной Казани,
переданное как апофеоз «воинства
небесного царя».
• Меняется и внешний облик иконы.
Практически обязательной
становится серебряный чеканный
оклад.

37.

•Традиционная книжная
миниатюра претерпела
значительные изменения в
связи с заменой пергамента
бумагой и введением
книгопечатания.
•В частности появилась
гравюра на дереве –
ксилография.
•К числу лучших гравюр XVI
в. принадлежит заставка с
изображением евангелиста
Луки в первой печатной
книге Ивана Федорова
«Апостол» (1564).
• Ученик и последователь
первопечатника Андроник
Тимофеев Невежа,
работавший в московской
типографии после
отъезда учителя, во
многом содействовал
развитию искусства
книжной гравюры.

38. Пение и музыка

• XVI столетие -особый этап в
развитии церковной музыки.
Впервые появляется авторское
творчество.
• Это время связано с созданием
нового вида большого
знаменного распева(более
украшенного, исполняемого с
большим дыханием).
• В числе создателей первых
авторских произведений
прежде всего следует назвать
новгородских распевщиков
Савву и Василия (в иночестве Варлаам)

39.

• Сам царь Иван Грозный не был
чужд сочинительства, известны его
песнопения в честь московских
святынь – икон «Владимирская
Богоматерь», и «Митрополит
Петр».
• Одна из главных особенностей
музыки – ее многораспевность
(один текст распевался
множеством различных распевов:
путевой, деместовый (особенно
пышный), большой знаменный).
• В Москве появились два хора:
Патриарших певчих дьяков и
Государевых певчих дьяков.

40.

•В XVI в. Сложилась
культура великорусской
народности, завершившая
соответству-ющий
этнический процесс.
•Именно с XVI в. началась
культура русского народа в
собственном смысле слова
(так же как и культура
украинского и белорусского
народов).
• Многообразные новые
явления, характеризующие
культурное развитие России
в следующем столетии были
подготовлены историкокультурным процессом конца
XV- XVIвв.

41. Домашнее задание

1.История России с древнейших
времен до конца XVII века.
Н.И.Павленко, И.Л.Андреев
Параграф - 23, или
История России. 10 класс.
Параграф – 25
О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова,
Д.В.Кузин.
2.Повторить гл. IV ( или
параграфы 20- 26) к
историческому диктанту по
эпохе Ивана Грозного.
Иван
Грозный,
парсуна
English     Русский Правила