Роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
План
Состояние Испании в XVI-XVIIвв.
Причины изменения положения
Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения
Литературное наследие Мигеля де Сервантеса
Литературные источники «Дон Кихота»
Особенности изображения Испании (народ)в романе «Дон Кихот Ламанчский»
Элементы пародии в романе
Элементы пародии в романе
Элементы пародии в романе
Образ Санчо Пансы
Образ Санчо Пансы
Влияние Дон Кихота
Дон Кихот и Санчо Панса: странствующие двойники
«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения
Значение «Дон Кихота» в развитии европейского романа
«Каждый человек есть немножко Дон Кихот». В. Г. Белинский
Источники
20.59M
Категория: ЛитератураЛитература

Роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

1. Роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Выполнили студенты РЛ-18-1
Абрашина А., Елина А., Канивец Д., Сафронова А.,
Старшова А., Сысуев Д., Шамраева В., Юринова С.

2. План

Состояние Испании в XVI-XVIIвв.;
Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения;
Литературное наследие Мигеля де Сервантеса;
Особенности изображения Испании (народ) в романе «Дон Кихот
Ламанчский»;
Элементы пародии в романе;
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе;
Образ Санчо Пансы;
«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения;
Значение «Дон Кихота» в развитии европейского романа

3. Состояние Испании в XVI-XVIIвв.

Взлет ( до середины XVI в.)
Падение (С середины XVI в.)
• Центр противников Реформации
• Лидер католических стран
• «Золотой век» экономики и
промышленности
• Освобождение от крепостной
зависимости и осознание своих
гражданских и человеческих прав
• Начало экономического упадка
(рост цен и налогов, сокращение
промышленности)
• Конец испанского владычества на
море (Гибель «Непобедимой
Армады» в войне с Англией)
• Тяжелое положение крестьян и
нищета
НО! «Золотой век» литературы и живописи не совпадает с экономическим
(80-е годы XVI в.-80-е годы XVII в.)
Смешение национального и мавританского* стилей
*условное название средневекового искусства, развивавшегося в 11— 15 веках в
странах Северной Африки и в южной части Испании.

4. Причины изменения положения

Отсутствие политики протекционизма;
Непрекращающиеся войны;
Нецелесообразное использование приобретенных богатств

5. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения

Изначальное отторжение романа;
Расцвет рыцарского романа –XVI в (отвечала некоторым сторонам психологии людей
Возрождения)
Образцы - авторы романы Англии и Франции
Интерес к человеку и его внутреннему миру
Неотделим от ведущего течения в духовной жизни этой эпохи – гуманизма
Актуальные проблемы современности воплощены в образах и ситуациях, как бы выхваченных из
народной жизни,
Античная традиция переплетается с народными верованиями и представлениями, с мотивами и
приемами фольклора
Проникновение в испанскую жизнь денежных отношений, разложение патриархальных связей,
разорение и обнищание народных масс.
Господствование в двух его разновидностях: рыцарский и плутовской:

6.

Плутовской роман (низкий) — роман о
похождениях пикаро ( с исп. плут) —
обычно написан в форме его псевдо
автобиографии, состоящий из трех
элементов: биография героя(борьба за
жизнь), обрисовка общественной среды,
морально-философские размышления
героя по поводу его собственной судьбы
и того, что ему приходится наблюдать.
* Пояснительная справка
Рыцарский роман (высокий) доктринально-пропагандистские
сочинения развлекательного и светского
характера, схожий с куртуазным
романом (доблестный рыцарь совершал
неслыханные подвиги во славу прекрасной
дамы, сражался с опасными чудовищами,
разрушал козни злых волшебников,
приходил на помощь к обиженным и т.д.)

7. Литературное наследие Мигеля де Сервантеса

Сервантес писал романы, театр и поэзию. Во всех трех жанрах он выделялся, и с
каждым из них он устанавливал стандарты. До сегодняшнего дня его работы попрежнему необходимы в мире исполнительских искусств.
Романы
1.
2.
Роман «Галатея», написанный в 1585 году, считается первым. Сюжет рассказа о
независимости, которую возлюбленная хочет сохранить в течение своей жизни,
поэтому она посвящает себя тому, чтобы заставить влюбленных страдать.
«Образцовые романы», написанные между 1590 и 1612 годами, серии рассказов,
которые были объединены в одном издании. Большая часть произведений имеют
моральную, эстетическую и социальную проблематику. Это также касается
некоторых любовных переплетений, идеализации человеческой сущности.

8.

Поэзия
Одним из самых известных и обширных произведений Сервантеса Сааведры был
«Путешествие Парнаса», написанный это в 1614 году, где автор повествует о своем
путешествии на гору греческой мифологии на корабле во главе с Меркурием.
Драматургия
На протяжении многих лет он посвятил себя написанию пьес. Его работы
характеризовались наличием моралистического послания. В них он включал
аллегорические символы и концентрировался на углублении того, к чему относятся
время, действие и пространство. Самыми известными произведениями
являются «Эль Черко де Нумансия» (1585 г., темы надежды и свободы), «Алжирское
дело» (1582 г., смесь любви, патриотизма и религии) и «Великий Султан» ( о безумной
любви и страстях) .
Описывая жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса Сааведры, можно сказать, что
он оставил испанскую грамматику и литературу величайшим из богатств. Его
работы отмечают разницу в его стиле и содержании, в дополнение к предложению
глагола, полного глубины и в то же время красоты и привлекательности..

9. Литературные источники «Дон Кихота»

Два произведения со
схожей фабулой:
Новелла Саккетти, в которой
повествуется о старом флорентийском
ткаче Аньоло, захотевшем вдруг
поразить всех своим искусством на
рыцарском турнире.
Анонимная «Интермедии о романсах»
о крестьянине Бартоло, который
помешался от чтения романсов.

10. Особенности изображения Испании (народ)в романе «Дон Кихот Ламанчский»

Под пером Сервантеса оживает Испания социальных
контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и
привыкшая пребывать в праздности, исполненная
благородного душевного порыва и погрязшая в мелких
корыстных расчетах. Глубокая народность романа
Сервантеса заключается во вдумчивом и
сочувственном изображении широкого фона народной
жизни; в сближении Дон-Кихота с Санчо Пансой, в
показе творческих возможностей, таящийся в этом
сыне испанского народа; в ясном и трезвом
отношении к жизни; в обличении всякой социальной
неправды и насилия; в глубокой любви уважении к
человеку.

11.

Испанец скорее готов умереть за своего Бога, нежели отказаться во имя
Его от своих желаний и побуждений. Оказывается, жить в такой
стране скромному благородному идальго не так-то просто. Способов
заработать на жизнь не слишком много. И, прежде всего потому, что
особое, преувеличенное восприятие понятия «честь не позволяет
дворянину опуститься до занятий торговлей, да и, пожалуй, любого
другого труда, кроме ратного.
Центральные образы романа, отражая действительное состояние
Испании XVI – XVII вв., вместе с тем приобрели гораздо более широкое
значение, сохранив свою жизненность и выразительность и в
последующие века. В частности, поскольку Сервантес, писавший свой
роман в условиях кризиса гуманизма, отразил в нем с огромной силой
столкновение идеальных устремлений человеческого ума с миром
корысти и личных интересов, «Дон Кихот» стал для будущих
поколений мыслителей и писателей образцом противопоставления
идеала и «низменной действительности».

12. Элементы пародии в романе

* Пояснительная справка
Пародия - комическое подражание художественному произведению или группе
произведений. Обычно строится на нарочитом сочетании несоответствующих стиля
и формы: высокий стиль – низкий предмет (бурлеск) и травестия – высокий
предмет, излагаемый низким стилем.
Ирония– (как пафос) вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка,
осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем
утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.
Тип - персонаж, который представляет наиболее характерные черты какой-либо
группы людей или – в преувеличенно-концентрированном виде – ряд общечеловеческих
свойств, а нередко и одно свойство: трусость, жадность, хвастовство, ревность и т.п.

13. Элементы пародии в романе

«Дон Кихот» — на это ясно указывает автор в прологе к I
части романа и в заключительных строках его — был
задуман как пародия на рыцарские романы.
• Точно пародируются в романе все рыцарские обряды и
обычаи: церемония посвящения в рыцари, этикет
рыцарского поединка, детали «рыцарского служения» даме
(когда Дон Кихот приказывает «побежденным» его
противникам отправиться к Дульсинее Тобосской и
предоставить себя в ее распоряжение).
• Также пародируются обряды «обожания» ее
(самобичевание Дон Кихота в горах Сьерра-Морены,
напоминающее эпизод Прекрасного Скорбника в «Амадисе
Галльском»).

14.


Осмеяние традиционных героев романов: вместо красавца — рыцаря
захудалый идальго, вместо прекрасной «дамы» простая скотница.
• «Дон Кихот» начинается с сонетов, где Сервантес высмеивает
высокопарность авторов в их посвящениях. Героев произведения
восхваляют герои штампованных рыцарских романов.

15. Элементы пародии в романе

Сервантес предал в своем романе осмеянию не только рыцарские романы
как литературный жанр, но и самую идею рыцарства. Осмеивая
рыцарские романы, он боролся со старым, феодальным сознанием,
которое подкреплялось ими и находило в них свое поэтическое
выражение. Он протестовал в своем романе против всего мировоззрения
правящей верхушки Испании, пытавшейся возродить на новых основах
«рыцарские» идеи, и в первую очередь против феодально-католической
реакции, поддерживавшей эти идеи.
Сервантес осуждает не самого Дон Кихота, наделенного им чертами
редкого душевного благородства, доброты и рассудительности, а те
бредовые рыцарские идеи, которые овладели воображением бедного
идальго. Это прошлое — мир рыцарства, который Дон Кихот
пытается восстановить.

16.

Образ Дон Кихота. Трагикомическое,
общечеловеческое и вечное в образе
Поверхностное понимание: рыцарь печального образа,
фигура которого создана для осмеяния старинных
рыцарских романов, странный и смешной чудак. Он
бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной
пищей, самой бедной одеждой: ему не до того. Смиренный
сердцем, он духом велик и смел; умилительная его
набожность не стесняет его свободы; чуждый тщеславия,
он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих
физических силах; воля его — непреклонная воля.
Общечеловеческое: вера в нечто вечное, незыблемое, в
истину, одним словом, в истину, находящуюся вне
отдельного человека. Дон-Кихот энтузиаст, служитель
идеи и потому обвеян ее сияньем.

17.

Трагикомическое: Дон Кихот чрезмерно, утрированно проникнут весь
преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться
всевозможным лишениям, жертвовать жизнью; саму жизнь свою он
ценит настолько, насколько она может служить средством к
воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле.
Идеал этот почерпнут расстроенным его воображением из
фантастического мира рыцарских романов — и в этом-то состоит
комическая сторона Дон Кихота, но самый идеал остается во всей
своей нетронутой чистоте.
Вечное: для каждого времени имеет разную интерпретацию: с одной
стороны, герой- смелый мечтатель, посмевший бросить вызов миру для немецких романтиков, а вслед за ними и романтиков других стран,
с другой – для реалистов эпохи просвещения он, напротив, человек,
бьющийся о факт бесплодности мечтаний в реальном мире.
Модернисты оценивали роман с чисто формальной стороны как
попытка отхода от классического романа и поиск нового смысла.

18. Образ Санчо Пансы

Рядом с Дон-Кихотом действует в романе крестьянин —
оруженосец Санчо Панса. На него наложила свой отпечаток
ограниченность деревенских условий существования: Санчо Панса
наивен и даже порой придурковат, он – единственный человек,
поверивший в рыцарские бредни Дон-Кихота. Но Санчо не лишён
хороших качеств. Под влиянием рыцаря-гуманиста Дон-Кихота
Санчо нравственно развивается. Его замечательные качества
раскрываются в знаменитом эпизоде губернаторства, когда Санчо
обнаруживает свою житейскую мудрость, бескорыстие и
нравственную чистоту.

19. Образ Санчо Пансы

Образ Санчо Панса – воплощение народа. При том
прост и наивен. Легко поддается мечте о беззаботной
жизни в достатке.
Он не только обнаруживает свою сообразительность, но
и оказывается носителем народной мудрости.
Становится наследником духовного своего господина,
приобретает символику бессмертия народа.

20.

Дон Кихот
Критерий
Санчо Панса
идальго
Положение в обществе
крестьянин
«Телосложения был крепкого, из себя худой, с
лица худощавый …»
Внешность
«Грубое брюхо и низкий рост, бородат…»
Жить по рыцарскими законами, бороться со
злом, несправедливостью.
Мечта
Книжные знания, оторванность от реальной
жизни.
Образование
Романтические высокие идеалы
Жизненная позиция
Здравый смысл
Бескорыстие, щедрость, искренность,
наивность, равнодушие к земным благам,
энергичность, вспыльчивость
Черты характера
Скупость, меркантильность, стяжательство, хитрость,
трусость, грубость
Мечтатель-Идеалист
Мировоззрение
Реалист-материалист
Быть губернатором

21. Влияние Дон Кихота

Под влиянием Дон Кихота Санчо становится вообще добрее и
великодушнее в своем отношении к людям, и им начинает
руководить уже не жажда обогащения, а любовь к справедливости
и чистая человечность.
Но это влияние Дон Кихота, так же как и контакт с жизнью,
расширивший умственный кругозор Санчо, было лишь толчком
для раскрытия в нем природных свойств здорового и одаренного
представителя народа, заглушённых условиями жизни феодальной
деревни и притупляющим действием католической церкви. Эти
природные способности Санчо Пансы ярче всего проявлялись в его
знаменитых «судах», так же как и во всем его управлении
«островом», во время которого он выказал гораздо больше ума и
справедливости, чем все окружающие его придворные.

22. Дон Кихот и Санчо Панса: странствующие двойники

Несмотря на дискредитацию поступков рыцаря и его
оруженосца господствующем разумом в лице священника,
констатированная им двойственность несет с собой идею,
которая окажется существенной на протяжении всего
романа. Диалогическое взаимодействии между героями до
того интенсивно, что «сумасбродство», Санчо неуклюже
обосновывают его глубокий философский взгляд на жизнь,
поскольку «безумства» Дон Кихота являются формой его
столь же нескладного мышления , глубокая сущность
которого основывается на любви к человеку и на
солидарности с ним. Таким образом, оба героя вместе
олицетворяет гуманистический идеал, вложенный
Сервантесом в свой роман.

23. «Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения

Кризис гуманистической литературы эпохи Возрождения
заключается в несоответствии реальности ренессансным
представлениям о человеке, ведь мир испанской
действительности отличался от мира рыцарских романов.
Даже идеал всесторонне развитого человека оказывается в этом
романе добродетелью старого мира, гротескно воплощенной в
рыцаре Дон Кихоте. Он действует слепо, следуя готовым
нормам и правилам, вычитанным им из старых книг и
отжившим свой век, он не умеет и не хочет считаться с
реальными возможностями, с подлинными нуждами и
требованиями людей, с действительным положением вещей.
Осмеивая рыцарский роман, он расчищал путь литературе
содержательной, правдивой, близкой к "природе", т.е. к жизни.

24.

Сервантес в категорической форме, утверждает, что гуманистическая этика «доблести» во
многом связана с полупатриархальными иллюзиями и временными преимуществами
героической переходной эпохи, что основанное на этой концепции поведение лишено такта
жизни и непрактично. Более того, автор «Дон Кихота» уже ясно различает между теми
элементами ренессансных идей, которые, хотя и в урезанном виде, будут освоены
формирующимся буржуазным сознанием (критика феодальных ограничений), – и собственно
утопическими элементами (идеализация автономной личности). Сервантес юмористически
противопоставляет их в образе своего героя как его «мудрость» и «безумие», которые на
поверку обычно оказываются мудростью и безумием гуманистической утопии.
НО! У Дон Кихота все отчетливее проступали гуманистические черты.
Подчас он рассуждает так, как имели обыкновение рассуждать гуманисты
эпохи Возрождения. Только человек очень умный и образованный мог,
например, столь проникновенно судить о поэзии, храбрости, любви, красоте,
неблагодарности и многих других вещах. Когда в беседе с герцогом Дон Кихот
смело заявлял, что "кровь облагораживают добродетели" и что "большего
уважения заслуживает худородный праведник, нежели знатный грешник", он,
по сути дела, высказал мысль, которая со времен Данте и Петрарки
принадлежала к числу кардинальных истин ренессансного гуманизма.

25. Значение «Дон Кихота» в развитии европейского романа

Значение «Дон Кихота» для дальнейшего развития европейского романа очень велико. Разрушая
старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем закладывает основы нового типа романа,
означающего огромный шаг вперед в развитии художественного реализма. Основная черта этого
нового типа романа заключается, помимо новой трактовки гуманистического идеала, в том, что
правдивая картина народной жизни и судьба центральных персонажей, развертывающаяся на этом
фоне, внутренне объединяются и взаимно уравновешивают друг друга. В результате этого подход к
действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без
какого-либо ущерба для конкретности и живости образов. Начиная с этого момента, идеи, образы,
манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты «Дон Кихота» находят
широкий отклик в европейской литературе. Из писателей, на которых влияние Сервантеса
проявилось особенно отчетливо, можно назвать Фильдинга, В. Скотта, Диккенса, Гоголя.

26. «Каждый человек есть немножко Дон Кихот». В. Г. Белинский

27. Источники

Агеев А.Ю. "Дон Кихот" как культурный архив испанского народа»
Пинский Л. «Реализм эпохи Возрождения»
Тургенева И.С. «Гамлет и "Дон Кихот»»
Алексеев М. П. и др. «История зарубежной литературы. Средние века и
Возрождение»
Пуришев Б.И. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека»
Безерра П.А. «Дон Кихот и Санчо Панса: странствующие двойники»
Погребная Я.В. «История зарубежной литературы Возрождения»
https://ru.thpanorama.com/articles/literatura/miguel-de-cervantes-biografas-yobras.html
English     Русский Правила