14.09M
Категория: ИскусствоИскусство

Современные проблемы дизайна

1.

Современные проблемы дизайна
ОРГАНИЧЕСКИЙ И БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛИ
В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И
ИНТЕРЬЕРЕ
КГАСУ, 2019

2.

Казанский Государственный
Архитектурно-Строительный Университет
Институт Архитектуры и Дизайна
Кафедра ДИЗАЙНА
реферат по дисциплине:
на тему:
ОРГАНИЧЕСКИЙ И БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛИ
В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ
выполнил:
проверил:
Вердиева Я.М., Гайнутдинова А.Р., Зайнуллина
Г.М., Сердцева В.А.
Михайлов С.М.
Ст. гр. 5ДП01
профессор
© Казань, 2019

3.

содержание:
Органический дизайн и
биоморфизм: понятие и
возникновение
01
Органические и биоморфические
стили в предметном дизайне и
моде
02
Органический и биоморфический
стили в архитектуре и предметно
пространственной среде города
03

4.

содержание:
Органический и биоморфический
стили в интерьерном дизайне
01
04
02
03

5.

ВВЕДЕНИЕ:
Вся мировая архитектура – это движение в двух направлениях,
каждое из которых имеет своих поклонников. Органический
стиль первоначально возник как архитектурный.
Первое направление отличается рационализмом.
Все решения, принимаемые архитекторами, имеют в своей
основе точные расчеты.
Второе направление – совершенно иное, оно следует за
природой, основываясь на органическом восприятии мира.
В современной архитектуре по-прежнему соседствуют эти два
направления, предполагающие геометрическое и органическое
восприятие мира.
По мере того, как все более актуальными становились
экологические темы, органический стиль стал приобретать все
большее количество поклонников.
Яркость и выразительность не характерны для этого
направления, но это не делает его менее интересным
и привлекательным.
Основу стиля составляют природные мотивы, которые
вдохновляют дизайнера на создание неординарных, но, в то же
время, естественных решений.

6.

ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И
БИОМОРФИЗМ: ПОНЯТИЕ
И ВОЗНИКНОВЕНИЕ
01

7.

ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ «ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ ЗАЧАСТУЮ
ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ СОВОКУПНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПРИРОДНЫХ ФОРМ И МАТЕРИАЛОВ
СТИЛЬ, КОТОРОМУ СВОЙСТВЕННЫ ДАННЫЕ ЧЕРТЫ, ПРАВИЛЬНЕЕ БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ
БИОМОРФИЗМОМ
ТВОРЧЕСТВО АНТОНИО ГАУДИ МОЖНО СЧИТАТЬ ОДНИМ ИЗ РАННИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
СРЕДИ РАННИХ ПРОЕКТОВ НАТУРАЛИСТСКОГО ПЕРИОДА ИЗВЕСТНЫ ЗДАНИЯ И ПОСТРОЙКИ
ПАРКА ГЮЭЛЬ
ЧЕРТЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ПРИСУЩЩИЕ РАННИМ ПРОЕКТАМ ТАК НАЗЫВАЕМОГО
НАТУРАЛИСТСКОГО ПЕРИОДА:
ФРЭНКА ЛЛОЙДА РАЙТА МОЖНО НАЗВАТЬ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ОРГАНИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В
АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ РАЙТА ВОПЛОЩАВШИХ ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ СТАЛ ДОМ
ВИНСЛОУ (WINSLOW HOUSE,1893)
ДОМА ПРЕРИЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СЛУЖИТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ СЛИЯНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МЕСТНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
НАСТОЯЩИМ МАНИФЕСТОМ
«ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ» СТАЛА РЕЗИДЕНЦИЯ «ТАЛИЕЗИН»
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18

8.

УЧАСТОК ДЛЯ «ДОМА НАД ВОДОПАДОМ» ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТОМ
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ЖИЛИ С ВОДОПАДОМ, А НЕ ПРОСТО СМОТРЕЛИ НА НЕГО. ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ
ЧАСТЬЮ ВАШЕЙ ЖИЗНИ.»
ЗДАНИЕ «ДОМA НАД ВОДОПАДОМ» ПО СЕЙ ДЕНЬ СЧИТАЕТСЯ ЭТАЛОНОМ ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТНОЙ
АРХИТЕКТУРЫ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ ОКАЗАЛ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ
АМЕРИКАНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
В СТАРОМ СВЕТЕ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ НАИБОЛЬШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧИЛ В ДИЗАЙНЕ
И АРХИТЕКТУРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ ЗДЕСЬ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ
АРХИТЕКТОРА АЛВАРА ААЛТО
ПРОЕКТЫ АЛВАРА ААЛТО МОЖНО СЧИТАТЬ ОРГАНИЧНЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ МОТИВОВ ПРИРОДЫ
ТВОРЧЕСТВО ВЕНГЕРСКОГО АРХИТЕКТОРА ИМРЕ МАКОВЦА БЫЛО ОДНИМ ИЗ СВОЕОБРАЗНЫХ
ПРОЯВЛЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ
БИОМОРФИЗМ - НОВАЯ
ВЕТВЬ В РАЗВИТИИ СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
БИОМОРФИЗМ СТАЛ СВОЕОБРАЗНЫМ ОТВЕТОМ И В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ТЕХНОГЕННОЙ СРЕДЫ
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

9.

ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ «ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» В
АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ ЗАЧАСТУЮ
ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ СОВОКУПНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРИРОДНЫХ ФОРМ И МАТЕРИАЛОВ
9
Под выражением
«Органический стиль» в
архитектуре и дизайне
зачастую
подразумевается
совокупность
интерпретаций
природных форм и
материалов, создание
мягких, пластичных,
амебоподобных образов,
приятно
контрастирующих с
жесткостью и
рациональностью
техногенных
конструкций.
Модель журнального
столика Pebble от
фабрики Bonaldo, дизайн
Demacker.

10.

СТИЛЬ, КОТОРОМУ СВОЙСТВЕННЫ ДАННЫЕ ЧЕРТЫ,
ПРАВИЛЬНЕЕ БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ БИОМОРФИЗМОМ
10
Однако стиль, которому
свойственны данные
черты, правильнее было
бы назвать
биоморфизмом, т.е.
прямым копированием
или интерпретацией
биологических форм.
Понятие же органичности
имеет гораздо более
широкий смысл,
подразумевая
гармоничное сочетание
рукотворного объекта с
окружающей средой и
создание разноплановых
эмоциональных связей
между объектом и его
потребителями.
Текстура ракушки под
микроскопом.

11.

ТВОРЧЕСТВО АНТОНИО ГАУДИ МОЖНО СЧИТАТЬ
ОДНИМ ИЗ РАННИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКОГО
СТИЛЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
11
Одним из ранних
проявлений
органического стиля в
европейской архитектуре
можно считать
творчество легендарного
каталонского зодчего
Антонио Гауди (18521926). Конечно, наиболее
известные его творения –
кафедральный собор
Sagrada Familia, жилые
здания Casa Milà и Casa
Batlló – можно смело
причислить к
биоморфной архитектуре,
но более ранние проекты
так называемого
натуралистского периода
(1898-1906) имели
немало черт
органической
архитектуры.
Жилое здание Casa Mila.
Антонио Гауди, 1910г.

12.

СРЕДИ РАННИХ ПРОЕКТОВ НАТУРАЛИСТСКОГО
ПЕРИОДА ИЗВЕСТНЫ ЗДАНИЯ И ПОСТРОЙКИ ПАРКА
ГЮЭЛЬ
12
Наиболее известны в
этом плане здания и
постройки парка Гюэль
(Park Güell),
возводившиеся в сжатые
сроки в условиях
крайнего дефицита
средств и материалов.
Однако, это не помешало
Гауди создать
непревзойденные по
своей выразительности
террасы, колоннады и
обзорные площадки. В
дело пошли не только
камни и гравий, но и
битые плитки с местной
керамической фабрики,
которыми был выложен
бордюр колоннады с
видом на центр
Барселоны. Когда
закончилась плитка,
архитектор обратился к
местным домохозяйкам с
просьбой пожертвовать
битую посуду…
Рис. 1,2,3 Фрагменты
Парка Гуэль. (Антонио
Гауди).

13.

ЧЕРТЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ПРИСУЩЩИЕ
РАННИМ ПРОЕКТАМ ТАК НАЗЫВАЕМОГО
НАТУРАЛИСТСКОГО ПЕРИОДА:
1
Адаптация к рельефу местности;
2
Гуманный масштаб;
3
Проработка деталей;
4
Использование местных материалов.
13

14.

ФРЭНКА ЛЛОЙДА
РАЙТА МОЖНО
НАЗВАТЬ
РОДОНАЧАЛЬНИКОМ
ОРГАНИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ В
АРХИТЕКТУРЕ И
ДИЗАЙНЕ
14
Родоначальником
органической, природной
концепции в зодчестве
принято считать корифея
американской
архитектуры Фрэнка
Ллойда Райта (1867-1959
гг.). Именно он не только
создал
основополагающие
принципы гармоничного
сосуществования жилых
зданий и окружающей
среды, но и воплотил их
во множестве
индивидуальных и
типовых проектов.
Фрэнк Ллойд Райт, (18671959 гг.).

15.

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ РАЙТА ВОПЛОЩАВШИХ
ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ СТАЛ ДОМ ВИНСЛОУ
(WINSLOW HOUSE,1893)
Именно в проектном бюро Adler&Sullivan начал свой творческий путь
знаменитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт, проработавший там с 1888 по
1893 г. Начав со второстепенных разработок, он вскоре добился
благосклонности самого Луи Салливана и стал ответственным за
выполнение индивидуальных жилых проектов.
Здесь, под воздействием функциональной идеологии, родились первые
проекты так называемых «домов прерий», воплощавших идеи личной
свободы и единения с природой. Одним из первых таких проектов стал Дом
Винслоу (Winslow House, 1893 г.), показавший оригинальность и мастерство
молодого архитектора.
Однако после того, как коллеги обвинили Pайта в выполнении «левых»
заказов, ему пришлось уйти из компании и открыть собственное бюро в
чикагском пригороде Оук-Парк.
В последующие 20 лет он выполнил несколько сотен частных заказов, в
том числе знаменитые Дом Мартина (Martin House) и Дом Роби (Robie
House).
15
Луис Генри Салливан
(03.09.1856 — 14.04.1924)
— американский
архитектор, первопроходец
рационализма, отец
американского модернизма.

16.

ДОМА ПРЕРИЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СЛУЖИТЬ
ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
16
По замыслу Райта, «дома
прерий» должны были
служить естественным
продолжением
окружающей природной
среды, подобно
эволюционной форме
естественных
организмов. Для этого
архитектор разработал
принципы открытой
планировки, включающие
объединение нескольких
жилых зон в общем
пространстве,
применение четкого
ритма каркасных
структур, подчеркнуто
горизонтальных линий и
плоских крыш,
значительное увеличение
площади остекления для
визуальной связи
интерьера с экстерьером.
Дом Винслоу, 1893г.
Архитектор Фрэнк Ллойд
Райт.

17.

ДЛЯ СЛИЯНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ШИРОКО
ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МЕСТНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
17
Для слияния с
окружающей средой
широко использовались
местные строительные
материалы: камень,
кирпич, терракота,
натуральное дерево.
Помимо всего прочего,
они обеспечивали низкую
стоимость строительства,
что было одним из
социальных приоритетов
архитектора.
Большинство принципов,
изобретенных Райтом,
успешно используется в
мировой архитектуре и
по сей день.
Дома Прерий, архитектор
Фрэнк Ллойд Райт.

18.

НАСТОЯЩИМ МАНИФЕСТОМ
«ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ» СТАЛА РЕЗИДЕНЦИЯ
«ТАЛИЕЗИН»
18
Настоящим манифестом
«органического стиля»
стала резиденция
«Талиезин». Она была
построена Райтом в
родовом имении матери в
1911 году. Живописно
раскинувшаяся на склоне
холма усадьба выглядела
буквально выросшей из
земли, а вертикали
печных труб и колонн
подчеркивали
приземистость общей
композиции. Все детали
интерьера, включая
мебель, были
собственноручно
спроектированы
архитектором.
«Западный Талиезин».
Фрэнк Ллойд Райт.

19.

УЧАСТОК ДЛЯ «ДОМА НАД ВОДОПАДОМ»
ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТОМ
19
«Талиезин»
неоднократно страдал от
пожаров, зато другой
шедевр дошел до нас в
первозданном виде. Речь
идет о «Доме над
водопадом», загородной
резиденции миллионера
Э. Кауфмана (Беар-Ран,
Пенсильвания),
построенной в 1935 году.
Участок, приобретенный
заказчиком, представлял
собой скалистую гряду с
небольшим водопадом,
практически
непригодную для
строительства. Несмотря
на это, Ф. Л. Райт решил
строить дом именно там,
пустив поток воды прямо
через цокольную часть
здания.
«Дом над водопадом»,
архитектор Фрэнк Ллойд
Райт.

20.

20
«Я хочу, чтобы вы
жили с водопадом, а не
просто смотрели на него. Он
должен быть частью вашей
жизни»
Фрэнк Ллойд
Райд

21.

ЗДАНИЕ «ДОМA
НАД ВОДОПАДОМ»
ПО СЕЙ ДЕНЬ
СЧИТАЕТСЯ
ЭТАЛОНОМ
ИНТЕГРАЦИИ
ЧАСТНОЙ
АРХИТЕКТУРЫ В
ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ
21
Весь объем дома,
состоящего из
железобетонных террас
на стальных опорах, был
органично вписан в
рельеф отвесного склона,
а каменная поверхность
скалы была использована
в интерьере в качестве
декоративной стенки.
Рисунок и фактура
керамической напольной
плитки повторяли мотивы
текущей воды, а росшие
рядом деревья буквально
жили в комнатах. Здание
«Домa над водопадом»
по сей день считается
эталоном интеграции
частной архитектуры в
окружающую среду.
«Дом над водопадом»,
архитектор Фрэнк Ллойд
Райт.

22.

ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ ОКАЗАЛ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ
АРХИТЕКТОРОВ
Идеи великого зодчего оказали огромное влияние на последующие
поколения американских архитекторов. Даже самые ярые поклонники так
называемого «международного стиля», в том числе идеологи школы
Баухаус – Мис ван дер Рое, Марсель Брейер и Филипп Джонсон – при
выборе мест для строительства своих «аквариумов» из стекла и металла
руководствовались «органическими» критериями, дабы сохранить
окружающую среду и объединить интерьер с экстерьером. Одним из самых
удачных проектов той поры стал жилой дом, построенный супружеской
парой – Чарльзом и Рей Имс, выпускниками Кранбрукской Академии
искусств. Правда, его разноцветный корпус резко контрастировал с
окружением, но интерьер с отделкой и мебелью из натурального дерева
выглядел весьма органично.Чарльз Имс при поддержке своего приятеля
архитектора Ээро Сааринена еще в студенческие годы увлекся
проектированием изделий из гнутой и клееной фанеры. Одним из первых
его успехов была победа в конкурсе «Органический дизайн домашней
мебели», организованном Нью-Йоркским музеем Современного искусства
(МоМа). В послевоенный период и 1950-ые годы семейный тандем Имс
создал несколько серий стульев и прочей мебели, органично сочетавших
натуральную пластичность материалов (в основном пластика и фанеры) с
эстетической выразительностью и функциональностью.
22
Чарлз Ормонд Имзмладший и Рэй Имз —
американские
архитекторы и
дизайнеры.

23.

В СТАРОМ СВЕТЕ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ НАИБОЛЬШЕЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧИЛ В ДИЗАЙНЕ И
АРХИТЕКТУРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
23
В Старом свете
органический стиль
наибольшее
распространение получил
в дизайне и архитектуре
скандинавских стран. В
частности, он стал
основополагающим
стилем в Финляндии –
стране, дотоле не
имевшей глубоких
культурных традиций, но
свято чтившей свое
природное достояние.
Особую популярность
бесхитростный и
практичный финский
дизайн получил во всей
Европе в трудные
послевоенные годы.
«Villa Мairea» (1938-39
гг.)., архитектор Алвар
Аалто.

24.

НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОРГАНИЧЕСКОГО
СТИЛЯ ЗДЕСЬ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ АРХИТЕКТОРА
АЛВАРА ААЛТО
24
Наиболее ярким
представителем
органического стиля
здесь принято считать
архитектора Алвара
Аалто (1898-1976 гг.),
воплотившего ряд
творческих идей в
проекте собственного
жилого дома-студии, а
также дома, известного
как Villa Мairea (1938-39
гг.). В проекте
последнего, основанного
на тесной связи 2этажного здания с
окружающей природой,
явно чувствуется влияние
идей Фрэнка Ллойда
Райта.
«Villa Мairea» (1938-39
гг.)., архитектор Алвар
Аалто.

25.

ПРОЕКТЫ АЛВАРА ААЛТО МОЖНО СЧИТАТЬ
ОРГАНИЧНЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ МОТИВОВ ПРИРОДЫ
25
Что касается
предметного дизайна, то
все без исключения
проекты Алвара Аалто
можно считать
органичным
воплощением мотивов
природы – начиная с
изящной формы спинки
кресла и кончая
плавными изгибами
стеклянной вазы Savoy,
ставшей визитной
карточкой всего
финского дизайна. Все
модели мебели,
созданные Алваром
Аалто, до сих пор
производятся финской
фирмой Artek.
Ваза «Савой», 1936 г.,
Алвар Аалто.

26.

ТВОРЧЕСТВО ВЕНГЕРСКОГО АРХИТЕКТОРА ИМРЕ
МАКОВЦА БЫЛО ОДНИМ ИЗ СВОЕОБРАЗНЫХ
ПРОЯВЛЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ
26
Одним из своеобразных
проявлений
органического стиля в
европейской архитектуре
2-й половины ХХ века
стало творчество
венгерского архитектора
Имре Маковца. Правда, в
отличие от западных
коллег ему не удалось
проявить себя в
проектировании частных
вилл и загородных
особняков, зато
созданные им проекты
культурных центров,
костелов и других
общественных зданий
обладают органичной
пластикой, гуманным
масштабом и
неразрывной связью с
народными традициями
деревянной архитектуры.
Венгерский павильон на
выставке EXPO в
Севилье. Имре Маковец,
1992г.

27.

БИОМОРФИЗМ - НОВАЯ
ВЕТВЬ В РАЗВИТИИ СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
27
Биоморфизм –
художественностилистическое течение,
продолжающее
«природную линию» в
формообразовании,
ставшее новой
ветвью в развитии
стилистического
направления
органического дизайна.
Его появление во
многом связано с
накопившейся
усталостью в
индустриальном
обществе от холодного и
рационалистского хайтека,
неофункционализма,
минимализма.
Фасад здания в
Барселоне.

28.

БИОМОРФИЗМ СТАЛ СВОЕОБРАЗНЫМ ОТВЕТОМ И В
РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТЕХНОГЕННОЙ
СРЕДЫ
28
Это стилистическое
течение стало
своеобразным ответом и
в решении экологических
проблем техногенной
среды. Кроме того
развитие биоморфизма
отвечает основной
доктрине
постиндустриального
общества, в основе
которого лежит новый
тип взаимоотношения
человека с природой, при
котором последний
выступает как
органическая часть
системы «человекобщество-природа».
Временный павильон
студентов Штутгартского
университета.

29.

ОРГАНИЧЕСКИЙ И
БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛИ В
ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ И МОДЕ
02

30.

ПЕРВЫЙ ПРОДУКТ ОБЪЕДИНЕНИЯ BIOME DESIGN -СВЕТИЛЬНИК ,ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
КОТОРОГО, ПОСЛУЖИЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ПРИРОДЕ
БИОМОРФИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЙ ВЕТВЬЮ В РАЗВИТИИ СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ БИОМОРФИЗМ - ЯВЛЯЕТСЯ
ПОПУЛЯРНЫМ В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ
МАРК НЬЮСОН ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ «БИОМОРФИЗМ» В
СВОИХ РАБОТАХ
ПЛАВНЫЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ БИОМОРФИЗМ ИМЕЮТ
ДЕКОРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ
В СЕРЕДИНЕ 2000-Х ЗАХА ХАДИД ИСПОЛЬЗУЕТ БОЛЬШЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ В ПРЕДМЕТНОМ
ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ
В НАШИ ДНИ ДИЗАЙН МЕБЕЛИ ,АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ОБРАЗУЮТ ЕДИНЫЙ КОНТИНУУМ,
ПОСКОЛЬКУ ЭТИ ДИСЦИПЛИНЫ ВЗАИМНО ОБОГАЩАЮТСЯ
ДЭВИД ТРУБРИДЖ СОЗДАЁТ ЭКОЛОГИЧНУЮ МЕБЕЛЬ, НАПОМИНАЮЩУЮ ТВОРЕНИЯ САМОЙ
ПРИРОДЫ
31
32
33
34
35
36
37
38

31.

ПЕРВЫЙ ПРОДУКТ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
BIOME DESIGN СВЕТИЛЬНИК
,ВДОХНОВЕНИЕМ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ
КОТОРОГО,
ПОСЛУЖИЛИ
ОРГАНИЧЕСКИЕ
ФОРМЫ В ПРИРОДЕ
31
Предметный дизайн – это
создание нового
предмета.
Молодое объединение
Biome design было
основано в 2017 году.
Первым продуктом
коллектива стал
светильник Slime (рис. ),
вдохновленный
органическими формами
и сюрреалистическими
образами.[1]
Светильник Slime, 2017 г.
Милан

32.

В XX ВЕКЕ
БИОМОРФИЗМ
СТАЛ
ЕСТЕСТВЕННЫМ
ПРОДОЛЖЕНИЕМ
СТИЛЯ ОРГАНИК
32
Под выражением
«Органический стиль» в
архитектуре и дизайне
зачастую подразумевается
совокупность
интерпретаций природных
форм и материалов.Однако
стиль, которому
свойственны данные черты,
правильнее было бы
назвать биоморфизмом,
т.е. прямым копированием
или интерпретацией
биологических форм.
Понятие же органичности
имеет гораздо более
широкий смысл,
подразумевая гармоничное
сочетание рукотворного
объекта с окружающей
средой и создание
разноплановых
эмоциональных связей
между объектом и его
потребителями.[3]
модель Infinity Tavolo , от
фабрики Porada, дизайн
Bigi Stefano, 2005 г.
Милан

33.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ БИОМОРФИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ
33
Светильники в морском
стиле не обязательно
должны иметь форму
ракушек, рыб или
корабельных штурвалов.
В любой интерьер
впишутся оригинальные
модели, чьи образы были
вдохновлены морскими
обитателями. Эфемерные
медузы, морские игуаны
и актинии – красота этих
существ подтолкнула
дизайнеров к созданию
стильной коллекции.
рис.1
Светильник в виде
осьминога
рис. 2
Спираль с кольцом для
шнура
рис. 3
Светильник в виде
медузы

34.

МАРК НЬЮСОН ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ «БИОМОРФИЗМ» В СВОИХ
РАБОТАХ
34
Марк Ньюсон —
успешный современный
промышленный дизайнер,
который работает в
области авиастроения,
дизайна мебели и
товаров, ювелирных
украшений, одежды. Он
использует стиль
дизайна, известный как
биоморфизм, для
создания красивых и
эргономичных вещей. Он
используетплавные
текучие линии,
полупрозрачность,
прозрачность, отсутствие
острых углов,
использование
высокотехнологичных
материалов.
рис. 1
Марк Ньюсон
рис.2
Wicker Lounge, 1990

35.

ПЛАВНЫЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИЛИСТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ БИОМОРФИЗМ ИМЕЮТ
ДЕКОРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ
35
Для биоморфизма
характерно
использование
природных форм, причем
с исключительно
декоративными целями,
эстетика биоморфизма
подразумевала
«маскировку механизмов
и отход от их
первоначального
внешнего вида.
рис.1
Одежда в стиле
биоморфизм
рис. 2
Лю Фан - китайский
дизайнер,Неделя моды в
Париже,2013 год

36.

В СЕРЕДИНЕ 2000-Х ЗАХА ХАДИД ИСПОЛЬЗУЕТ
БОЛЬШЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ В ПРЕДМЕТНОМ
ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ
36
В 2005 году в работах
Захи Хадид появляются
плавные линии и
органические формы.
рис. 1
Коллекция мебели и
аксессуаров Liquid Glacial
(«Жидкий ледник»).
Формы предметов из
акрила и органического
стекла отображают
процесс таяния льда,
David Gill Galleries
рис. 2
Коллекция мебели и
аксессуаров, высеченных
из гранита и мрамора,
Citco

37.

В НАШИ ДНИ ДИЗАЙН МЕБЕЛИ ,АРХИТЕКТУРА И
ИСКУССТВО ОБРАЗУЮТ ЕДИНЫЙ КОНТИНУУМ,
ПОСКОЛЬКУ ЭТИ ДИСЦИПЛИНЫ ВЗАИМНО
ОБОГАЩАЮТСЯ
37
Каждый объект – это
сплав опыта,
художественного видения
мира и высоких
технологий. Модели
Хадид как правило
становятся небольшими
сенсациями ежегодных
всемирных дизайнерских
форумов. Как и ее
архитектурные объекты,
стилистику которых
невозможно спутать ни с
какой другой. В данной
подборке - предметы,
отражающие самобытный
и своеобразный взгляд
лауреата Притцкеровской
премии на природу.
рис. 1
Вазы Visio, Lalique, 2014,
напоминают биоморфные
небоскребы.
рис. 2
Светильники Aria и Avia,
Slamp. Обтекаемые,
невесомые формы из
листов полимера создают
ощущение постоянного
движения.

38.

ДЭВИД ТРУБРИДЖ СОЗДАЁТ ЭКОЛОГИЧНУЮ МЕБЕЛЬ,
НАПОМИНАЮЩУЮ ТВОРЕНИЯ САМОЙ ПРИРОДЫ
38
Еще будучи лесником,
дизайнер научился
создавать мебель из
натуральных материалов
и не вредить природе.
Трубридж понял, что для
того, чтобы сделать стул,
не нужно рубить дерево,
можно выбрать упавшее
или то, которое мешает
расти другим. Этому
принципу Дэвид остался
верен и по сей день:
вырубке он предпочитает
древесные обломки,
выброшенные на берег
морской волной. Пластик,
используемый для его
творений, полностью
перерабатывается.
рис. 1
Люстра Flax designed by
David Trubridge in 2010
рис.2
Ювелирные изделия
рис. 3
Шезлонг. Body Raft
рис. 4
Шезлонг. Dondola

39.

ОРГАНИЧЕСКИЙ И БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛИ В
АРХИТЕКТУРЕ И ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ГОРОДА
03

40.

СВОИ ИСТОКИ БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛЬ БЕРЕТ В БАРОККО И РОКОКО
В ЗДАНИИ МУЗЕЯ ГУГГЕНХАЙМА ВОПЛОТИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ РАЙТА ПРИМЕНИТЬ В АРХИТЕКТУРЕ
ПЛАСТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
СПИРАЛЕВИДНАЯ ФОРМА ЗДАНИЯ НАПОМИНАЕТ РАКОВИНУ НАУТИЛУСА С ПЕРЕТЕКАЮЩИМИ
ПРОСТРАНСТВАМИ
«ОРГАНИЧНЫЕ ЗДАНИЯ – ЭТО ПРОЧНОСТЬ И ЛЕГКОСТЬ ПАУТИНЫ….»
В ПРОЕКТАХ АЛВАРА ААЛТО ТАКЖЕ ПРОЯВИЛОСЬ ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ
В САНАТОРИИ ПАЙМИО АЛВАРА ААЛТО ВСЁ БЫЛО СПРОЕКТИРОВАНО ДЛЯ СКОРЕЙШЕГО
ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА
КРЕСЛА ИЗ ГНУТОЙ ФАНЕРЫ ИМЕЛИ ТАКОЙ УСПЕХ, ЧТО ПОЗЖЕ БЫЛО НАЛАЖЕНО ИХ
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ГЛАВНЫМ ЦЕНТРОМ БИОМОРФИЧЕСКОГО СТИЛЯ СТАЛА
КРАНБРУКСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, ДИРЕКТОРОМ КОТОРОЙ БЫЛ ФИНСКИЙ АРХИТЕКТОР
ЭЭРО СААРИНЕН
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ СААРИНЕН УПОДОБЛЯЛ РАЗВИТИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО
ОРГАНИЗМА
ЭЭРО СААРИНЕН ПРИМЕНЯЛ К ДИЗАЙНУ МЕБЕЛИ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОДХОД
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

41.

ЧАРЛЬЗ ИМЗ – ИЗВЕСТНЫЙ АРХИТЕКТОР И ДИЗАЙНЕР, ЗАКОНЧИВШИЙ КРЕНБУРКСКУЮ
АКАДЕМИЮ ИСКУССТВ
В 1940 ГОДУ,ВМЕСТЕ С ЭЭРО СААРИНЕНОМ, ЧАРЛЬЗ ИМЗ ПОЛУЧАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ
«ОРГАНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В МЕБЛИРОВКЕ»
В КРЕНБУРКСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ЧАРЛЬЗ ИМЗ ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ - РЭЙ,
С КОТОРОЙ ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ СВОИ ПРОЕКТЫ ПО АРХИТЕКТУРЕ И МЕБЕЛИ
В 1949 ГОДУ НА ФАБРИКЕ HERMAN MILLER НАЧАЛИ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ,
СПРОЕКТИРОВАННОЙ ИМЗАМИ
В КРЕНБУРКСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ЧАРЛЬЗ ИМЗ ПОЗНАКОМИЛСЯ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ - РЭЙ,
С КОТОРОЙ ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ СВОИ ПРОЕКТЫ ПО АРХИТЕКТУРЕ И МЕБЕЛИ
В 1949 ГОДУ НА ФАБРИКЕ HERMAN MILLER НАЧАЛИ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ,
СПРОЕКТИРОВАННОЙ ИМЗАМИ
В 1949 ГОДУ В РАМКАХ ПРОЕКТА ДЕШЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА CASE STUDY HOUSE ИМЗЫ
ПОСТРОИЛИ СВОЙ ДОМ В ГОРОДЕ САНТА-МОНИКА, КАЛИФОРНИЯ
ЗАЛ ТЕАТРА REGIO ИМЕЕТ ЭЛЛИПТИЧЕСКУЮ ФОРМУ, ИДЕАЛЬНУЮ ДЛЯ АКУСТИКИ
БЛАГОДАРЯ МЯГКИМ УЗОРАМ, СПИРАЛЕВИДНЫМ ЛЕСТНИЦАМ И НЕОБЫЧНЫМ ЛИНИЯМ ПОТОЛКА
ТЕАТР REGIO СОЗДАЕТ АТМОСФЕРУ ЛЕГКОСТИ И СТРЕМЛЕНИЯ К ВОЗВЫШЕННОМУ
ВИЛЛА К2 ШЕДЕВР, ПЕРЕВОРАЧИВАЮЩИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

42.

В СВОИХ РАБОТАХ МОЛЛИНО ВОПЛОЩАЛ САМЫЕ СМЕЛЫЕ ФАНТАЗИИ
В 1954 ГОДУ МОЛЛИНО СПРОЕКТИРОВАЛ ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ BISILURO DOUBLE ROCKET
В XXI ВЕКЕ БИОМОРФИЗМ ВОЗРОДИЛСЯ БЛАГОДАРЯ ЦИФРОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ЗАХИ ХАДИД ТАКЖЕ ИМЕЮТ ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
БИОМОРФНЫЕ ФОРМЫ ЗДАНИЙ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРИБЛИЖАЮТСЯ К ПРИРОДЕ: ИХ ФАСАДЫ
ОБРАСТАЮТ ЖИВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
В НАШИ ДНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОЕКТЫ ЦЕЛЫХ ГОРОДОВ ОСНОВАННЫХ НА ПРИНЦИПАХ
БИОМОРФИЗМА
В ПРОЕКТЕ ЭКО-МИКРОРАЙОНА HYPERIONS ОТ ВИНСАНА КАЛЬБО И АМЛАНА КУСУМА
СОЧЕТАЮТСЯ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
В 2009 ГОДУ ВИНСАН КАЛЬБО ПРЕДСТАВИЛ ПРОЕКТ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ФЕРМЫ «СТРЕКОЗА» ДЛЯ
НЬЮ-ЙОРКА, США
ПРОЕКТ LILYPAD – ЭКОПОЛИС ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ, ПО ФОРМЕ НАПОМИНАЮЩИЙ ЦВЕТОК ЛИЛЛИИ
СТУДИЯ TERRAIN WORK СОЗДАЛИ ПРОЕКТ ЗЕЛЕНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА У
БОТАНИЧЕСКОГО САДА В НЬЮ-ЙОРКЕ
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

43.

СВОИ ИСТОКИ БИОМОРФИЧЕСКИЙ СТИЛЬ БЕРЕТ В
БАРОККО И РОКОКО
43
Биоморфический стиль
является отличительной
чертой не только для
некоторых стилей XX в..
но его можно обнаружить
и в значительно более
ранних стилях, таких как
барокко и рококо.
Связь архитектурного
сооружения и сада в
барокко и рококо всегда
выразительно
акцентирована. Окна
подчеркнуто
велики, двери широко
распахнуты в сад. Он
словно входит в интерьер
особняка, и этому
аккомпанируют все
элементы декора
— живопись, лепнина,
тканое убранство.
Елизаветинское рококо:
интерьер Китайского
дворца в Ораниенбауме.

44.

В ЗДАНИИ МУЗЕЯ ГУГГЕНХАЙМА ВОПЛОТИЛОСЬ
СТРЕМЛЕНИЕ ФРЕНКА ЛЛОЙДА РАЙТА ПРИМЕНИТЬ В
АРХИТЕКТУРЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ
ФОРМЫ
44
В первом здании Музея
Гуггенхайма воплотилось
стремление Ф.Л.Райта
применить в архитектуре
пластические и
органические формы.
Дизайн открытой сферы
позволяет одновременно
видеть произведения,
находящиеся на разных
уровнях. Здесь царит
принцип открытости.
Пространственные
объемы визуально
взаимопроникают и
накладываются друг на
друга.
Здание имеет
конструкцию атриума.
Интерьер музея Соломона
Гуггенхайма, фото 2000-е
гг.

45.

СПИРАЛЕВИДНАЯ
ФОРМА ЗДАНИЯ
НАПОМИНАЕТ
РАКОВИНУ
НАУТИЛУСА С
ПЕРЕТЕКАЮЩИМИ
ПРОСТРАНСТВАМИ
45
Современники
утверждали, что Райт
просто увеличил в
размерах так и не
реализованный, но
горячо любимый проект
гаража «улитки».
Спиралевидная форма
здания напоминает
раковину наутилуса с
перетекающими
пространствами.
Сравнение формы улитки
и атриума здания музея
Соломона Гуггенхайма

46.

46
Органичные здания — это
прочность и лёгкость паутины,
здания, характеризующиеся
светом и выраженные
характером окружения —
связанные с землей. Вот это —
современно!
Фрэнк Ллойд Райт

47.

В ПРОЕКТАХ АЛВАРА ААЛТО ТАКЖЕ ПРОЯВИЛОСЬ
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ
47
Алвар Аалто (Alvar Aalto, 3.02.1898 — 11.05.1976) — великий финский
архитектор и дизайнер. Спроектированные им здания вошли в
архитектурные учебники и энциклопедии, основанная им компания Artek до
сих пор с успехом продает его мебель.С конца 1920-х годов Аалто активно
включается в мировой архитектурный дискурс —он много ездит по Европе,
знакомится с архитекторами и художниками: Ле Корбюзье, Поулом
Хеннингсеном, Вальтером Гропиусом,и пр., — обсуждает с ними их
принципы и идеи, вырабатывает свое собственное понимание и постепенно
становится одной из ведущих фигур современной архитектуры — как раз в
этот период он и строит те два здания, выдвинувших его в первый ряд:
библиотеку в Выборге и туберкулезный санаторий в Паймио, в сосновом
бору недалеко от Турку. Современников поражали изящные, отточенные
контуры этого комплекса и не менее выверенная внутренняя архитектура.
Алвар Аалто, фото 1960
г.

48.

В САНАТОРИИ ПАЙМИО АЛВАРА ААЛТО ВСЁ БЫЛО
СПРОЕКТИРОВАНО ДЛЯ СКОРЕЙШЕГО
ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА
48
В санатории все — от
архитектуры до
мельчайших деталей —
должно было
способствовать
выздоровлению
пациентов. Особенно
успешной оказалась
мебель. Кресло Paimio
было спроектировано
так, чтобы у сидящего в
нем максимально
раскрывались легкие.
Санаторий Паймио,
архивное фото 1940-е гг.

49.

КРЕСЛА ИЗ ГНУТОЙ ФАНЕРЫ ИМЕЛИ ТАКОЙ УСПЕХ,
ЧТО ПОЗЖЕ БЫЛО НАЛАЖЕНО ИХ ПРОМЫШЛЕННОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
49
Пружинящие кресла и
шезлонги из гнутой
березовой фанеры,
складируемые друг на
друга стулья, кожаные
диваны, функциональные
светильники, мобильные
столики-тележки — все
эти предметы были
спроектированы столь
удобными и
эргономичными, что
позже было налажено их
промышленное
производство.
Интерьер библиотеки в
Выборге, проект А. Аалто,
фото 2018 г.

50.

ГЛАВНЫМ ЦЕНТРОМ БИОМОРФИЧЕСКОГО СТИЛЯ СТАЛА
КРАНБРУКСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, ДИРЕКТОРОМ
КОТОРОЙ БЫЛ ФИНСКИЙ АРХИТЕКТОР ЭЭРО СААРИНЕН
50
Главным центром
биоморфического стиля
стала Кранбрукская
Академия художеств,
директором которой был
финский архитектор Ээро
Сааринен. Э.Сааринен
родился 20 августа 1910
года в Киркконумми, в
Финляндии. Его
отцом был знаменитый
финский архитектор
Элиель Сааринен. В 1923
году семья Сааринена
переехала в США, и,
фактически, формирование
творческой
индивидуальности Ээро
происходило в этой стране.
В 1937 году он основал
собственную мастерскую
вместе с Чарльзом Имзом.
Сааринен получил
известность в 1948 году
своим проектом
Национального мемориала
Джефферсона в СентЛуисе.
Национальный мемориал
Джефферсона в Сент-

51.

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ СААРИНЕН
УПОДОБЛЯЛ РАЗВИТИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО
ОРГАНИЗМА
51
В это же время Сааринен
активно разрабатывает
принципы органической
архитектуры,
заложенные Фрэнком
Ллойдом Райтом.
Развитие архитектурной
композиции Сааринен
уподоблял развитию
биологического
организма на основе
заложенного в нем
генетического кода. По
этому принципу Ээро
Сааринен создает здания
аэропорта им. Дж.
Кеннеди в Нью-Йорке
(1956-1962). Сааринен
сочетает криволинейные
железобетонные опоры и
сложные своды, чтобы
создать образ
взлетающей птицы.
Аэропорт им. Дж.
Кеннеди в Нью-Йорке,
фото 2018г.

52.

ЭЭРО СААРИНЕН
ПРИМЕНЯЛ К
ДИЗАЙНУ МЕБЕЛИ
СКУЛЬПТУРНЫЙ
ПОДХОД
52
Многим Ээро Сааринен
известен не как
гениальный архитектор, а
как дизайнер, создатель
популярных икон
модернизма — самой
узнаваемой и часто
копируемой мебели в
мире. Сааринен применял
к мебели скульптурный
подход. Его метод
проектирования был
весьма примечателен: он
одержимо создавал сотни
вариантов одного
предмета, делал
полномасштабные
модели, чтобы добиться
одного — наиболее
правильного и
выразительного изгиба.
Кресло Womb, 1948, Knoll
. Терминал TWA им.
Кеннеди, 1962, Нью-Йорк.

53.

ЧАРЛЬЗ ИМЗ –
ИЗВЕСТНЫЙ
АРХИТЕКТОР И
ДИЗАЙНЕР,
ЗАКОНЧИВШИЙ
КРЕНБУРКСКУЮ
АКАДЕМИЮ
ИСКУССТВ
53
Чарльз Имз родился в
Сент-Луисе, штат
Миссури, учился на
архитектора в
университете им.
Вашингтона и в 1930-е
годы работал в
различных бюро, которые
открывал вместе с
другими коллегами. В
1938 году он попадает на
стажировку в
Кренбрукскую академию
искусств. В те годы
Кренбрук был
средоточием талантов и
творческой лабораторией
для архитекторов,
скульпторов, художников
и ювелиров.
Чарльз Имз, фото 1950-е
гг.

54.

В 1940 ГОДУ,ВМЕСТЕ С ЭЭРО СААРИНЕНОМ, ЧАРЛЬЗ
ИМЗ ПОЛУЧАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ
«ОРГАНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В МЕБЛИРОВКЕ»
Обучение проходило в форме мастер-классов, ректором академии был
знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен, одним из
приглашенных профессоров — Вальтер Гроппиус. Здесь Чарльз Имз
знакомится с сыном Элиэля Сааринена Эеро, с Гарри Бертойей, с будущим
архитектором-модернистом и градостроителем Эдмундом Бэконом, с
основателями бренда Knoll Флоренс и Хансом Кнолл, а также с Бернис
Александрой Кайзер, которая позже станет известна как Рэй Имз. В
Кренбруке он активно занимался дизайном мебели из многослойной
фанеры, в 1940-м году вместе с Эеро Саариненом Чарльз Имз участвует и
получает первое место в конкурсе «Органический дизайн в домашней
меблировке», организованном нью-йоркским Музеем современного
искусства, в том же году Чарльз становится главой факультета
промдизайна.
54
Разработка Organic сhair
(1940) «органического
кресла»,
спроектирвоаннаго
совместно с Чарльзом
Имзом. Модель
создавалась специально
для конкурса MoMA
«Органический дизайн
в домашней обстановке».
Organic Chair — проект
Ээро Сааринена и
Чарльза Имза. Выпускает
Vitra.

55.

В КРЕНБУРКСКОЙ
АКАДЕМИИ
ИСКУССТВ ЧАРЛЬЗ
ИМЗ
ПОЗНАКОМИЛСЯ
СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ РЭЙ, С КОТОРОЙ
ОНИ
ПРОДОЛЖАЮТ
СВОИ ПРОЕКТЫ ПО
АРХИТЕКТУРЕ И
МЕБЕЛИ
55
Бернис Александра Кайзер,
будущая Рэй Имз, родилась
в Сакраменто в
Калифорнии, до
поступления в Кренбрукскую академию она училась живописи, брала
уроки у знаменитого
художника Ганса Гофмана
и участвовала в выставках
американских абстракционистов. В 1941 году она
закончила Крен-брукскую
академию и тогда же
вышла замуж за Чарльза. С
тех пор они не
расставались и все свои
произведения подписывали
вдвоем. После Кренбрука
супруги перезжают в
Калифорнию, продолжая
свои опыты по созданию
мебели из формованной
многослойной фанеры.
Чарльз, кроме того, сотрудничает с индустрией
кино, а Рэй делает обложки
для влиятельного журнала
California Arts and
Architecture.
Чарльз и Рэй Имз, 1950-е
гг.

56.

В 1949 ГОДУ НА ФАБРИКЕ HERMAN MILLER НАЧАЛИ
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ,
СПРОЕКТИРОВАННОЙ ИМЗАМИ
56
Дизайнеры исследуют
процессы обработки
фанеры и способы
превращения ее в
прочный, одновременно
способный принимать
любые формы материал,
даже конструируют
специальный станок по
формовке элементов
фанерной мебели. В 1946
году они показали свои
стулья из формованной
фанеры на выставке в
Музее современного
искусства в Нью-Йорке
(МоМА), а в 1949-м на
фабрике Herman Miller
начали промышленное
производство этой
мебели.
Стул DSW (Dining Side
Wood). 1950. Herman
Miller. Изначально
выпускался из
стекловолокна. Сейчас из
экологических
соображений компании
перешли на пластиковый
вариант.

57.

В 1949 ГОДУ В РАМКАХ ПРОЕКТА ДЕШЕВОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА CASE STUDY HOUSE ИМЗЫ
ПОСТРОИЛИ СВОЙ ДОМ В ГОРОДЕ САНТА-МОНИКА,
КАЛИФОРНИЯ
57
В 1949 году в рамках
проекта Case Study House,
Имзы построили свой дом в
городе Санта-Моника, штат
Калифорния. Дом
представлял собой
стальную конструкцию и
раздвижными дверьми и
окнами. Всего 16 часов
потребовалось пяти
рабочим, чтобы собрать
каркас, и еще три дня
одному рабочему, чтобы
соорудить крышу. Просторный, светлый и ярко
раскрашенный, дом был
описан искусствоведом
Пэтом Кекхэмом как
"композиция в духе
Мондриана на лужайке
в Лос Анджелесе".
Оригинальный дизайн и
инновационное использование материалов сделали
дом меккой для архитекторов и дизайнеров со
всего мира.
Eames House, Пасифик
Пэлисейдс, Калифорния,
1949 г.

58.

ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ПРОПАГАНДИСТОВ
БИОМОРФИЧЕСКОГО СТИЛЯ - ЭТО ИТАЛЬЯНСКИЙ
ДИЗАЙНЕР И АРХИТЕКТОР КАРЛО МОЛЛИНО,
«ИТАЛЬЯНСКИЙ ГАУДИ»
58
В 1920-1930 гг.
биоморфизм отходит на
второй план, уступая место
более строгим
геометричным линиям Ар
Деко и функционализма. В
1940-е гг. мотивы
биоморфизма вновь
возвращаются в творчество
дизайнеров. Это футуристичная биоморфная мебель
итальянского дизайнера
Карло Моллино(1905-1973)
итальянский Гауди" и его
последователей так
называемого Туринского
барокко". Карло Моллино
родом из Турина, был
сыном известного
инженера и закончил
Политехническийфакультет
в родном городе. Ему же
были посвящены все
усилия Карло Моллино как
архитектора, он принимал
участие в реконструкции
аэропорта Турина, ТорговоПромышленной Палаты, и
многих других проектов.
К. Моллино, 1950 г.

59.

ЗНАМЕНИТЫЙ ПРОЕКТ КАРЛО МОЛЛИНО –
КОРОЛЕВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР REGIO БЫЛ
ЗАКОНЧЕН В 1973 ГОДУ
59
Королевский оперный
театр Regio Турина по
проекту Моллино был
закончен в год его
смерти, в 1973 году, но
на первом спектакле в
новом здании архитектор
успел побывать – давали
«Сицилийскую вечерню»
Верди с М. Каллас и
Джузеппе ди Стефано.
Фото театра Regio, 2019 г.

60.

ЗАЛ ТЕАТРА REGIO ИМЕЕТ ЭЛЛИПТИЧЕСКУЮ ФОРМУ,
ИДЕАЛЬНУЮ ДЛЯ АКУСТИКИ
60
Зал на 1750 мест имеет
эллиптическую форму,
идеальную для акустики.
Моллино, при всей своей
абсолютной самобытности
как в Италии, так и в
мировой культуре XX века
был характернейшим выразителем самого духа
итальянской проектной
культуры 50-х годов, того
"голливудского" стиля в
дизайне, который явился
убедительным напоминанием о существовании
второго - иррационального
источника дизайна, не
менее законного, чем
рационализм.
Реконструкция оперного
театра Regio (1967–1973).
Турин.

61.

БЛАГОДАРЯ
МЯГКИМ УЗОРАМ,
СПИРАЛЕВИДНЫМ
ЛЕСТНИЦАМ И
НЕОБЫЧНЫМ
ЛИНИЯМ ПОТОЛКА
ТЕАТР REGIO
СОЗДАЕТ
АТМОСФЕРУ
ЛЕГКОСТИ И
СТРЕМЛЕНИЯ К
ВОЗВЫШЕННОМУ
61
12 дверей главного входа
украшены горным
хрусталем. Стекло,
использованное в
оформлении стен,
придает интерьеру
легкость. Спиралевидные
лестницы дают
ощущение
«устремленности вверх»,
а светлая напольная
мозаика «размывает»
строгую геометрию
пространства, благодаря
мягким узорам. Ломаные
линии подвесных
потолков создают В фойе
преобладает черный и
карминно-красный цвета.
Интерьер театра Regio

62.

ВИЛЛА К2 ШЕДЕВР, ПЕРЕВОРАЧИВАЮЩИЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА
62
1952 год. Карло Моллино
одного из самых
заметных своих творений
— виллы К2 на берегу
озера Маджоре.
Вилла была завершена
годом позже. Консольная
конструкция виллы К2
опирается на две
бетонные опоры. Дом
принадлежал Луиджи
Каттанео – бизнесмену из
Милана. Он признал
Карло гением и заказал
ему проект дома.
Вилла К2, фото 1960-е гг.

63.

В СВОИХ РАБОТАХ МОЛЛИНО ВОПЛОЩАЛ САМЫЕ
СМЕЛЫЕ ФАНТАЗИИ
63
В своих проектах Карло
Моллино не шел на
компромиссы и следовал
лишь собственным
фантазиям. Впрочем,
гораздо более, чем
архитектурные работы,
сегодня известны
предметы мебели
дизайна Моллино. Как
правило, они создавались
для конкретных проектов
и не запускались в
серию.
Эргономичный стул, 1973.

64.

В 1954 ГОДУ МОЛЛИНО СПРОЕКТИРОВАЛ ГОНОЧНЫЙ
АВТОМОБИЛЬ BISILURO DOUBLE ROCKET
64
Как и большинство людей
его поколения, Карло
Моллино был без ума от
технического прогресса. А
еще он бредил скоростью.
И вот, оформляя дом
знаменитого гонщика
Марио Дамонте, он вдруг
понял, что хочет создавать
дизайн гоночного
автомобиля. В 1954 году
появился его
знаменитый Вisiluro (Double
rocket, «Двойная ракета»).
На этом автомобиле
Моллино лично участвовал
в 24-часовых гонках в ЛеМане. Рекорд скорости, о
котором мечтал, Карло так
и не установил. Более того,
машина сошла с дистанции
в первый же час, потому
что оказалась слишком
легкой. Но Моллино нашел
способ быстро исправить
ситуацию и вернуться на
трассу.
Спорткар Bisiluro, диз К.
Моллино, 1954.

65.

В XXI ВЕКЕ БИОМОРФИЗМ ВОЗРОДИЛСЯ БЛАГОДАРЯ
ЦИФРОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
65
Очередным шагом,
подстегнувшим эволюцию
биоморфного дизайна в
начале ХХI века стало
бурное развитие
цифрового проектирования и новых технологий,
позволивших достигать
невиданной дотоле
гибкости и разнообразия
форм произодства.Технология 3-мерной
печати сегодня позволяет
создавать невиданные по
сложности ажурные
структуры все большего
масштаба – речь уже идет
о «распечатке»
домов и автомобилей. Это
позволит уже в ближайшем
будущем отказаться от
серийного производства и
создавать необходимые
вещи по индивидуальным
проектам, среди которых
важное место будет
принадлежать и
биодизайну.
J. Mayer H. Architects
(Берлин) проект Metropol

66.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ЗАХИ ХАДИД ТАКЖЕ
ИМЕЮТ ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
66
Эффектны дизайнпроекты «великого
зодчего ХХI века» Захи
Хадид – архитектора с
мировым именем,
разработавшей свой
уникальный пластический
язык.
Центр Гейдара Алиева в
Баку, Азербайджан, фото
2014 г.

67.

БИОМОРФНЫЕ ФОРМЫ ЗДАНИЙ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
ПРИБЛИЖАЮТСЯ К ПРИРОДЕ: ИХ ФАСАДЫ
ОБРАСТАЮТ ЖИВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
67
Южно-корейские
архитекторы из бюро Mass
Studies решили
усовершенствовать
существующий
комплекс Towers in the
Park, в котором функции
были строго разделены на
приватные (башни) и
общественные (парк). По
новому проекту обе эти
части будут интегрированы
друг в друга, представляя
одновременно и наружное,
и внутреннее пространство,
как жилые, так и
общественные зоны. А
биоморфные формы башен
еще больше приблизятся к
природе: фасады
буквально обрастут
живыми растениями.
Путевку в жизнь эта
Сеульская коммуна с
приватными И
общественными
пространствами получит в
2026 году.
«Сеульская коммуна 2026
года». Mass Studies.

68.

В НАШИ ДНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОЕКТЫ ЦЕЛЫХ
ГОРОДОВ ОСНОВАННЫХ НА ПРИНЦИПАХ
БИОМОРФИЗМА
68
Проекты ведущего
парижского архибиотекта
Винсана Кальбо, который
проектирует
биомиметические и
энергоэффективные
здания (производящие
свою собственную
энергию), вертикальные
леса, водоочистные
вышки и лодки, плавучие
города и океанические
корабли, вертикальные
продовольственные
фермы, а также целые
утопические зеленые
города с учетом
будущего.
Проект В. Кальбо
набережная в Сеуле,
Южная Корея

69.

В ПРОЕКТЕ ЭКО-МИКРОРАЙОНА HYPERIONS ОТ
ВИНСАНА КАЛЬБО И АМЛАНА КУСУМА СОЧЕТАЮТСЯ
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
69
Агроэкологист Амлан
Кусум при поддержке
парижской студии Vincent
Callebaut
Architectures разработал
проект вертикального
эко-города, который в
обозримом будущем
может быть построен в
пригороде индийской
столицы Нью-Дели.
Амбициозный «зеленый»
проект посвящен теме
охраны окружающей
среды и призван
продемонстрировать все
биоразнообразие Индии.
Проект В. Кальбо и А.
Кусума – микрорайон
Hyperions, 2016 г.

70.

В 2009 ГОДУ
ВИНСАН КАЛЬБО
ПРЕДСТАВИЛ
ПРОЕКТ
ВЕРТИКАЛЬНОЙ
ФЕРМЫ
«СТРЕКОЗА» ДЛЯ
НЬЮ-ЙОРКА, США
70
Сооружение названо
«Стрекоза», так как
основная часть его
конструкции основана на
строении крыла стрекозы
семейства Odonata
Anisoptera. Место для его
гипотетического
строительства – остров
Рузвельт-Айланд на реке
Ист-Ривер, между
Манхэттеном и районом
Квинс.
Архитектор разработал
свой концептуальный
проект, чтобы привлечь
внимание общества к
проблеме роста городов
и нездоровым принципам
их функционирования:
сейчас они получают всю
энергию и
продовольствие из
сельской местности,
отдавая назад
разнообразные отходы.
Проект В. Кальбо ферма
«Стрекоза», 2009 г.

71.

ПРОЕКТ LILYPAD – ЭКОПОЛИС ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ, ПО
ФОРМЕ НАПОМИНАЮЩИЙ ЦВЕТОК ЛИЛЛИИ
71
Конструкция этих
необычных сооружений
основана на строении
листьев гигантской
тропической кувшинки
Виктории Регии, покрытых
с нижней стороны
глубокими желобами, что
придает им большую
устойчивость на воде.
Отсюда и название проекта
– «LILYPAD, плавучий
экополис для
экологических беженцев».
Кальбо в своей работе
попытался найти решение
проблемы повышения
уровня мирового океана.
Когда под водой окажутся
населенные людьми
районы, их жители смогут
перебраться в такие
автономные lilypad’ы.
Проект Lilypad В. Кальбо,
2009 г.

72.

СТУДИЯ TERRAIN WORK СОЗДАЛИ ПРОЕКТ ЗЕЛЕНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА У БОТАНИЧЕСКОГО
САДА В НЬЮ-ЙОРКЕ
72
Три пешеходных моста
расположены на
пересечении Парк-авеню и
47-й, 52-й и 56-й улиц,
обеспечивая пешеходный
поток между соседними
блоками и создавая
трехсторонние
сюрреалистические
возвышенные ландшафты,
которые стирают грань
между садом,
инфраструктурой и
иконографией. Хеджес
поворачивается к небу,
чтобы выполнить
воздушную акробатику,
топиари превращаются в
города сами по себе, а
Большая Вершина
превращается в гигантскую
решетку для виноградных
лоз. В совокупности ньюйоркский ботанический
цирк создает новый
ландшафтный пейзаж вниз
по Парк-авеню, который
так же восхитителен, как и
Нью-Йорк.
Арт-объект от cтудии
Terrain Work, Нью-Йорк,

73.

СХЕМА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СТИЛЯ И
БИОМОРФИЗМА СКВОЗЬ ВРЕМЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 3
ЭТАПА:
73
ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И БИОМОРФИЗМ
1. ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В БАРОККО
Ранние признаки органического стиля
появились ещё в эпоху барокко и рококо
(XVI –XVII вв). Это эпоха позднего
Возрождения, характерными чертами
которой являются гуманизм и
антропоцентризм.
Екатерининский дворец в СанктПетербурге. Его двор обращен в сад, а на
лепнине много природных мотивов.
2. ОРГАНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И
БИОМОРФИЗМ В МОДЕРНЕ
В начале XX века в архитектуру вновь
возвращается органический стиль с его
обращением к природе и природным
формам. Это происходит одновременно в
нескольких материках: в Европе – А. Аалто,
К. Моллино, в Америке – Ч. Имз, Э.
Сааринен, Ф. Ллойд-Райт и др.
Оперный театр REGIO, реконструированный
Карло Моллино
3. Биоморфизм в параметрической
архитектуре
Начиная с 1950-х годов развиваются
информационнные технологии, в след за
ними в конце XX начале XXI века
появляется параметрическая архитектура,
формы которой напоминают природные
объекты. Это перерождение стиля
биоморфизм.
«Сеульская коммуна 2026 года». Mass
Studies.

74.

ПОЯВЛЕНИЕ БИОМОРФИЗМА, КАК ВАЖНЫЙ ПРИЗНАК
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ
В постиндустриальную эпоху сменились ценности, центром всего
становится человек, его потребности. Людям приятно находится в
пространстве с плавными линиями, а наиболее комфортная среда для
человека это та, которая обращена к природе и наиболее близка к ней.
Поэтому биоморфизм в XXI веке становится ведущим и наиболее
трендовым направлением в архитектуре и формообразовании в целом.
Тесно переплетаясь с компьютерным проектированием и новыми
технологиями по посадке растений, биоморфизм получает новый
визуальный облик и физическое воплощение.
74

75.

ОРГАНИЧЕСКИЕ И
БИОМОРФИЧЕСКИЕ СТИЛИ В
ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
04

76.

БИОМОРФИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРА ПОЯВИЛСЯ В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ
ПРОШЛОГО ВЕКА В РАМКАХ ПОПУЛЯРНОГО МОДЕРНА
1 ЧЕРТА: ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
2 ЧЕРТА:
ПЛАВНЫЕ ЛИНИИ В ИНТЕРЬЕРЕ И МЕБЕЛИ
3 ЧЕРТА: НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ОТДЕЛКЕ СТЕН, ПОТОЛКА И ПОЛОВ
4 ЧЕРТА: ПЛАСТИЧНАЯ МЕБЕЛЬ
ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ЭРГОНОМИЧНЫ И УДОБНЫ, ВЫГЛЯДЯТ ОЧЕНЬ ПЛАСТИЧНЫМИ, МЯГКИМИ И
КОМФОРТАБЕЛЬНЫМИ
5 ЧЕРТА:
НЕОБЫЧНЫЙ ДЕКОР В ИНТЕРЬЕРЕ
6 ЧЕРТА: СПОКОЙНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА ИНТЕРЬЕРА
7 ЧЕРТА: СОЧЕТАНИЕ ПЛАСТИКА И НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИНТЕРЬЕРЕ
8 ЧЕРТА:
АССИМЕТРИЯ
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

77.

9 ЧЕРТА:
ОРИГИНАЛЬНЫЕ АКСЕССУАРЫ
10 ЧЕРТА:
СВОБОДА В КАЖДОЙ ДЕТАЛИ
86
87

78.

БИОМОРФИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ОФОРМЛЕНИИ
ИНТЕРЬЕРА ПОЯВИЛСЯ В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ
ПРОШЛОГО ВЕКА В РАМКАХ ПОПУЛЯРНОГО МОДЕРНА
76
Биоморфизм как
направление в
оформлении интерьера
появился в Европе в
начале прошлого века в
рамках популярного
модерна. В сороковых и
пятидесятых годах
биоморфизм переживал
свой расцвет, а в
девяностые получил
развитие вместе с так
называемым органичным
дизайном. Далее я
перечислю его основные
черты.
Интерьер одной из
комнат Palais Bulles.

79.

1 ЧЕРТА: ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ
77
Биоморфизм призван
создавать наиболее
комфортную для
человека среду методами
сочетания здания и
окружающей природы,
подражания природным
же формам. Натуральные
и безопасные материалы,
которые применяются в
биоморфизме, не
исключают
использования новых
технологий и
материалов, но не
вытесняются ими. Часто
в таком интерьере можно
увидеть продолговатые
растительные формы в
виде бутонов, ростков,
почек — как в мебели,
так и в декоре.
Павильон Шанель
автор Заха Хадид.

80.

2 ЧЕРТА:
ПЛАВНЫЕ ЛИНИИ
В ИНТЕРЬЕРЕ И
МЕБЕЛИ
78
Пространство в
интерьере в стиле
биоморфизм делится на
общественные и личные
зоны. Плавные, округлые
очертания, акцент на
натуральные материалы
и спокойные цвета
символизируют единение
с природой. Внутреннее
пространство перетекает
во внешнее. Стены,
выступы, арки и проходы
отличаются максимально
естественными и
природными формами и
очертаниями. В таком
интерьере нет острых
углов.
Выставочный центр в
Чжуншане.

81.

3 ЧЕРТА: НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ОТДЕЛКЕ СТЕН,
ПОТОЛКА И ПОЛОВ
79
Для отделки таких
интерьеров дизайнеры
выбирают кирпич,
дерево, камень,
штукатурку, натуральные
обои, пробковые
покрытия и любые другие
природные материалы.
Дизайн-проект из сети

82.

4 ЧЕРТА: ПЛАСТИЧНАЯ МЕБЕЛЬ
80
Мебель в биморфизме
продолжает основную
идею психологического
комфорта, а потому ни в
коем случае не
конфликтует с
обстановкой. Все
предметы эргономичны и
удобны, выглядят очень
пластичными, мягкими и
комфортабельными.
Рис. 1,2
Мебель на выставке в
Риме.

83.

ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ЭРГОНОМИЧНЫ И УДОБНЫ,
ВЫГЛЯДЯТ ОЧЕНЬ ПЛАСТИЧНЫМИ, МЯГКИМИ И
КОМФОРТАБЕЛЬНЫМИ
81
Знаменитая мебель
итальянского дизайнера
Карло Моллино,
получившая название
«туринское барокко»,
демонстрирует все
возможности
биоморфизма в
деревянных изделиях.
Моллино выполнял
предметы мебели из
гнутой древесины, по
форме они напоминали
животных. С развитием
технологий и появлением
новых материалов
биоморфизм стал
использовать изделия из
пластика — и раскрылся
с другой стороны.
Кофейный столик
Arabesco, диз. Карло
Моллино, 1949 г

84.

5 ЧЕРТА:
НЕОБЫЧНЫЙ
ДЕКОР В
ИНТЕРЬЕРЕ
82
Необычный декор
Декор в таком интерьере
может быть и
вызывающим, и
ненавязчивым. Но всегда
необычным. Идеально,
если он по цвету
сочетается или
перекликается с
оттенками мебели,
напольного покрытия и
текстиля.
Выставочный центр в
Чжуншане.

85.

6 ЧЕРТА: СПОКОЙНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА ИНТЕРЬЕРА
83
Спокойная цветовая
гамма интерьера»
Обычная для
биоморфизма цветовая
гамма, которая в том
числе используется при
подборе мебели, —
спокойная и
расслабленная, отдается
предпочтение зеленому,
коричневому, бежевому и
белому.
Дизайн-проект из сети

86.

7 ЧЕРТА: СОЧЕТАНИЕ ПЛАСТИКА И НАТУРАЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ИНТЕРЬЕРЕ
84
Если говорить о
материалах, то это
высокотехнологичный
пластик и клееная
фанера. Для
практичности и
надежности в мебели
есть металлические
детали, но они настолько
органично встроены в
общую картину, что не
выбиваются из общей
композиции. Часто
предметы мебели по
форме похожи на цветок,
почку, бутон, росток,
раковину и другие
природные элементы.
Мебель из дерева и
пластика.

87.

8 ЧЕРТА:
АССИМЕТРИЯ
85
Никакой симметрии в
таком интерьере быть не
может! Как нет ничего
зеркального в природе,
так нет его и в
биоморфизме. Да, зеркал
здесь тоже нет. Во
всяком случае таких,
которые могли бы
бросаться в глаза.
Выставочный центр в
Чжуншане.

88.

9 ЧЕРТА:
ОРИГИНАЛЬНЫЕ
АКСЕССУАРЫ
86
Биоморфизм не любит
избыточность — одного
предмета декора может
быть вполне достаточно.
Чтобы любоваться
красотой формы вазы или
цветовых сочетаний
живописного полотна,
необходим спокойный
фон и созерцательная
обстановка.
Произведениям искусства
и аксессуарам в
интерьере должно быть
просторно.
Вазы из разлагаемого
био-пластика.

89.

10 ЧЕРТА:
СВОБОДА В
КАЖДОЙ ДЕТАЛИ.
ОБЩИЙ ПРИНЦИП
ПЛАНИРОВКИ
ТАКОВ: СОЗДАЙТЕ
УСЛОВИЯ ДЛЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКО
Й РАЗГРУЗКИ.
87
В таком интерьере очень
важна свобода движения
и простор. Большие окна
и панорамное
остекление, отсутствие
стен между холлом,
гостиной, кухней и
столовой или
использование
мобильных и прозрачных
перегородок. Все это
позволяет отдельным
зонам органично
перетекать друг в друга,
а взгляду скользить по
плавным очертаниям
помещений и мебели.
Музей современного
искусства в Кейптауне.

90.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
На протяжении всего ХХ века сторонники органического стиля
боролись с крайностями функционализма, противопоставляя
его рациональности стремление к учету индивидуальных
потребностей и психологии людей, разноплановому единению
человека с окружающей средой. В последние годы, благодаря
изменению социальных приоритетов и новым технологическим
возможностям, органический стиль становится одним из
ведущих направлений в архитектуре и дизайне, формирующих
завтрашний день нашей предметной среды.

91.

список литературы:
1.
4living|Интерьер – Режим доступа:
9.
Статья «Архитектурное чудо в Севилье
http://www.4living.ru/items/article/organiceskiidizain--biomorfizm/. –
»http://artukraine.com.ua/n/arhitekturnoe-chudo-vОрганический дизайн, биоморфизм. – (Дата обращения:
sevile/#.XYeAa5szaM8 Дата обращения 22.09.2019
21.09.19).
10. Статья: «Стили:Биоморфизм » https://www.roskosh2. Михайлов, С. М. Постиндустриальный дизайн: предпосылки,
jewel.ru/blog/styles/stili-biomorfizm/ Дата обращения: 22.09.2019
признаки, стили. [https://cyberleninka.ru/article/v/postindustrialn
yy-dizayn-predposylki-priznaki-stili] - (Дата обращения: 22.09.19) 11. Статья: «Дом-легенда: вилла К2 Карло Моллино»
https://www.admagazine.ru/interior/dom-legenda-villa-k2-karlomollino Дата обращения: 22.09.2019
3. elledecoration . –Режим доступа: https://www.elledecoration.ru/–
Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 22.09.2019). (В нашем
12. Автор: Анастасия Углик, Статья:»Субъект культа: Карло
меняющемся мире ELLE Decoration остается проводником самых
Моллино» https://www.admagazine.ru/interior/subekt-kulta-karloновых творческих идей. Журнал становится не только
mollino Дата обращения: 22.09.2019
источником информации, но самое главное – постоянного
13.
Автор: Надежда Куприна, Статья: «Чарльз и Рэй Имз: главные
вдохновения для наших читателей.
по Штатам»
4. novate.ru– Режим доступа:https://novate.ru/blogs/category–
Заглавие с экрана. – (Дата обращения:22.09.2019). (Интернет- https://www.elledecoration.ru/heroes/design/charlz-i-rei-imz-glavnye-poshtatam-id6827085/ Дата обращения: 22.09.2019
журнал )
5. Автор: Дарья Котельникова, Статья «Портрет: дизайнер Росс
14. Статья: «Барокко: Стиль в искусстве»
Лавгроув»
https://medium.com/eggheado-art/-9c2ed3400e59 Дата
https://www.admagazine.ru/design/portret-dizajner-ross-lavgrouv Дата
обращения: 22.09.2019
обращения: 22.09.2019
15. Автор: Ольга Божко, Статья «Ээро Сааринен: яркая комета
6. Автор: Армине Авакян, Статья «Vincent Callebaut Architectures:
послевоенного дизайна»
утопические проекты лучшей эко-студии будущего»
https://www.interior.ru/design/name/5704-arkhitektor-eerohttp://royaldesign.ua/ru/vincent-callebaut-architectures-utopicheskiesaarinen-yarkaya-kometa-poslevoennogo-dizajna.html Дата
proektyi-luchshey-eko-studii-buduschego.bXnLv/ Дата обращения:
обращения: 22.09.2019
22.09.2019
16. Автор: Анна Новожилова, Статья «Фрэнк Ллойд Райт - отец
7. Автор: Анжела Аджар, Статья «Экологическая архитектура для
органической архитектуры» https://losko.ru/frank-lloyd-wright/
Парижа от Винсента Каллебо»
Дата обращения: 22.09.2019
https://arch-sochi.ru/2015/01/ekologicheskaya-arhitektura-dlya-parizha17. https://rerooms.ru/blog/posts/biomorfizm-v-interiere-.. дата
ot-vinsenta-kallebo/
обращения: 23.09.19
Дата обращения: 22.09.2019
18. https://www.thecut.com/2015/05/dior-showed-its-collec.. дата
8. Статья «Биоморфный стиль. Пластичные формы жизни
обращения: 23.09.19
предметов»
/https://interior.lv/ru/prieksmetu-dzives-plastiskas-formas
19. https://visionaireworld.com/blogs/experience/visionai.. дата
обращения: 23.09.19
Дата обращения: 22.09.2019

92.

Вердиева Я.М., Гайнутдинова А.Р., Зайнуллина Г.М.,
Сердцева В.А.
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный
Университет
[email protected]
[email protected]
English     Русский Правила