К. Сомов, а. Бенуа, Л. Бакст как ведущие художники объединения «Мир искусства»
Константин Сомов
"Невские пиквиканцы" и знакомство с единомышленниками
В Париже
Гоген и Сезанн глазами Сомова
"Мир искусства" и первые шаги в иллюстрации
Дневник как спутник истинного денди
Куртуазная "Книга Маркизы"
Александр Бенуа
Французский период
«Мир искусства»
Значимые работы
Зарубеж
Последние годы
5.35M
Категория: ИскусствоИскусство

К. Сомов, а. Бенуа, Л. Бакст как ведущие художники объединения «Мир искусства»

1. К. Сомов, а. Бенуа, Л. Бакст как ведущие художники объединения «Мир искусства»

К. СОМОВ, А. БЕНУА, Л. БАКСТ КАК
ВЕДУЩИЕ ХУДОЖНИКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«МИР ИСКУССТВА»

2. Константин Сомов

Желание Константина Сомова стать профессиональным
художником было всячески поддержано семьей. Его отец,
Андрей Иванович Сомов, был известным музейным
деятелем, хранителем Эрмитажа, и юные Сомовы с детства
были окружены предметами искусства и разговорами о
нем. Старший, Александр, стал искусствоведом,
Константин и Анна - художниками.
Семейное счастье
1890-е
Дети Александра
Ивановича «с младых
ногтей» впитывали
историю искусства и
уроки рисования, к
которым добавлялось
общение с известными
художниками и
искусствоведами, часто
бывавшими в доме.
«Портрет А.И. Сомова»
1897

3. "Невские пиквиканцы" и знакомство с единомышленниками

"Невские пиквиканцы" и знакомство с
единомышленниками
Александр Бенуа
Сергей Дягилев
Леон Бакст

4. В Париже

«Радуга»
1897
«Конфиденции»
1897
Десять лет спустя бывшие «Невские
пиккивкианцы» продолжают изучение новых
направлений в искусстве в самом сердце его
признанной столицы.
В 1897 году Сомов заканчивает свое
трехлетнее обучение в мастерской Репина и
едет в Париж. К тому времени во
французской столице уже собрались его
друзья - Александр Бенуа и Лев Бакст,
Евгений Лансере и Мария Якунчикова.
Позже к ним присоединяется Анна
Остроумова, наездами бывают Дягилев и
Нувель.

5. Гоген и Сезанн глазами Сомова

«Гоген мне очень понравился, Матисс же совсем нет.
Его искусство - не искусство вовсе!»
«В августе»
О Сезанне: «Кроме одного (а может быть, и трех)
прекрасных натюрмортов почти все скверно, тускло, без
валеров, несвежими красками. Фигуры же и его голые
„купанья“ прямо прескверны, бездарны, неумелы.
Гадкие портреты».
О Ван Гоге:«Не только не гениально, но и не хорошо».
«Беседка»

6. "Мир искусства" и первые шаги в иллюстрации

"Мир искусства" и
первые шаги в
иллюстрации
Первый шаг Сомова в иллюстрации - конкурс
на оформление обложки журнала«Мир
искусства». Художник работает много
и плодотворно, создавая рисунки для книг.
На его счету - «Граф Нулин» Пушкина (1899),
повести Гоголя «Нос» и «Невский проспект»
(1901). Сомов трудится над оформлением
журналов «Мир искусства» и «Художественные
сокровища России». В 1903 году в СанктПетербурге проходит его первая персональная
выставка, на которой Сомов представил 162
работы; позже большую часть этой экспозиции
показали в Берлине и Гамбурге.
Обложка сборника стихов Бальмонта
«Жар-птица», 1907

7. Дневник как спутник истинного денди

В своем завещании Сомов оставил
свои дневники на попечение
старинного друга, коллекционера
Михаила Брайкевича (о нем мы еще
скажем ниже). Одно из условий - не
печатать ничего на протяжении 60 лет
после кончины художника. Но
Брайкевич так и не успел ничего
предпринять - он скончался в 1940
году, через год после Сомова. И далее
судьба дневников художника
представляется поистине
фантастической. По версии вдовы
Брайкевича, Софьи Андреевны, после
бомбежек от дома, где хранились
рукописи, ничего не осталось - кроме
дневников Сомова, которые чудом
уцелели среди руин в ящике стола.

8. Куртуазная "Книга Маркизы"

Куртуазная "Книга
Маркизы"
Сам Сомов не особенно любил иллюстрации к «Книге
Маркизы». В его дневнике часто встречаются такие фразы:
«она мне надоела, эта графика, в которой я так неловок» и
«продажная, несерьезная вещь». Тем не менее, именно
модный эротизм иллюстраций к этому сборнику сделал
Сомова популярным. Известный библиофил и
художественный критик Эрих Голлербах называл «Книгу
Маркизы» высшим достижением в графическом творчестве
Сомова. «Здесь… отразился мечтательный культ XVIII
века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью
и напряжённой чувственностью» — писал Голлербах.
В этом сборнике, идея создания которого принадлежит
австрийскому эссеисту и критику Францу Блею, собрана
антология французской эротической литературы 18 века:
Вольтер, Казанова, Шенье, Парни — всего около полусотни
авторов.

9.

Иллюстрация к роману Дафнис и Хлоя
1930
Эскиз костюма Коломбины для Анны
Павловой в Арлекинаде, 1909

10.

«Любовники»
1933
«Боксер Борис Снежковский»
1933

11. Александр Бенуа

- знаменитый русский художник, деятель
искусства, художественный историк,
критик. Талантливый живописец, он
знаменит также тем, что являлся
основателем творческого объединения
«Мир искусства» и его главным
идеологом.
Детство будущего художника прошло в
Петербурге. Там же он поступил в
частную гимназию Карла Мая, которую в
разное время окончили 25
представителей рода Бенуа. По
завершении классического образования
Александр продолжил обучение на
юридическом факультете Петербургского
университета и параллельно посещал
занятия в Академии Художеств.
Портрет работы Леона Бакста
1898
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа
проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив
книгу Муттера «История европейского искусства»
главой про русское искусство.

12. Французский период

В конце 1896 года Бенуа
отправляется во Францию
вместе со своими товарищами
художниками. Там он пишет
свои «Версальские серии»,
которые изображали парки и
прогулки короля Солнце
Людовика XIV. Особенно
популярна стала его серия
акварелей «Последние
прогулки Людовика XIV»,
которые он создал, будучи под
впечатлением от путешествия
в Париж и Версаль.
«Прогулка
короля»
«Весенний
день в
Трианоне»

13. «Мир искусства»

В разгар творческого периода Александру
Бенуа приходит в голову идея создания
объединения «Мир искусства» вместе с
учреждением одноименного журнала.
Объединившись с Дягилевым, Сомовым и
другими художниками-единомышленниками,
он отрицал тенденцию передвижников, ставя
в конфронтацию современное русское и
западноевропейское искусство
«Китайский павильон. Ревнивец»
1906

14. Значимые работы

В 1903 году художник создает серию иллюстраций к
легендарной поэме Александра Пушкина «Медный
всадник». Эти работы стали настоящим шедевром
отечественной книжной графики, однако в свое время
они были отвергнуты критиками как «декадентские».
Значимое произведение автора – вышедшая в 1904
году «Азбука в картинках». Эта работа для детей
стала едва ли не самым масштабным трудом
художника в тот период. В 1991 году выходит издание повести Пушкина
«Пиковая дама», украшенная рисунками Бенуа.
Основой его замысла служили всего 6 страничных
иллюстраций, через которые проходила главная
сюжетная линия графического рассказа

15.

16. Зарубеж

В 1926 году Александр вновь поселяется в Париже, где пишет
серию видов Петербурга под названием «Воспоминания». Вместе с
этим он продолжает иллюстрировать книги русских и французских
писателей: «Уроки любви в Парке» и «Григорий Орлов» А. Попова,
«Страдания молодого Вертера» А. Моруа, «Капитанская дочка» А.
Пушкина, «Грешница» Анри де Ренье.

17. Последние годы

На закате жизни художник занялся мемуарами, названными «Мои
воспоминания». В книге он запечатлел атмосферу творческих и
духовных исканий Серебряного века. Бенуа в свои последние
годы много писал. Не менее знаковым было его произведение
«Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 гг.».
«Масленица в Петербурге», 1917
Скончался Александр Бенуа 9
февраля 1960 года во
Франции. Похоронен великий
критик, художник, идеолог и
мыслитель на кладбище в
Париже.
English     Русский Правила