Политическая антропология
Антропология и ее направления
Антропология или этнография (этнология)?
Что такое политическая антропология?
Что такое политическая антропология?
Предмет политической антропологии
Основные сферы анализа политической антропологии
Политическая антропология: становление
Политическая антропология: становление
Политическая антропология: задачи сегодня
Человек политический: становление
Человек политический: становление
Политический актор и политический субъект
Семинар
Литература к семинару
Семинар
Литература к семинару

Политическая антропология. Политическая философия. Лекция 7

1. Политическая антропология

Ермолин ИВ – к.п.н., доцент кафедры политологии и социологии

2. Антропология и ее направления

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся
изучением человека, его происхождения, развития, существования
в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах
(Воронцова ЛП, Белик АА)
Направления:
• Физическая
• Философская
• Религиозная
• Социальная и культурная (политическая как одно из направлений)
• Визуальная

3. Антропология или этнография (этнология)?

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся
изучением человека, его происхождения, развития, существования в
природной (естественной) и культурной (искусственной) средах
(Воронцова ЛП, Белик АА)
Этнология - наука, изучающая этнические процессы, под которыми
понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а
также других этнических общностей.
Этнография - наука, изучающая народы-этносы и другие этнические
образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение,
культурно-бытовые особенности, а также их материальную и
духовную культуру

4. Что такое политическая антропология?

• Крадин:
Политическая антропология — изучение институтов управления
и соответствующей практики у этнических сообществ, в
особенности в примитивных обществах и в обществах с
племенным строем.
Исследует связь политического поведения с более широкой
групповой культурой и исследует то, какими путями
происходит развитие политических институтов и практики
Политическая антропология – субдисциплина социальной и
культурной антропологии

5. Что такое политическая антропология?

Основа
политической
антропологии

сравнительное,
основанное на полевых исследованиях, изучение политики в
широких исторических, социальных и культурных рамках.
«Политика или политическое не должна трактоваться в рамках
антропологии как отдельное поле для изучения, как взаимосвязь
между властными отношениями, культурными процессами и
историческими траекториями развития» (К. Крон-Хансен)

6. Предмет политической антропологии

• Механизмы и институты власти и социального
контроля преимущественно в доиндустриальных и
посттрадиционных обществах (Крадин Н.Н.)
• Ж. Баландье: сравнительное изучение политической
организации первобытных и архаических обществ
• Л.Е. Куббель: отношения власти и управления
обществом преимущественно в доиндустриальные эпохи

7. Основные сферы анализа политической антропологии

• Власть и родство в традиционном обществе
• Контекстуальная специфика политических процессов и механизмы с
помощью которых субъекты по разному интегрируются в большие
социальные, экономические и политические общности
• Социальное
неравенство,
институциональная
динамика
и
политическая трансформация
• Символические формы и практики государственной бюрократии,
формы политического активизма и формы терроризма и политических
пыток, политические эффекты, ассоциируемые с ежедневным
конструированием отдельных форм коллективной памяти

8. Политическая антропология: становление

• Политическая антропология как специализированная дисциплина
возникла на рубеже XIX–XX вв., (работы Макса Глюкмана, Генри
Мейне, Льюиса Моргана, Джеймса Фрезера, Эдварда ЭвансаПричарда). Объект исследования – политические институты
примитивных или архаических обществ
в разных
регионах мира большое количество примитивных политических форм.
• Начало современного периода политической антропологии –
«Африканские политические системы» (1940 г.) (под ред. Э. ЭвансаПричарда и М. Фортеса): политическая организация общества –
структуры или отношения, которые поддерживают «социальный
порядок на какой-либо территории путем организованного
использования принудительной власти в виде физической силы»

9. Политическая антропология: становление

1950-1960-е гг., расцвет политической антропологии: переход от
структурализма и функционализма на теории действия и интеракционизм.
Объект исследования – политическое поведение, определяемое как:
• Поиск власти или влияния (как результат политического поведения)
• Поиск универсального аспекта обществ
Работа «Общество против государства» (1974 г.) (Пьер Кластр): критика
традиционной политической антропологии за универсализацию «западного»
определения политической власти или политики. Для Кластра политика по
западному – это выражение политической власти через принуждение или
насилие: «родовые отношения – гораздо более близкие (интимные), чем
представляется очевидным для Ницше, Вебера (у которого государственная
власть представлена как монополия на легитимное использование насилия) и
современной антропологии

10. Политическая антропология: задачи сегодня

• 1970-е гг.: уход политической антропологии со сцены.
• C 2000-х гг. возрождение.
• К. Крон-Хансен: основной вопрос политической антропологии –
«каким образом определить политику в конкретных исторических
условиях: термин «политическое» появился в Западной Европе после
Реформации вместе с современными концептами государства и
демократии.
• Крон-Хансен замечает, что сегодня главная задача политической
антропологии заключается в исследовании политического дискурса в
разных регионах мира (не только на западе): анализе восприятия
политическими акторами разных стран мира политического и
политики как таковой.

11. Человек политический: становление

• Аристотель: человек - существо естественно политическое: максимально расширил границы
политического, так как политическое в Древней Греции – это государственное
все
индивиды – граждане государства
Спор максималистов и минималистов в 20 веке (C. Надель, Е. Лич, Ж. Баландье).
• Максималисты отождествляют общество с политическим единством: C. Надель: «Когда
рассматривают общество, находят политическое единство, и когда говорят о первом, рассматривают
фактически последнее»; так что политическими институтами являются те, которые обеспечивают
управление и удержание «очень большого объема групп в едином теле, то есть в обществе»
• Минималисты: некоторые примитивные общества лишены политической организации.
Малиновский Б.: политические группы у примитивных австралийских племен отсутствуют, Маклеод:
у юроков Калифорнии наблюдается такая же ситуация
• Для минималистов человек политический начинается там, где заканчивается примитивное общество:
«Некоторые антропологи считали бы доказанным, что сфера политического начинается там, где
заканчивается сфера родства» (Л. Мэр)

12. Человек политический: становление

• Динамический подход: примитивные общества не являются
застывшими, им свойственна динамика традиционных структур и
общественных отношений. М. Глюкман архетипическое
противоречие между "обычаем" и "конфликтом", "порядком" и
"восстанием", присутствующее во всех примитивных племенах
даже при слабой социальной дифференциации. Разработанная
Глюкманом "теория восстания" позволяет увидеть эволюцию
общественных форм в экзотических племенах именно как
политическую

13. Политический актор и политический субъект

П.А. Цыганков («Международные отношения»): Ф. Брайар и М.Р.
Джалили под актором международных отношений понимают
любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже
любого индивида, которые способны играть определенную
роль и оказывать влияние в сфере международных отношений
Ю.В. Ирхин: «субъектом можно считать активно действующего и
познающего, обладающего сознанием и волей индивида или
социальную группу»
М.Ю. Зеленков: «субъектом политики является тот, кто ведет
активную политическую жизнь и, исходя из своих интересов,
участвует в политическом процессе»

14. Семинар

• Американский неоэволюционизм, теории
политогенеза и потестарно-политическая
этнография
• Родство и власть: родовая динамика, «сегментарная
власть»
• Политический выбор и политическая телеология
• Политическая структура традиционного общества:
лидерство, бигмен, вождизм

15. Литература к семинару

Литература: Жорж Баландье. Политическая антропология. - М.:
Научный мир. - 204 с.. 2001
Крадин Н.Н.. Политическая антропология: Учебник. - 2-е изд., испр. и
доп. - М.: Логос. - 272 с.. 2004
Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана = Argonauts of
the Western Pacific / Пер. с англ. В. Н. Поруса — М.: РОССПЭН, 2004. —
584 с.
Эванс-Причард Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и
политических институтов одного из нилотских народов. / [Отв. ред. и
авт. предисл. Л. Е. Куббель]. — М.: Наука, 1985. — 236 с.
Салинс М. Бедняк, богач, бигмен, вождь:политические типы в меланезии
и полинезии // Сибирские исторические исследования. 2018. №1: C. 1841

16. Семинар

• Политические изменения как цель и результат политической
деятельности. Формы политических изменений
• Политическая идентичность: мультикультурализм и кризис
политической идентичности и самоидентичности индивидов.
• Политический габитус индивида.

17. Литература к семинару

• Литература:
• Дегтярев А. Основы политической теории
• Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и
социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.
• Хромова Е.Б. Поле политики в социальной философии П. Бурдье:
некоторые элементы теории //Вестник Пермского национального
исследовательского политехнического университета. Культура.
История. Философия. Право. – 2016. – № 1. – С. 34–43.
English     Русский Правила