Похожие презентации:
Четыре составляющих здравой христианской экзегезы
1. 4 составляющих здравой христианской экзегезы Св. Писания и ее цель
В.С. Стрелов2. Четыре основы
3. Священное Писание
Человек, считающий, что Священное Писание — это основа здравойэкзегезы, регулярно читает и сам размышляет над словами Священного
Писания. Не над пересказом, не над проповедями, в которых эти слова
используются, - но над самим библейским текстом. Он воспринимает
текст в его целостности, и неясные тексты в первую очередь пытается
прояснить в свете других текстов Библии, только после прибегая к
внебиблейским источникам. Он сделал Писание основой для своей жизни,
осознавая, что именно в Священном Писании содержится Откровение
Божие.
4. Предание Церкви
Человек, живущий соборным Преданием Церкви, принимаетдогматическое учение Церкви, и живет в Церкви, церковной жизнью,
участвуя в общей молитве, таинствах, общении с другими верующими,
опытом постигая аскетическое наследие и храня церковное единство. Он
впитывает проповеди и литургические тексты, житийные повествования,
иконописные образцы. Он старается уловить дух святых людей и их
подход к пониманию, и общается с собратьями, вместе обсуждает и
исследует Писания, - иными словами, осваивает опыт других верующих,
интерпретирующих Откровение применительно к своим условиям и в
меру своего понимания и просвещения от Бога.
5. Разум
Разум. Человек, сделавший своей опорой разум, использует средства идостижения гуманитарных наук (в т.ч. современной библеистики) для
лучшего понимания буквального смысла и историко-культурного контекста
Библии, в понимании духовных вопросов опирается в том числе на
здравый смысл.
6. Дух
Дух. Человек, старающийся жить в Духе Святом, сознательно обращаетсяк Богу в молитве за просвещением, веруя, что Бог не просто открыл Свою
волю предыдущим поколениям, и нужно просто повторить их опыт, - но
что и сегодня Бог говорит и творит новое: вдохновляет, вразумляет,
открывает Свою волю, ведет по жизни, ставит новые задачи.
7. Когда чего-то не хватает, или что-то абсолютизируется
8. Что заставляет пренебрегать этими основами?
НезнаниеГордость
Страхи
Глупость и нежелание трудиться
9. Цель – познание Бога через Иисуса Христа, и единение с Ним
10. Как проверить себя?
11. Священное Писание
1.Любите ли вы читать Слово Божие?
2.
Делаете ли это регулярно? Есть ли у вас какой-то план для чтения?
3.
Случалось ли вам отказываться от чего-то или принимать на себя что-то, потому что
так сказано в Св. Писании – т.е. руководствуетесь ли вы Библией в жизни?
4.
Используете ли вы Св. Писание для молитвы?
5.
Есть ли у вас общее представление о каждом разделе / каждой книге Библии, а также о
постепенном развитии Откровения Библии?
6.
Какую роль в вашем чтении занимают тексты Ветхого Завета? Есть ли книги в Библии,
которые вы никогда не изучали?
7.
Когда вам попадается непонятное место или слово, пробуете ли вы понять смысл
самостоятельно, используя саму Библию (другие переводы, параллельные места,
поиск, более широкий контекст), - или сразу ищете комментарии?
8.
Знаете ли вы ключевые тексты Библии наизусть? Смогли бы вы определить, откуда та
или иная цитата?
9.
Если возникнет неясная ситуация, вы будете искать ответов в Библии?
10.
Как вы считаете, устарела ли в чем-то Библия? Есть ли книги, которые для вас значат
больше, чем она? Может ли существовать Откровение где-то, помимо Библии?
11.
Как вы полагаете, достаточно ли для понимания Библии самой Библии, или
необходимо что-то еще? Можно ли понять что-то в Библии, предварительно это не
прожив? Как же тогда понимать ее? Что вам помогает в ее понимании?
12. Предание Церкви
1.Живете ли вы церковной жизнью, участвуя в общей молитве, таинствах, общении с другими
верующими, опытом постигая аскетическое наследие и храня церковное единство?
2.
Следуете ли вы в своем понимании Писаний тому, что Церковь зафиксировала в Символе веры и
догматах на Вселенских соборах?
3.
Знакомы ли вы с жизнью и трудами тех, кого называют Отцами Церкви, с их толкованиями Св.
Писания, аскетическими и догматическими сочинениями? Кто из них вам особенно близок?
Молитесь ли вы им о собственном просвещении? Насколько их наставления, опыт духовной
жизни актуальны для вас, следуете ли вы этому?
4.
Читаете ли вы первоисточники, или довольствуетесь тем, что предлагают в пересказе и цитатах
современные учителя и полемисты, интернет?
5.
Как вы отличаете Предание Церкви с большой буквы от «негодных и бабьих басен»?
6.
Есть ли какой-то смысл заново и самостоятельно исследовать Св. Писание, если нам оставлено
святоотеческое наследие, опыт, исчисляемый веками?
7.
Как вы полагаете, могли ли сами Отцы Церкви высказывать частные мнения и даже ошибаться?
Как это распознать? Весь ли их опыт применим к вашей жизни, современной действительности,
или есть то, что не применимо; где можно прочертить границу?
8.
Есть ли у вас связь с «живым Преданием» - с людьми, в которых зримо действовал и действует
Господь, и кто говорит не только из книг, но и из пережитого духовного опыта?
9.
Есть ли у вас опыт того, как особенно раскрывается Св. Писание, когда для его изучения
собираются единомысленные люди?
13. Разум
1.Считаете ли вы возможным и полезным самостоятельное размышление над Св. Писанием?
2.
В вопросах происхождения мира, жизни и человечества, в вопросах библейской истории вам достаточно
толкований, освященных традицией, или вы стараетесь согласовать свою картину мира с современными
научными представлениями?
3.
Как вы думаете, чем опасны предрассудки и некритично принятые мнения толкователей прошлого? Зачем
христианину изучать диалог веры и науки?
4.
Знакомы ли вы с теорией жанров в Библии, как вы к ней относитесь?
5.
Стараетесь ли вы выяснить буквальный (исторический) смысл отрывка до того, как рассматривать
небуквальные смыслы и применение текста к жизни? Чем чревато пренебрежение буквальным смыслом
Писания?
6.
Как вы считаете, оправдано ли для изучения Св. Писания использование подходов, выработанных в
современной библеистике, в том числе и неправославной, в светском литературоведении, - или вам
кажется это излишним и даже чем-то опасным для веры?
7.
С вашей точки зрения, выводы современных библеистов более или менее обоснованы, чем экзегеза отцов
Церкви? Какими критериями истины вы руководствуетесь?
8.
Как вы полагаете, влияет ли наличие или отсутствие веры у исследователя, его предыдущий опыт на
результаты в научном исследовании Библии?
9.
Должен ли верующий исследователь Св. Писания стремиться к назиданию слушателей, или достаточно
того, что он занимается поиском «истины факта»?
10.
Есть ли вопросы, связанные с Писанием, которые вы не стали бы исследовать с помощью современных
научных методологий, почему?
11.
Не бывало ли так, что вы противопоставляли собственное мнение общепринятым толкованиям? Чем вы
руководствовались?
14. Дух
1.По-вашему, может ли Бог и сегодня давать понимание Своего Слова простым
верующим, таким, как вы?
2.
Молитесь ли вы всерьез перед чтением Св. Писания о просвещении, о том, чтобы Бог
помог вам понять Свое Слово?
3.
Бывало ли в вашей жизни, что строки Священного Писания как будто оживали и были
обращены лично к вам, будто бы Сам Бог обращался к вам?
4.
Прибегаете ли вы к ходатайству к Богу о силе Духа Святого в трудных ситуациях?
5.
Хвалите ли Бога по велению сердца, в свободе, так, как подсказывает Дух? Можете ли
славословить Его в присутствии других?
6.
Доверяете ли вы мыслям, которые приходят во время молитвы, или в принципе не
обращаете на них никакого внимания? Если доверяете, то стараетесь ли проверить?
Есть ли у вас критерии, по которым вы различаете свои внутренние состояния и
внушения от Бога? Верите ли вы, что могут быть мысли не только от Бога, но и от Его
противника? Как их распознать?
7.
Случалось ли вам поступать не по человеческому рассуждению, а так, как было
указано свыше?
8.
Можете ли вы сказать, что опытно понимаете, что такое богообщение и боговселение?
15. Познание Бога и единство с Ним как цель чтения
1.Как Св. Писание помогает вам лучше узнать Бога, явившегося во Христе Иисусе, и больше
полюбить Его?
2.
Случалось ли вам открывать Св. Писание только потому, потому что «так принято», потому что
«это входит в учебную программу», потому что «это интересное проведение времени», и такие
знания «полезны для дискуссий»?
3.
Не бывает ли у вас так, что на первое место выходит собственная реакция (мне нравится, меня
удивляет, у меня идея!…), или мораль («надо делать так-то»), и этим все и ограничивается?
4.
Является ли Писание для вас средством познания Бога, в каком смысле?
5.
Как в процессе чтения, изучения Св. Писания менялось и меняется ваше восприятие Бога, Христа?
6.
Стремитесь ли вы находить в Писании Бога и Его любовь даже в тех текстах, где о Нем напрямую
не говорится?
7.
Способны ли вы во время чтения Писания на время забыть о себе, своих проблемах, и так
прислушаться к Слову Божию, чтобы довериться и позволить Ему формировать ваш внутренний
мир?
8.
Получается ли от чтения текста Писания переходить к не формальной, а личной молитве, выводит
ли вас чтение о Нем к разговору на Ты?
9.
Можете ли вы сказать, что знаете радость созерцания Бога посредством Св. Писания?
10.
В чем проявляется ваша любовь к Богу?
11.
Как вы сами менялись и меняетесь в результате соприкосновения со словом Божиим?