Пересборка социального: новое понимание общества
Пересборка социального (Бруно Латур, 2005)
Общество – система структурированных взаимосвязанных компонентов (некоторые сомнения по поводу АСТ и не только)
Общество как предмет изучения: проблема размытых границ и социальное
Целостность и собранность: центр тяжести
Целостность и собранность: центр тяжести Вопрос о происхождении гражданского общества – теория общественного договора
Изменения социального: историческое изменение
Г. Гегель
Этапы развития истории по Гегелю
К. Маркс: исторический материализм и формационный подход
Формации общеисторического развития
Э. Тоффлер: волновое развитие цивилизации
Волновое развитие цивилизации
Д. Бэлл и ожидание постиндустриального общества
Социальная наука не отрицает изменений, но сомневаемся в том, что изменяется
Томас Гоббс (1588-1679)
Г. Спенсер и метафора организма
Организм - модель соединения части и целого
Социальное социального
Н. Луман: общество общества
Воображаемые сообщества: реальность нации
П. Бурдьё: социальное пространство и социальное действие
Бруно Латур и пересборка
Новое понимание социального
Общество и ассамбляжи (Ж. Делёз, М. Деланда)
Война в эпоху разумных машин
3.00M
Категория: СоциологияСоциология

Пересборка социального: новое понимание общества

1. Пересборка социального: новое понимание общества


Общество как система
Органистическая модель общества
Развитие общества
Общества не существует
Сборка и пересборка социального

2. Пересборка социального (Бруно Латур, 2005)

• Социологи, относя прилагательное "социальный" к тому или иному
феномену, обозначают им некое устойчивое состояние, комплекс
связей, который потом может быть использован для описания какогото другого феномена. В таком употреблении этого слова нет ничего
плохого, пока оно обозначает то, что уже собрано вместе, без
излишних допущений о природе собранного. Однако когда под
"социальным" начинают понимать разновидность материала,
пользуясь этим термином как прилагательным примерно того же
ряда, что и "деревянное", "стальное", "биологическое",
"экономическое", "ментальное", "организационное" или
"лингвистическое", возникают проблемы. Тут значение термина
распадается, поскольку теперь он обозначает две совершенно разные
вещи: во-первых, сам процесс сборки, а во-вторых, особый тип
компонента, который, как предполагается, отличается от других
материалов.
• Я намерен показать, почему социальное не может мыслиться как
разновидность материала или как некая сфера и подвергнуть
сомнению сам проект "социального объяснения" какого-либо другого
положения дел.

3. Общество – система структурированных взаимосвязанных компонентов (некоторые сомнения по поводу АСТ и не только)

Социальное – это про людей или про всё, имеющее
отношение к людям (материальные объекты – ресурсы и
декорации или что-то ещё?)
Общество –
система
структурированных
взаимосвязанных
компонентов
(некоторые сомнения
по поводу АСТ и не
только)
Что является мельчайшим компонентом общества?
Морские гребешки, микробы, втулочный насос действуют
вместе с людьми?
Каковы связи между компонентами и за что отвечают
объекты (двери, гарнитура, лифты, ключи… - маркёры
социального порядка, условия возможности порядка
взаимодействия людей)
Когда мы говорим, что общество – система, мы имеем в
виду действительное или должное (народ или Народ)?

4. Общество как предмет изучения: проблема размытых границ и социальное

• Повседневное знание: очертания общества совпадают с границами
наций-государств
• Общество конкретного государства
Общество конкретной эпохи
• Общество и культура = общественное сознание
• Общество и цивилизация = технологоцентрическая организация
Социальное – это процесс и результат взаимодействия целых обществ
и групп, институтов в экономическом, политическом, социальнопсихологическом, моральном, технологическом измерениях

5. Целостность и собранность: центр тяжести

• Вопрос о функции
(миссии) общества
- утопический проект
Платона
- телеологическая
концепция Аристотеля
- теоцентрическая
средневековая модель

6. Целостность и собранность: центр тяжести Вопрос о происхождении гражданского общества – теория общественного договора

Ради права на жизнь и мир отказ от
части своих прав в пользу государство
(ограничение волеизъявления – Т.
Гоббс)
Ради сохранения естественных прав и
свобод разумное преодоление
недостатков естественного состояния и
переход в политически организованное
состояние(Дж. Локк)
Ради сохранения естественного
равенства отказ от всех естественных
прав в пользу государства (Ж.-Ж. Руссо)

7. Изменения социального: историческое изменение

Историческая спираль и линеарная модель
История – вечное возвращение
Идея прогресса как исторического развития только в Новое время (исторический оптимизм)
Принцип историзма (Гегель VS Маркс)
Формационный и цивилизационный подходы
Индустрии и технологии как факторы развития (Э. Тоффлер и Д. Бэлл)

8. Г. Гегель

• История человечества представляет собой единый
закономерный процесс, в котором все явления и процессы
тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены
• Каждый период и эпоха (при всём своё своеобразии) в
совокупности представляют собой определенную
закономерную ступень в развитии человеческого общества
• История человечества, являясь воплощением мирового духа,
развивается во времени. Причем на каждом этапе своего
развития она реализует определенную цель. Общей же целью
истории является развитие свободы духа, применительно к
человеку и обществу, это свобода человека в гражданском
обществе. Свобода - сама в себе цель, к реализации которой
стремится дух.
• Не все народы идут в счет в мировой истории. Каждый,
соответственно своему принципу, выступает в свой момент.
Выполнив свою миссию, он уходит с исторической сцены, повидимому, навсегда, и уже другие народы творят новую
историю человечества

9. Этапы развития истории по Гегелю

ВОСТОЧНОЕ ЦАРСТВО
ГРЕЧЕСКОЕ ЦАРСТВО
СВОБОДЕН ОДИН, ЛИЧНОСТЬ НЕ
ВЫДЕЛЕНА ОТ ОБЩЕСТВА;
СВОБОДНЫ ИЗБРАННЫЕ, ЧЕЛОВЕК
ПОЗНАЁТ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ЗАКОН, А НЕ
ЧЕРЕЗ ВОЛЮ, ОТКРЫВАЕТ
НРАВСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ЕДИНСТВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО И
ИНДИВИДУАЛЬНОГО;
РИМСКОЕ ЦАРСТВО
ГОСУДАРСТВО - АБСТРАКТНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ,
ГРАЖДАНИН ОБРЕТАЕТ
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ И
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ
ГОСУДАРСТВА. РАЗРЫВ
НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НА
ЛИЧНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И
АБСТРАКТНАЯ ВСЕОБЩНОСТЬ
ВЛАСТИ
Этапы развития истории по Гегелю
ГЕРМАНСКОЕ ЦАРСТВО
(СВОБОДНЫ ВСЕ)
ЕДИНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ И
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ,
ПРИМИРЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ
ИСТИНЫ И СВОБОДЫ, СВЕТСКОГО,
ТО ЕСТЬ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА, С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ
БОЖЕСТВЕННЫМ ЦАРСТВОМ

10. К. Маркс: исторический материализм и формационный подход

• Общество – это понятие характеризует отличие социальной
жизни от природной.
• Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на
определенной ступени исторического развития, обладающее
своеобразным отличительным характером.
• ОЭФ есть результат производственных отношений
• Развитие внутри формаций происходит в результате борьбы
классов. Экономика – движущий фактор исторического
развития

11. Формации общеисторического развития

ПЕРВИЧНАЯ (ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ: ПРИМИТИВНЫЕ
ОРУДИЯ ТРУДА, ОБЩИННАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ, НЕТ
ИМУЩЕСТВЕННОГО
РАССЛОЕНИЯ)
ВТОРИЧНАЯ
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ
(ЖИВЫЕ ЛЮДИ – ОРУДИЯ
ТРУДА, ЛИЧНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ)
ВТОРИЧНАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ
ТРУД РУЧНОЙ И
СЛАБОМЕХАНИЗИРОВАННЫЙ
/ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
ЗЕМЛИ, ПРАКТИКА АРЕНДЫ,
НАТУРАЛЬНОЕ БЕСТОВАРНОЕ
ХОЗЯЙСТВО (ЧИСТО
ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯВЛЕНИЕ)
ВТОРИЧНАЯ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ(МЕХА
НИЗАЦИЯ ТРУДА, ЧАСТНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ НА
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА,
РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО)
ТРЕТИЧНАЯ
(КОММУНИСТИЧЕСКАЯ:
ОБЩЕСТВЕННАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ, РАВЕНСТВО
В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ТРУДА)

12. Э. Тоффлер: волновое развитие цивилизации

• Возникновение цивилизации – это продолжительный
процесс зарождения, экспансии и угасания
(технологические волны)
• Цивилизация — это не только технологии или экономика.
Это комплекс взаимосвязанных технологических,
экономических, организационных, социальных и
политических принципов и институтов, которые
соединяются между собой в единый, точно пригнанный
механизм (дискурс второй волны) или образуют единую
экосистему (дискурс третьей волны)
• Цивилизации уникальны (мировоззрением, укладом,
моралью, но развитие – не эволюция уникальных черт, а
революция

13. Волновое развитие цивилизации

ПЕРВАЯ ВОЛНА – СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ (10000
ЛЕТ НАЗАД, ГЛАВНЫЙ РЕСУРС – ЗЕМЛЯ, ПРОДУКТЫ
ПОТРЕБЛЯЮТ, В ОСНОВНОМ, ТЕ, КТО
ПРОИЗВОДИТ)
ВТОРАЯ ВОЛНА – ИНДУСТРИАЛЬНАЯ (17-18 ВЕК,
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО , МАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ,
УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ
ИНСТИТУТОВ (АРМИЯ, ШКОЛА, ТЮРЬМА,
БОЛЬНИЦА)
ТРЕТЬЯ ВОЛНА – ИНФОРМАЦИОННАЯ (СЕРЕДИНА
ХХ ВЕКА, ЧИСЛО РАБОТНИКОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА ПРЕВЫШАЕТ
КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ, ДЕМАССИФИКАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ, ОТ ГРАЖДАНСТВА
СТРАНЫ К ГРАЖДАНСТВУ МИРА (К 2025)

14. Д. Бэлл и ожидание постиндустриального общества

• Доиндустриальное общество: натуральное
хозяйство, ручной труд, слабая механизация
производства, ведущая роль церкви и армии
• Индустриальное общество: массовое товарное
производство на основе разделения труда и
машинных технологий, ведущая роль финансовых
корпораций и бизнесменов
• Постиндустриальное общество: рост
интеллектуальных технологий, сокращение
рабочего дня человека, рост сферы услуг и ценности
знания, труд – взаимодействие между людьми,
ведущая роль класса носителей знания,
меритократия, экономическая теория информации

15. Социальная наука не отрицает изменений, но сомневаемся в том, что изменяется

16. Томас Гоббс (1588-1679)

"Ибо искусством созидается великий Левиафан, называемый
Государством, по-латыни Civitas, который есть не что иное, как
искусственный человек, но большего роста и большей силы, нежели
природный человек, для обороны и охранения которого он
предназначается; верховная власть в нем есть искусственная душа,
как начало, сообщающее жизнь и движение всему телу; судьи и
другие судебные и исполнительные сановники суть искусственные
сочленения; награды и наказания, которыми прикрепляются к
верховной власти члены и сочленения и побуждаются к исполнению
своей обязанности, суть нервы, исправляющие такую же должность
в природном теле; имущество и богатство всех остальных членов
суть сила; salus populi, благо народа, равносильно назначению в
человеке; советники, которыми приводится народу на ум все, что
ему нужно знать, - суть память; правосудие и закон суть
искусственные разум и воля; согласие - здоровье; мятеж - болезнь;
междоусобная война - смерть".

17. Г. Спенсер и метафора организма

• Общества сходятся с индивидуальными организмами в четырех выдающихся
особенностях.
• 1) В том, что, начинаясь соединением небольшого числа частей, они
нечувствительно увеличиваются в объеме до такой степени, что некоторые из
них наконец достигают размера, в десять тысяч раз большего, нежели их
первоначальный размер.
• 2) В том, что, имея вначале до того простое строение, что массу их можно бы
считать совершенно бесстройной, они принимают по мере возрастания своего
все более и более сложное строение.
• 3) В том, что, хотя в первоначальном неразвитом их состоянии почти не
существует взаимной зависимости частей, части эти постепенно приобретают
взаимную зависимость, которая наконец делается так велика, что жизнь и
деятельность каждой части обусловливаются жизнью и деятельностью прочих
частей.
• 4) В том, что жизнь и развитие общества независимы от жизни и развития
какой-либо из составляющих его единиц и гораздо продолжительнее
существования этих единиц, так как они рождаются, развиваются, действуют,
воспроизводятся и умирают каждая сама по себе, между тем как
политическое тело, состоящее из них, переживает одно поколение за другим,
увеличиваясь в массе своей, совершенствуясь в своем строении и в
деятельности своих отправлений.

18. Организм - модель соединения части и целого

• Общество – бесшовная тотальность
• Сущность - в функциях
• Отношения интериорности между частями
(взаимной строгой детерминации)
• Функция части – быть частью, отделённая от
целого она перестаёт быть собой

19. Социальное социального

• Исследование социального – это
презумпция социального (исключительно
социального)
• организма/ единства
• системы и структуры
• действия и результата
Существует ли общество?

20. Н. Луман: общество общества

• Общество есть общество територрий и общество индивидов
• Так понятое общество существует, пока есть национальное государство
• Национальное государство всегда нестабильно в пространстве
• Вес общества не равен весу людей в нём
• Солидарность, принуждение, общественный договор… не работают
• Общество – это не люди, не територрия, это коммуникация (единственное
социальное действие)
• Дж. Урри («Социология по ту сторону общества»): социальное – это мобильность
• В. Вахштайн: общества нет, есть конкретные люди, их жизни и тренды…
= общество для социологии это фоновая и совсем не обязательная гипотеза

21. Воображаемые сообщества: реальность нации

• Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели,
интересы, деятельность, поддерживаемые общением
(сообщество лицом-к-лицу)
• Большие сообщества не предоставляют возможности
постоянного взаимодействия между всеми членами
• Основа для солидаризации –воображение (формирование
стойкого образа нации), опосредующее коллективную
связь
• В становлении европейский наций большую роль сыграло
книгопечатание на национальных языках (укрепило образ
единого коллектива)
• Термин «нация»: от определения тех, у кого нет прав, до
тех, только у кого эти права есть (Фихте: нужно
включить народ в нацию)

22. П. Бурдьё: социальное пространство и социальное действие

• Социальный мир представим в форме многомерного пространства,
построенного по принципам дифференциации и распределения,
сформированных совокупностью действующих свойств в рассматриваемом
универсуме (способных придавать его владельцу силу и власть в этом
универсуме).
• Агенты и группы агентов, таким образом, определяются по их
относительным позициям в этом пространстве. Бурдьё отказывается от
понятия социальный субъект в пользу акторов и агентов
• Общество, по Бурдьё, представляет собой совокупность отношений,
складывающихся в различные поля (академическое, экономическое,
политическое), каждое из которых имеет специфические типы власти.
Редукция полей невозможна
• Habitus - это структурированное социальное отношение, система
долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации,
функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения
задач, действий.
• Habitus воспроизводит социально-культурные правила, «стили жизни»
разных социальных групп.
• Социальное насилие символично. Одна группа навязывает другой свои
установки и, как следствие, социальные практики
• Общественного мнения не существует

23. Бруно Латур и пересборка

• Латур указывает на то, что учёных прошлого
столетия было важно отличить социального от
всего остального
• Социальное обнаруживает тенденцию сужения, и
ограничивается только сферой людей
• Социальное определяет область и, как правило,
нововременную эпоху
• Социальными существами могут быть не только
люди, и не только люди – акторы развития
социального

24. Новое понимание социального

• Социальными существами
стоит считать морских
гребешков, муравьёв,
людей…
• Пересобрать социальное =
посмотреть на общество как
коллектив людей и нелюдей
(природы, технологий и т.п.)
• Нельзя ни один элемент
рассматривать в качестве
главного. У сети появляютя
особые эмерджентные
свойства (не путать с
сущностью)

25. Общество и ассамбляжи (Ж. Делёз, М. Деланда)

• Социальный ассамбляж - межличностная сеть, сообщество,
занимающее пространственную территорию (исследования
городов и новая социология связаны)
• Отношения между частями общества являются экстериорными
(ассамбляжи могут разбираться на части)
• Отношения между частями лишь контингентно обязательны
(предполагают рассмотрение истории коэволюции видов)
• Роли компонентов вариативны (от материальных до
экспрессивных, а может и материаль-экспрессивную)
• Компоненты ассамбляжей гетерогенны
• Компоненты ассамбляжа могут способствовать его
территоризации (стабилизации идентичности) и
детерриторизации (дестабилизации идентичности и
трансформации в другой ассамбляж)

26. Война в эпоху разумных машин

• Люди и оружие – независимые, но
влияющие друг на друга эволюции, и
всё в условиях общей эволюции
природы
• Сельские сообщества, возделывающие
плодородные желтоземы северного
Китая, сады Ирана или же богатый
чернозем Киева, были окружены
поясом бедных пастбищ, где нередко
царили тяжелейшие климатические
условия, так что каждые десять лет
высыхали все водопои, трава сгорала,
а скот погибал — а с ним и сами
кочевники. В этих обстоятельствах
периодические набеги кочевников
на культивируемые области были
природным законом.
Война в эпоху разумных
машин
• Огнестрельное оружие привело к
падению кочевников
English     Русский Правила