Дж. Урри «Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия» «Как выглядит будущее?»
«мобильная социология» как новое социологическое направление
Структура работы
Общества
Общества
Общества
Метафоры
Передвижения
Чувства
Гл. 5 Виды времени
Социальное время и жизненное время
Часовое время
Часовое время (2)
Природное время и социальное время
Мгновенное время
Глава 6. Места проживания
Бунды
Наследие, нация и диаспора
Гл. 7 Гражданства
Гражданство и среда
Глобальные граждане
Глобальные образы
Гл 8. Социологии Садовники и лесники
Выводы
Как выглядит будущее?
Как выглядит будущее?
Социальные науки и будущее
Часть 1 Краткая история будущего
ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО
Литература
9.64M
Категория: СоциологияСоциология

Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия

1. Дж. Урри «Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия» «Как выглядит будущее?»

Дж. Урри
«Социология за пределами обществ: виды
мобильности для XXI столетия»
«Как выглядит будущее?»
Презентацию подготовили студентки 52 группы
Одинова А. и Темлянцева Е.

2. «мобильная социология» как новое социологическое направление

1946-2016
Мобильности неизбежно трансформируют
исторически сложившийся предмет
социологических исследований.
Задачей социологии станет осмысление
взаимопроникновения и связи этих
многочисленных передвижений

3. Структура работы

I.ОБЩЕСТВА
II.МЕТАФОРЫ
III.ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
IV. ЧУВСТВА
Структура
работы
V.ВИДЫ ВРЕМЕНИ
VI.МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ
VII.ГРАЖДАНСТВА
VIII.СОЦИОЛОГИИ

4. Общества

I.
Общества
показать, что в будущем понятие «общество» не
сможет играть сколько-нибудь существенной
роли в качестве организующего понятия
социологического анализа
II. разработать новую повестку для социологии
III. интерес - потоки людей как внутри, так и за
пределами территории каждого общества
IV. мобильность понимается здесь главным образом
в горизонтальном, а не вертикальном смысле

5. Общества

если существует некое согласие относительно
понятия общества, то оно встроено в понятия
национального государства, гражданства и
национального общества
именно общество в смысле «общества
национального государства» ставится под вопрос
современной мобильностью

6.

«теоретические
ракурсы»
Определение «общества»
этнометодология
общество как хрупкий порядок, раскрываемый методами здравого смысла, которыми пользуются
члены сообщества в практических рассуждениях
функционализм
общество как социальная система, в которой различные части функционально связаны друг с
другом
марксизм
общество как структура отношений между экономическим базисом и политико- идеологической
надстройкой
теория
структурации
общество как сгусток (clustering) институтов во времени и пространстве, фор- мирующийся с
опорой на определенные структурные принципы и поочередно воспроизводящий их
теория систем
общество как аутопойетическая сеть са- морегулирующихся и рекурсивных коммуникаций,
организационно отличных от своей среды
веберовская теория общество как отношения между специфичными социальными порядками и неравномерно
распределенными социальными группами, представленными в каждом порядке.

7. Общества

Поскольку почти все социальные сущности
вовлечены в сети, связывающие людей с
другими компонентами, не существует
неких исключительно человеческих
обществ как таковых.
Общества — суть всегда гибриды

8. Метафоры

номада
бродяга
турист
Метафоры
корабль
отель
Глобализация предполагает замену метафоры
общества как региона метафорой глобального,
понимаемого как сеть и текучая среда.

9. Передвижения

Гражданские общества Запада — это
общества автомобильности
Передвижения
три типа мобильных объектов:
Объекты-путешественники
Объекты-командированные
Объекты-туристы

10. Чувства

В историческом плане именно зрение
приобрело исключительное значение и
власть
Чувства
«Гегемония зрения» была характерна
для западной социальной мысли и
культуры на протяжении нескольких
последних столетий

11. Гл. 5 Виды времени

Время недоступно чувственному восприятию;
Не существует единого времени, но есть многообразие
времен;
Гл. 5 Виды
времени
Является ли время абсолютной сущностью?
Обладает ли время направленностью?
Человеческая деятельность, связанная с этими различными
временами, чрезвычайно разнообразна

12. Социальное время и жизненное время

Дюркгейм утверждал что время в человеческих обществах
абстрактно и безлично, а не просто индивидуально
Социальное
время и
жизненное
время
Эта безличность является социально организованной и
именно ее Дюркгейм называет «социальным временем»
Сорокин и Мертон стали различать общества по признаку
наличия отдельной категории часового времени, по сути,
воплощающей собой понятие социального времени
Часовое время – центральный элемент организации
современных обществ
Эти общества построены на исчерпании времени (и
пространства) и выработке абстрактного, делимого,
универсально измеримого времяисчисления

13. Часовое время

Разбиение времени на большое число небольших точно
измеримых, неизменных единиц,
Часовое
время
отделение времени от значимых социальных практик и
предположительно естественной смены дня и ночи,
времен года и этапов жизни на пути к смерти,
повсеместное использование разнообразных
инструментов измерения и отсчета хода времени —
составление точного расписания основных трудовых
действий и форм отдыха,
повсеместное использование времени как
независимого ресурса, который может сберегаться и
потребляться, использоваться и исчерпываться

14. Часовое время (2)

восприятие времени как управляемого ресурса, а не
как вида деятельности или источника смысла,
научное преобразование времени в математически
точные количественные величины, в терминах
которых время является обратимым и лишено
направленности,
внедрение синхронизированной временной
дисциплины для школьников, путешественников,
наемных работников, заключенных, отпускников .,
синхронизованное измерение жизни на территории
многих государств и по всему земному шару
распространение дискурса, сосредоточенного на
необходимости сбережения, организации,
контроля, регуляции и хронометрирования времени

15. Природное время и социальное время

Социологи настаивают на радикальном разделении
социального и природного времени;
По сути, единственный компонент, который невозможно
встретить в природе, — это часовое время, являющееся сугубо
человеческим изобретением.

16. Мгновенное время

Термин «мгновенное время» он использует для того, чтобы:
Мгновенное
время
описать новые информационные и коммуникационные
технологии
указать на синхронный характер социальных и технических
взаимодействий
предложить метафору для общей значимости исключительно
краткосрочного и фрагментирован нового времени

17. Глава 6. Места проживания

«Место проживания» обычно концептуализировалось
социологией в терминах «сообщества» как способа описания
типичного модуса существования для сельских мест, а так же
некоторых «поселений» в черте города
Глава 6.
Места
проживания
Белл и Ньюби предложили различение трех значений термина
«сообщество»
Во - первых
Существует
сообщество в
топографическом
смысле
Во-вторых
Понимание
сообщества как
местной
социальной
системы
В-третьих
Понимание
сообщества как
общины

18. Бунды

Хедерингтон утверждает, что свободные социации такого
рода следует концептуализировать как «бунды».
Бунды
Бунд означает сообщество, членство в котором является
предметом осознанного и свободного выбора на основе
взаимных чувств и эмоций.
Членство в бундах или социациях обычно является предметом
добровольного выбора с правом свободного выхода.
Эти социации различаются по степени децентрализации
власти, формальной детализации организационной
структуры, по степени и формам участия низового уровня

19. Наследие, нация и диаспора

История национальной традиции и
символов каждого общества в
значительной своей части является
результатом сознательного конструирования, основанного на сохранении
памяти о прошлом в той же мере, что и на
ее вытеснении
Национализм исторически был связан с
превознесением определенных черт
физического ландшафта.
Можно выделить три типа
трансформации
Темы диаспор
Распространен
ие различных
социаций
Глобальная
публичная
сцена

20. Гл. 7 Гражданства

Парадоксальная связь существует между гражданством и
глобализацией.
Современное гражданство можно охарактеризовать в том
числе и как «постмодернистское».
Гл. 7
Гражданства
Сегодня существует множество социальных институций,
предоставляющих всевозможные права и обязанности различным категориям граждан в географически различных областях
деятельности.
Гражданство оспаривается уже не только внутри
национального государства в связи с вопросом о доступе
различных социальных групп к таким правам, как личная собственность

21. Гражданство и среда

Тернером определения гражданства как «набора практик
(юридических, политических, экономических и
культурных), который характеризует человека как
полноправного члена общества и, следовательно, влияет
на распределение потока ресурсов, получаемых
индивидами и социальным группам»
Гражданство
и среда
Рукотворные
риски
Рыночные
силы
Мир как
лаборатория
Факторы
риска

22. Глобальные граждане

Семь типов глобальных граждан:
Глобальные капиталисты
Глобальные реформаторы
Глобальные
граждане
Глобальные менеджеры
Агенты глобальных сетей
Есть граждане Земли, которые стремятся взять на себя
ответственность за планету
Глобальные космополиты
Глобальные зеленые

23. Глобальные образы

Образы земли
образы дикой жизни
образы множества людей
образы сравнительно экзотических мест и народов
Глобальные
образы
образы глобальных игроков
образы символических икон нашего времени
образы людей, в своей деятельности выступающих от имени
глобального сообщества
образы корпоративных акций, проводимых во имя всей
планеты
образы глобального репортажа

24. Гл 8. Социологии Садовники и лесники

Бауман выдвигает тезис, согласно которому государствосадовник пришло на смену более ранним формам государства,
описываемым через другую метафору — метафору лесничего.
Гл 8.
Социологии
Садовники и
лесники
Государство-лесничий не утруждало себя приданием
обществу окончательной формы и не интересовалось
частными деталями его жизни.
Государство-садовник, напротив, уделяет исключительное
внимание порядку, регулярности и стройности того, что
следует выращивать, а что искоренять.
В государстве- садовнике первостепенную роль играли
законодатели, способные рационально определить, что
поддерживает и что препятствует установлению порядка

25. Выводы

В центре обновленной социологии, следующей нормам
нового социологического метода, должны находиться
мобильности, а не общества;
Выводы
Социология в каком-то смысле «паразитировала» на этих
движениях, демонстрируя с их помощью, как используемые
ими «когнитивные практики» способствуют формированию
«публичных пространств для нового мышления,
мобилизующих новых акторов;
Массмедиа уже не столько отражают то, что происходит
независимо от них, сколько происходящее в них и при их
участии и является тем, что носит статус события.
На этой медиатизированной публичной сцене появляются
самые разные социальные группы, которые участвуют в
формировании частичного, несовершенного, стихийного,
своего рода глобализированного гражданского общества

26. Как выглядит будущее?

• побудительным мотивом
написания книги о будущем
явилось отображение
многочисленных усилий,
направленных в прошлом и
настоящем на то, чтобы
предвидеть будущее
• настоящая книга нацелена на
демократизацию будущего

27. Как выглядит будущее?

неспособность марксистского анализа
предвосхитить будущее была использована
многими представителями общественных наук для
того, чтобы отвергнуть предложение о том, что
общественные науки должны заниматься
предсказанием будущего
Футурология развилась в специализированную
дисциплину и профессиональную область со
своими журналами, ключевыми трудами,
авторитетными фигурами…

28. Социальные науки и будущее

исследования будущего должны стать частью
социальных наук, а также в определенной мере –
частью повседневной жизни человека
Социальные
науки и
будущее
Ключевой момент для социальных наук
заключается в следующем: кому или чему
принадлежит будущее? Способность владеть
будущим является центральным вопросом
функционирования власти
Будущее не является ни полностью
предопределенным, ни бессодержательным и
открытым

29. Часть 1 Краткая история будущего

В большинстве известных нам обществ
будущее было предметом воображения и
предсказания
Начиная с XVI столетия стало возможно
оценивать и критиковать общую систему
организации общества

30. ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

Цифровой город
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ
БУДУЩЕГО
Физическое перемещение людей заменяется
цифровыми формами связи и впечатлений:
общение лицом к лицу утрачивает свою ценность
Цифровая среда развивается таким образом, что
превращается в саму жизнь
Жизнь в цифровом городе требует работы с
множеством интерфейсов

31. ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

Город, удобный для жизни
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ
БУДУЩЕГО
В основе – идеи, предлагаемые экологами,
неправительственными организациями
Города распадутся на фрагменты общин
развитие социальных практик

32. ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

Город-крепость
ЧАСТЬ 3
СЦЕНАРИИ
БУДУЩЕГО
Состоятельные граждане отделяются от бедных и
проживают в отдельных анклавах
Города Нового Средневековья
Опасность возникновения военных конфликтов

33. ЧАСТЬ 3 СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО

Настоящая книга нацелена на то, чтобы сделать
исследование будущего частью как социальных
наук, так и прогрессивных сил
Необходимо вернуть исследования будущего
социальным наукам

34. Литература

Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды
мобильности для XXI столетия [Текст] / пер. с англ. Д.
Кралечкина; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —
М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 336 с.
Урри Дж. Как выглядит будущее? — М.: Издательский дом
«Дело» РАНХиГС, 2018 — 320 с.
English     Русский Правила