Архимандрит Феофан (Соколов)
Архимандрит Феофан (Соколов)
Биография
Преподобный Феодор Санаксарский
Биография
Митрополит Гавриил (Петров)
Биография
Николо- Моденский монастырь
Биография
Биография
Архимандрит Феофан (Соколов)
Биография
Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь. Роспись архимандричьей кельи Кирилло-Белозерского монастыря.
Биография
Кирилло-Новоезерский монастырь. Офорт. Около 1880 г.
Святые ворота и гавань в Кириллово Новоезерском в честь Воскресения Христова монастыре. Хромолитография. XIX в. (РГБ)
Кирилло-Новоезерский монастырь. 1850 г.
Биография
Вид Кирилло-Новоезерского монастыря. А. Г. Ухтомский. Гравюра резцом с рисунка Каулинга. 1823 г.
"Вход в Кирилло-Новоезерский монастырь" начало XX в. Из фондов БОКМ
Известия Императорской археологической комиссии, вып.31,с.11. 1906 г.
Известия Императорской археологической комиссии,вып.31,с.12. 1906 г.
Кирилло-Новоезерский монастырь. Общий вид. 1920-е годы. Из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Биография
Филиппо – Ирапская пустынь
Монахини Воскресенского Горицкого монастыря. Конец XIX в.
Биография
Воскресенский Горицкий женский монастырь. 1865 г.
Биография
Ссылки на источники
12.54M
Категория: БиографииБиографии

Архимандрит Феофан (Соколов)

1. Архимандрит Феофан (Соколов)

3/16 декабря – день преставления

2.

3. Архимандрит Феофан (Соколов)

4. Биография

Феодор Соколов родился 11 мая 1752 года в городе Троицке Пензенской
губернии; по происхождению из дворян. Образование Феодор получил
в доме родителей и уже на 14-м году жизни объявил свое намерение
поступить в монастырь, но по желанию родителей должен был
отправиться в Москву и поступить на службу в Вотчинную коллегию.
В 1771 году, во время чумы, он потерял своих родителей и, пораженный
грозными явлениями смерти, решился оставить службу и идти в
монастырь. Первыми местами его пребывания были пустыни —
Саровская (был в ней недолго), Санаксарская (пробыл три года) и
Введенская Островская Владимирской губернии (был два года); в них
Феодор Соколов усердно проходил все послушания и утверждался в
благочестии.

5. Преподобный Феодор Санаксарский

6. Биография

В 1777 г. он предпринял путешествие ко Святым местам, но доехал только до
молдавского монастыря Тисман, где был удержан и пострижен в монашество с
именем Феофана. Притесняемая турками братия монастыря Тисман переселилась на
время (1778—1780 гг.) в Молченскую Софрониеву пустынь, а монах Феофан удалился
в Флорищеву пустынь, где был произведен в иеродиакона и через два года вернулся
в Софрониеву пустынь.
В то время стали требовать в Александро-Невскую лавру из разных монастырей лиц для
занятия некоторых должностей. Из Софрониевой пустыни вместе с другими в 1782 г.
был отправлен и Феофан. В лавре он проходил должности канонарха, ключника, затем
взят был в келейники к митрополиту Гавриилу и в 1785 г. рукоположен
в иеромонаха крестовой церкви. Он был очень близок к митрополиту, пользовался его
доверием и писал для него все «секретные бумаги». Митрополит ценил в иеромонахе
Феофане духовную опытность и знание иноческой жизни, советовался с ним при
выборе настоятелей монастырей Новгородской епархии и назначил его в общество
ученых, исправлявших присланный из Молдавии перевод книги «Добротолюбие». «Он
не знает греческого языка, — говорил о Феофане Соколове митрополит, — но из
опыта знает духовные истины, которых нельзя постигнуть одним только книжным
учением, и потому правильнее ученых может понимать смысл наставлений,
содержащихся в книге Добротолюбие».

7. Митрополит Гавриил (Петров)

8. Биография

В 1791 г. Феофан Соколов посвящен был в игумена НиколоМоденского монастыря Новгородской епархии. Моденский
монастырь к тому времени находился в крайнем запустении и
упадке. Моденским монастырем отец Феофан управлял до 1793 г.
В столь короткое время он положил прочное основание внешнему
и внутреннему благоустройству монастыря. Он изыскал средства не
только поддержать старые монастырские здания, но и для
постройки новых. За два года управления этим монастырем он
успел выстроить каменную колокольню и братскую трапезу и
кухню, увеличить число братии и богомольцев, ввести строгий
порядок и чинное отправление богослужения.

9. Николо- Моденский монастырь

10. Биография

Слух о духовной жизни о. Феофана, широко распространившая,
духовная его опытность и строгий порядок, введенный в обители,
скоро начали привлекать в нее благочестивых богомольцев; число
братии также увеличилось: в два года в монастырь поступило
более 20 человек, желавших проходить послушание под
руководством о. Феофана. Все это приводило в удивление
прежнего, престарелого игумена, проживавшего в Моденском
монастырь на покое: «сорок лет живу я здесь — говорил он— и
никто, ни один человек ко мне не прихаживал».

11.

12.

13.

14. Биография

В 1793 году игумен Феофан был перемещен в Кириллово-Новоезерский
монастырь, которым и управлял до самой смерти. Он придал
монастырю совершенно новый наружный вид, не оставив ни одного из
прежних зданий без существенных исправлений и многие построив
совершенно вновь. Он обновил и распространил соборную церковь
Воскресения с приделами, украсил ее великолепным вызолоченным
иконостасом и стенною живописью, устроил драгоценную раку для
мощей преподобного Кирилла и чугунный пол в церквах; довершил
постройкою Захарьевскую церковь, с трапезой, кухней и хлебней;
построил красивую, с большими часами, колокольню, двухэтажные
корпуса для келий и каменную ограду вокруг всего монастыря со
святыми воротами и шестью башнями; кроме того — деревянный мост
на сваях, в 140 саженей длины, чтобы соединить монастырь с
ближайшим островом.

15. Архимандрит Феофан (Соколов)

16. Биография

С первых дней Феофан ввел в обители общежительный устав и
строгий порядок в отправлении церковного богослужения, а также
старинное знаменное (столповое) пение. Он требовал, чтобы
служба проводилась «с благоговением и без поспешности».
Каждый из братии непременно должен был присутствовать на
богослужении, а в свободное от молитвы время являться на
определённое ему послушание. Феофан составил письменные
«Правила общежития из Священного Писания и из уставов святых
отец принадлежащих общему монашествующих житию правил».

17. Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь. Роспись архимандричьей кельи Кирилло-Белозерского монастыря.

1840-е гг.

18. Биография

Для удобства наблюдения за жизнью иноков, о. Феофан установил
жилья в три келлии, чтобы новоначальные находились под присмотром
старших. Больше всего старался он управлять посредством убеждения, и
поучал братию и наедине, и в полном собрании, после трапезы. Он не
любил обличать в лицо, но, заметив недостаток инока, говорил о том в
виде общего наставления братии. Его простые, дышавшие убеждением
и кротостью поучения, производили неотразимое впечатление.
Но сильнее всего действовал его пример. Он не пропускал ни одной
службы, исполнял с братиею все послушания, работал на полях, ел в
трапезе, носил самую бедную одежду и не имел имущества. При таком
управлении старца число иночествующих быстро возросло до 80
человек.

19. Кирилло-Новоезерский монастырь. Офорт. Около 1880 г.

Кирилло-Новоезерский монастырь. Офорт.
Около 1880 г.

20. Святые ворота и гавань в Кириллово Новоезерском в честь Воскресения Христова монастыре. Хромолитография. XIX в. (РГБ)

21. Кирилло-Новоезерский монастырь. 1850 г.

22. Биография

Много прилагал он забот и о внутреннем устройстве монастырской жизни: он
учредил общежитие, наблюдал за строгим исполнением церковного устава,
ввел столповое пение и непрерывное чтение псалтыри; от братии требовал
соблюдения монашеских правил, собственным примером показывая образ
жизни, вполне сообразный с духом православного иночества.
В 1799 г. он был назначен благочинным Кирилло-Белозерского, Моденского,
Горицкого монастырей и Филиппо-Ирапской пустыни и везде давал
наставления, как нужно жить в монастыре и как в мире, какие добродетели
должны украшать инока и какие — мирянина. Этими духовными
наставлениями отец Феофан был далеко известен, и многие обращались к
нему и лично, и письменно, желая получить от него совет, вразумление и
утешение.
В 1819 году он возведен был в сан архимандрита; в 1829 году по болезни и
старости он был уволен на покой, но остался на жительстве в том же
монастыре.

23. Вид Кирилло-Новоезерского монастыря. А. Г. Ухтомский. Гравюра резцом с рисунка Каулинга. 1823 г.

Вид Кирилло-Новоезерского монастыря. А. Г. Ухтомский. Гравюра резцом с
рисунка Каулинга. 1823 г.

24. "Вход в Кирилло-Новоезерский монастырь" начало XX в. Из фондов БОКМ

"Вход в Кирилло-Новоезерский монастырь" начало XX в.
Из фондов БОКМ

25. Известия Императорской археологической комиссии, вып.31,с.11. 1906 г.

26. Известия Императорской археологической комиссии,вып.31,с.12. 1906 г.

27. Кирилло-Новоезерский монастырь. Общий вид. 1920-е годы. Из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

28. Биография

Помимо Кирилло-Новоезерского монастыря, игумен Феофан
духовно окормлял Горицкую женскую обитель. Сюда он часто
приезжал, беседовал с сестрами и игуменией монастыря.
Последний его приезд состоялся в конце 1832 года. После этой
поездки старец Феофан сильно заболел и 3/16 декабря 1832 года
на 81-м году жизни после причастия и елеосвящения, тихо
преставился, в присутствии лишь одного келейника своего,
произнося имя Господа Иисуса Христа.
Ещё за несколько лет до этого отец Феофан составил завещание, в
котором была указана вся его собственность: несколько ряс и книг.

29. Филиппо – Ирапская пустынь

30.

31. Монахини Воскресенского Горицкого монастыря. Конец XIX в.

32. Биография

При погребении его было громадное стечение народа. Над его
могилою в соборной церкви лежит гранитная плита, и пред
осеняющею место его успокоения иконою Богоматери горит
неугасимая лампада.
Ещё в пору своего пребывания в Новоезерском монастыре отец
Феофан прославился как опытный духовник. За советом к нему
обращалась не только братия монастыря, но и мирские люди.
Часто на его имя приходили письма, на каждое из которых старец
старался отвечать. Много наставлений сохранилось также из
переписки архимандрита Феофана с сестрами Горицкого
монастыря.

33. Воскресенский Горицкий женский монастырь. 1865 г.

34. Биография

Известно, что возрождение древних обителей в России на рубеже
XVIII–XIX веков происходило за счёт привлечения в них опытных
духовников – старцев. Одним из таких продолжателей традиции
старчества, идущей от преподобного Паисия (Величковского), был
архимандрит Феофан (Соколов) Новоезерский. С его именем
связан период духовного возрождения и расцвета КириллоНовоезерского монастыря, а также обновления, духовного
возрождения ряда других вверенных ему старинных обителей.

35. Ссылки на источники

• http://www.stefmon.ru/chronic/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8
0%D0%B8%D1%82-%D1%84%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
• https://www.booksite.ru/civk/2_st-176.html
• http://www.pravenc.ru/text/1840461.html
• https://www.ereading.mobi/chapter.php/145247/199/Svyatitel%27_Ignatiii_Bryanchaninov_7_Tom_7._Pis%27ma.html
• https://sobory.ru/article/?object=15768
• https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/(%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%
D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0)_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0
%B0_%D0%9E_%D0%90_%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%BE_%D0%B4%D1%83%D1
%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8/2
• https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov/
• https://www.booksite.ru/civk/M-53.html
• https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/tihomirov/text.pdf
• https://pravoslavie.ru/117876.html
English     Русский Правила