Похожие презентации:
Тема любви в музыке. Опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин"
1.
Тема любви в музыке.Опера П. И. Чайковского
"Евгений Онегин"
2.
Опера - это музыкально-драматическийспектакль, в котором содержание
раскрывается через вокальное исполнение
певцов.
В основе оперы лежит либретто - это краткое
литературное содержание оперы и балета.
Главные оперные партии:
Ария – сольная партия в опере
Каватина – сольная лирическая
песня в опере
Хоры, ансамбли, речитативы, монологи
3.
Опера «Евгений Онегин» состоит из 3 действий (7 картин)Автор музыки и либретто П. И. Чайковский
Автор одноимённого романа в стихах А. С. Пушкин
Автор либретто и декораций К.С. Шиловский
П. И. Чайковский
К.С. Шиловского
А. С. Пушкин
4.
Роман «Евгений Онегин» - это не просто энциклопедия русской
жизни, это роман о любви, об искреннем, сильном и настоящем
чувстве героев.
• Опера «Евгений Онегин» - это выдающееся произведение
русской классической музыки. Сюжет предложила певица
Лавровская. Чайковский поначалу отверг это предложение.
Однако перечитав «Онегина», он увлекся сюжетом, быстро
написал сценарий и с Шиловским написал либретто. Опера была
написана за восемь месяцев. Чайковский не стремился все
содержание романа перенести в оперу. Он хотел лишь раскрыть
драму трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Он делает
акцент на лирико-психологическую сторону.
• Музыка оперы Чайковского, красивая, пластичная, предающая
тончайшие оттенки человеческих чувств. Музыкальные образы
главных героев оперы наделены чудесными мелодиями, в
которых часто слышатся отзвуки задушевной русской
романсовой лирики.
5. Главные герои оперы
• Ленский - красивый и богатый18-летний юноша, представлен
чужаком среди окрестных
помещиков. Блестяще
образованный. Знаток немецкой
философии и литературы,
восторженный мечтатель и
романтик.
• Евгений Онегин - показан
авторами как человек с
очень сложным ,
противоречивым
характером, и множеством
недостатков.
6.
Татьяна – один из самыхпривлекательных образов в мировой
оперной литературе. Она наделена
чистой женственной душевной
красотой. Задумчивая мечтательная.
Мечтает о счастье, которому не
суждено сбыться.
7.
Итак, она звалась Татьяной.Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя..
8.
Краткое содержаниеДействие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX
столетия.
Картина первая.
Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс.
Их мать вспоминает о временах своей молодости слушая пение
задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой
Ольги. Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский
со своим другом из Петербурга молодым дворянином Евгением
Онегиным. Татьяна глубоко взволнована встречей с Евгением.
9.
Картина вторая.Комната Татьяны, поздний
вечер. Девушка во власти
романтических грёз. Она не
может уснуть и просит няню
рассказать о своей молодости.
Татьяна едва слушает: её мысли
поглощены Онегиным.
Охваченная новым неведомым
ей чувством, она пишет
Евгению письмо, признаваясь в
любви…
Светает. Няня по просьбе
Татьяны посылает внука с
письмом к Онегину.
10.
Я к вам пишу – чего же боле?Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи…
11.
Зачем, зачем вы посетили нас?В глуши забытого селенья
Я б никогда не знала вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив, со временем, (как знать?)
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать...
Другой! Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в Вышнем суждено совете,
То воля неба: я твоя!
12.
Картина третья.В саду Лариных девушки с песнями
собирают ягоды.
В смятении вбегает Татьяна: приехал
Онегин, сейчас он будет здесь! Онегин
учтив и сдержан. Он тронут
искренностью Татьяны, но ответить
на её любовь не может. Потрясенная
девушка с горечью выслушивает
нравоучения.
13.
14.
Картина четвёртая.Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей.
Они танцуют, играют в карты. Провинциальный бал с пересудами и
сплетнями вызывает у Онегина раздражение. Чтобы отомстить Ленскому,
который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский
потрясён поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина
на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.
15.
Картина пятая.Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у
места дуэли. Мысли Ленского обращены к Ольге и собственной судьбе.
Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают
былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся
к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.
16.
Картина шестая.В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей –
Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни
светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь
Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну.
Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни.
Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться
свидания.
Ужель та самая Татьяна,
Которой я наедине,
В глухой, далекой стороне
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья?
Та девочка, которой я
Пренебрегал в смиренной доле?
Ужели то она была
Так равнодушна, так смела?
17.
Картина седьмая.У себя в гостиной Татьяна в
волнении читает письмо
Онегина. Она до сих пор любит
его. Неожиданно входит Онегин.
В его словах признание и
раскаяние. Татьяна вспоминает
их первую встречу, когда счастье
было ещё возможно. Но
прошедшего не вернуть. Взывая
к чести и гордости Онегина,
Татьяна просит оставить её. Она
непоколебима в сознании долга и
супружеской верности. Онегин
остается один.
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
18.
Онегин! Я тогда моложе, я лучше, кажется, была!И я любила вас, но что же, что в вашем сердце я нашла,
Какой ответ? Одну суровость! Не правда ль, вам была не
новость смиренной девочки любовь? И нынче...
Боже, стынет кровь,
Как только вспомню взгляд
холодный
И эту проповедь! Но вас я не
виню...
В тот страшный час вы
поступили благородно
Вы были правы предо мной.
Тогда, не правда ли, в пустыне,
Вдали от суетной молви, я вам
не нравилась; что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем
свете теперь являться я должна,
Что я богата и знатна
19.
Онегин:О, не гони! Меня ты любишь,
И не оставлю я тебя;
Ты жизнь свою напрасно сгубишь...
То воля неба: ты моя!
Вся жизнь твоя была залогом
Соединения со мной,
И знай: тебе я послан богом,
До гроба я хранитель твой!
Не можешь ты меня отринуть,
Ты для меня должна покинуть
Постылый дом и шумный свет, —
Тебе другой дороги нет!
Татьяна:
Онегин! Я тверда останусь:
Судьбой другому я дана,
С ним буду жить и не расстанусь,
Нет, клятвы помнить я должна!
Нет, нет!
Прошлого не воротить!
Я отдана теперь другому,
Моя судьба уж решена:
Я буду век ему верна!
20.
В. С. Сварог (1883-1946)Портрет П.И.
Чайковского. 1940.
История культуры - это
история человеческой памяти,
история развития памяти, ее
углубления и
совершенствования».
Мы должны помнить о великих
личностях, оставивших нам
такое великолепное культурное
наследие. Музыка Чайковского
занимает очень большое место
в нашей духовной жизни, и мы
по праву гордимся нашим
величайшим композитором
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя
распространялась, чтобы увеличивалось число людей,
любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».