Похожие презентации:
Первые школы села Фатеево
1.
Всероссийский конкурс исследовательскихкраеведческих работ
номинация «Летопись родного края»
«Патриотизм –
важнейшая
ценность,
интегрирующая
не только
социальный,
духовнонравственный,
культурноисторический, но
и другие
компоненты“
«Первые школы
села Фатеево»
Автор Беляева Наталья, учащаяся
9 класса средней школы
с.Фатеево Кировской области
1
2.
Патриотизм заключается нетолько в уважении, но и в
знании прошлого своей малой
родины.
Актуальность темы исследования:
невозможно знать историю села,
не зная истории школы
" Деревенская
фотография –
своеобразная
летопись
нашего
народа,
настенная его
история»
В.П.Астафьев
Противоречия
отсутствие в
школе
письменных
источников
информации о
развитии
образования в селе
в 19 веке
отсутствие живых
очевидцев событий
150-летней
давности
2
3.
Проблема исследования:Каким образом формировалась система
народного образования в нашей местности?
Цель :
«История
заслуживает
внимания
и уважения»
В.П. Астафьев
исследование процесса возникновения и
реорганизации начальных учебных заведений
на территории села Фатеево до 1917 года
Задачи:
1. Изучить архивные документы, позволяющие
определить, когда открылось первое учебное
заведение на территории села, кто были первые
учителя, как происходил процесс обучения.
2. Сопоставить имеющиеся источники и установить
основные этапы развития образования как в
России, так и на территории нашего края.
3. Выявить, как и в связи с чем происходил процесс
реорганизации школ.
3
4.
Объект исследования:возникновение первых школ в истории села Фатеево
Предмет исследования:
первые школы в селе Фатеево
«Память –
единственный
рай, из которого
нас не могут
изгнать»
Жан Поль
Гипотеза:
если мы исследуем историю возникновения первых
школ на территории села Фатеево, то предполагаем
показать все то положительное, что было обнаружено
нами в опыте старых школ
Методы исследования:
• теоретические (сравнение, систематизация,
обобщение)
• эмпирические (изучение документов в архиве)
4
5.
«Кто непомнит
своего
прошлого,
тот
обречен
пережить
его снова»
Джордж
Сантаяна
Обучение крестьянских детей началось в нашем селе
с середины 30-х годов 19 века. Это было связано с
утвержденными Николаем Первым «правилами
первоначального обучения детей поселянских,
особенно раскольнических» от 6 июня 1836 года.
Учителя во внеурочное время «должны отучать
детей от драчливых игр и грубых слов, всячески
содействовать облагораживанию их нравов. За время
обучения постараться приучить детей к порядку,
точности, благопристойности, воздержанию в словах
и поступках, благодарности и строгому
повиновению».
5
6.
В клировых ведомостях за 1839 год нами былаобнаружена благодарность священнику Николаю
Никифоровичу Трапицыну от 23 августа 1839 года
№4564 «за обучения поселянских детей за прошлы
1838 год от лица его Преосвященства» [1].
Поэтому 1838 год можно считать годом начала
народного просвещения в нашем селе.
« Время – это
ткань, из
которой
состоит жизнь.
А единственной
мерой времени
является
память »
Обучение производилось домашним образом в доме
священника. Крестьянские дети обучались чтению,
церковной и гражданской печати, начальному
наставлению в православной вере.
Таким образом, в нашем селе было положено
развитию народного просвещения.
Бенджамин
Франклин
6
7.
С введением земского самоуправления начались ишкольные преобразования. В результате реформы с
1868 года в Вятской губернии начали
организовываться начальные народные училища.
«Прошлое –
чужая страна,
там все подругому»
Лесли Хартли
Согласно архивным данным [2] в 1868 году в
нашем селе было открыто Просницкое земское
мужское училище, в котором учились только
мальчики.
Законоучителем в нем был священник Питиримов
Иоанн Васильев 23 лет, который окончил полный
курс в Вятской Семинарии. Занимается в сей школе
с 1868 года и получает жалование 25 рублей.
Наставник – священнический сын Павел Иванович
Рязанцев 21 года, уволен из низшего отделения
Духовной семинарии. Пользуется от земства
окладом жалованья 100 руб. и квартирой,
отоплением, освещением и прислугой. В училище
занимается с 1868 г.
7
8.
При обучении ребятишек чтению используется нестарая механическая методика, а новая – звуковая.
Всего в училище обучалось 65 мальчиков. Из них 50
научились читать, писать и считать.
«Слабая память
прибавляет нам
сил»
Бертольд Брехт
Самая дальняя деревня, откуда приходили учащиеся,
находилась в 10 верстах (10,6 км.) от школы. В
продолжении учебного года умер 1 мальчик. На
содержание школы ассигнуется 187 рублей
(квартира наемная). В год на учебные пособия
ассигнуется 25 руб
В школе употребляются руководства к грамоте
Главинского и Блинова.
В училище не существует преподавание какимлибо ремеслам.
8
9.
«Время –движущееся
подобие
вечности»
Платон
В 1878 году в Просницком училище, как и во
многих других училищах, учащиеся были больны
скарлатиной. Было очевидно, что болезнь
принимает характер эпидемический. Получив
донесения от инспектора о развивающейся болезни,
Д. Нурминский, директор народных училищ, тогда
же просил земскую управу о назначении в эту
местность врача. Врач был послан, и развитие
болезни остановлено, так что в январе 1879 года
учение было вновь открыто. Было условлено, чтобы
фельдшера посещали училища по требованию
преподавателей народных училищ.
Обучение в училище найдено в состоянии
удовлетворительном.
Инспектор находит в Просницком училище
«неудовлетворительное состояние по некоторым
предметам» и предлагает обратить особенное
внимание директору на следующее распоряжение:
«Разъяснить законоучителям училища Просницкого,
что буквальное заучивание уроков учениками,
недостаточно понимающими то, что они заучивают,
- не может быть допускаемо»[3].
9
10.
«Единственноймерой времени
является
память»
Владислав
Гжегорчик
С 29 января 1898 года попечителем училища стал
коллежский советник Ксенофонт Васильевич
Лаврентьев. Законоучителем стал позднее
священник Дмитрий Иванович Южаков. Он окончил
курс в Вятской духовной семинарии и вступил в
должность с 14 августа 1901 года. Получал
жалование в 50 рублей. Училище, как и раньше,
помещалось в собственном доме. Учителем в школе
стала Агния Павловна Ардашева, дочь дьякона. Она
кончила курс в шесть классов Вятского
епархиального училища, девица. На службе с 1
сентября 1904 года. Агния Павловна получала 300
рублей. Помощницей была Валентина Васильевна
Казакова, дочь чиновника, окончила курс в 8 классов
Вятской гимназии, девица. На службе пребывала с 1
сентября 1904 года. Она получала жалование в 200
рублей. Источником содержания училища являлось
уездное земство. Общее число учащихся к 1 января
1904 года составляло 72 человека. В младшей
группе обучалось 33 мальчика, в средней – 23, в
старшей – 16. Число окончивших курс составляло 19
10
11.
«Воспоминанияо прошедшем
всегда кажутся
выше того, что
мы можем ждать
от будущего»
Стендаль
Позднее, через 13 лет, в 1881 году было выстроено
отдельное здание школы (См. прилож. 1). Оно было
двухэтажное, в нем находилось 4 классные комнаты и 2
квартиры. Здание сохранилось и используется до сих пор.
Это говорит о том, что земство строило качественно и
добротно для крестьянских ребят.
Верхнюю квартиру в 16 кв. метров занимала
учительница, нижнюю - школьный сторож. Житель
деревни Лашуки, Лашуков Павел Петрович, по прозвищу
Фук, рассказывал о том, что он помнит, как строили это
здание в 1881 году. Он учился в этой школе один класс.
Считалось, что если человек научился читать и
расписываться, то этого уже хватит на всю жизнь, так как
надо было работать в хозяйстве. Другой ученик, который
учился в этой школе до 1900 года, Казаковцев Степан
Гаврилович, рассказывал, что порядки в школе были
строгими. Если кто-то не слушал на уроках, то
учительница ставила на перемене в угол. На перемене
хозяином порядка был дед с бородкой из деревни
Слободка. Он всегда ходил с ременным бичом за поясом,
которым раздавал свои «подарки» тем, кто шалил на
переменах.
11
12.
«Единственноймерой времени
является
память»
Владислав
Гжегорчик
В нижнем классе одна комната была отведена под
общежитие. В этом классе была русская печь, нары в два
этажа. На нижних нарах спали мальчики третьего класса,
на верхних – первого и второго. Каждый варил себе еду на
весь день. Многие ученики стояли на квартирах у жителей
села Просницы или деревни Фатеевцы. Приезжали
ученики каждый понедельник на полную неделю.
Предметы изучали следующие: чтение, письмо,
арифметика и закон божий.
Закон божий преподавал местный священник. Он был
строг, и если кто-то из учеников невнимательно слушал
или плохо знал закон божий, то священник ставил вопрос
об отчислении из школы. Каждую субботу утром учеников
водили в церковь на церковную службу, многие из них
пели в церковном хоре.
Итак, образование в нашем селе принимает все
более упорядоченный характер и преследует цели не
только образовательного, но и воспитательного
характера.
12
13.
«Память –единственный
рай, из
которого
нас не могут
изгнать»
Нами обнаружено, что к 1878 году в нашем селе
открыто Просницкое училище для обоего пола. 29
ноября 1878 года Просницкое училище для обоего
пола посетил инспектор. Из его записей следует,
что «Просницкое для обоего пола училище имеет
59 учащихся, из коих 8 девочек, а в классе мною
найдено 38 мальчиков и 7 девочек. Остальные не
были на уроках по болезни, распространенной в
просницком приходе в довольно значительных
размерах в форме скарлатины. Всего учащихся, по
словам учителя, переболело до 18 лиц и из них 3
померли в начале ноября месяца.
Жан Поль
13
14.
«Единственноймерой времени
является
память»
Владислав
Гжегорчик
1 октября 1893 года была открыта Просницкая женская
церковно-приходская школа [6]. В ней обучали только
девочек. Учителем во всех трех классах была жена
священника церкви.
Для женской школы было построено отдельное
здание на месте, где сейчас стоит здание администрации
сельского поселения. Девочки учились, как правило, 1-2
класса, редко кто учился в 3-м классе. А те, кому
удавалось закончить 3 класса, шли учиться в женскую
гимназию, и после окончания женской гимназии шли
работать учительницами в сельские школы, на почту или
в торговлю. Все девочки обязательно участвовали в пении
церковного хора. Здание женской церковно-приходской
школы сгорело в 1921 году, так как летом этого года
стояла сильная жара и село Просница, как и многие
населенные пункты губернии, пострадало от пожара.
После пожара женская школа не восстанавливалась.
Девочки и мальчики стали учиться вместе в старом
здании школы.
14
15.
«Единственноймерой времени
является
память»
Владислав
Гжегорчик
Проследив процесс возникновения и
реорганизации первых школ на территории
села Фатеево, мы отметили не только
познавательную ценность исследуемого
вопроса, но и его культурную,
нравственную значимость.
Мы убедились в том, что первые
школы – это первый шаг в борьбе с
невежеством в дореволюционные годы,
это последовательное расширение
образовательных услуг населению.
Первые школы являются примером
для настоящих в том, что духовнонравственное воспитание детей было
значимым уже в те годы, т.е. мы можем
говорить о преемственности образования
и связи времен.
15
16.
«Временаменяются, и мы
меняемся
вместе с ними»
Древние
римляне
Благодарим за внимание!п
16