Демократия
Отношение к институту демократии
II. Современные формы демократии и тенденции её развития.
Основные либерально-демократические концепции:
Общие направления реформирования общества на демократических началах
3. Социально-политические, экономические, духовно-идеологические предпосылки демократии.
Социальные предпосылки
влияние религии.
Демократические процессы в современной России
духовно-идеологические предпосылки
Спасибо за внимание!
725.50K
Категории: ПравоПраво СоциологияСоциология

Демократия

1. Демократия

ПЛАН:
1.Развитие демократических процессов.
2.Современные формы демократии и
тенденции её развития.
3.Социальнополитические,экономические и духовноидеологические предпосылки
демократии.
4.Развитие демократических процессов в
современной России.

2. Отношение к институту демократии

Платон, Аристотель, Цицерон( Древний
мир), Т.Гоббс,Макиавелли (Средние
века) – выступали против демократии,
считая, что она вырождается в тиранию.
К.Гельвеций, Ш.Монтескьё (ХIII век)
признавали право народа на восстание
против тиранов, но не верили в его
способность управлять обществом

3.

С некоторой долей скептицизма
относились к проблеме участия народа
в управлении обществом такие
буржуазные политики и ученые как
А.де Токвиль, Ж.Ст.Милль/Европа/
и В. Франклин,
Дж.Адамс,Т.Джеферсон /США/.

4.

Общей чертой
буржуазных доктрин
была ориентация на индивида /собст
венника, предпринимателя/, который
противопоставлялся государству.
Основу идеального социальнополитического устройства авторы этих
доктрин видели в гражданах с
независимым материальным
положением.

5.

Согласно марксизму в
антагонистическом обществе
демократия является выражением
диктатуры господствующего класса,
владеющего средствами производства и
политической властью. Демократия
проявляется в формах и методах
деятельности государства как орудия
данного класса.

6.

Методологический принцип М-Л
концепции власти - КТО ПPAВИТ,
КАКОЙ КЛАСС ГОСПОДСТВУЕТ.
Но в истории политической мысли
имела место и другая концепция, в
основе которой был вопрос не "кто
правит?", а "ЧТО ПРАВИТ?". Это
означает: правит ли в обществе закон,
одинаков ли он для всех?

7.

При этом власть и государство
рассматриваются как "механизм
предназначенный для выявления
различных интересов и обеспечения
участия граждан в процессе управления
на основе действующих законов. Эта
концепция как раз и нашла свое
отражение в современной западной
демократии.

8.

В Новое время центральным звеном
политической системы стал считаться
индивид. Целесообразной стала
считаться такая система власти,
которая обеспечивает неотчуждаемые
естественные права и свободы
человека. Одновременно государство
стало рассматриваться как
надобщественный орган, способный
поработить общество и человека.

9.

На этой основе появилась мысль
о том, что необходимы контроль
гражданского общества над
государством. Такой механизм был
создан в Англии и получил
название "разделение властей"
/Ш.Монтескьё/

10. II. Современные формы демократии и тенденции её развития.

Сложилось несколько подходов к этой
проблеме:
1. Отрицание демократии. Ряд
мыслителей, например, считает, что
демократия как форма правления либо
вообще невозможна, либо
нежелательна. Этот термин специально
подобран для обозначения того, что не
существует в действительности.

11.

Р. Михельс утверждает, что ни одна
система управления не совместима с
постулатами демократии.
Дж. Сартори придерживется мнения,
что сохранение данного термина
оправдано только с точки зрения
идеала, к которому следует стремиться.

12.

Р.Даль
вообще предлагает заменить термин
"демократия " на "полиархию",
поскольку демократия - это
неосуществимый или
неосуществленный идеал

13.

2.Формально-организационная
концепция.
Её представитель Й.Шумпетер
считает, что демократия - это лишь
формальный
политический
организационный принцип,
совокупность принятых правил и
процедур участия в политике.

14.

3.Плюралистическая концепция
(Д.Трумен, С.Липсет, Д.Рисмен,
Р.Даль). В основе концепции –
демократия как политический
механизм, регулирующий отношения
между конфликтующими сторонами
путем предоставления различным
социальным группам доступа к
принятию решений.

15.

Вывод:
только многопартийная система , с
обязательным чередованием партий у
власти может служить гарантом "
демократии, стабильности и динамизма
общества.

16.

4 - Элитарная концепция демократии
/основатели –итальянские социологи В.
Парето и Г. Мocкa. Истоки у Платона и
Макиавелли/, Исходный пункт концепции
"элитарной демократии" состоит в том, что
общество закономерно разделено на
господствующее меньшинство политически
зависимую массу. Это объективное и
необходимое условие существования
цивилизации.

17.

5.Канадский философ проф. М. Вунге
предлагает концепцию
«интегральной технодемократии».
Этот строй основан на науке; он должен
расширить существующую
политическую демократию (народное
представительство и соучастие),
экономическую (кооперативная
собственность и самоуправление),

18.

6. Экономическая теория демократии.
Построена на основе образа
экономического — Homo economiks, т. е.
человека информированного,
способного действовать рационально и
добиваться для себя максимальной
пользы. Экономическая демократия —
это сфера рыночных отношений, к чему
нередко сводятся политико-властные
отношения.

19.

7. Советская концепция. В
советской научной литературе
демократия определялась как
разновидность власти, как форма
политической организации общества,
как особый политический режим, и как
форму организации государственной
власти.

20.

7. Существует и такая концепция,
которая предполагает две основные
модели демократической политической
системы:
-
либерально-демократическая;
- радикально-демократическая.

21. Основные либерально-демократические концепции:

- моральная свобода личности человека;
- государство обладает правами, сравним с
объемом прав и свобод каждого гражданина;
- право индивида выше, чем общественное
благо;
- свобода ограничена только законом, а само
государство должно строиться по принципу
разделения властей.

22.

- ограничение моральной свободы личности
человека
в
общественном
состоянии
(социальном);
- общественные ценности доминируют над
ценностями индивида, общее благо - над
правом каждого;
единство народа является главным
принципом
организации политической жизни.

23.

На основе обобщения этих концепций
мы можем сформулировать
синтезированное определение
демократии.
Демократия - это форма
государства, основанная на
принципах народовластия,
обеспечивающих действительное
равноправие и активность в

24.

управлении государством и
общественными делами на основе
имеющихся прав и свобод граждан
и исполнения соответствующих
обязанностей.

25.

Главным содержанием демократии
выступает народовластие. Но эти
понятия не тождественны, участие
народа в управлении обществом не
идентично демократии. Например, в
нашей стране власть осуществлялась от
имени народа, а на деле насилие стало
неотъемлемой чертой власти и
получило официальное оправданье.

26.

Не сводится демократия
и к
самоуправлению, хотя и эти понятия
близки друг к другу. Демократия как
форма государственной власти носит
политический характер.
Самоуправление же может быть
как
государственным ,так и общественным,
как
политическим,
так
и
неполитическим.

27.

Субъектом демократии является
народ, а также
все участники
общественных
отношений
складывающихся
в процессе
осуществления
власти
и
государственных функций.

28.

Формы участия членов общества в
осуществлении власти и управления.
- участие в создании и реализации законов;|
- участие в избирательных и других
кампаниях;
- участие в деятельности политических
партий и общественных организаций;
- восприятие политической информации и её
распространение;
- участие в формировании и выражении
общественного мнения.

29.

Непосредственная демократия - это прямое
участие граждан в выработке, принятии и
исполнении государственных и общественных
решений. Она характеризуется разнообразием
институтов. Очень важным является правовой
институт непосредственной демократии, т.е.
совокупность норм государственного права,
регулирующих отношения в cфеpe прямого
участия граждан в управлении
государственными и общественными делами.

30.

Прямое участие граждан
реализуется через такие действия
как:
1 - выборы депутатов;
2 - отзыв избирателями депутатов;
3 - отчеты депутатов и должностных
лиц перед избирателями;

31.

4 - публичное обсуждение
законопроектов и проектов решений
местных органов власти и управления;
5 - референдумы;
6 - собрания граждан, митинги,
шествия и т.д.
7 - обращение граждан в
государственные и общественное
органы.

32.

Субъектом и объектом
непосредственной демократии
выступают люди.

33.

При
представительной
демократии власть
осуществляется выборными
органами и учреждениями
(например, парламентами).

34.

В общественной практике формы
демократии реализуются через её ин
ституты и принципы.
Институт демократии -это
относительно самостоятельный элемент
политической системы, имеющий
правовое и организационное
оформление, обеспечивающих
возможность участия населения или

35.

влияния его на решение определенных
государственных задач. Примером таких
институтов могут служить Федерация,
Советы, запросы, обсуждения,
референдумы, выборы и т.д.

36.

Принципы демократии включают в
себя такие требования или
обязательные условия как:
1–
народовластие; 2 – свобода; 3равенство; 4 - наличие реальных прав и
ответственности граждан; 5 вовлечение масс в управление; 6 выборность и сменяемость основных
органов государственной власти;

37.

7 - признание воли большинства и
прав меньшинства; 8 - разделение
властей; 9 - плюрализм; 10 - сочетание
представительной и непосредственной
демократии; 11- верховенство закона;
12- гласность.

38.

Демократия неотделима от таких
понятий как права и свободы. Они
означают: равноправие граждан;
единство прав и обязанностей;
сочетание социально-экономических,
политических и личных свобод и прав;
их реальную гарантированность.

39. Общие направления реформирования общества на демократических началах

I - последовательное развитие
самоуправления во всех сферах
общественной и государственной жизни;
2 - выявление и соблюдение интересов
всех социальных групп и индивидов;
3 - плюрализм, на основе
многопартйности и состязательности
идей, программ;

40.

4 - полная независимость и свобода
средств массовой информации;
5 - обеспечение прав, свобод и
интересов личности.

41.

6 - совершенствование системы
выборов на основе глacнocти ,
состязательности кандидатов, свободы
выдвижения и обсуждения их
программ;
7 - развитие институтов
непосредственной демократии как
традиционных, так и новых
/коллективные обращения, народные
инициативы, митинги и т.д.

42.

8 - разделение властей
/законодательной, исполнительной и
судебной/.
9 - профессионализация всех
представительных органов
государственной власти;

43.

10 – обеспечение суверенитета
республик, входящих в
Федерацию как непременное
условие их свободного развития в
рамках единого государства;
11 - формирование правового
государства

44. 3. Социально-политические, экономические, духовно-идеологические предпосылки демократии.

Экономические предпосылки
демократии включают в себя, прежде
всего, наличие различных и
равноправных форм собственности, на
их основе развивается рыночная
конкурентная экономика. Она
обеспечивает автономию индивида,
служит обеспечением его свободы и
ответственности. История не знает
демократии без рыночных отношений.

45.

Кроме того, к экономическим
предпосылкам можно отнести высокий
уровень экономического развития
в целом, так как по экономическим
показателям демократические
государства опережают авторитарные и
тоталитарные.

46. Социальные предпосылки

относительно высокий уровень
благосостояния народа, позволяющий
избегать конфликтов на этой почве;
сглаживание социального неравенства,
так как разделение общества на богатых и
бедных порождает политические конфликты;
социальный плюрализм общества —
наличие в нем четко оформленных групп
(классов, наций и др.), которые сдерживают
тенденцию к концентрации государственной
власти, контролируют ее.

47.

Важной
социальной
предпосылкой
демократии
является
наличие
многочисленного влиятельного
среднего
класса,
который
больше, чем другие слои,
служит опорой демократии.

48. влияние религии.

значительное влияние на развитие
демократии оказал протестантизм с
его установками на индивидуальную
свободу, и ответственность, равенство,
трудолюбие, отрицание церковной иерархии.
Плохо совместим с демократией ислам,
особенно его идеи отрицания.
различий между политикой и религией,
между духовной и светской жизнью.

49. Демократические процессы в современной России

Права и свободы граждан:
Гражданские:
право на жизнь
свободу и личную неприкосновенность
право на защиту чести и достоинства
право на справедливый, независимый и
публичный суд право на свободу
передвижения и выбора места
жительства

50.

Экономические: право на частную
собственность; на
предпринимательскую деятельность; на
свободное распоряжение своей рабочей
силой.

51.

Политические:
право избирать и быть избранным в
органы власти;
свобода мысли, убеждений, слова,
совести;
свобода союзов и ассоциаций,
демонстраций и собраний.

52.

Социальные: право на труд и
социальное обеспечение;
право на жилище и благоприятную
окружающую среду;
право на охрану здоровья.

53.

Культурные
право на образование и доступ к
культурным ценностям свобода
художественного и технического
творчества
Эффективным способом осуществления
демократических принципов является
создание правового государства.

54.

В
сентябре 2010г. в г.Ярославле
состоялся Мировой форум по
вопросам демократии. В форуме
приняли участие более 500
человек, в том числе члены
дискуссионного клуба "Валдай"

55.

В сентябре 2010г. в г.Ярославле
состоялся Мировой форум по вопросам
демократии. В форуме приняли участие
более 500 человек, в том числе члены
дискуссионного клуба "Валдай",

56.

Президент
РФ Дмитрий Медведев на
встрече с политологами в рамках данного
форума рассказал о том, какая
демократическая модель лучше всего
подходит для России..
МЕДВЕДЕВ ОТВЕРГ ПАРЛАМЕНТСКУЮ
ДЕМОКРАТИЮ И "КИТАЙСКУЮ МОДЕЛЬ"

57.

По
словам
президента,
парламентская
демократия
стала бы катастрофой для
России. Не подходит России, по
его мнению, и "китайская
модель".

58.

Кроме этого класса, опорой демократии
являются предприниматели,
мировоззрению и деятельности которых
отвечает плюралистическая
демократия.

59. духовно-идеологические предпосылки

высокий
уровень
образования
населения;
, от чего зависит
интеллектуальное
развитие
и
компетентность в анализе политических
процессов, свобода мнения;
Развитая система массовой информации,
средства которой помогают гражданам
формировать компетентные суждения о
политике в

60.

стране и отдельных лидерах;
политическая культура, которая
формирует политические установки и
ценностные ориентации граждан,
стимулирует их участие в политической
деятельности.

61.

Президент
РФ Дмитрий Медведев на встрече с
политологами в рамках Мирового форума по
вопросам демократии в сентябре 2010 г. поделился
мнениями о том, какая демократическая модель
лучше всего подходит для России..
МЕДВЕДЕВ ОТВЕРГ ПАРЛАМЕНТСКУЮ
ДЕМОКРАТИЮ И "КИТАЙСКУЮ МОДЕЛЬ"

62.

1. Одним из основных требований к
демократии президент назвал
правовое воплощение
гуманистических ценностей и
идеалов и придание им
практической силы закона.

63.

2. К стандартам, которым должно
соответствовать
современное
демократическое
государство,
президент отнес и способность
обеспечивать и поддерживать
высокий
уровень
технологического развития.

64.

3.
способность демократического гос
ударства защитить своих граждан
и институты от посягательств со
стороны преступных сообществ,
таких как террористы,
коррупционеры, наркоторговцы,
которые угрожают существующим
ценностям и игнорируют существующие
законы.

65.

4. высокий уровень культуры, образования
, средств коммуникации и обмена
информацией.
"Чем образованнее человек, чем выше
уровень его культуры, тем он свободнее в
своих суждениях и самостоятельнее в
своих позициях. Свободное
демократическое общество - это всегда
общество образованных,
высококультурных людей", - сказал он.

66.

5.Пятым критерием, которому должно
соответствовать современное
демократическое государство, является
внутренняя свобода граждан и
убежденность в том, что они живут
в демократическом государстве,
считает президент.

67.

Д.А.Медведев категорически не
согласен с теми, кто утверждает, что в
России нет демократии, и в ней
господствуют авторитарные традиции.

68.

69. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила