Похожие презентации:
Информационно-методическое обеспечение деятельности учреждений культуры
1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
П О Л А Г У Т И НА Л Ю Д М И Л АВИКТОРОВНА
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПБГУКИ
E-MAIL:
[email protected]
2.
В чем актуальность темы?3.
Удивительная профессия – методист. Вроде бы ине видно его, а без него не обойтись. Думаю, не
ошибусь, если скажу, что за всеми успехами
педагогов стоит кропотливая методическая
работа…
(Короткова П.В. Легко ли быть методистом? – СПб: Дворец детского
и юношеского творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга)
4. ЧТО НА ПРАКТИКЕ?
Должность методиста вСпециалистов не
классификаторе есть
Созданная сеть в СКС
фактически разрушена
Нет единых стандартов
информационнометодического
обеспечения
готовят, функции их
размыты
Создается
(восстанавливается)
заново
Существует реальная
потребность
информационнометодического
обеспечения
5. РАЗБЕРЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ…
Методическое обеспечениеИнформационно-методическое обеспечение
Информационно-аналитическое обеспечение
6. “Методическое обеспечение”
Понятие “методическое обеспечение” выражаетопределенное понимание методической
деятельности.
Конечная цель методического обеспечения оснащение учреждений культуры передовой
методикой и на этой основе обеспечение уровня
работы, соответствующей потребностям общества
и каждого человека в отдельности (70 – 80 гг.)
7.
Информационноеобеспечение
—
это
совокупность информационных ресурсов
(банков данных), средств, методов и
технологий сбора, обработки, накопления
и выдачи информации (информационная и
информационно-справочная
работа),
используемая в интересах организации.
8.
Аналитическая работа —видуправленческой деятельности, суть
которого составляет мыслительная
переработка исходной (фактической и
фактуальной) информации с целью
обеспечения субъектов управления
необходимой выводной информацией.
9. Информационно-методическое обеспечение
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
10. Информационно-аналитическая деятельность – неотъемлемая часть управленческой деятельности
Основная задача И.о. в организации управлениязаключается в оснащении субъектов управления
(прежде всего, руководителей, а также других
участников управленческого процесса)
информацией, необходимой для реализации
конкретных функций управления, прежде всего в
интересах выработки и реализации эффективных
управленческих решений
11. МЕНЕДЖЕМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ)
Менеджмент - целенаправленный информационный процессвоздействия на коллективы людей, определенным образом
организованных, обусловленный необходимостью практического
использования объективных экономических законов общества и
обеспечивающий определенное поведение этих коллективов при
изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия
управленческих решений.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ –
комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная
деятельность организационной системы в целях эффективного
использования факторов производства интеллектуального
продукта (услуги).
12. СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
По объекту управления:-менеджмент ресурсов (кадровый,
финансовый, информационный);
-менеджмент процессов (административный,
производственный, фасилити);
-менеджмент ситуаций (кризисный,
инновационный)
По цели управления:
-оперативное и тактическое управление;
-стратегический
13. ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА:
Культурное наследие (сохранение, использованиеи популяризация) ;
Народное (любительское) художественное
творчество;
Библиотечное дело, создание произведений
печати, их распространение и использование;
Художественно-эстетическое воспитание и
образование;
Деятельность по сохранению и освоению
культурных ценностей;
Международные культурные обмены.
14.
15. Внешняя среда организации
16. Взаимосвязь внутренних переменных в организации (по М.Х. Мескону)
17. Процесс управления организацией как открытой системой
18. Функции управления
19. Руководитель как информационный центр
20. ВОПРОСЫ???
Способен ли руководитель самостоятельновыполнять все эти информационные роли?
Кто способен?
21. Информационный менеджмент (ИМ)
— это специальная область менеджмента,выделившаяся как самостоятельное направление
в конце 70-х гг. XX века.
Возникновение ИМ как самостоятельной
отрасли знания связано с тем, что информация в
настоящее время является важнейшим
хозяйственным ресурсом, а в совокупности с
применением современных информационных
технологий и решающим фактором
конкурентоспособности организации
22. Современные трактовки трактовки информационного менеджмента:
информационное обеспечение (в широком смысле);информационные ресурсы и управление ими;
информационные услуги и предпринимательство;
информационные системы, их техническая поддержка и
управление ими;
организация научно-информационной деятельности;
обработка и анализ информации;
офис-менеджмент;
организация коммуникаций;
стратегическое планирование и менеджмент
23. Сфера информационного менеджмента в широком смысле
— совокупность всех задач управления на всех этапахжизненного цикла предприятия, включающая все
действия и операции, связанные как с информацией во
всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в
целом на основе данной информации.
При этом должны решаться задачи определения ценности
и эффективности использования не только собственно
информации (данных и знаний), но и других ресурсов
предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с
информацией: технологических, кадровых, финансовых и
т.д.
24.
25. Управленческая и информационная пирамиды
Стратегическоеуправление
Тактическое
управление
Оперативное управление
Стратегическая, аналитическая,
концептуальная информация
Рекомендательная,
технологическая
информация
Фактографичес
кая
информация
26. Уровни управления методической работой
определение целей системыметодической работы в целом и
координация деятельности
учреждений культуры.
управление процессом методической
работы в учреждении культуры в целом
и координация деятельности
работников, осуществляемые
администрацией учреждения и
методической службой
непосредственное управление
методической работой в каждый
момент времени со стороны
руководителей методических
объединений
27. Информационно-ориентированный тип организации
Стратегический менеджмент определяет людской потенциал как основуорганизации, ориентирует организацию производства на потребности
потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде,
результатом чего является достижение перспективных целей организации.
Ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения,
обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.
Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии.
Стратегический менеджмент разрабатывается на высших уровнях руководства,
тактический — на уровне руководства среднего звена.
Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и соотносятся с
конкретными действиями. Он связан с деятельностью, имеющей место в данное
время; относится к повседневной работе, обеспечивая краткосрочное протекание
процессов в организации, таких, как маркетинговые, исследовательские и опытноконструкторские работы, производственные, финансовые, кадровые, социальные
процессы; реализация краткосрочных планов: год,полугодие, квартал, месяц,
декаду.
Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами
реализации оперативных планов.
Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения
необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход
выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию
решений, способных быстро и своевременно исправить или направить ход
трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно
складывающихся в данный момент ситуациях.
28. Основные характеристики информационно-методического обеспечения управленческой пирамиды:
Основные характеристики информационнометодического обеспечения управленческой пирамиды:Целеполагание
Целостность
Непрерывность
Дифференцированное информационно-
аналитическое обеспечение (информационное
обслуживание) функций управления
29. Информационно-методическое обеспечение как единый технологический процесс
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИЦели и задачи;
Функции (структурно-функциональный
компонент);
Организационные формы методической и
инновационной
деятельности
(информационные продукту и услуги);
Технологический цикл ИМО.
30. АНАЛИЗИРУЕМ – СОПОСТАВЛЯЕМ
31. ПРИМЕРЫ,,,, (1)
32. ПРИМЕР …..(2)
33. ПРИМЕРЫ,,,, (3)
34. ПРИМЕР ….. (4)
35. Пример ….. (5) ПРИНЦИПЫ ИМО
36. ПРИМЕР …..(6)
37. Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71 Об одобрении учебно-методического пособия "Методическое обеспечение
ПриказМинкультуры
РФ
от
06.05.2008
N
71
Об одобрении учебно-методического пособия "Методическое обеспечение
социально-культурной деятельности»:
Цели методической работы:
обеспечение уровня работы, соответствующей
потребностям общества и каждого человека в
отдельности;
- оснащение учреждений культуры передовой
методикой;
- непрерывный
рост
профессионализма
и
квалификации руководителей, специалистов
учреждения культуры, развитие их творческого
потенциала, эрудиции и компетентности.
38. Цели и задачи информационного обеспечения
формирование, развитие и удовлетворениеинформационных потребностей органов
управления, предоставление им информации в
виде документов;
формирование, размещение, наполнение,
поддержка, актуализация и использование
информационных ресурсов организации;
создание и развитие систем обработки и
передачи информации.
39. ФУНКЦИИ (вариант 1)
40. ФУНКЦИИ (вариант 2)
41. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ (1)
Осуществление связи с "внешней средой»:- осмысление и своевременное доведение до каждого
члена коллектива социального заказа, современных
тенденций, нормативно-правовых и программно методических требований вышестоящих органов
культуры;
- внедрение в систему деятельности работников
достижений и рекомендаций науки и передовой
практики;
- трансляция лучшего опыта специалистов учреждений
42. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ (2)
Повышение эффективности деятельностиколлектива:
-
-
диагностика, коррекция и повышение уровня профессионализма и
квалификации сотрудников;
повышение индивидуального профессионального мастерства
руководителей;
согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам
социально-культурной деятельности;
стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы
сотрудников; развитие экспериментальной базы;
сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;
способствование формированию доброжелательной, созидательной,
творческой среды;
создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и
распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).
43. ФОРМЫ ИМО
44.
45. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ (1)
ИПиУ,предоставляемые в
результате
фактографического
обслуживания
ИПиУ,
предоставляемые
в результате
аналитического
обслуживания
• Справочники
• Досье (адресные, фирменные, проектные, ценовые)
• Бизнес-справки (стандарнтные, краткие,
расширенные)
• Пресс-клиппинг (тематические обзоры СМИ,
Дайджест)
• - ДОР (дифференцированное обеспечение
руководства)
• Тематические аналитические обзоры
• Маркетинговые отчеты
• Спичрайтинг
• Проекты
46. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ (2)
КОМПЛЕКСНЫЕИНФОРМАЦИОН
НЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
• Выставки, презентации, ярмарки, бизнессеминары, конференции, круглые столы,
Дни информации, Дни специалиста
Консалтинг
• Информационный, персонал, обучающий,
психологический, аудит, социальнокультурный, юридический, маркетинговый,
управленческий (организационный) и т.д
Сервисные
услуги
• Ксерокопирование, тиражирование
документов
• Интернет - услуги
47. Технологический цикл информирования:
Обратнаясвязь
Коррекция
содержания и
способов
предъявления
информации
Определение и Поиск и отбор
Реализация
уточнение целей содержания и информирования
информирования
форм
через различные
каналы
Результат
48. Технологический процесс информационно-аналитического обеспечения
ОпубликованныеНепубликуемые
Систематизация
информации:
БД
Картотеки
Каталоги
Справочники
Буклеты
Источники
Сбор информации:
- Письменный и
устный опрос;
-наблюдение;
-- анализ документов
Аналитическая
переработка
Отчеты
Обзоры
Программы
Проекты
Рекомендации,
Источники
Устные
Формы
предоставления
информации:
Конференции
Семинары
Выставки и т.д.
49. Требования к информационному обеспечению
- правильный отбор первичных сведений и источниковинформации;
- правильная систематизация и классификация информации;
- непрерывность процесса сбора и переработки информации;
- отсутствие дублирования информации;
- проверка корректности (непротиворечивость данных);
- многократное использование информации;
- приведение к общему формату информации;
- фильтрация и актуализация информации;
- уменьшение числа показателей и объемов информационных
ПОТОКОВ (числа документов и объема документооборота).
50. Концепция клубной деятельности1 в Российской Федерации на период до 2030 года (1)
«Центр культурного развития, инновационныйкультурный центр» – многофункциональное
культурно-досуговое учреждение клубного типа,
совмещающее функции учреждения культуры
(проведение концертов, выставок, спектаклей,
кинопоказов), образовательного центра
(проведение мастер-классов, организация
методической помощи, курсов, медиатек,
творческих студий и мастерских) и
общественного пространства (организация
досуга, дискуссионных клубов, проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий).
51. МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КЛУБНОГО ТИПА (проект)(1)2017
2.1.3. Информационно-методическое обеспечениедеятельности клубного учреждения
1. Информационно-методическая работа КДУ – это
непрерывный, целенаправленный процесс
анализа:
культурно-досуговых интересов и потребностей жителей;
содержания услуг, предоставляемых учреждением
населению;
внедрения и развития традиционных и инновационных
социально-культурных технологий;
эффективности механизмов управления социальнокультурными ресурсами;
информационного сопровождения деятельности
учреждения.
52. МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КЛУБНОГО ТИПА (проект)(2)
2. Современная методика должна основываться на целях,поставленных государством перед отраслью «Культура», и
учитывать особенности каждой конкретной территории:
культурно-географическое положение, социально-демографическую
ситуацию, культурные ценности и традиции, историко-культурный
потенциал, культурно-досуговые интересы и потребности населения.
3. Информационно-методическое обеспечение культурно-досуговой
деятельности состоит в эффективной организации работы на
основе использования широкого спектра социально-культурных
технологий (управленческих, культурно-творческих, культурноразвлекательных, просветительских, рекреационных, социальнокультурных, реабилитационных и др.).
4. Функции информационно-методического обеспечения деятельности
КДУ в муниципальных образованиях осуществляются методическими
службами, способствующими единству действий органа управления
культуры и КДУ по созданию условий для участия населения в
культурной жизни путем определения приоритетов культурнодосуговой работы, ее содержания, форм, методов
53.
Предмет информационно-методического обеспечения –методика социально-культурной деятельности
Теория и
методология
социальнокультурной
деятельности
Методика
социальнокультурной
деятельности
Информационно
-методическое
обеспечение
социальнокультурной
деятельности
54. Предмет информационно-методического обеспечения – методика социально-культурной деятельности
Понятие «метод»Метод - от греч. methodos - путь исследования
или познания, теория, учение.
Метод - способ, порядок, основания; принятый
путь для хода, достижения чего-либо, в виде
общих правил.
Методический - порядочный, правильный,
основательный, постепенный;
- составленный по известному порядку,
способу, правилу.(Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля.)
55. Понятие «метод»
Понятие «методика»Методика - от греч. methodike - совокупность методов.
Методика социально-культурной деятельности – это
совокупность цели, задач, методов и форм
психолого-педагогического воздействия на сознание,
чувства и поведение людей в условиях свободного
времени.
56. Понятие «методика»
Методика как вид специфической деятельности включает в себя логическуюцепочку действий, включающую формирование конкретных целей и задач
воспитания, определение содержания, отбор методов, реализацию средств и
организацию форм воспитательного воздействия на личность в условиях
свободного времени.
Т.о., основу методики СКД составляют 5 компонентов:
- цели
- содержание,
- средства
- методы
- формы работы
Каждый из компонентов методики видоизменяется в силу объективно
существующих закономерностей их развития.
Под влиянием внешней среды – модифицируются конкретные педагогические
цели мероприятий, проводимых в КДУ. В прямой зависимости от событий и
явлений, происходящих в социально-экономической и социально-культурной
ситуации, находится и содержание и основные направления социально-культурной
деятельности.
57. Понятие «методика»
ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»• «Технология – это одновременно система
совокупности знаний, умений, навыков, методов,
способов деятельности и алгоритм, научная
разработка решения каких – либо проблем»
• технология представляет собой процесс
последовательного, пошагового осуществления,
разработанного на научной основе, решения
какой – либо производственной или социальной
проблемы.
58. ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Социально-культурные технологиипредставляют
собой
педагогические
системы
последовательных
алгоритмических
организационноуправленческих
действий,
функционирования
личностных,
инструментальных и методологических
средств, направленных на достижение
планированных результатов
59. Социально-культурные технологии
Классификация технологий социально-культурнойдеятельности
Функциональные
(отраслевые)
Общие
Дифференцированные
Различные направления
СКД, т.е. совокупность
методов и средств для
реализации конкретного
содержания
наиболее характерные
процессы, происходящие
в культурно-досуговой
деятельности
Направлены на работу с
различными
категориями населения
и возрастными группами
Информационнопросветительская,
Рекреационнооздоровительная,
Например,
процесс внедрения
хозрасчетных
механизмов в
деятельность КДУ
Работа с детьми
- старшего дошкольного
возраста;
- Младшего школьного
возраста и т.д.
60. Классификация технологий социально-культурной деятельности
Общие технологиидиагности
ческие
Организа
ционноуправлен
ческие
Инновац
ионная
система
СК
проекти
рования
СК
эксперти
зы
СК
програм
мирован
ия
61. Общие технологии
62.
63.
64.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИКультуротворческие технологии –
А) художественно-творческое развитие личности
Б) художественно-развивающие технологии
В) культуроохранные технологии (учет, изучение и
реставрационные технологии)
Рекреативные технологии
А) анимационные
Б) педагогические игровые
Образовательные технологии
А) информационно-просветительские
Технологии социально-культурной реабилитации
А) арт-терапия
65. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Схема технологического процесса в СКДКонцептуальная часть - целеполагание
Диагностическая часть – выявление
«проблемного поля»
Прогностическая часть – формирование
стратегических и тактических целей и задач
66. Схема технологического процесса в СКД
Проектная основа – отбор и формированиесодержания, составление проекта
Процессуальная – организация и
управление процессом
Аналитическая часть – диагностирование и
экспертная оценка достигнутых результатов
67.
УПРАЖНЕНИЕ 2.КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИОРИТЕТНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ СКД
РЕАЛИЗУЕМАЯ
ФУНКЦИЯ скд
ИМО
68. УПРАЖНЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это утвердившаяся на практике система применения совокупности
определенных средств и методов вовлечения людей в процесс
создания, освоения, сохранения и распространения ценностей
культуры, в различные виды социального, научно-технического и
художественного творчества.
В практике сложились:
эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния,
концерты, праздники и т.д.);
стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы,
коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.)
социально-культурной деятельности.
Индивидуальные – групповые - массовые
69. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Классификация форм социально-культурной деятельности70. Классификация форм социально-культурной деятельности
УПРАЖНЕНИЕ 3Классификация форм социально-культурной деятельности
ГРУППЫ ФОРМ
1. ФОРМЫ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ИНФОРМАЦИОННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
2. ФОРМЫ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
3. ФОРМЫ
АКТИВИЗИРУЮЩИЕ
ЛИЧНОСТЬ
4. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
?
НАЗВАНИЕ ФОРМЫ
71. УПРАЖНЕНИЕ 3 Классификация форм социально-культурной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это комплекс специально отработанных и синтезированных видов
культурной деятельности, в процессе которой:
расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему
знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах
деятельности, способствующих утверждению гражданской,
нравственной и эстетической позиции;
формируются интеллектуальные и практические навыки и умения
личности в сфере социального, научно-технического и
художественного творчества;
создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и
воспроизводятся ценности культуры;
усваиваются формы нерегламентированного общения;
формируются,
развиваются
и
удовлетворяются
духовноэстетические интересы и потребности людей.
72. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание СКД ориентировано, прежде всего,на личность и направлено на развитие :
- природных особенностей человека (здоровья,
способностей мыслить, чувствовать,
действовать);
- его социальных свойств (быть гражданином,
семьянином, специалистом в определенной
профессиональной сфере)
- свойств субъекта культуры (свободы,
гуманности, духовности, творчества).
73.
Содержание социально-культурной деятельности• Содержание реализуется через ее основные
направления которые детерминируются
(определяются) следующими факторами:
• 1. цель, в которой находят концентрированное
выражение как интересы общества, так и интересы
личности;
• 2. Вектор целеобразования - исторически и
социально варьируемая идеальная модель
образованного, культурного человека.
74. Содержание социально-культурной деятельности
ПрактикумКак определить основные направления и содержание СКД?
75. Практикум Как определить основные направления и содержание СКД?
Понятие «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»АВТОР
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
АВТОР Э. С.
Бернштейн
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Промышленное
общество
тогдаПРИЗНАКИ
Знание и его передача важнее
превращается в информационное, когда чем наличный опыт
Промышленное
общество
тогда
значение
коммуникации
между
людьмиЗнание и его передача важнее
превразается
в
информационное,
превосходит
роль
промышленногочем наличный опыт
когда значение коммуникауии
производства
БЕРНШТЕЙН Э.С.
ПРИЗНАКИ
между людьми превосходит роль
промышленного производства
Михалевич В. С.
Михалевич
При переходе от индустриального к
инф. об-ву
При переходе
устраняются
от индустриального
ограничения
к
в1)
Инф.об-ву
устраняются
ограничения
В
области накопления и использования
области накопления и использовани
2)
информационных
ресурсов
всех
Информационных ресурсов
во всехво
что ведет
к ускорению
сферах,сферах,
что
ведет
к ускорению
общественного развития.
общественного развития.
Полагутина Л.В.
1) Доступность информации
2)
) рост объема
Доступность
информации
) рост объема
информации
76
76. Понятие «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»
АвторОпределение
Признаки
Белл, Тоффлер,
Масуда
1) Большая
часть населения занята в 1) увеличение числа
сфере
информационной
инф. профессий;
деятельности;
2) возрастает
2)
Высшей
ценностью,
главным
значимость
продуктом
и
основным
товаром
инф.ресурсов
становится информация;
3) Власть в обществе переходит в руки
информационной элиты;
Терминологичес
кий словарь
И.О. – новая фаза развития цивилизации, 3) возрастает
жизнь и деятельность человека в
значимость
которой
связаны
с
созданием,
информационпереработкой
и
использованием
ной культуры;
информации
Полагутина Л.В.
77
77.
Два подхода к информационному обществуТехнократический
Гуманистический
(цивилизационный)
1. Значимость информации
2. Информационные ресурсы
3. Объем информации
4. Информационные
технологии
Человек в информационном
обществе???
Полагутина Л.В.
78
78. Два подхода к информационному обществу
Гуманистический подходВоробьев Г.Г. Информационное общество - прежде всего “не
компьютеры а люди обогащённые информационными
знаниями и сознательно меняющие свой образ жизни”.
(Г.Г.Воробьёв. Молодёжь в информационном обществе. -М. 1990)
Моисеев Н.Н. – «Вступление в информационное общество
следует
связывать
с
утверждением
Коллективного
Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом
развития цивилизации, а не только с электронной и
компьютерной инженерией».
Полагутина Л.В.
79
79. Гуманистический подход
Структура информационного обществаИнформацио
нное
общество
Технологическая
составляющая:
-искусственный
интеллект;
телекоммуникаци
и
Гуманистическая
составляющая:
-стиль мышления;
-повышение социальной
ответственности;
-профессиональная
компетентность
Коллективный разум
(коллективный
интеллект)
Полагутина Л.В.
80
80. Структура информационного общества
Коллективный разум (интеллект)это природное явление, результат сложнейшего эволюционного
процесса, который проходил стихийно, но по мере развития
человечества, шло непрерывное накопление Знаний, рост
мастерства.
это система, соединяющая людей информационными связями,
благодаря которым каждому становится доступным общее
знание и каждый может внести свой вклад в их обогащение.
Коллективный Разум объединяет людей, позволяя им
формировать коллективные решения. К.Р выступает
коллективным регулятором.
Полагутина Л.В.
81
81. Коллективный разум (интеллект)
Ноосфератермин введен в научное обращение в 20-х годах ХХ
века П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (Франция) и
независимо от них В. И. Вернадским.
образован из греческих слов voof-разум и спроара сфера и означает "сфера разума« (мыслящая оболочка ).
Обозначает сферу взаимодействия природы и
общества, в пределах которой разумная человеческая
деятельность становится главным определяющим
фактором развития.
Полагутина Л.В.
82
82. Ноосфера
Основные направления социально-культурнойдеятельности в условиях информационного общества
Проблемы информационного
общества
Основные направления
социально-культурной
деятельности
83. Основные направления социально-культурной деятельности в условиях информационного общества
Цель информирования –информационные потребности
нужда, потребность;
нужда, потребность в знаниях;
потребность в дополнительных знаниях;
потребность в объективно необходимой информации;
потребность в потенциально необходимой
информации;
общественная потребность в знаниях –( общественное
мнение;
нужда в избирательном отношении к воспринимаемым
им сигналам, то есть информационный интерес;
метаинформативная потребность»
84. Цель информирования – информационные потребности
РезультатИнформационные продукты и услуги
Информационный
продукт
–
конечный
результат
информационной
деятельности,
закрепленный на материальном носителе, что
делает
возможным
его
многократное
использование с целью направленный на
удовлетворение инфопотребностей.
Степень удовлетворенности
информационных
потребностей
(повторная
диагностика,
мониторинг).
85. Результат
Информационный мониторингКомплексный
метод
познавательной
и
предметно-практической
деятельности,
направленной на непрерывное слежение за
состоянием объектов социальной среды по
заранее заданным параметрам с целью анализа
состояния среды и ее контроля, позволяющий
осуществлять эффективное прогнозирование и
выработку
оптимальных
управленческих
решений
86. Информационный мониторинг
Практическое задание:Конкретизируйте технологический цикл
информирования применительно к информационнометодическому обеспечению:
- определите цели информирования аудитории
(какой?)
- выявите формы, каналы передачи информации,
разработайте критерии отбора информации;
- определите ожидаемый результат информирования;
- наметьте способы коррекции содержания
информации
87. Практическое задание:
Пресс-клиппинг(мониторинг прессы)
• тематическая подборка материалов, выявленных из
периодических изданий.
Виды пресс - клиппинга:
персональные электронные газеты, содержащие
информацию, отбираемую в реальном масштабе
времени из множества источников по определенной
теме и предоставляемую пользователю в электронном
виде;
бегущая строка;
новостные ленты.
88. Пресс-клиппинг (мониторинг прессы)
Тематические разделы:политические события; выборы и выборные
технологии: персоны;
макроэкономика; компании и рынки;
новейшие
технологии:
отрасли
промышленности и сельского хозяйства;
культура; религия; спорт:
регионы России; страны СНГ и Балтии;
страны мира.
89. Тематические разделы:
Объектами слежения выступаюторганизации,
учреждения,
общественные'
объединения, партии (например, публикации,
посвященные
собственной
фирме,
фирмеконкуренту, потенциальному партнеру или
деятельности какого-либо круга организации в
целом, например, публикации, посвященные
музеям);
персоналия ( политические деятели, топменеджеры, звезды шоу-бизнеса и т. д.);
географический объект (район, город, регион,
страна);
вид деятельности (современное состояние
культурного обслуживания населения);
товары,
продукты,
услуги,
материалы,
оборудование.
90. Объектами слежения выступают
ДАЙДЖЕСТЫ это фрагменты текстов многих документов (цитаты,выдержки, конспекты, рефераты), подобранные по
определенной теме, не обеспеченной обобщающими
публикациями, в логике и сфере интересов реальных
или потенциальных потребителей.
Каждый
фрагмент,
извлеченный
из
текста,
сопровождается ссылкой на описание документа в
целом: при подготовке дайджестов важно соблюдение
ФЗ
«Об авторском праве и смежных правах».
91. ДАЙДЖЕСТЫ -
Авторство проявляется:• в панорамном «видении» проблемы, которая
на начальном этапе может быть очерчена
неточно;
• в поиске информации;
• в экстрагировании, извлечении нужных
фрагментов текста;
• в группировке материала, а по сути — в
«выращивании» нового текста «подзадачу»:
под решение принимаемое руководителем, под
учебное задание, предлагаемое студентам; под
потребности педагога, включающего в учебный
курс новый материал и т. д.
92. Авторство проявляется:
Методика составления дайджестовсоставление на первом этапе рубрикатора,
выступающего и как поисковое предписание, и
как будущее оглавление, и как план-макет,
используемый при анализе текстов и извлечении
из них нужных фрагментов.
единицей группировки при составлении
дайджеста - фрагменты текстов.
93. Методика составления дайджестов
Структура дайджеста :• титульный лист;
• оглавление;
• предисловие (от составителя);
• основной текст, обычно разделенный на
параграфы;
• список использованной литературы;
• приложения (иллюстративный материал таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие
основной текст);
• словарь основных терминов (в случае
необходимости).
94. Структура дайджеста :
Критерии оценки web-сайтаКорректность текста – информация должна быть точной,
полной, полезной и актуальной. Отсутствие орфографических и
пунктуационных ошибок.
Внешний вид:
- Навигация: гиперссылки и кнопки расположены так, чтобы можно
было легко перемещаться с одной страницы на другую.
- Общий дизайн: дизайн последователен и соответствует
содержанию.
Графические изображения: графика привлекательна и уместна,
размещена таким образом, чтобы не накладывалась на текстовое
содержание. Количество и разрешение графических объектов
позволяет быстро загрузить сайт.
Текст, цвет и фон: текст легко читается, фон сочетается с текстом и
графическими объектами.
95. Критерии оценки web-сайта
УпражнениеКонтент-анализ информационных продуктов и
услуг по информационно-методическому
обеспечению СКД
Проанализировать
96. Упражнение
Понятие инновацииИнновационный цикл
Признаки инноваций
классификация
97.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙКритерий
Характеристика
Источник появления
Внутренние потребности (организации,
региона, отрасли)
Внешние потребности (рыночные)
Причина возникновения
Реактивная (адаптивная)
Стратегическая
Конечный результат
Продуктивная
Процессная
Место применения инноваций
На «входе»
На «выходе»
«Внутренние»
Стадия жизненного цикла
Стратегический маркетинг
Разработка и оформление новшества
Тактический маркетинг
Диффузия
Степень новизны
Базисная
Улучшающая
Модификационная
98. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Спасибо за внимание!99. Спасибо за внимание!
Управление методической работой осуществляется методической службой, котораярешает широкий спектр вопросов. Это:
- Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации
руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности;
повышение управленческой культуры руководителей.
- Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным
направлениям социально-культурной и культурно-досуговой деятельности;
информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности
коллектива.
- Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам,
оказание помощи творческим коллективам.
- Проектировочные: участие в разработке программ, проектов и др.
- Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм,
методов и средств культурно-досуговых технологий.
- Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.
- Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений;
перспектив развития методической работы.
100.
Планирование методической работыЦель планирования методической работы заключается в обеспечении единства
действий органа(ов) управления культуры, коллектива(ов) учреждений в
определении приоритетов методической работы, ее содержания, форм и методов.
При составлении плана необходимо оценивать:
- степень соответствия содержания планируемых мероприятий основным
требованиям концепции развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу;
- степень соответствия оперативных, тактических, годовых планов стратегическим,
перспективным планам развития отрасли культуры, конкретного учреждения(ий);
- степень выполнения и эффективности проведенных за предыдущий период
мероприятий;
- конкретность, четкость и персональную ответственность исполнителей и
организаторов всех мероприятий;
- глубину и системность планируемых мероприятий.
Планирование методической работы необходимо проводить на диагностической
основе. Такое планирование позволяет включить в план те мероприятия, которые
необходимы на данный момент времени и на перспективу.
101. Планирование методической работы
Основными источниками планирования и формирования содержанияметодической работы являются
Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы
являются:
- законы Российской Федерации;
- нормативные документы, инструкции, приказы Министерства культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющие цели
и задачи отрасли культуры;
- программы развития учреждений;
- учебники, учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание
методической работы;
- новые методические исследования, повышающие уровень методической службы;
- инновации, нововведения, новшества, раскрывающие по-новому содержание методической
работы;
- пролонгированная диагностика и прогнозирование уровня подготовки специалистов,
помогающих определить основные проблемы, задачи методической работы, ее тематику;
- диагностика и анализ слабых звеньев в методической работе и их причин, а также
затруднений работников;
- использование информации о массовом и передовом опыте методических служб в отрасли
культуры, в городе, регионе, республике.
102. Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы являются
В целом планируемое содержание методической работы включает в себя следующее:- углубленное изучение основ теории и практики социально-культурных
процессов в обществе;
- изучение новых методов работы на основе теории и опыта специалистовноваторов, творчески работающих в России и за рубежом;
- изучение нормативных документов органов культуры, вносящих
коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты
деятельности учреждений культуры;
- изучение и обобщение передового опыта работы коллег учреждений
культуры, района, города, области и т.д.
Выделение этих компонентов содержания методической работы условно
и может меняться в зависимости от конкретных условий.
103. В целом планируемое содержание методической работы включает в себя следующее:
Системы информационного обеспечения решают следующие задачи:- определение потребителей информации, ее состава, периодичности
циркуляции (обеспечение информационного сопровождеНИЯ
управленческой, производственной и других видов деятельности), форм
представления (в виде диаграмм, графиков, текста, таблиц в форме,
удобной для руководителей);
- определение источников информации, обеспечение доступа к ней из
внутренних и внешних источников;
- унификация и организация процессов и средств сбора, регистрации,
обработки, хранения, обновления, передачи и использования
информации, распределение этих задач между подразделениями;
- организация потоков информации, формирование комплекса
технических средств для организации информационных потоков
(Информационно-телекоммуникационных систем, систем мониторинга),
развитие и создание новых информационных и телекоммуникационных
технологий и поэтапное формирование единого информационного
пространства организации, обеспечение управления информацией в
разнородных (многоплатформных) комплексах;
104. Системы информационного обеспечения решают следующие задачи:
(2)- организация хранения массивов информации (разработка системы
классификаторов, хранение данных и информации в унифицированных форматах):
формирование унифицированной системы документации, разработка
документооборота и технологических процессов формирования документов,
установление порядка их составления, оформления, регистрации, согласования и
утверждения;
формирование и эксплуатация системы взаимодействия информационной системы
и менеджеров, организация использования информации для оценки тенденций,
альтернатив решений и действий, разработки прогнозов, выработки стратегии;
организация обратной связи — осуществление коррекции входной информации по
информации, переработанной в организации;
разработка «Концепции создания единой информационно-телекоммуникационной
системы организации» и «Программы совершенствования информационного
обеспечения организации» для планирования информационного обеспечения
управленческой деятельности.
105. Системы информационного обеспечения решают следующие задачи: (2)
Концепция клубной деятельности1 в Российской Федерации напериод до 2030 года (1)
«Центр культурного развития, инновационный
культурный центр» – многофункциональное
культурно-досуговое учреждение клубного типа,
совмещающее функции учреждения культуры
(проведение концертов, выставок, спектаклей,
кинопоказов), образовательного центра
(проведение мастер-классов, организация
методической помощи, курсов, медиатек,
творческих студий и мастерских) и
общественного пространства (организация
досуга, дискуссионных клубов, проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий).
106. Концепция клубной деятельности1 в Российской Федерации на период до 2030 года (1)
Организации, обеспечивающие методическуюподдержку клубной деятельности (дома (центры)
народного творчества, центры культурного
развития, инновационные культурные центры,
дома и дворцы культуры);
107.
Реализация настоящей Концепции будет проходить в 2 этапа.На первом этапе (с момента принятия до 2025 года)
предусматривается создание правовых, организационных и
методических условий, в том числе:
разработка необходимой нормативно-правовой базы, методик,
рекомендаций;
развитие системы грантов, предоставляемых
учреждениям культуры клубного типа;
мониторинг обеспеченности населения учреждениями культуры
клубного типа;
подготовка предложений о строительстве новых (реконструкции
действующих) учреждений;
совершенствование системы организации клубной деятельности,
создание условий для развития сети модельных учреждений
культуры клубного типа.
108.
Типология учреждений культуры клубного типа, независимо от их ведомственнойпринадлежности на современном этапе представлена следующими видами:
- по административно-территориальному принципу они подразделяются на
муниципальные и региональные клубы, дома и дворцы культуры, дома (центры)
народного творчества, центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурноспортивные, социально-культурные, культурно-досуговые центры (комплексы) и
т.д.;
- по видам деятельности учреждение культуры клубного типа может быть:
многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой,
просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов
и жанров (в т.ч. многофункциональные передвижные культурные центры:
автоклубы, агиткультбригады и т.д.); однопрофильным, обеспечивающим
деятельность на основе конкретного направления или вида клубной работы, а
также функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения
культурно-массовых мероприятий; а также смешанного типа;
- они могут быть ориентированы на культурные интересы определенных
профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий
населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества,
клубы ветеранов, женщин, молодежи, центры традиционной культуры, дома
ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т.п.
109. Типология учреждений культуры клубного типа, независимо от их ведомственной принадлежности на современном этапе представлена
Построение многофункциональной модели учреждения культурыклубного типа невозможно без специалистов, которые владеют
технологиями менеджмента, опирающихся на стратегическое
планирование, маркетинговые исследования, пиар и фандрайзинг,
социокультурное проектирование и др.
В масштабе страны требуются кадры, владеющие инновационными
технологиями организации творчества и развивающего досуга, а также
поддержки людей с особенностями физического развития, девиантного
поведения, помощи в семейном воспитании детей, социокультурной
адаптации мигрантов. Недостаток в специалистах, способных нести
организационную и финансовую ответственность за реализацию
творческих проектов, служит одной из ключевых причин несоответствия
уровня клубной деятельности современным реалиям и возрастающим
запросам.
Возможным решением кадровой проблемы является организация
подготовки (переподготовки) профессиональных кадров, направленная на
удовлетворение реальных потребностей клубной сферы.
110.
В целях повышения качества профессиональной подготовки творческих кадров в областисоциально-культурной деятельности необходимы:
- расширение профилей подготовки по федеральным государственным образовательным
стандартам высшего образования, возвращение в ФГОС ВО таких профилей, как «руководитель
оркестра (ансамбля) народных музыкальных инструментов», «руководитель фольклорной
студии», «руководитель духового оркестра» по направлению «Народная художественная
культура».
- уточнение в рамках ФГОС ВО и СО профессиональных компетенций с учетом современных
реалий клубной деятельности.
- создание Совета «Образовательная организация – работодатель» при федеральных и
региональных методических центрах в сфере клубной деятельности для координации развития
направлений подготовки, обеспечивающих специалистами клубные учреждения.
Важнейшей задачей в деле совершенствования профессиональной переподготовки в сфере
клубной деятельности является расширение практики сотрудничества региональных и
муниципальных методических центров с образовательными учреждениями.
Особое значение приобретает дополнительное образование управленческих и творческих
кадров, направленное на их профессиональное развитие, обеспечение соответствия
квалификации работников меняющимся условиям деятельности и социальной среды с
использованием новых интерактивных форм, современных аудиовизуальных средств и
информационных технологий.
111.
6. Информационно-методическое обеспечениеИнформационно-методическое обеспечение – важнейшая часть организации клубной деятельности. В начале XX века
при создании культурно-просветительных учреждений были заложены система методического сопровождения их
деятельности. Среди положительных достижений Главполитпросвета следует назвать преобразование в 1921 г. (на базе
созданного в 1915 г.) Дома театрального просвещения им. В.Д. Поленова, ставшего затем Центральным Домом искусств в
деревне, позднее Центральным Домом самодеятельного искусства в городе и деревне. В середине 30-х годов прошлого
века сформировалась и успешно функционирует по сей день система региональных домов (центров) народного творчества
– культурно-досуговых учреждений, созданных с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем
многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных навыков в
современные социально-экономические условия, информатизации и методического обеспечения художественных
творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей.
Данные учреждения сегодня должны стать методическими центрами не только для подведомственной сети, но и для
клубных учреждений всех форм собственности и ведомственной принадлежности с функцией информационнометодического обеспечения клубной работы, реализуя вертикаль государственной культурной политики, доходя в каждое
муниципальное образование. В системе центров (домов) народного творчества активно развиваются филиалы - районные
дома и центры ремесел, фольклора, народного творчества с целями обучения, передачи навыков, организации свободного
времени, творческого самовыражения для сельского населения, работают базовые фольклорные коллективы, ансамбли и
студии любительского искусства.
Головной организацией этой системы является федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова. 14
В 1991 году для совершенствования координации и укрепления контактов 86 региональных домов (центров) народного
творчества России объединились под эгидой ГРДНТ в 7 ассоциаций, которые действуют в каждом федеральном округе РФ
(а в 2014 году в структуру вошли аналогичные учреждения Республики Крым и города Севастополя). Значимость
региональных методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к
укреплению их материальной базы путем предоставления Д(Ц)НТ зданий крупных дворцов культуры (Брянская,
Волгоградская, Ивановская, Кировская, Липецкая, Мурманская, Омская, Ростовская, Свердловская, Томская, Ульяновская
области, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Чувашская Республика).
112.
Не менее важным звеном системы методического обеспечения в сфере клубнойдеятельности в период до 2000-х годов являлись районные организационнометодические центры (РОМЦы). Задача информационно-методической поддержки
клубных учреждений приобретает особое значение в условиях постоянно
повышающихся требований к качеству культурного продукта. Миссию проектного и
информационно-методического обеспечения деятельности клубных учреждений в
муниципальных образованиях сегодня выполняют межпоселенческие дома и
дворцы культуры, а в перспективе должны взять на себя современные передовые
(модельные) учреждения культуры, такие как центры культурного развития и
инновационные культурные центры для клубных учреждений всех форм
собственности и ведомственной принадлежности.
Только при условии сохранения системы информационно-методического
обеспечения учреждений клубного типа в нашей стране будет развиваться
кадровый ресурс клубных учреждений, а значит – будут создаваться все условия для
преумножения творческого потенциала каждой личности (путем участия в работе
любительских объединений и формирований), для свободного доступа к
информации, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, равно
как и для самого разнообразного пассивного или интерактивного отдыха
(посредством организации массовых и камерных мероприятий, ориентированных
на все гендерные, профессиональные или возрастные группы потребителей).
113.
Нормативно-правовая база клубной деятельностиДо начала 2000-х годов клубные учреждения руководствовались в своей деятельности Типовым положением6,
Временным положением «О клубных учреждениях системы Министерства культуры РСФСР»7, а также письмом
Министерства культуры РСФСР «Разъяснения по Временному положению о клубных учреждениях»8. Однако
произошедшие значительные изменения в законодательстве Российской Федерации, изменившиеся формы
собственности и порядок финансирования учреждений клубного типа, возникшие новые формы учреждений культурнодосуговой сферы потребовали принятия новых нормативных актов, регулирующих клубную деятельность.
6 Приказ Минкультуры СССР от 02.02.1983г. № 69.
7 Приказ Минкультуры РСФСР от 30.11.1988г. № 489 " О клубных учреждениях системы Министерства культуры РСФСР".
8 Письмо Министерства культуры РСФСР от 12.02.1992г. № 01-38/16-08.
9 Решение Коллегии Министерства культуры РФ от 29.05.2002 г. № 10.
Значимой вехой в модернизации нормативно-правовой базы в клубной сфере стало Решение Коллегии Министерства
культуры РФ «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»9, которое
одобрило примерное Положение о государственном и муниципальном учреждении 17
клубного типа и Примерное положение о клубном формировании культурно-досуговых учреждений. Данный документ
стал основой для принятия аналогичных нормативных актов практически во всех субъектах Российской Федерации.
Следующим важным шагом по систематизации и модернизации нормативной базы, регулирующей деятельность
учреждений культуры клубного типа, стала разработка Методических рекомендаций по созданию условий для развития
местного традиционного народного художественного творчества.10
10 Утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006г. №
229.
114. Нормативно-правовая база клубной деятельности
За последнее десятилетие неоднократно предпринимались попытки создания и утверждения на федеральном уровненормативных актов, определяющих деятельность учреждений клубной сферы, но они носили отрывочный и
бессистемный характер. Можно констатировать определенную скудность действующих нормативных правовых актов,
регулирующих клубную деятельность, по сравнению с другими субъектами, реализующими культурную политику в
России. Основной, на наш взгляд, причиной недостаточности нормативного обеспечения клубных учреждений является
творческий и разноплановый характер их деятельности, не всегда поддающийся формализации и стандартизации.
Вероятно, именно по этим причинам клубная сфера до сих пор не имеет своего специального закона, аналогичного
принятым по библиотечному или музейному делу. Другой причиной является отсутствие учреждений клубного типа на
федеральном уровне. Выходом из ситуации может стать разработка модельного закона о клубной деятельности который
станет основой для утверждения аналогичных нормативных актов на региональном и муниципальном уровне.
Необходима также разработка модельных стандартов деятельности учреждений клубного типа. Отсутствие в сфере
клубной деятельности механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую
вариативность и обновляемость программ развития творчества, с другой стороны, не обеспечивает предоставление услуг
достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
Вместе с тем, нормирование клубной деятельности невозможно без единых подходов в рамках Общероссийского
классификатора видов экономической деятельности. В настоящее время далеко не все типы учреждений клубного типа
отражены в данном классификаторе, а тем, что в него были включены, были присвоены разные коды. Необходимо
объединение всех типов учреждений клубного типа в едином коде ОКВЭДа.
Требует внимания и статус работников клубной сферы. Важным шагом на пути повышения престижа данной
профессиональной категории могло бы стать внесение изменений в Основы законодательства о культуре в части
наделения специалистов, работающих в учреждениях клубного типа, окончивших средние специальные и высшие
учебные заведения по направлениям "Социально- 18
культурная деятельность" и "Народное художественное творчество", статусом творческого работника.
115.
Другим направлением совершенствования нормативно-правовойбазы в клубной сфере должны стать усилия корпоративного
сообщества по утверждению закона о меценатстве, в котором были
бы конкретизированы льготы и преференции частного капитала,
вкладывающего средства в строительство или реконструкцию
клубных учреждений, в финансовую поддержку проектов,
реализуемых силами специалистов данных учреждений.
Нормативное правовое регулирование деятельности клубной
деятельности в современных условиях нуждается в серьезной
доработке, как в актах директивного, так и рекомендательного
характера. Утверждение данной Концепции должно стать первым
шагом в деле системного и последовательного обновления
нормативной базы, регулирующей деятельность самой массовой
институции культуры – учреждений клубного типа.
116.
Информационно-просветительское мероприятие- массовое мероприятие, направленное на
формирование и удовлетворение
информационных, интеллектуальных и других
потребностей человека в сфере культуры,
содействующее просвещению, и проводимое в
специально определенных для этого местах: в
помещениях, на территориях, зданиях,
сооружениях, на прилегающих к ним
территориях, предназначенных (в том числе
временно) или подготовленных для проведения
такого мероприятия).
117.
Платные услуги – услуги, предоставляемые учреждением культуры потребителям дляудовлетворения их культурных потребностей на платной основе.
Потребитель – юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение заказать или
приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее услуги (товары, работу)
исключительно для собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Передвижной многофункциональный культурный центр – культурно-досуговое учреждение,
созданное для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных,
информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий
патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой
передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания
населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Студия – коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные,
экспериментальные и производственные задачи. Это могут быть музыкальные,
хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова, изобразительного и
декоративно-прикладного искусства и др.
Центр культурного развития (ЦКР) – культурно-досуговое учреждение, объединяющее услуги
домов культуры, библиотек, музеев, кинозалов, концертных залов, выставочных и спортивных
залов, оснащенное телекоммуникационными технологиями. Учредитель ЦКР определяет
функциональные особенности и приоритетные направления деятельности центра (кинопоказы,
проведение театральных постановок, выставок, предоставление дополнительного
художественного образования и т.д.).
Централизованная клубная система – объединение, представляющее собой целостное
культурно-досуговое учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого
штата, организационного и технологического единства. ЦКС состоит из центрального
(межпоселенческого) культурно-досугового учреждения и клубов-филиалов.
118.
(см. таблицу в письме Ольги)Таблица 7
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п Орган методического руководства Функции Виды и формы деятельности
1.
Методическая служба межпоселенческого или центрального учреждения культуры Обучение, повышение квалификации
персонала; изучение культурных запросов, потребностей и интересов населения; внедрение и продвижение
инновационных проектов и технологий; оказание разносторонней методической и практической помощи специалистам;
осуществление методического анализа деятельности учреждений Мониторинг деятельности КДУ; аналитическое
обобщение хода и результатов творческих и социально-культурных процессов; ведение баз данных; проведение
социологических и маркетинговых исследований; информационное обеспечение КДУ по направлениям деятельности;
методическое обеспечение и координация процессов сохранения и развития народного творчества и культурно-досуговой
деятельности; разработка отраслевых целевых программ; методическая помощь в реализации комплексных
социокультурных программ; организационно-методическое сопровождение и реализация проектов и программ в сфере
традиционной народной культуры, любительского искусства, народного творчества, культурно-досуговой деятельности;
методическое сопровождение подготовки общественно-культурных акций, массовых праздников, театрализованных
представлений; разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурнодосуговой деятельности; организация семинаров, курсов,
2. Структурное подразделение органа управления культуры
3.
Орган управления культуры без создания специального структурного подразделения
стажировок, мастер-классов, других форм обучения и повышения квалификации; осуществление справочной,
информационной, рекламно-маркетинговой, издательской деятельности; оказание консультативной, методической и
практической помощи КДУ в организации культурно-досуговых мероприятий, деятельности клубных формирований,
разработке локальных правовых актов; обеспечение КДУ необходимыми нормативными правовыми документами
119. (см. таблицу в письме Ольги)
IV. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА(1)
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре»;
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»;
5. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»;
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»;
8. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений»;
9. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений»;
10. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления
государственных и муниципальных услуг»;
11. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию»;
12. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
120. IV. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА (1)
IV. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА(2)
13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики»;
14. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования
системы государственного управления»;
15. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной
политики»;
16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской
Федерации от 07.02.2008 № Пр-212;
17. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе
Нью-Йорке 24 сентября 2008 года, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 года
за № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
18. Постановление от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008
№ 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов» и подпункта «» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных
направлениях совершенствования системы государственного управления»;
19. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.03.2012 № 186;
20. Концепция долгосрочного социально-экономическо
период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
21. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;
22. Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р;
23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «Социальные нормативы и нормы»;
24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р «Изменения, которые вносятся в
социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. №
1063-р»;
25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 95-р «Изменения, которые вносятся в
социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года
№ 1063-р»;
121. IV. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА (2)
27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении концепции устойчивогоразвития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»;
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 2716-р «Об утверждении Программы создания
центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации»;
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2014 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»;
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии
государственной культурной политики на период до 2030 года»;
31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «Социальные нормативы и нормы» (ред.
от 13.07.2007 № 923-р, от 23.06.2014 №581, от 26.01.2017 №95-р);
32. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти, органам местного самоуправления по реализации
Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
33. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 № Р-948 «Методические рекомендации
субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и
обеспеченности населения услугами организаций культуры»;
34. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20.02.2008 № 32 «Об
утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных
библиотек и культурно-досуговых
учреждений)»;
122.
35. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от25.05.2006 № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного
значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и
Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного
народного художественного творчества»;
36. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.12.2015 № 3448 «Об
утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых
учреждениях и других организациях культурно-досугового типа»;
37. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.12.2015 № 3453 «Об
утверждении Методических рекомендации по формированию штатной численности
работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других
организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики»;
38. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.05.2016 № 1197 «Об
утверждении базового (отраслевого) перечня услуг и работ в сфере «Культура, кинематография,
архивное дело, туризм»;
39. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2015 № 104н «Об
утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным
законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности,
применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение
работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
40. Решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10 «О
некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»;
123.
40.Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования»;41. Национальный стандарт Российской Федерации «Государственные (муниципальные) услуги по организации
деятельности кружков, творческих коллективов, секций, студий художественного, декоративно-прикладного,
изобразительного и технического творчества, занятий на факультетах народных университетов, курсов прикладных
знаний и навыков, творческих лабораторий»;
42. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения;
43. ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг;
44. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
45. ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации, введенные в
действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736;
46. СП 118.13330.2012* «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденные приказом Министерства
регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10 и введенные в действие с 01 января 2013 г.,
внесено и утверждено изменение № 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 № 438/пр, введено в действие с 1 сентября 2014 г.;
47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работ», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от
03.06.2003 № 118;
48. СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работ», утвержденные постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 30.04.2010 № 48;
49. Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения», утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605.
124.
Закон № 436 “О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию"