ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Космоцентрический характер ранней античной философии Периодизация античной философии
Формируются две ветви античной философии: «Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ, Платон, Аристотель. «Италийская традиции: Пифагор, П
Фалес-1 древнегреческий философ, основатель стихийно-материалистической философии (милетской школы).
Анаксимандр – древнегреческий философ материалист
Демокрит (Италийская ветвь философии) – др.греч. ф-ф, материалист.
197.50K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Тема: Античная философия
2.1 Космоцентрический
характер ранней античной
философии
2.2 Атомистические идеи в античной философии
2.1.3 Софисты и Сократ
2.3 Философские идеи Платона: учение об идеях,
познании и государстве
2.4 Философия Аристотеля: «метафизика»,
гносеология, логика
2.5 Мировоззренческая ориентация элинистической
философии

2. Космоцентрический характер ранней античной философии Периодизация античной философии

Этапы
• осо
Предмет изучения
Характ
ер
филосо
фствов
ания
Досократически
й этап (600-450
до н.э.).
Натурфилософ
ский
«Природа», «Космос» (его
строение, вещественные
формы)
«Внешнее»
утверд
ительн
ый
1.Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Пифагор.
2. Гераклит, Парменид.

3.

450-400 до
н.э.
Антропоцентрич Предмет
еский
изучени
я
Классическ 1. Софисты
ая зрелость
(Горгий,
Фрасимах,
Протагор).
2. Сократ
«Внутре Скептическ
ннее»
ий
Мораль
«Сущно
сть
человек
а»

4.

400-300
Платон
Аристотель
Системати
зирующий
(Высокая
классика)
«Внутреннее /
внешнее»
Синтез
философского
знания, его
проблем и
методов
Сбала
нсиров
анный

5.

4-2 в. до н. э.
Эллинистиче
ский
Философские
школы и
течения
Перипатетиков.
Платоновская
Академия.
Стоики.
Скептики
1 в. до н.э. – 5.6
в. н.э.
Развитие
школ и
направлений
(неоплатониз
м)
Мораль и
свобода
человека.
Познание.

6. Формируются две ветви античной философии: «Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ, Платон, Аристотель. «Италийская традиции: Пифагор, П

Формируются две ветви античной философии:
«Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ,
Платон, Аристотель.
«Италийская традиции: Пифагор,
Парменид, Зенон Элейский, Демокрит, Эпикур.
«Проблемное поле» 1 этапа:
1. Онтологизм. Проблема «1 начала» (по-гречески
«архэ», что дословно означает «начало, принцип»
всего сущего как его основы, сущности (основы
мира) :
1 Причина Космоса.Из чего возникает мир? Сила действия, которая
создаёт Космос.
Из чего состоят вещи?

7.

2. Космоцентризм. Первые греческие
философы – «мудрецы» – занимались
осмыслением природы, Космоса. Человек
рассматривался как Микрокосм
относительно Макрокосма, как часть и
своеобразное повторение, отображение
Макрокосма.

8.

I этап. Что является основой бытия?
Фалес – «Всё есть вода».
Анаксимен (воздух).
Анаксимандр («апейрон» - беспредельное,
смесь различных веществ).
Пифагор (религиозно-философ)
II этап. ? Существуют ли изменения ?
Гераклит (огонь)
Парменид

9. Фалес-1 древнегреческий философ, основатель стихийно-материалистической философии (милетской школы).

В центре вопрос- поиск единого первоначала из которого
создан мир в многообразии вещей.
Первооснова сущего – вода.
«Всё возникает из воды и возвращается в неё».
Взгляды Фалеса:
1. Душа бессмертна (присуща неодушевлённым телам –
янтарь, магнит).
2. Мир одушевлён, полон божеств.
3. Первым выдвинул проблему субстанции,
сформулировал ? О неизменном элементе в природе,
единстве в разнообразии.
4. Дал ответ (косвенно) на вопрос : каким образом
происходят изменения (вода «первооснова», переход
из одного состояния в другое)? Проблема изменения
стала фундаментальной в греческой философии.

10.

5. «Вода» - живая, одушевлённая субстанция.
6. «Природа» - бытие (в широком смысле) –
самодвижущаяся «живущая».
7. Дух и вещество – Фалес не различал.
!!! Фалес формирует 4 фактора философского
вопрошания:
Предпосылка: «Изменение существует»
1. Что является постоянным элементом всех
изменений ?
2. Аргумент: Наблюдения за водой и её
поведением.
3. Ответ: Вода – постоянный элемент всех
изменений.
4. Следствие: «Все является постижимым»

11. Анаксимандр – древнегреческий философ материалист

1. Критиковал Фалеса «всё что угодно,
преобразуется во всё что угодно».
2. Ввёл понятие «1 начала всего сущего – «архе»
(начало, принцип)».
3. Первоначалом считал «апейрон» «смесь
различных веществ» - неопределённая материя
бесконечна, вечна, не наблюдаема.
4. Дал 1-ую формулировку закона сохранения
материи.
5. В 1-ые высказал идею эволюции (человек
происходит от рыбы как и другие существа).
6. В центре Вселенной – Земля, вокруг вращается
три небесных кольца: солнечное, лунное,
звёздное (начало теории небесных сфер).

12.

7. Вещи делятся на элементы.
8. Время уничтожимо.
Анаксимен - древнегреческий философ,
материалист, натурфилософ.
Взгляд:
1. Сущее из «воздуха» (в его модификациях). Он
бесконечен, вечен, подвижен. Сгущается при
охлаждении переходит в воду, далее в лёд
(облака, туман, вода, земля, камни). При
нагревании воздух разряжается переходит в
огонь.
! Идея перехода количества в качество.
А. создал определённую физическую теорию
переходов

13.

2. «Воздух» - это и душа, и всеобщая среда
для бесконечного множества миров
Вселенной.
3. А. дал объяснение затмению Солнца и
Луны.
4. Указал на все 4 субстанции, которые
были потом названы «4 началами»
(элементами – земля, воздух, огонь,
вода).

14.

Пифагор (Италийская ветвь философии) 2 пол. 6 в до н.э.
– основатель религиозно-философской школы.
1. В центре проблема спасения. С философской точки
зрения – поиск истины.
2. Аскетический образ жизни.
3. Учение называл «любомудрием».
4. Материя –это «иное» - нечто становящееся текучее.
5. Верил в бессмертие души, перевоплощение.
6. Душа – отрывок эфира она бессмертна, т.к.
оторвалось от бессмертного.
Душа : на 3 части – ум (nous), рассудок (разум), страсть.
7. Душами полон весь воздух.
8. Добродетель – гармония (всякое благо, здоровье, Бог).

15.

Гераклит и Парменид (2ое поколение философов).
1-ые философы сформулировали вопрос: Что
является постоянным элементом Вселенной?
2-ые усомнились. Существует ли изменение?
Гераклит – др.греч. философ, материалист,
основатель диалектики.
Взгляды:«Всё течёт, всё меняется»
1. Всё находится в состоянии постоянного движения
(изменения).
2. Изменение происходит согласно неизменному
закону (Логосу). Базисным принципом
существования всех вещей является
взаимодействие между соответствующими силами,
согласно Логосу. Настоящей субстанцией всех
вещей – изменяющихся является не вещественная
первооснова, но Логос (единство в разнообразии)!
3. Закон включает в себя взаимодействие
противоположностей.

16.

4. «1-во вещество Природы» - Огонь, т.к. более всего
способен к изменению и подвижен.
Всё произошло из огня:
- Космос (вечно живой огонь, уменьшающийся и
расширяющийся, всегда был).
- Мир.
- Вещи.
- Души.
5. Мировой процесс цикличен: по истечении
«великого года» все вещи возвращаются в «огонь».
6. Природа – жизнь в непрерывном движении,
процесс, в котором всякая вещь и свойство
переходят в свою противоположность (холодное в
горячее).

17.

7. Качества
вещей – относительны.
Всё непрерывно изменяется, обновляется через
разрушение. Нельзя дважды вступить в одну реку.
Каждое возрождение включает смерть, и наоборот.
8. В человеческой жизни этот переход не просто
изменение, а борьба противоположностей.
9. В борьбе противоположностей обнаруживается их
тождество. Гармония (путь «вверх» и «вниз»,
жизнь и смерть). Закон взаимодействия
противоположностей. Все вещи происходят
благодаря конфликту.
! Диалектика (озн. веду беседу, рассуждаю) – идея
равновесия.
10. Основа познания - ощущение, но мышление даёт
мудрость.
11. В центре Единого – Бог (вечный, периодический
Огонь). Солнце есть разумное пламя.

18.

12. «Мировая душа». Через дыхание
человеческая душа общается с мировой
душой, приобщается к Божественному
разуму.
13. Война является отцом всего и царём над
всем – мысль о фундаментальном принципе
в Природе – между альтернативными
силами – напряжённости.
«Война» (греч. polemos - полемика) –
проявление космологической напряжённости
– базисный принцип всего. Мир сгорает во
вселенском пожаре и возникает через
регулярные промежутки времени.

19.

Парменид - основатель элейской школы (V
в. до н.э.), Южная Италия), современник
Гераклита, первый рационалист, т.к.
предложил основывать рассуждения на
рациональной аргументации
(логическом мышлении).
Взгляды:
1. «Учение истины». Мир неподвижен,
шарообразен (без пустот, в его
пространстве нет и движения). Мир Един –
Истинное бытие, вечно, неподвижно, не
делимо, не имеет частей, равно себе,
бесконечно и всецельно.
2. Изменение невозможно.

20.

3. «Учение мнения» (правдоподобно) – всякое
множество – обман чувств. О существовании
множества вещей возникающих, преходящих.
Все вещи делимы, возникают из Огня
(активного творческого начала) и Земли
(материи) – пассивного начала.
4. Наивно-материалистическая физика исходит из
допущения двух начал: активного (огненного,
светлого) и инертного (тёмного).
Чувства не правы (недоверие чувственновоспринимаемому миру). Разум – прав,
открывает знание.
П. установил барьер между разумом и чувствами.

21.

Всё истинное – реальное (разум постигает
реальное, настоящее), т.е. бытие (покоящееся,
единое, покой).
«Нереальное» - чувства, небытие, изменения,
множественное. Дают нам нереальное, которое
находится в состоянии изменения и
множественности.
5. Формулирует принцип тождественности мышления
и бытия «То, что не мыслимо, не существует».
! Мышление есть критерий бытия.
Аргументы: 1. Что существует – существует, что не
существует – не существует.
2. Что существует может быть мыслимо, что не
существует не может быть мыслимо.

22.

Есть Бытие (Единое), не бытия нет.
6. В центре мира пребывает Богиня –
Правительница (Дике – Правда и
Необходимость). Она правит всем небесным
движением.
Эмпедокл и Анаксагор – 3 поколение греч.
философов.
(1 поколение утверждало. Все находится в
состоянии непрерывного изменения. 2.
Изменение невозможно. 3. Некоторые
вещи находятся в состоянии изменения,
другие в состоянии покоя).

23.

Эмпедокл оперирует 4 -мя элементами и 2
силами (объединяющими и их
разъединяющими). Любовь и ненависть /
вражда.
Анаксагор – оперировал бесчисленным
количеством элементов. Существует 1
сила – ум («нус»). Ум направляет все
изменения к цели. Природа – предстаёт
как телеологически направленная.

24. Демокрит (Италийская ветвь философии) – др.греч. ф-ф, материалист.

Разработал свою модель субстанции и изменения.
Основатель атомистики.
Существует 2 первоначала.
1. Атомы (в переводе «individum») в центре сущего Бытия.
- Это маленькие, неделимые частицы, самодостаточные
формы, находятся в постоянном движении по
механистическим причинам в результате столкновения,
т.е. механистический детерминизм.
- Одинаковы по субстанции, т.е. из 1 материи, разные по
формам величине и порядком. Чувственно не
воспринимаются.
- Начало Вселенной.
- Из объединения атомов происходят вещи (тела), из их
разъединения – гибель тел.
2. Пустота – реальна как и атомы, материальна «условие
куда и почему движутся атомы». Она есть бесконечная
непрерывность.

25.

Диалектическое понимание природы (нет верха,
низа, середины, конца). Природа – гигантская
игра в бильярд. Миры возникают в результате
вихря атомов.
4. О бесконечном множестве миров (как и атомов).
Это 1 идея в античной космогонии.
5. О познании :
- Чувственное (тёмное П.) – единственный
источник знаний. В основе познания –
ощущения.
- «Светлое П.» - знание посредством разума, ведёт
к познанию сущности мира, атомов, пустоты.
- «Договор» есть условие возникновения
обычаев, законов, государства.
- Цель жизни – эволюция души (состояние из
огненных атомов).
- Космос Един (пустот нет).
3.

26.

- Люди возникли из земли.
- Человек – атом общего Космоса, миропорядка.
- Демокрит в первые выдвигает мысль, что
движущей силой человеческой истории – нужда, т.
е. материальные потребности людей.
- Отстаивает этику «золотой середины» (умеренности
во всём).
6. Теория познания. В чувственно-воспринимаемых
объектах допускаются атомы (атомы-посредники),
которые отрываются, удаляются от объекта.
Органы чувств воспринимают этих посредников. Из этого
порождаются ошибки восприятия:
1. т.к. атомы органов чувств находятся в беспорядке;
2. Атомы-посредники на пути к объекту (органам чувств)
сталкиваются между собой.
! Знание не может опираться на ощущения. Атомы
постигаются с помощью нашего разума, а не чувств.

27.

ЗЕНОН – др.греч. ф-ф, представитель элейской школы.
1. Изобретатель диалектики – способности ставить
вопросы и ответы на них.
2. Бытие не противоречиво.
3. Сформулировал 4 апории. Апория («безвыходное
положение, трудноразрешимая проблема»). О
противоречии между данными опыта и
мыслительным анализом.
- «Против движения» (о невозможности его
существования). Тезис: движение не может начаться.
О бесконечности деления.
«Ахилл и черепаха».
«Стрела, которая летит» – о бесконечности
пространства.
«Стадии» - о бесконечности времени.
Вывод: «Движения не существует».

28.

Значение элеатов.
Апории Зенона затронули вопрос о
природе пространственно-временного
континуума (с лат. непрерывное,
длительное, сплошное,
последовательное).
Заложили основы классической логики.
В центре осмысления понятие «бытия».
English     Русский Правила