Похожие презентации:
Культура Киевской Руси
1.
Культура Киевской Руси2.
Язык и письменностьКирилл и Мефодий
Язык, на котором говорили жители
Древнерусского государства,
называют древнерусским;
древнерусским
Впоследствии из него возникли
современные восточнославянские
языки — русский, украинский и
белорусский;
Азбука — кириллицакириллица появляется на
Руси только с принятием
христианства, с конца X века;
На Руси появилась письменность, и
многие люди овладели грамотой;
Грамоте обучались служители
Церкви, дети из знатных семей и
дети горожан, а вот большинство
сельского населения оставалось
неграмотным.
3.
КнигиУстав
Книги писали на пергамене,
пергамене который
изготовлялся из кож ягнят, козлят и
ягнят, поэтому на Руси пергамен так
и называли кожей или телятиной;
Пергамен был очень дорогим
материалом, на одну книгу в 300
страниц требовалось 175 телят.
Поэтому нередко на пергамене
писали несколько раз, соскабливая
предыдущий текст;
Писали обработанными гусиными
или утиными перьями, которые
макали в чернила. Написанный текст
просушивали речным песком, и
листы пергамена складывали
несколько раз — получалась книга.
Почерк был прямым, правильным.
Его называют уставом.
уставом
4.
Остромирово ЕвангелиеСо времен Древней Руси осталось мало
книг, древнейшая сохранившаяся книга
— Остромирово Евангелие,
Евангелие его в 1056
-1057 году для новгородского посадника
Остромира написал дьякон Григорий;
Григорий
Помимо своей неимоверной ценности,
Остромирово Евангелие позволяет нам
узнать об изготовлении рукописных книг
в Древней Руси.
Приступая к работе, писец брал стопу
пергаментных листов и тщательно
расчерчивал их параллельными
линиями при помощи тупого шильца.
Рукописи большого формата писали в
два столбца; так написано и
Остромирово Евангелие. В каждом
столбце по 18 строк.
5.
Остромирово ЕвангелиеЕвангелист Марк
Древние рукописи
иллюстрировали и
заботливо украшали.
В Остромировом Евангелии
– три иллюстрации, на
которых изображены
святые евангелисты Марк,
Лука и Иоанн.
Должна быть и четвертая
миниатюра с изображением
апостола Матфея. Видимо
писец не успел ее сделать,
так как оставил для нее
пустой лист
6.
Остромирово ЕвангелиеЕвангелист Лука
Евангелист Иоанн
7.
Остромирово ЕвангелиеДьякон Григорий писал
Остромирово Евангелие
почти 7 месяцев. За день он
успевал написать не более
3 страниц. Это был тяжелый
и изнурительный труд.
Рабочий день длился летом
от восхода и до заката
солнца, зимой же
захватывали и темную
половину дня, писали при
свечах или лучинах. Подчас
писца одолевала дремота, и
он делал ошибки.
8.
Берестяные грамотыМногие на Руси были грамотными, особенно
в городах;
Археологами найдено на данный момент
более 1000 грамот, написанных на бересте
купцами, ремесленниками, посадским
людом;
Ученые нашли такие грамоты в Новгороде,
Пскове, Смоленске и в других городах, в том
числе и в Москве;
На бересте буквы процарапывали острым
шильцом;
Среди берестяных грамот есть и деловые
записи, частные письма и даже любовные
послания;
Замечательна береста, на которой оказались
школьные упражнения мальчика Онфима и
рядом с ними его рисунки;
Немало записей сохранилось на глиняной
посуде, ремесленных изделиях, даже на
стенах храмов.
9.
ЛитератураЛитература сначала была переводная, а затем появляется и собственно
русская.
Переводная литература:
1. Сочинения христианских писателей («отцов церкви»)
2. Сборники изречений известных поэтов, философов, богословов
3. Житийная литература
4. Исторические сочинения
5. Военные повести
6. Дидактическая литература
Русская литература:
1. Летописание
2. Политические трактаты
3. Агиография (жития)
4. Поучения
5. Хожения
10.
Центры создания летописейКиев
Выдубицкий монастырь
Главным центром
летописания был КиевоПечерский монастырь.
Именно здесь была
записана «Повесть
временных лет» монахом
Нестором;
Еще одно важное место
летописания —
Выдубицкий монастырь,
там игумен Матфей
занимался ведением
Киевского свода, в котором
отражены события 1118 —
1198 годов.
11.
Центры создания летописейНовгород
Новгород был крупнейшим городом с развитой
структурой, поэтому стал центром ведения летописей. В
XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал
не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это
время город считался фактически столицей Руси.
Составление началось в XI веке с написания первой
Новгородской летописи.
летописи Всего их создали четыре, но
остальные написаны позднее. В нее были включены:
1. Краткое описание «Русской правды»
2. Краткое описание юридического сборника
3. Описание происходящих событий и процессов
Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир.
Остромир Но
никакой информации о нем история нам не оставила.
12.
Политические трактатыСвятитель Иларион,
Митрополит Киевский
Первый политический трактат, написанный в Древней
Руси, связывают с именем митрополита Илариона.
Трактат называется "Слово о законе и благодати" и
датируется примерно серединой XI в;
Трактат состоит из двух частей, первая из которых
посвящена пониманию соотнесения закона и истины.
Вторая часть трактата, посвящена анализу форм
государственного устройства, характера и содержания
власти.
Иларион возвышает власть верховного руководителя,
передаваемую по наследству. Князь обязан быть
"единодержцем своей земли", а его власть имеет
Божественное происхождение. Однако власть князя не
произвольна - князь несет ответственность перед
своими подданными. Его деятельность должна быть
основана на строгом соблюдении законов и милосердия.
Главными достоинствами правителя должны быть
образованность и высокие морально-этические качества.
В области внешней политики основная задача для него обеспечение мира.
13.
Агиография(Жития)
Древнейшим русским житием было,
возможно, «Житие Антония Печерского»
— монаха, первым поселившегося в
пещере на берегу Днепра.
Впоследствии к Антонию присоединились
Никон и Феодосий,
Феодосий и тем самым было
положено начало будущему КиевоПечерскому монастырю.
«Житие Антония» до нас не дошло, но на
него ссылаются составители «КиевоПечерского патерика».
Во второй половине XI — начале XII в.
были написаны также «Житие Феодосия
Печерского» и два варианта жития
Бориса и Глеба.
14.
ПоученияПомимо «Слова о законе и благодати»
Илариона поучения писали и Феодосий
Печерский, и новгородский епископ Лука
Жидята);
Несколько особняком, как бы вне
традиционной системы жанров, стоит один из
интереснейших памятников литературы
Киевской Руси — так называемое
«Поучение» Владимира Мономаха;
Мономаха
Под этим названием до последнего времени
объединялись четыре самостоятельных
произведения, лишь три из которых, как
выяснилось, принадлежат Мономаху: это
собственно «Поучение», автобиография и
письмо к Олегу Черниговскому.
Заключительный фрагмент памятника —
подборка молитвенных текстов (в основном
выписки из «Триоди постной» и из «Канона
молебного» Кирилла Туровского) — лишь
случайно оказался переписанным вместе с
произведениями Мономаха;
15.
ХоженияХоожение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в
которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения
иностранных земель. Также распространён не совсем правильный вариант названия
— «хождение».
В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались
паломниками,
паломниками посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или
Константинополе;
«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» — древнейшее из русских
описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений
этот памятник начала XII века послужил образцом.
Даниил стремится быть как можно более ясным и точным в своих описаниях; чисто
литературных задач он не ставит перед собой никаких; ухищрений стиля у него нет. И
вместе с тем перед нами прекрасный литературный памятник, проникнутый высоким
пафосом радостного узнавания, написанный рукой человека, умеющего быть
внимательным и способного описать то, что он видел.
Свое путешествие Даниил начинает и оканчивает в Константинополе, ничего
совершенно не говоря ο пути из Руси и на Русь, каковой, очевидно, представлялся ему
всем хорошо знакомым и, во всяком случае, не заслуживающим описания.
Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет.
«Хождение Даниила» было очень популярно в Древней Руси. Оно сохранилось в ряде
редакций и во множестве (около 150) списков.
16.
ФольклорНаряду с письменной
литературой существовало
и устное народное
творчество. Слагались
песни, сочиняли сказки и
былины.
былины Былины
передавались устно от
поколения к поколению.
Записаны они были только
в XVIII-XIX веках.
Основные герои былин – князь Владимир Красно Солнышко (в
нем слились образы двух реальных князей – Владимира
Святославича и Владимира Мономаха), богатыри Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Никитич Алеша Попович.
Попович
Злые силы были запечатлены в образах Соловья-разбойника,
Тугарина Змеевича и других.
17.
АрхитектураКаменное строительство на Руси начинается после принятия
христианства, до этого строили только из дерева. Так как собственных
традиций у русских мастеров не было, то первые постройки возводили
приглашенные византийские мастера.
Прежде всего строились церкви. Из Византии была заимствована
крестово-купольная форма храма.
храма Первая церковь построенная
Владимиром Святым на Руси – Десятинная церковь,
церковь до наших дней не
сохранилась. При Ярославе Мудром византийские мастера построили
Софийский собор,
собор он сохранился до наших дней, но в сильно
перестроенном виде. Храмы Святой Софии были построены также в
Полоцке и Новгороде. Софийский собор в Новгороде, построенный в
середине XI века стал символом Великого Новгорода.
Сохранился также от времени Киевской Руси Спасо-Преображенский
собор в Чернигове и церковь Архангела Михаила в Киеве.
Несмотря на то, что городские стены Киева были сложены из дерева,
центральный вход в город был построен из камня. Это так называемые
Золотые ворота с небольшой надвратной церковью Благовещения. Они
были построены в 1030-х годах и частично дошли до наших дней.
18.
Крестово-купольный храмКрестоово-куопольный
храм — архитектурный
тип христианского храма,
сформировавшийся в
Византии и в странах
христианского Востока в
V—VIII вв.
Стал господствующим в
архитектуре Византии с
IX века и был принят
христианскими странами
православного
исповедания в качестве
основной формы храма.
19.
Софийский собор в Киеве20.
Храм Святой Софии в Полоцке21.
Хра Святой Софии в Новгороде22.
Спасо — Преображенский собор вЧернигове
23.
Золотые ворота Киева24.
Церковь Архистратига Михаила вВыдубицком монастыре Киева
25.
Мозаики и фрески(Монументальная живопись)
Внутри стены украшались мозаикой и фресками.
В Киевской Софии есть замечательные мозаичные
работы, в том числе изображения Богоматери Оранты.
Мозаика - это узор или изображение, выложенное из
однородных или различных мелких частиц (камень,
керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла,
ракушки и тд.).
Фресковая живопись наносилась на стены водяными
красками по сырой штукатурке. Кроме религиозных
сюжетов, есть, например, портреты членов семьи
Ярослава Мудрого, сцены охоты, исторические
картины и т. д.
26.
Богоматерь Оранта27.
Фрескадети Ярослава Мудрого
28.
Иконопись(Станковая живопись)
Живописцы писали и
на досках. Это была
исключительно
церковная живопись –
иконопись. Образцами
служили иконы
византийских
мастеров;
Например, икона XI
века, на ней Святые
Апостолы Петр и
Павел
29.
Святой Георгий30.
Декоративно-прикладноеискусство
Получило большое развитие на Руси. До нас дошли
замечательные ювелирные украшения, украшения икон, книг и т.д.
Мастера использовали очень сложные техники:
1. Зернь – узор припаивали из сотен мельчайших металлических
шариков;
2. Скань – ажурный или напаянный на металлический фон узор из
тонкой золотой или серебряной проволоки;
3. Чернь – черные или темно-серые изображения, нанесенные на
металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов
черневым сплавом (из серебра, меди, серы и др.);
4. Перегородчатая эмаль – расстояния между тонкими золотыми
перегородками заполняли яркой стекловидной массой,
окрашенной окисью металлов в различные цвета – эмалью,
которая при обжиге затвердевала.