Похожие презентации:
Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
1. Тема 05. Философия, е предмет и роль в обществе.
1. Понятие, объект и предмет философии, еёроль в жизни человека и общества.
2. Когда, где и почему возникла философия?
Основные этапы её развития.
3. Основной вопрос философии.
4. Диалектика
и
метафизика
как
противоположные методы в философии.
2. 1. Понятие, объект и предмет философии, её роль в жизни человека и общества
• ФИЛОСОФИЯ (греч., букв.- любовь к мудрости, от «люблю» и«мудрость»), форма общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука
о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
• Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и
место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное,
социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение
человека к миру.
• Как мировоззрение философия неразрывно связана с социальноклассовыми интересами, с политической и идеологической
борьбой. Будучи детерминирована (обусловлена) социальной
действительностью (общественным бытием), она оказывает активное
воздействие на общественное бытие, способствует формированию
новых идеалов и культурных ценностей.
• Философия как теоретическая форма сознания, рационально
обосновывающая свои принципы, отличается от мифологиии и
религии, которые основываются на вере и отражают
действительность в фантастической форме.
3.
4.
5.
6. Философами в древности стали называть людей,
занятых накоплением разнообразных знаний, углубленныхв размышления, в поиски истины, способных мудро решать
трудные вопросы, которые встают перед людьми,
умеющих понимать смысл явлений и событий жизни.
• «Многого знатоками должны быть любомудрые
мужи», - говорил древнегреческий философ Гераклит (ок.
520—460 гг. до н.э.) и вместе с тем утверждал:
«Многознание уму не научает».
• А что же «научает уму»? Мудрость древние философы
видели не просто в том, чтобы собрать разрозненные
сведения о многом. Они считали, что главное состоит в
постижении связи явлений, их причин и оснований, общего
порядка вещей.
7.
8.
9.
10. 2. Когда, где и почему возникла философия? Основные этапы её развития.
11. Философия возникла как принципиально новый исторический тип мировоззрения
12.
13.
14.
15.
16. Второй дофилософский тип мировоззрения - РЕЛИГИЯ
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Возникновение философии (продолжение)
• Философия зародилась одновременно в разных концах света:Индии, Китае, Греции ( в середине 1-го тысячелетия до н/э).
• В этих регионах сложились приблизительно одинаковые
условия жизни и деятельности людей: начался «век железа»,
появились новые средства производства, резко выросла
производительность
труда,
появилась
частная
собственность, произошло деление людей на классы,
возникли товаро-денежные отношения (появление монет –
революция в развитии абстрактного мышления).
• Большое
значение
имели
политические
перемены:
возникновение государства и права, демократизация
общества, появление возможности свободного мышления. В
полной мере это проявилось в передовых полисахгосударствах Древней Греции. Но элементы если не
политической, то духовной свободы были и на Востоке
(Индия и Китай).
25.
26. Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор (580-500 г.г до н/э). Как пишет историк греческой философии
Диоген Лаэртский(конец II - начало III вв.):
«Философию
философией [любомудрием],
а
себя
философом [любомудром] впервые стал называть
Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном
Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам,
может быть только Бог, а не человек. Ибо
преждевременно
было
бы философию
называть
«мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как
если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ
[«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает
влечение к мудрости».
• Из Древней Греции термин «философия»
распространился в странах Запада и Ближнего Востока.
27.
28. Возникновение философии (продолжение)
• Некоторые из философов и философоведов начисто отрицаютвосточную философию в качестве философии. Существует
якобы лишь европейская философия. Восточная философия —
фикция. Так думали Гегель, Хайдеггер и другие.
• Со своей стороны многие представители восточной
философии, особенно индийской, лишь свою философию
считают подлинной.
• Но есть все основания считать, что философия возникла и в
Китае, и в Индии, и в Греции.
• Что же касается стран Ближнего Востока, то там
(Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) была возможность
философии в форме профилософии, особенно в Вавилонии и в
Египте, где высокого уровня достигли протонауки, но эта
возможность не реализовалась из-за персидского нашествия,
когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие
цивилизации и культуры.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37. 3. Основной вопрос философии (ОВФ)
Вся окружающая людей действительность включает в себядва исходных вида явлений:
– материальные, т.е. вещественные явления; они существуют вне
человеческого сознания в виде предметов, процессов и
независимо от него;
– идеальные (духовные), т.е. невещественные явления; они
существуют в человеческом сознании в виде мыслей, чувств и
неотъемлемы от него.
Поскольку, кроме материального и идеального (духовного),
ничего иного в действительности нет, исключительно важно
понять характер их связи между собой. Без этого невозможно
нарисовать общую картину мира, создать то или иное
мировоззрение.
Отсюда вопрос об отношении сознания к материи, духа к
природе, мышления к бытию составляет основной вопрос любой
философии.
38.
39. Две стороны ОВФ
Первая сторона (онтологическая) касается выяснения: что первичнои что вторично – сознание или материя, материальное ли порождает
идеальное (духовное) или наоборот?
Вторая сторона (гносеологическая) касается выяснения: познаваем
ли мир, способно ли сознание составить верные представления о нем.
Философы, считающие материю первичной, а сознание вторичным,
относятся к материалистам.
Философы, считающие первичным сознание и вторичной материю,
относятся к идеалистам.
Материалисты признают познаваемость мира, способность
сознания составить верные представления о нем. Часть идеалистов
считает возможным познать мир, но рассматривает познание не как
проникновение в глубь материи, а как познание или собственных мыслей
(субъективные идеалисты), или некоего порождающего материю
Мирового духа, Мировой идеи (объективные идеалисты).
Часть же идеалистов вообще отрицает возможность достоверного
познания, образуя лагерь агностицизма (от греческого: «а» – не,
«гносис» – знание).
40.
41.
42.
43. Главные черты материализма и идеализма
• Главная черта материализма заключается в стремленииобъяснять мир из него самого, представлять его таким, каков
он есть на самом деле, без всяких прибавлений и выдумок.
• Главная черта идеализма, напротив, заключается в отказе и
неспособности объяснять мир из него самого, в искажении
подлинного положения дела.
• Поэтому материализм соответствует научному знанию и, как
правило,
служит
прогрессивным
силам
общества,
заинтересованным в правдивом взгляде на действительность
для ее успешного преобразования в интересах большинства.
• Идеализм же противоречит научному знанию и, как правило,
служит реакционным силам общества, заинтересованным в
обмане большинства для сохранения над ним своего
господства.
44. Марксистско-ленинская философия базируется
напрочных
и
безусловных
материалистических основаниях, исходит из
первичности материи и вторичности сознания.
• Согласно марксистско-ленинским воззрениям,
материя есть то, что составляет всю
объективную реальность.
• Она естественна, посюстороння, вечна, её
никто никогда не создавал и никаких
нематериальных,
сверхъестественных,
потусторонних сил в мире не существует.