Философия Владимира Соловьева
Будучи аскетом Соловьев имел вид изможденный. Густые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону. Его часто
Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации “Кризис западной философии. Против
Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве
Мировая душа
Софиология
Концепция богочеловечества
Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути одухотворения. Этот процесс занимает весь исторический период жизни
“Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте”.
«Ум, одолевший собственные сомнения, не делает сердце равнодушным к чужим заблуждениям.»
777.09K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Владимира Соловьева

1. Философия Владимира Соловьева

ПОДГОТОВИЛА УСОВА ВИКТОРИЯ

2. Будучи аскетом Соловьев имел вид изможденный. Густые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону. Его часто

принимали за духовное
лицо

3. Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации “Кризис западной философии. Против

позитивизма” (1874). Западная
философия находится в тупике. Неверие в бога
опустошает душу человека.Полагая, что
русская философия – связующее звено между
Западной и Восточной культурой, Соловьев
выступил за осуществление “универсального
синтеза науки, философии и религии”. Этот
синтез, по его убеждению, обеспечит "цельное
знание" жизни. Предметом "цельного знания"
выступает "Истинно-Сущее", "Абсолют".
Сущностью Абсолюта является Всеединство.
Предметом целостного знания являются
“истинно-сущее”, т.е. Абсолют или Бог.

4. Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве

Всеединство - это свободное объединение в
Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и
является единым, но в то же время заключает в себе
всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и
Второй Абсолют (Космос). Первый Абсолют
представляет законченную сущность, а Космос
находится в стадии становления. Первый Абсолют
может быть познан непосредственно, то есть в
мистическом смысле, а Второй Абсолют - с
помощью философской науки и философии, так
как он есть разнообразие вещей и процессов.
Первый Абсолют ведёт к возникновению отдельных
объектов, но чтобы мир не превратился в
разобщённое и рассогласованное бытие,
Соловьёв вводит деятельность Мировой души,
Софии и Богочеловечества, которые выступают
посредниками между множеством реально
существующих предметов природы и Первым
Абсолютом.

5. Мировая душа

Для обоснования непрерывной изменчивости бытия, Соловьев,
наряду с идеями, вводит такое активное начало как мировая
душа, которая выступает субъектом всех изменений в мире.
Основным признаком ее является особая энергия, которая
одухотворяет все существующее. Однако мировая душа
действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в
божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог
дает мировой душе идею всеединства как определяющую
форму всей ее деятельности.

6. Софиология

Божественная и вечная идея
всеединства в системе Соловьева
получила название Софии–мудрости.
София – ключевое понятие
философской системы Соловьева.
Поэтому его учение носит также
название софиология. Понятие
Софии заимствовано Соловьевым из
неоплатонизма. Но он придает этому
понятию своеобразную
интерпретацию. Понятие Софии
вводится Соловьевым для того, чтобы
заявить, что мир – это не только
творение Бога, безусловно, ему
инородное. Основой и существом
мира является “душа мира” – София,
которую следует рассматривать как
связующее звено между творцом и
творением.

7. Концепция богочеловечества

Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по
Соловьеву, выступает Иисус Христос. Его образ служит не только
идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей
целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется
социология Соловьева. Целью и смыслом всего исторического процесса
является одухотворение человечества, соединение человека с Богом,
воплощение богочеловечества.

8. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути одухотворения. Этот процесс занимает весь исторический период жизни

человечества.
Человечество придет к торжеству мира и
справедливости, правды и добродеятели, когда его
объединяющим началом станет воплощенный в
человеке Бог, переместившийся из центра вечности в
центр исторического процесса. Таким образом,
человек оказывается необходимым Богу для
завершения творения мира. Этим положением
Соловьев подчеркивает конструктивную мощь
человеческого духа, обусловленную генетическим
родством с Софией – мировой душой.

9. “Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте”.

Три абсолютные ценности – благо, истина и
красота – всегда образуют единство,
смыслом которого является любовь. Любовь –
эта та сила, которая подрывает корни всякого
эгоизма, всякой отдельности.Истинная любовь
– это воссоединение в Боге, это платоническая
любовь по преимуществу, это истинная
духовность, что, собственно, и обеспечит
спасение, воссоединение человека и вместе
с тем приобщение его к вечности, то есть
преодоление им смерти. Для Соловьева
гарантом спасения человечества является
любовь, единение добра, истины и красоты.

10. «Ум, одолевший собственные сомнения, не делает сердце равнодушным к чужим заблуждениям.»

Таким образом, философия Соловьева впитала в себя
основные тенденции русской религиозной философии XIX века
и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В
системе Соловьева сложился классический понятийный
аппарат, причем он использовал русские православные
термины, наполняя их философским содержанием. Ни один из
предшественников Соловьева не изложил своих взглядов в
систематической форме. Соловьев за 20 лет написал ряд
больших философских работ. Собрание его сочинений
насчитывает 16 томов, но полностью его произведения у нас не
опубликованы. Западу Соловьев доступен лучше, чем нам. Вл.
Соловьев единственный русский философ – классик.
English     Русский Правила