Похожие презентации:
Введение христианства на Руси
1. Введение христианства на Руси
Выполнил студен 1 курсаИнститута Истории и культуры
Одегов В. В.
Группа ПИсОб-11
Преподаватель: Костина Е. Г.
2. План
I. ВведениеII. Легенда о выборе веры
III. Этапы крещения Руси
IV. Причины принятия христианства
V. Принятие христианства на Руси
VI. Значение принятия христианства
VII.Заключение
VIII.Библиография
3. I. Введение
Всем доподлинно известно, что до принятия христианства Русьбыла языческой. Такую веру часто называют ведической. Суть такой
религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность,
существует чёткая иерархия богов, каждый из которых отвечает за
определённые явления в жизни людей и природы.
4. Князь Владимир Святой долгое время поклонялся языческим богам и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения пониман
Князь Владимир Святой долгое время поклонялсяязыческим богам и долгие годы старался привить
стране правильное с его точки зрения понимание
язычества: в 980 году он в корне разрушил
устоявшуюся иерархию (главные боги - Род, Лада,
Сварог и т.д) и назначил новую, где главным божеством
для славян назначался Перун - бог грома и молний.
Перун
5. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молилис
Это полностью разрушило постулаты язычества. В результатеподнялась волна народного гнева, поскольку люди, которые
долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт,
что князь собственным решением утвердил Перуна главным
божеством.
Так провалилась первая религиозная реформа Владимира I.
Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры.
6. II. Легенда о выборе веры
Укрепление государства,усиление позиций единого
князя – всё это становилось
возможным, если народ верит
в единого Бога.
Владимир выбирал новую
религиозную систему из
нескольких вариантов:
ислама, иудаизма,
католицизма... И лишь после
их сравнения, Великий
князь остановился на
христианстве в его
византийском виде.
Владимир I Святой
7. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трёх монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства.
8. Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавист
Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущихгурий пленило воображение сластолюбивого князя, но
обрезание казалось ему ненавистным обрядом и
запрещение
пить
вино
уставом
безрассудным.
‘’ Вино, - сказал он, - есть введение для русских; не
можем быть без него’’. “Веселие Руси есть питие, без
пития Руси не быти”,- так ответил он на соблазны
мусульман.
9. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле.
Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. ‘’ВИерусалиме’’, - ответствовали проповедники, - но Бог во
гневе своем расточил нас по землям чуждым’’. ‘’И вы,
наказываемые Богом, дерзаете учить других?’’сказал Владимир. ‘’Мы не хотим подобно вам
лишиться своего отечества’’.
10. Таким образом, на выбор Владимиру оставалось только христианство и две его ветви - римское и византийское.
Таким образом, на выбор Владимируоставалось только христианство и
две его ветви - римское и византийское.
11. Князь отказался принять предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Послы не
Князь отказался принять предложение, сделанноепосланцами папы римского, сославшись на то, что и его
бабка отвергла католичество. Послы немецких
католиков говорили ему о величии невидимого
Вседержителя
и
ничтожности
идолов.
Князь
ответствовал им: ’Идите обратно’’. Отцы наши не
принимали веры от папы.
12. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присла
Толькопроповедь
представителя
православной
византийской церкви произвела на него благоприятное
впечатление. Безымянный философ, присланный
греками, опровергнув не во многих словах другие веры,
рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого
и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа,
первых людей, избранного народа, искупление
христианства, семи соборов…
13. … и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженны
… и в заключении показал ему картину СтрашногоСуда, с изображением праведных, идущих в рай и
грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный
сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’ Благо
добродетельным и горе злым!’’ ‘’ Крестися, ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми’’.
14. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Возвратившись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослу
Но Владимир не спешил с решением и отправил своихпослов в разные страны. Возвратившись в Киев, послы
говорили князю с презрением о богослужении
магометан, с неуважением о католическом и с
восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой
человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от
горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”.
Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев.
“Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был
лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех
людей, не вздумала бы принять его”.
15. И вот, в результате сравнения, Византийская религия полностью устроила Великого князя и он решил быть христианином и приложил все усилия, ч
И вот, в результате сравнения, Византийская религияполностью устроила Великого князя и он решил быть
христианином и приложил все усилия, чтобы утвердить
христианство на Руси.
16. III. Причины принятия христианства
• монотеистическая религия;• единое государство, один великий князь, один
всемогущий бог;
• приобщение к общеевропейским реалиям;
• гуманность;
• укрепление семьи;
• помощь в развитии: культуры, письменности,
духовной жизни;
• оправдание соц. неравенства;
• отказ от язычества - нет разделения власти князя с
волхвами.
17. IV. Этапы крещения Руси
1. Крещение Руси, которое, какизвестно, произошло при
Владимире I, было не первым
знакомством Руси с
христианством. Существует
широко известное предание о
посещении святым апостолом
Андреем Первозванным
территории будущей Руси в I
веке н.э. В «Повести
временных лет» сообщается о
проповеди апостола Андрея
на месте будущего Киева.
18.
2.С 863 года начинается
Моравская миссия
братьев-просветителей
Кирилла и Мефодия: по
приказу византийского
императора Михаила
знаменитые проповедники
христианства были
отправлены к славянам
для обучения
православному
вероучению.
19.
3. Итогом похода на Константинополь в 866-867 гг. киевских князейАскольда и Дира стало «Фотиево крещение»: князья и их
дружина крестились. После их смерти процесс христианизации
замедлился.
Фотий
20.
4. Мудрейшая княгиня Ольга подготовила почву дляутверждения христианства на Руси, крестившись в 959 году.
Также христиане были среди дружинников Игоря.
Ольга
Игорь
21. V. Принятие христианства на Руси
Князь Владимир с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес).Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой
византийского царя Василия II Анной. По возвращении князя с
дружиной и новоявленной княгиней в Киев, он отдал приказ о
ниспровержении старых богов и о необходимости собраться
всему населению Киева в определенный день и час к берегу
Днепра, где и было совершено крещение.
22. Также существует версия, что Владимир крестился после того, как оказал поддержку византийскому императору Василию II в разгроме устроившег
Также существует версия, что Владимир крестилсяпосле того, как оказал поддержку византийскому
императору Василию II в разгроме устроившего в 989
году восстание Варды Фоки, провозгласившего себя
императором.
Василий II
Варда Фока
23. Так или иначе, официальной датой крещения Руси является 988г. – князь Владимир Святой велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти
Так или иначе, официальной датой крещения Русиявляется 988г. – князь Владимир Святой велел
киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в
реку, на берегу стояли священники и совершали святое
таинство
крещения.
24. Крещение Новгорода (991г.) было более сложной задачей, так как Новгород воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева и оказал ож
Крещение Новгорода (991г.) было более сложнойзадачей, так как Новгород воспринимал крещение как
попытку подчинить его воле Киева и оказал
ожесточенное сопротивление крещению.
25. Народ встретил враждебно новую веру и её служителей. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на неско
Народ встретил враждебно новую веру и её служителей.Христианство насаждалось насильственно, и христианизация
страны затянулась на несколько столетий. В конце XI в. во время
народного восстания был убит ростовский епископ Леонтий; в
середине XII в. вятичи убили киевского миссионера Кукшу.
Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в
народной среде.
Леонтий
Иоанн Кукша
26. Тем не менее, началось строительство храмов и монастырей.
Князь пригласил изВизантии
образованных
священников, открыл
церковные школы.
27. Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из государственных доходов. На протяжении XI в. были основа
Церковные учреждения на Руси получили большиеземельные
пожалования
и
десятину
из
государственных доходов. На протяжении XI в. были
основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской
земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, ПереяславлеЮжном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В
Киеве возникло несколько крупных монастырей.
Собор Георгия Победоносца (г. Юрьев-Польский)
28. Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая
Десятиинная цеирковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы)в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства,
воздвигнутая на месте кончины русских первомучеников Феодора
и его сына Иоанна.
29. VI. Значение принятия христианства
1. Укрепление международного авторитета КиевскойРуси;
2. Укрепление власти князя в стране;
3. Развитие христианской культуры, которая пришла в
страну вместе с религией;
4. Изменился быт людей. Церковь запретила
жертвоприношения, многоженство, кровную вражду
и иные языческие традиции;
5. Освоение Византийского культурного наследия.
Развитие культуры, создание памятников,
появление письменности.
30. VII. Заключение
Введение христианства было прогрессом всравнении с язычеством. Вместе с
христианством русские получили некоторые
элементы более высокой византийской
культуры, приобщились, как и другие
европейские народы, к наследию античности.
Введение новой религии повысило
международное значение древней Руси.
31. VIII. Библиография
Интернет-источники:• Принятие христианства на Руси и её значение:
http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm;
• Всемирная История в десяти томах:
http://www.history-at-russia.ru/x-xii-veka/prinyatie-xristianstva-na-rusi.html;
• Выбор веры
http://www.coramdeo.ru/Vybor_very.html.
Литература:
• Фроянов И. Я. «Начало христианства на Руси»
[Ижевск: Удмуртский университет, 2003г.];
• Сухов А. Д. «Введение христианства на Руси»
[Издательство: Мысль, 1987г.];
• Афанасов А. А. «Владимир Святой и проблема выбора
монотеистической религии».