9.53M
Категория: ИскусствоИскусство

История кинематографа

1.

4. Экранный язык в изобразительном искусстве.
(7 часов)
Синтетическая природа фильма. Изображение, звук, текст. 05.02.19
Знать: историю создания фильма от братьев
Люмьеров до наших дней, особенности немых,
черно-белых и цветных фильмов, мастеров
российского кинематографа таких, как С.М.
Эйзенштейн, А.А. Тарковский, С.Ф. Бондарчук, Н.С.
Михалков и их произведения.
Научится: понимать условность происходящего на
экране, приводить аргументы ее проявления и
использовать адекватные языковые средства для
отображения своих мыслей.
Получит возможность научиться: анализировать
сочетание изображения со звуком и спорить не
враждебным для оппонентов образом.
Фронтальная - постановка цели и
учебных задач для усвоения знаний о
синтетической природе фильма.
Групповая
– выведение понятия
«визуальное искусство» и обсуждение
изобразительной
и
синтетической
природы экранных искусств.
Индивидуальная

выполнение
кроссворда на тему экранных искусств.

2.

3.

История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года, когда на бульваре
Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа.
«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп,
skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции
изображений, распространенный в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе.
Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
Наибольшим успехом волшебный фонарь пользовался в Англии, где во второй
половине XIX века действовали залы, где с использованием спецэффектов проводили
демонстрацию образа из множества объективов на облака дыма, произведённого с
помощью машин (отсюда: «туманные картины», «дым-машины»). Изобретение и
развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с
фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованные
сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил свое значение,
положив начало всей проекционной технике. Волшебные фонари сохранялись лишь в
мюзик-холлах как аттракционы омбраманов или теневиков.
Изображения размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом.
Поздние фотографические изображения были колорированы. Среди последних в XIX
в. был распространен жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием
актеров иллюстрированные рассказы на определенную тематику.

4.

ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ
Волшебный фонарь для
проецирования изображений
на вертикальный экран стал
широко известен в XVII веке.
Он в упрощении представлял
собой ящик с
увеличительной трубой и
светильником внутри. Сзади
этого светильника стоял
рефлектор-отражатель, между
трубой и ящиком была щель,
где ставился тушью
нарисованный кадр. При этом
изображение было статичным.

5.

ПЕРСИСТЕНЦИЯ
Инерция зрения (персистенция, от лат. persisto — постоянно пребывать,
оставаться) — особенность зрительного восприятия дискретных
последовательных событий, которые кажутся непрерывными. Так, например,
когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких
положений одного и того же горящего факела. Кинескопный телевизор, если он
имеет частоту кадров 50 герц, имеет мерцание, но из-за инерционности нашего
зрения мы этого мерцания не видим.
Таким образом, персистенция — это способность глаза соединять быстро
сменяющиеся изображения в одно — неподвижное. Именно на этом принципе
устроен кинематограф, поскольку любое изображение (в кино или на экране
монитора) представляет собой множество быстро сменяющихся изображений.
Длительность эффекта персистенции зависит от интенсивности света, отражаемого
или излучаемого предметом, а также цвета.

6.

ТАУМАТРО́П
Тауматро́п (от др.-греч. θαῦμα — чудо и τροπή — вращение) — игрушка, основанная на
оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесёнными
с разных сторон, они воспринимаются как один. Была особо популярна в
Викторианскую эпоху.
Жорж Садуль утверждает, что создателем тауматропа является Джон Гершелл. Ещё в
1824 году он поспорил со своим другом Чарльзом Беббиджем, что сможет показать ему
одновременно две стороны золотой гинеи. Он вращал монету на ребре, а Беббиджа
попросил поместить глаз на её уровне. Обе стороны монеты слились воедино.
В 1825 Генри Фиттон (англ. William Henry Fitton) и доктор Пари, популяризируя этот
опыт, превратили его в детскую игрушку, получившую имя тауматроп.
Жозеф Плато о тауматропе: Надо нарисовать два различных предмета на двух
сторонах картонного диска таким образом, что если начать вращать этот диск с
большой скоростью вокруг его диаметра, как вокруг оси, слияние восприятий двух
рисунков создаст третий. Если с одной стороны нарисовать птицу, а с другой —
клетку, то птица будет казаться помещенной в клетку и т. д.
Дэвид Брюстер упоминает следующие сюжеты тауматропа:
•Арлекин появлялся около Коломбины;
•всадник появлялся на лошади;
•голова турка появлялась на обезглавленном туловище;
•составляли две половинки слова или письма.

7.

ФЕНАКИСТИСКОП

8.

ФЕНАКИСТИСКОП
В 1832 году Жозеф Плато создал прибор оптического обмана, который позже был
назван фенакистископом. Сам Жозеф охарактеризовал свое изобретение так:
«…принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана
съёмка или проецирование фильмов». Прибор состоит из картонного диска с
прорезанными в нем отверстиями, на котором изображены различные фигуры. Во
время вращения диска перед зеркалом фигуры, которые просматриваются в зеркале
через 12 отверстий диска, начинают совершать движения в зависимости от задумки
иллюстрации. Хотя, казалось бы, что они будут вращаться вместе с диском.

9.

В 1833 году Плато наклеил на диск, заключенный в специальный ящик, картинки,
последовательно изображающие позы танцующей балерины. Через специальное
окошко можно было увидеть, как во время вращения вместо нескольких картинок,
появлялась фигурка, плавно двигающаяся в танце.
Фенакистископ Эдварда
Мейбриджа (1893)

10.

Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг
Макс Роджер. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок.
Прибор Фарадея назывался фенакистископом. К аппарату прилагался ряд
последовательных картинок. Ранее учёный Жозеф Плато занимался разложением
движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки
эти труды, ему до завершения фенакистископа оставалось совсем немного. В
результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное
изображение) длительностью несколько секунд.

11.

https://zagge.ru/udivitelnyj-fenakistiskop-animaciya-proshlogo/

12.

13.

ЗООТРО́П
В 1834 году английским математиком Уильямом Хорнером (англ. William George
Horner) был сконструирован зоотроп — наиболее примечательная трансформация
фенакистископа.
Зоотро́п (от др.-греч. ζωή «жизнь» + τροπή «вращение») — устройство для
демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на
персистенции, то есть инерции человеческого зрения. Изобретателем зоотропа
считается Уильям Джордж Хорнер, но упоминания о подобном приборе встречаются в
китайских летописях от 180 года н. э.
В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном,
открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся
горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая
помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять,
десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух
дюжин. — Жорж Садуль
https://www.youtube.com/watch?v=xGelJMvzEDE

14.

ЗООТРОП

15.

16.

КИНЕ́ ОГРАФ
Кине́ограф (Kineograph) — приспособление
для создания анимированного изображения,
состоящего из отдельных кадров,
нанесённых на листы бумаги, сшитые в
тетрадь. Зритель, перелистывая особым
способом тетрадь, наблюдает эффект
анимации. Кинеография является одной из
форм мультипликации.
Название кинеограф запатентовано
в 1868 году англичанином по имени Джон
Бернс Линнет. В 1894 году пионер
кинематографа Макс Складановски
использует кинеограф для просмотра своих
первых пробных съёмок.
В 1897 году англичанин Генри Уильям
Шорт наладил массовое производство
кинеографа под патентованным
названием ФИЛИОСКОП, снабдив его
металлическим футляром и рычагом,
облегчающим перелистывание страниц.

17.

18.

ПРАКСИНОСКО́П
«Оптический театр», 1882 г.
https://zagge.ru/udivitelnyj-fenakistiskop-animaciya-proshlogo/

19.

Праксиноско́п (греч. πράξιν— «действие» и σκοπέω — «смотрю») —
оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков,
запатентованный Эмилем Рейно (фр. Emile Reynaud) 30 августа 1877 года.
Созданный на основе зоотропа и фенакистископа,
праксиноскоп стал ещё одной докинематографической технологией.
Прибор состоит из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров.
На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами.
В центре цилиндра размещена зеркальная призма, число сторон которой соответствует
числу миниатюр.
Внутренний радиус призмы составляет половину радиуса цилиндра.
При этом каждая миниатюра отражается в соответствующей грани призмы таким
образом, что отклонение грани при вращении компенсирует смещение изображения,
обеспечивая его неподвижность между сменами. За счёт такой оптической компенсации
при вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения.
Специальный деревянный кожух со смотровым окном и декоративной панелью с
изображёнными на ней театральными кулисами усиливает эффект и носит название
«оптический театр».
В честь первого показа "светящихся пантомим" Рено в 1892 году 28 октября отмечается
как Международный день анимации. Праздник был утверждён АСИФА в 2002 году.

20.

21.

22.

ЗООПРАКСИСКОП
В 1878 году губернатор Калифорнии
Леланд Стэнфорд и фотограф Эдвард
Мейбридж провели эксперимент по
фотофиксированию галопа лошади.
Каждый из фотоаппаратов снимал
отдельную фазу движения лошади на
белом фоне стены, подчёркивающей
силуэт. Это была первая попытка
разложить движение на фазы. В
дальнейшем Мэйбридж увеличил число
фотоаппаратов до 24, а полученные
снимки использовал в изобретённом им
зоопраксископе, дававшем движущееся
изображение.

23.

Зупра́ксископ (англ. zoopraxіscope от др.-греч. ζῷον — животное, живое + πράξις —
деятельность, движение + σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — прибор для «воспроизведения
движущихся картинок» — ранний аппарат для наблюдения движущегося изображения,
изобретённый Эдвардом Мейбриджем в 1879 году. Двумя годами ранее, в 1877 году,
Мейбридж на ипподроме в Калифорнии осуществил эксперимент, построив вдоль беговой
дорожки специальный участок — «фотодром». С одной стороны располагалась длинная
белая стена, а с другой — 12 кабин с фотоаппаратами, к затворам которых присоединялись
нити, протянутые поперёк трека. Пробегающая лошадь разрывала ногами одну за другой
нити, приводя в действие очередной фотоаппарат. Так получались снимки
последовательных фаз движения. Для фотосъёмки использовался мокрый коллодионный
фотопроцесс, требующий приготовления фотопластинок непосредственно перед съёмкой.
Отдельные кабины для фотоаппаратов предназначались для того, чтобы 12 помощников
одновременно готовили фотоматериал для съёмки. Их работа начиналась по сигнальному
свистку, обеспечивая синхронную готовность. Нити затворов не всегда рвались лошадью,
что приводило к опрокидыванию фотокабин вместе с операторами. Появление сухих
броможелатиновых фотопластинок позволило отказаться от такого сложного устройства
установки. Этот эксперимент подтолкнул Эдварда Мейбриджа к изобретению
зупраксископа (сначала прибор получил название зужироскоп англ. Zoogyroscope).
Устройство схоже с фенакистископом. Внутри аппарата находилась стеклянная катушка, на
которой были намотаны снимки различных фаз движения людей или животных. При
прокручивании катушки создавалось ощущение движения объекта в окошке устройства.
Данный аппарат послужил основой для более известного устройства — кинетоскопа,
изобретённого в 1891 году Томасом Эдисоном и ставшего первым коммерческим прибором
для демонстрации фильмов.

24.

Хронофотографический аппарат Лонда с 12 объективами. 1891 год

25.

«хронофотографическая камера»
Хронофотография скачущей лошади Сэлли Гарднер, 1878 год

26.

Хронофотография прыжка с шестом на общем снимке Жана Марэ

27.

Изначально хронофотография создавалась для детального изучения быстрых
движений различных объектов, главным образом, человека и животных.
Позднее технология использовалась в судебной практике и
для фиксации результатов спортивных состязаний.
Хронофотографический снимок представляет собой набор из нескольких
фотографий, собранных на одном отпечатке (негативе) или изготовленных
отдельно друг от друга.
Каждый из отдельных снимков фиксирует объект съёмки в одной фазе движения.
В случае съёмки методом мультиэкспозиции все фазы размещаются на одном общем
снимке, отображая разные положения объекта съёмки относительно неподвижных
предметов.

28.

Фильмоско́п
Фильмоско́п — принятое в СССР название
диапроекторов, специально
предназначенных для демонстрации
рулонных диафильмов с размером кадра
18×24 мм.
В отличие от диапроектора фильмоскоп
имеет упрощённую конструкцию,
элементарное обслуживание и значительно
более низкую стоимость. Благодаря этому в
Советском Союзе эти устройства получили
широкое распространение, в том числе
в детских дошкольных учреждениях.
Универсальные фильмоскопы, допускающие
просмотр одиночных слайдов, также
служили заменой дорогих автоматических
диапроекторов. Современные фильмоскопы
изготавливаются в виде детской игрушки,
управление которой доступно ребёнку.

29.

МУТОСКОП
Мутоскоп (англ. Mutoscope) — ранняя
технология кинематографа, получившая успех в
виде торговых автоматов для просмотра коротких
движущихся кинороликов. Устройство изобретено
бывшим помощником Эдисона и создателем
«Кинетофона» Уильямом Диксоном, но патент
получен 21 ноября 1894 года на имя соавтора
Германа Каслера из-за сложных отношений Диксона
с бывшими работодателями. Как и «Кинетоскоп»,
мутоскоп не предполагал проекции изображения на
экран, позволяя просматривать картинки
через окуляр единственному зрителю. Однако из-за
особенностей конструкции изображение в окуляре
было крупнее и качественнее, чем у кинетоскопа.
Будучи дешевле и проще в обращении, мутоскоп
получил большую популярность и широкое
распространение на рынке рубежа XIX—XX веков.
Мутоскоп в музее Херн-Бэй

30.

МУТОСКОП
Мутоскоп действовал по принципу кинеографа. Отдельные кадры ролика были обычно
чёрно-белыми фотографиями, отпечатанными на жёстких и гибких непрозрачных
картах. Карты были закреплены по принципу перелистывающегося каталога, как в
устройстве Rolodex. Ёмкость составляла около 850 карт, что соответствовало примерно
минуте просмотра. Размер блока с картами формата 7×4,75 см составлял 25
сантиметров. Мутоскопы оснащались монетоприёмником, автоматически запускающим
просмотр. Перелистывание снимков, освещаемых электрической лампой,
осуществлялось вручную специальной рукояткой. Каждая машина имела только один
блок фотографий с единственным коротким роликом, описанным в рекламной табличке
на корпусе мутоскопа.
В отличие от кинетоскопа с его недолговечным успехом, век мутоскопа оказался гораздо
продолжительнее. Как развлекательный автомат устройство оставалось популярным во
времена звукового и цветного кинематографа.
Мутоскопы выпускались в США с 1895 по 1909 год компанией American Mutoscope and
Biograph Company, затем, с 1920 по 1949 год, компанией International Mutoscope Reel
Company. Благодаря надёжности конструкции устройства служили по несколько
десятилетий, оставаясь работоспособными. Мутоскопы были особенно популярны на
прогулочных пирсах в Великобритании до 1971 года, когда в обращение были введены
монеты десятичной системы: старые машины не принимали их и в большинстве своём
были после этого уничтожены.

31.

КИНЕТОСКО́П
Кинетоско́п (англ. Kinetoscope, от
греческого «кинетос» — движущийся и
«скопео» — смотреть) — ранняя
технология кинематографа для показа
движущегося изображения, изобретённая
в 1888 году Томасом Эдисоном.
В отличие от современного кинопроектора,
кинетоскоп не давал возможности
коллективного просмотра на экране, а был
предназначен для индивидуального
зрителя, наблюдавшего изображение
через окуляр.
Устройство Кинетоскопа

32.

«Кинетофон» и зритель в наушниках
В 1894 году Томас Эдисон передает
разработки кинематографа Уильяму
Диксону.
Под руководством Эдисона Диксон
изобретает аппарат «кинетоскоп». Этот
аппарат был так устроен, что «движущиеся
картинки», которые он демонстрировал, мог
наблюдать только один человек.
Кроме того, в кинетоскопе применялся не
покадровый показ, а постоянная прокрутка
— что создавало у зрителя при просмотре
впечатление размытия изображения.
На основе кинетоскопа была создана первая
в мире киносеть, принёсшая за год
150 тысяч долларов прибыли. 35-мм
киноплёнка, использованная для
кинетографа и кинетоскопа, дожила без
существенных изменений до нашего
времени.
Соотношение сторон кадра 1,33:1 было
стандартом до появления звукового кино.

33.

Кинетоскоп представлял собой деревянный ящик, внутри которого была натянута на
роликах киноплёнка, склеенная в кольцо и непрерывно движущаяся мимо окуляра,
расположенного на верхней крышке аппарата. Смазывание изображения,
наблюдаемого через окуляр на освещённой электролампой киноплёнке,
предотвращалось обтюратором с малым углом раскрытия. Эдисон планировал также
создать кинетоскоп для просмотра объёмных изображений по аналогии с
появившимся стереоскопом, но из-за начавшейся конкуренции с другими
устройствами, вскоре отказался от этой идеи.
Одним из главных недостатков конструкции, обусловившим индивидуальный
способ просмотра, была низкая световая эффективность. Из-за непрерывного
движения киноплёнки мимо окуляра, кинетоскоп требовал очень коротких вспышек
света для получения хотя бы относительной устойчивости изображения. Это лишало
возможности обеспечить достаточную яркость при проекции на экран. Предпринятые
после первых успехов аппарата Эдисона многочисленные попытки других
изобретателей усовершенствовать его, увенчались появлением «Синематографа»
братьев Люмьер, в котором плёнка двигалась прерывисто при помощи грейфера.

34.

СИНЕМАТО́ГРАФ
Аппарат «Синематограф» в музее
Института Люмьеров, Франция

35.

СИНЕМАТО́ГРАФ
Синемато́граф (фр. Cinématographe от греч. κινημα, род. п.
κινηματος —
движение и греч. γραφω — писать, изображать; то есть «записывающий
движение», изначально «Проекционный кинетоскоп» фр. Kinétoscope de
projection) — аппарат для записи и воспроизведения движущегося изображения,
созданный братьями Люмьер.
13 февраля 1895 года ими получен патент под номером 245032 на «аппарат, служащий
для получения и рассматривания изображений». Устройство представляет собой
универсальный проекционный, съёмочный и копировальный аппарат для
изготовления кинофильмов на перфорированной целлулоидной 35-мм киноплёнке.
Впервые «Синематограф» был представлен зрителям 22 марта 1895 года в Париже, а
первый платный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в одном из залов «Гранкафе» на бульваре Капуцинок дом.
День первого коммерческого показа считается официальной датой рождения
кинематографии как вида искусства.
На бульваре Капуцинок демонстрировалось несколько роликов
продолжительностью 45-50 секунд, снятых весной 1895 года.
Среди них был комедийный сюжет «Политый поливальщик», однако не было
знаменитого ролика «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», который
демонстрировался позже, в 1896 году. Вопреки легенде, зрители не пытались покинуть
свои места, видя надвигающийся на них поезд.

36.

Аппарат Люмьеров, совмещённый с
фонарём для проекции

37.

Братья Люмьер решили строить бизнес не на продаже киноаппаратов, а на создании
сети кинотеатров. Люмьеры предоставляли франшизу, и их партнёры
организовывали кинопоказы, оплачивали труд киномехаников и аренду аппаратов,
закупали киноматериал (всего Люмьер отсняли за три года несколько сотен
одноминутных лент). Поначалу бизнес шёл успешно (была создана киносеть по
всему миру), однако через несколько лет братья столкнулись с жёсткой
конкуренцией, поскольку количество кинотеатров быстро росло.
В 1898 году Люмьеры приняли решение прекратить свою кинодеятельность и
вернуться к совершенствованию фототехнологий (включая создание цветного
фото).

38.

Выполнить тауматро́п, фенакистископ или кинеограф.
Выбрать фильм для общего обсуждения с точки зрения кинорежиссуры,
операторской работы и актерской игры.
English     Русский Правила