Похожие презентации:
Скандинавская школа дизайна
1. СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА
Дизайн и «традиционныеценности»
2. ИСТОКИ
3.
Один из символов скандинавскогодизайна появился, когда никакой
Скандинавии еще и не было. Дело
в том, что этот топоним вошел
в обиход только в конце XVIII века,
когда основанная в 1775 году
датская мануфактура The Royal
Porcelain Factory уже вовсю
выпускала свою продукцию. Как
и многие другие народы, датчане
позаимствовали у китайцев роспись
синей краской по белому
фарфору — первой продукцией
мануфактуры стала посуда с тонким
цветочным узором Blue Fluted Plain.
Предприятие с тех пор сменило
название на Royal Copenhagen, но
сервиз с узнаваемой вязью из синих
цветков и веточек продается по сей
день.
4.
В 1771 году на шведском престолеоказался король Густав III — и сразу
же отправился в Париж. Во Франции
скандинавский монарх обрел
не только политическую поддержку,
но и источник вдохновения — в 1980е годы в результате его вояжей
в Швеции появились Королевская
опера, Академия, Королевский театр.
Густав также вознамерился устроить
свою резиденцию по образу Версаля.
Швеция была богатой страной, но все
же не такой, как Франция. И далеко
не такой солнечной. Поэтому
в местном варианте пышные
дворцовые интерьеры стали проще,
легче и светлее. Так родился стиль,
который мы теперь называем
густавианским.
5.
Задолго до Луиса Салливена,Фрэнка Ллойда Райта и уж тем
более Вальтера Гропиуса шейкеры
утверждали, что «практичное красиво» и что «функция
определяет форму». Полагая, что
время необходимо экономить для
общения с Господом, уже в начале
XIX века шейкеры наладили
массовое производство мебели с
использованием промышленных
технологий. Шейкеры максимально
упростили народную английскую
мебель, очистив ее от декора,
сделав легче, прочнее и удобнее.
Вероятно, именно шейкеры завезли
из Англии конструкцию креслакачалки, покорившей Америку. На
продажу мебель производила всего
одна из девятнадцати коммун, но
высочайшее качество и
практичность сделали ее
популярным брендом.
6. ПЕРСОНАЛИИ
7.
• Ключевой фигурой в развитиискандинавского дизайна стал АЛВАР ААЛТО,
о котором мы говорили в контексте
интернационального стиля в архитектуре и
дизайне.
8. Поуль Хенингсен
• Поул Хеннингсен (Poul Henningsen, 9.09.1894 —31.01.1967) — датчанин, интеллектуал-провокатор и
скандальный журналист, автор легендарных
светильников PH и Artichoke, навсегда вошедших в
«золотую» коллекцию дизайна XX века.
• Поул неустанно ставил эксперименты по созданию
светильника, который давал бы мягкий, рассеянный
свет без бликов – свет не должен ослеплять. Он делал
многослойные абажуры из концентрических колецрефлекторов, с разными профилями, отражавшими свет
под разными углами и скрывавшими саму лампочку.
Снизу он красил их матовой краской, сверху —
глянцевой, чтобы мягкий свет равномерно отражался от
внешней поверхности.
9. Поуль Хенингсен
«Когда, бывало, вечерами я проезжал по городу наверхнем этаже трамвая и заглядывал в светящиеся окна
копенгагенцев, я содрогался от ужаса, насколько же
мрачны были их жилища. Мебель, стилизованные ковры с
орнаментами, — все это не имело значения по сравнению
с тем, как было организовано освещение. Создать
правильное освещение в интернете с финансовой точки
зрения ничего не стоит, но требует соответствующего
уровня культуры, — писал он в своих заметках. — Люди,
словно дети, получившие новые игрушки: они тут же
готовы выбросить все культурные достижения и начать
оргию. Электричество дало им возможность барахтаться в
свете».
10. Поуль Хенингсен
В конце 1920-х и в 1930-е Хеннингсен был редакторомжурнала Kritisk Revy — левого, полемического издания, в
котором он регулярно выступал с резко-критическими,
вызывавшими возмущение обывателей, обзорами,
которые в народе прозвали PH-ревю. Хеннингсен
симпатизировал коммунистам и социал-демократам,
обличал фашизм, высмеивал ханжество, мещанство,
морализаторство и даже выступал за сексуальную
революцию. Он писал блестящие театральные рецензии и
киносценарии, а в 1935 году снял документальный фильм
«О Дании», сатирически показав в нем повседневность
своей страны. Саундтреком служил авангардный для того
времени джаз. Сегодня фильм считается классикой
датской документалистики.
11. Поуль Хенингсен
• Artichoke, пожалуй, самое известное творениеПоула Хеннингсена, был спроектирован в 1958 году
для копенгагенского ресторана Langelinie Pavillonen,
который до сих пор функционирует на знаменитом
копенгагенском прибрежном променаде недалеко
от Русалочки, и хеннингсоновские светильники попрежнему украшают его интерьеры. Сначала они,
правда, назывались Koglen — по-датски «шишка».
Заказчики хотели, чтобы светильники в их
заведении давали такой же красивый мягкий свет,
как другие модели Хеннингсена, и при этом
выглядели бы, как подвешенные к потолку
абстрактные скульптуры.
12.
13.
14.
15.
16. Кай Бойесен
• У дизайнера и краснодеревщика Кая Бойесена в Копенгагенебыла мастерская, где он с 1932 года до конца 1950-х делал
игрушки: фигурки животных, людей разных профессий,
машинки и многое другое. Все фигурки (в том числе и самая
известная из них — обезьянка) собраны из элементарных
геометрических элементов — призм, сфер, простых фигур
вращения.
• Все игрушки Кая Бойесена – из дерева. Он считал, что игрушка
должна излучать теплоту, ее «линии должны улыбаться». Уже
более 60 лет эти обезьянки – любимые игрушки датских детей.
Они переходили по наследству следующему поколению детей.
А для взрослых деревянные игрушки Бойесена являются
предметом коллекционирования.
• С 2011 года игрушки Бойесена производит компания Rosendahl.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Йозеф Франк
• Франк, хотя и проектировал многоквартирные дома, не былсторонником такой формы жилья. Он пропагандировал более
соразмерные человеку поселки таунхаусов. В 1919 году он
построил в предместье Вены рабочую деревню Ortmann: улицы
белых модернистских двухэтажных домов с балконами,
террасой на крыше, собственным садом. В центре поселка
находились школа, библиотека, спорт-зал и клуб. К сожалению,
до наших дней поселок не дожил. У Франка были свои
представления о том, что делает человека счастливым, и они
шли вразрез с идеями «Баухауза», Ле Корбюзье и других
функционалистов. Не дом-машина, стандартизация и
индустриализация, упрощающая быт, не просчитанные по
науке жилищные единицы, а комфортная, ориентированная на
человека архитектура.
23. Йозеф Франк
• В 1925 году Франк и его коллега Оскар Влах основали дизайнбюро «Дом и Сад», где проектировали частные дома,интерьеры и мебель. Франк придавал огромное значение
созданию индивидуальной среды обитания — комфортной,
яркой, эмоциональной, красивой. Он мог «собрать»
изысканный интерьер из антикварных вещей и ковров,
дополнив его лишь несколькими сделанными на заказ
предметами. Уже тогда занялся дизайном тканей — много
позже это станет его основным доходом. Но пока он в первую
очередь знаменитый архитектор. В 1929–1930-х годах Франк и
Влах создали свой звездный проект — виллу для фабриканта
Беера в Вене, на улице Венцгассе, 12. Она считается эталоном
венской частной архитектуры конца 1920-х годов. «Хорошо
спроектированный дом похож на прекрасные старинные
города, где легко ориентируется даже чужестранец, ни у кого не
спрашивая дорогу, находит и ратушу, и рыночную площадь», —
писал Франк в своем манифесте.
24. Йозеф Франк
После прихода к власти в Германии нацистов неспокойно стало и в Австрии, и
Франк в 1934 году эмигрирует в Швецию, на родину жены. В 49 лет ему
предстояло начинать жизнь с чистого листа, ведь в Швеции его мало кто знал.
Но ему повезло: основательница очень известной мебельной марки Svenskt
Tenn Эстрид Эриксон пригласила его к сотрудничеству. Все, что создавал
Франк следующие двадцать лет, он делал для этой компании: изящную
мебель, навеянную классическими и восточными традициями; фантазийные
ткани с завораживающими орнаментами, реальными и выдуманными
экзотическими растениями и животными.
В архивах Svenskt Tenn осталось 160 эскизов тканей, 40 из которых сейчас в
производстве, и 2000 эскизов мебели (70 предметов производится до сих
пор). На Всемирных выставках в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939-м
интерьеры, созданные Франком, стали называть «шведским вариантом
модернизма». В 1941 году, когда нацисты подступили к Швеции, Франк
уезжает в США. В 1944 году Эстрид Эриксон получает от него подарок на свое
50-летие — посылку с 50 эскизами тканей, полных ничуть не менее радостных
и волшебных образов.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Ханс Вегнер
• Ханс Вегнер (Hans Wegner) родился в 1914 году в городеTønder, Дания, где он получил начальное образование и
подготовку в качестве столяра.
• В 1943 году Ханс Вегнер открыл свой собственный офис
и выпустил первый стул "The Chinese Chair". Дизайн
этого стула, наряду со стулом "Round chair", будет
служить основой для многих его поздних работ.
• У стула не может быть "обратной стороны, он должен
хорошо смотреться под любым углом", эти слова
цитируются как сказанные Хансом Вегнером.
• В 1950-60-е годы Hans Wegner выпускает множество
ярких моделей: кресло-бык, кресло-ракушка, креслодельфин.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. Майя Исола
1951 году основательница Marimekko Арми Ратиа вместе с мужем Вильо
купила фабрику Printex и переименовала ее, составив название из финского
словосочетания «платье Марии». Одним из работников Printex была Майя
Исола. После того как фабрика перешла к новым хозяевам и поменяла
название, Исола продолжила там работать: всего за свою карьеру она
разработала около пятисот орнаментов для ткани.
В 1957 году одежду и ткани Marimekko показывали на Миланской триеннале,
в 1958-м — на Всемирной выставке в Брюсселе, в 1959-м их стали продавать в
США. В 1960-м в американский магазин зашла Жаклин Кеннеди и купила семь
платьев, после чего (во всяком случае, с точки зрения американцев) эта
финская марка прославилась на весь мир.
«Unikko» («Маки» в переводе с финского) — самый известный орнамент
Marimekko. Корпоративная легенда о его появлении хорошо известна.
Рассказывают, что Майя Исола придумала его назло начальнице: Арми Ратиа
говорила, что Marimekko никогда не будет использовать цветочные мотивы.
Тогда в 1964 году Майя Исола разработала целую серию цветочных
орнаментов, и, когда Арми Ратиа увидела их, она передумала и взяла в
производство сразу несколько (некоторые источники сообщают, что восемь)
— так они были хороши. «Маки» — один из них.
41.
42.
43.
44.
45. Кааре Клинт
• Клинт известен как отец современного датского дизайнамебели. Сын архитектора, он с ранних лет интересовался
дизайном, но свой первый предмет мебели Кааре создал
только в 26 лет. За свою более чем плодотворную карьеру
Клинт «воспитал» многих известных дизайнеров, например,
Борге Могенсена и Дженса Рисома.
• ааре Клинт считал, что не существует таких задач, которые бы
не были успешно решены в прошлом. Клинт и его ученики
изучали рациональный опыт конструкций прошлого, не стала
исключением и практичная мебель шейкеров и ортогональные
линии миссионерского стиля. Многие датские дизайнеры
послевоенной эпохи перерабатывали американский опыт,
создавая собственные версии аскетичной мебели, которая
обрела популярность на рынке США, так как воспринималась
чем-то очень знакомым и родным.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53. Грета Гроссман
• Расцвет дизайнерского гения Греты МагнуссонГроссман приходится на 40-е и 50-е годы прошлого века.На пике творчества её работы выставляются во многих
музеях по всему миру, в числе которых Музей
Современного Искусства в Нью-Йорке и Национальный
Музей в Стокгольме.
• 1940-х годах Гроссман делала торшеры с гибкими
основаниями и обтекаемыми формами, прежде чем
они стали популярными в 1950-х, использовала
практичные поверхности из ламината. Она ввела моду
на асимметрию и «стройные» металлические ножки,
построила четырнадцать домов с фундаментами на
сваях, раздвижными панелями и умной складной
мебелью.
54.
55.
56.
57.
58. Феномены: IKEA
IKEA — шведская производственно-торговая группа компаний, являющаяся
одним из крупнейших в мире ритейлеров по продаже товаров для дома и
мебели. Оборот компании за 2016 год превысил 36 млрд евро. Компания
длительное время входит в число «Лучших мировых брендов» (средняя
позиция в рейтинге — 26 место), а в последнем рейтинге «Самых дорогих
брендов мира» IKEA заняла 55 место со стоимостью бренда 18,08 млрд. долл.
США.
Основателем компании IKEA является шведский бизнесмен Ингвар
Кампрад. Он родился в семье фермеров, и все детство провел, работая в
сельском хозяйстве. Члены семьи Кампрада и до него пытались вести бизнес,
но особых дивидендов он не приносил. Зато, благодаря этому, уже с детства
Ингвар неплохо ориентировался в торговле. В юности он пробовал торговать
спичками и рыбой.
В 1943 году, вложив все свои сбережения и одолжив деньги у отца,
семнадцатилетний Кампрад открывает магазин IKEA, название которого
является аббревиатурой, составленной из начальных букв его имени и
фамилии и названий фермы и деревни, где он родился и вырос. На выбор
специализации магазина повлияла ситуация в стране. Найти хорошие и
недорогие хозяйственные вещи, предметы первой необходимости и мебель
было практически нереально.
59. Феномены: IKEA
• Шведская фирма предложила покупателю целостную концепциюобустройства жилища (мебель и всевозможные аксессуары плюс
советы по дизайну), и эта идея оказалась гениальной. По словам
аналитика Planet Retailer Брайана Робертса, недорогую мебель
продавали и другие, но именно IKEA предложила весь спектр товаров
для дома в одном огромном магазине (более 10 тыс. наименований
продукции, представленной в виде привлекательных экспозиций).
• «Наша бизнес-философия основана на процессе демократизации. Мы
производим качественные и красивые вещи, которые стоят дешево и
доступны для большинства людей. Думаю, это имеет
непосредственное отношение к демократии». Это привело и к
рождению понятия «демократический дизайн».
• «Мы пропагандируем шведский дизайн — яркий, легкий и
функциональный. Я все время повторяю, что мы не учим бельгийцев
покупать бельгийские шкафы, они справятся с этим самостоятельно.
Мы можем учить тому, что является скандинавским, что отвечает
нашему образу жизни»