Похожие презентации:
Народы России в первой половине XIX века
1. Народы России в первой половине XIX века.
Учитель истории и обществознанияМБОУ «Приморский ЦО»
Некачайло С.И.
2. Какие территории вошли в состав России в начале XIX века?
3. Заполните таблицу.
РелигияПравослав Католи
ные
ки
христиане
…
…
Территория
проживания
народы
особенности
Сформулируйте основы национальной
государственной
политики в Российской империи.
….
4.
• Российская империя объединяла в себе множествонародов. Государственная власть учитывала культурное
и религиозное многообразие разных регионов страны,
народы России сохраняли свое своеобразие: язык,
религию, традиции, обычаи.
• Но единство страны ослаблялось стремлением ряда
народов к большей самостоятельности или полной
независимости.
5. Польское восстание 1830-1831 гг.
• Когдаи
как
Польша вошла в
состав России?
• Закономерно
ли
было
это
восстание?
• Отметьте
повод,
особенности
и
итоги восстания.
Герб Польши во время
восстания.
6.
Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше. Г. Б. Вундер.Какие настроения были в русском обществе?
7.
• Какиетерритории еще
были охвачены
восстанием?
• Узнайте
имена
руководителей
восстания
и
командующих
русскими
войсками.
8. Кратко…
Дата17 (29) ноября 1830 — 9 (21) октября 1831
Причина
•Недовольство русским управлением в Западном
крае;
•Планы польского национально-освободительного
движения возродить Речь Посполитую в границах
1772 года.
Повод
•Намерение Николая I направить польские войска
на подавление бельгийской революции.
Итог
Последствия
Подавление восстания.
•Отмена Конституции Царства Польского;
•Упразднение Сейма, роспуск армии, введение
русского языка в делопроизводство, конфискация
имений восставших, закрытие университетов в
Варшаве и Вильно.
9.
Эмилия Плятер - графиня, участницаноябрьского восстания 1830 года, в ходе
которого
сначала
организовала
и • «Перед хатою в пуще стояли
Егеря в самом строгом порядке,
возглавила небольшой партизанский отряд,
Часовые же вход охраняли:
а затем была командиром роты литовских
Умирал их полковник в той хатке.
(белорусских) пехотинцев. Ближе к концу
Из селений крестьяне сбегались:
восстания
Эмилия,
которой
едва
Вождь известен был сельскому
исполнилось
двадцать
пять
лет,
люду,
неожиданно заболела и скоропостижно
О здоровье его все справлялись.
умерла.
И
простой
народ
плакал
повсюду…
• Но по-женски красив отчего же
Этот воин почивший?.. О, Боже,
Что за грудь!.. Ах, сомнений нет
больше:
Хорошо
всем
известная
в
Польше,
Это
дева,
герой-агитатор,
Вождь повстанцев — Эмилия
Плятер. «Смерть полковника»
А. Мицкевич.
Это интересно…
10. Эмилия Плятер в битве под Шавлями. В. Коссак.
11. Почему Пушкин так сказал?
«ПольскийПрометей».
Худ. Орас
Верне.
А.С. Пушкин 1 июня 1831 года писал Вяземскому: «…их надобно
задушить и наша медленность мучительна. Для нас мятеж
Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная
распря, мы не можем судить её по впечатлениям европейским,
каков бы ни был впрочем наш образ мыслей…»
12. Объясните сатирический рисунок Чарльза Джозефа де Вильерса «Покой царит в Варшаве».
13.
Польскоецарство
лишилось
всех
элементов
самостоятельности, превратившись в одну из губерний
Российской Империи.
Английская карикатура.
14. Кавказская война (1817-1864 гг.)
• В результате каких событий территории Кавказавошли в состав России?
• Почему горцы выступали против российской власти?
15. Определите основные районы военных действий.
16. Этапы войны. Отметьте ее особенности.
I1817-1819
II
1819-1824
III
1824-1828
IV
1828-1833
V
1834-1859
VI
1859-1864
Преобладание партизанской войны горцев. Жесткая
политика наместника А. Ермолова, создание крепостей,
переселение горцев на равнину.
Объединение правителей Дагестана против царских
войск, начало организованных действий с обеих сторон.
Восстание Б. Таймазова в Чечне. Возникновение
мюридизма. Назначение генерала И. Паскевича новым
командующим.
Создание
имамата
(горского
мусульманского
государства), начала газавата (священной войны против
«неверных»).
Имамат Шамиля. Военные действия с переменным
успехом.
Пленение
Шамиля
генералом
А.
Барятинским(1859 г.)
Окончательное подавление сопротивления горцев.
17.
Противники....Магомед Ярагский — основатель
мюридизма на Кавказе, учитель
имамов Дагестана и Чечни.
Шамиль – имам северного
Кавказа с 1834 г.
18.
• «Народ! Знайте, что пока земля нашапопирается ногами русских, до тех
пор не будет нам счастья; солнце
будет жечь поля наши, не орошаемые
небесною влагою, сами мы будем
умирать как мухи, и когда
предстанем на суд Всевышнего, что
скажем ему в своё оправдание? Я
послан от Бога спасти вас. Итак, во
имя Его призываю вас на брань с
неверными. Газават русским! Газават
всем, кто забывает веру и святой
шариат! Не жалейте ни себя, ни
детей, ни имущества; мы не можем
быть побеждены. С этой минуты мы
начинаем священную войну и я буду
вашим газием. Готовьтесь!»
Гази- Мухаммад
(Кази – Мулла) –
первый имам
Дагестана и Чечни
(1828 г) .
19. Это интересно…
На подвластной территории Шамиль создал округа во главе снаместниками (наибами). Основными статьями пополнения казны
были: военная добыча, подворная, пастбищная и хлебная подати,
штрафы за нарушение предписаний шариата. Головной убор (чалма)
свидетельствовал о социальном положении мусульманина: наибы
носили чалму жёлтого цвета, муллы – зелёного, палач – чёрного,
простые люди – белого цвета. Шамиль запретил музыку, песни,
танцы, употребление вина и табака.
Каждый десятый двор направлял в войско имама вооружённого
всадника, содержать которого обязывались другие девять дворов.
Кроме отличавшейся боеспособностью и мобильностью конницы
формировалось ополчение. На военную службу брали мужчин в
возрасте от 16 до 60 лет. За храбрость, проявленную в боях,
награждали, трусы не знали пощады. Смертной казнью карались
измена, дезертирство, неподчинение воле имама. «Мы не деньгам
служим, а Богу, – говорил имам. – Пока в нас есть хоть капля жизни,
мы должны воевать с неверными, и Бог вознаградит нас».
20. Горцы. Франц Рубо.
«От вершин Кубани ….живут …народы под общим названием закубанцев,известные, воинственные, редко спокойные. Против центра линии лежит
Кабарда…коей жители, почитаемые храбрейшими между горцами, нередко по
многолюдству своему отчаянно противостояли русским в кровопролитных
сражениях…» А. Ермолов.
21.
Чеченец. Лезгин.Литография. XIX в.
Джарский аварец.
Г. Гагарин.
22.
Горцы. Походныерисунки
Т. Горшельта.
23.
Противники....Дж. Доу. Портрет
А. П. Ермолова.
Фельдмаршал князь
А. И. Барятинский.
Худ. Е. И. Ботман.
24.
Русские солдаты.Походные
рисунки
Т. Горшельта.
25. Ф. Рубо. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет.
26. Ф. Рубо. Штурм аула Ахульго.
Ф. Рубо. Штурм аула Ахульго.27.
«…Ниже по течению Терека живутчеченцы, самые злейшие из разбойников,
нападающие на линию. Общество их
весьма малолюдно, но чрезвычайно
умножилось в последние несколько лет,
ибо принимались дружественно злодеи
всех прочих народов, оставляющие
землю
свою
по
каким-либо
преступлениям. Здесь находили они
сообщников,
тотчас
готовых
или
отмщевать за них, или участвовать в
разбоях, а они служили им верными
проводниками в землях, им самим не
знакомых. Чечню можно справедливо
назвать гнездом всех разбойников…» Из
записок А. П. Ермолова во время
управления Грузией.
28. Ф. Рубо. Кавказская конная разведка.
"Кавказ - это огромная крепость, защищаемая полумиллионнымгарнизоном. Штурм будет стоить дорого, так поведем же осаду» А.
Ермолов.
29. Оставление горцами аула. П. Грузинский.
…Изгнание горцев из их трущоб и заселение Западного Кавказа русскими, таковбыл план войны... Русское население должно было не только увенчать покорение
края, оно само должно было служить одним из главных средств завоевания...
Генерал Р.А. Фадеев.
30. Разные лица войны…
«…Горят аулы; нет у них защиты….Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель;
Он убивает старцев и детей,
Невинных дев и матерей
Ласкает он кровавою рукою…»
М.Ю. Лермонтов.
« Из всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали
жители аулов, и их голодные партии проходили страну в разных
направлениях, рассеивая на пути своем больных и умиравших;
иногда целые толпы переселенцев замерзали или заносились
снежными буранами, и мы часто замечали, проезжая, их кровавые
следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него
человеческие трупы. Фонвилль, «Последний год войны Черкесии
за независимость»
31. М.Ю. Лермонтов, Г.Г. Гагарин. При Валерике. 12 июля 1840 г.
32.
«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полкас мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была
убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани.
Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе,
окрестил ее, дал ей имя св. Нины и положил ей на зубок
значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до
совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько
процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала
дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою" Из книги
М.Н. Чичаговой "Шамиль на Кавказе и в России"
«Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную
только ей: как завоеванные народы, так и добровольно
присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в
таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными
русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от
западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная
тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными
русского царя. Между ними принципиальной разницы по
национальности не делалось». Историк-эмигрант А. Авторханов.
33.
…И смолкнул ярый крик войны:Все русскому мечу подвластно.
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь,
Ни очарованные брони,
Ни горы, ни лихие кони,
Ни дикой вольности любовь!
А.С. Пушкин. "Кавказский пленник".
«Так
же трудно поработить чеченцев и другие народы
края, как сгладить Кавказ. Это дело исполняется не
штыками, но временем и просвещением…» М.Ф. Орлов.
34. Теодор Горшельт. “Штурм аула Гуниб”.
35.
«Мы сказали Шамилю, что главнокомандующий просит его, чтобыон пришел, и что не будет никакой измены. Но Шамиль уже
приготовился защищаться, положив перед собой шашку и заткнув
полы за пояс. Он решился умереть, а потому отвечал нам: «Вы
должны сражаться, а не говорить мне, чтобы я шел к
главнокомандующему! Я хочу сражаться и умереть в этот день».
Кази-Мухаммад же сказал Шамилю: «Я не хочу сражаться, я выйду
к русским; а ты, если хочешь, то дерись!» Шамиль очень
рассердился; даже женщины, которые находились в мечети с
оружием в руках, стали стыдить и ругать Кази-Мухаммада за его
трусость, а некоторые проклинали его. В таком положении мы
оставались до четырех часов. Затем, Шамиль, видя измену сына,
согласился идти к главнокомандующему. Мы все обрадовались.
Одев Шамиля, мы посадили его на лошадь, причем он, обратясь к
детям своим, сказал им: «Будьте покойны теперь, Кази-Мухаммад и
Мухамад-Шафи! Вы начали портить дела мои и докончили их
трусостью». Шамиль выехал из селения в сопровождении пеших
мюридов…». Секретарь Шамиля Гаджи-Али.
36. «Имам Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским, 25 августа 1859 года». А. Д. Кившенко.
Найдите оценки Шамиля как полководца игосударственного деятеля. Узнайте о судьбе сыновей
Шамиля.
37. Семейство Шамиля, рисунок В. Ф. Тимма с фотографий.
Семейство Шамиля, рисунок В. Ф. Тимма сфотографий.
38. Итоги войны.
• Увеличение территории за счёт присоединения СевероЗападного Кавказа, Чечни и горного Дагестана.• Массовая миграция населения: горцы покидали
обжитые места, а на их место переселяли семьи казаков
и российских крестьян.
• Завершение междоусобиц и рабства.
• Развитие промышленности, торговли, оживление
хозяйственной жизни, создавшей предпосылки для
развития на Кавказе капитализма.
• Проведение политики, не соблюдающей интересы
кавказских народов, что положило начало русофобии.
Оцените итоги войны с точки зрения перспектив
развития межнациональных отношений России и
народов Кавказа.
39.
«Ни одно другое государство на земле не содержит такой мешаниныи такого многообразия населяющих его жителей: русские и татары,
немцы и монголы, финны и тунгусы проживают здесь в
невероятном отдалении друг от друга и под различными небесами
как сограждане одной державы, одного государства, спаянные друг
с другом политическим устройством страны, но до крайних
контрастов различные и непохожие друг на друга по их физической
природе, языку, религии, образу жизни и нравам». Г. Шторх.
А значит…