Музыка XIX века.
Спасибо за внимание!
1.08M
Категория: МузыкаМузыка

Музыка XIX века

1. Музыка XIX века.

2.

19 в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы.
Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая
глубокую индивидуальность потенциала композиторов. Суть
романтизма наилучшим образом проявляется в музыке.
Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира
душевных переживаний человека, оттенки его персонального
чувствования, составляют основу современного концертного
репертуара. Романтизм – не просто лирика, но господство чувств,
страстей, душевных стихий, которые познаются лишь в уголках
собственной души. Подлинный художник выявляет их с помощью
гениальной интуиции. В 19 в. музыка раскрывается не в статике, а в
динамике, не в отвлеченных понятиях и рациональных конструкциях,
а в эмоциональном опыте человеческой жизни. Эмоции эти не
типизируются, не обобщаются, а субъективируются в каждый миг
музыкального воспроизведения. Для романтиков «мыслить звуками»
– выше, чем «мыслить понятиями», и «музыка начинается тогда,
когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).

3.

Музыканты подчеркивают связь с родиной, черпают вдохновение в народных
пластах музыкальной культуры. Так формируются национальные
музыкальные школы, обнаруживая государственную принадлежность каждого
композитора-романтика и своеобразие его стиля: Карл Мария Вебер в опоре
на немецкий народный мелос и сказку создал национальную оперу (Вольный
стрелок, 1821); Михаил Иванович Глинка – русскую (Жизнь за царя, 1836);
инструментальные и вокальные сочинения Франца Шуберта наполнены
австрийскими мелодиями и бытовыми танцами (лендлер, вальс), а в области
вокальной музыки, он, как и Роберт Шуман – создатели нового жанра
немецкой песни Lied; не только мазурки и полонезы для фортепиано, но все
сочинения Фридерика Шопена, обосновавшегося в Париже, пронизаны
интонациями его родины – Польши; будучи венгром, Ференц Лист в
постоянных странствиях по всей Европе создал Венгерские рапсодии для
фортепиано и претворил ритмы венгерского танца вербункош; творчество
Рихарда Вагнера основано на немецкой мифологии и философии; Эдвард Григ
черпал вдохновение в норвежских образах, танцах и песнях; Иоганнес Брамс
опирался на традиции немецких полифонистов и создал Немецкий реквием;
Бедржих Сметана и Антонин Дворжак – на славянский мелос, Исаак Альбенис
– на испанский.

4.

Карл Мария Вебер
Михаил Иванович Глинка

5.

Музыкальная драма продолжала развиваться в Италии, а «мода» на
итальянские оперные постановки сохранялась повсюду. Оперными
кумирами были: в первой половине века Джоаккино Антонио Россини,
во второй – Джузеппе Верди. В оперном искусстве возникает
направление, близкое к литературному – веризм
(П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини).Однако севернее опера
предстает в новом виде, окрашенная национальным эпосом, сказкой,
мифом. Создается тип романтической оперы (Ундина Э.Т.Гофмана,
1813, Вольный стрелок Вебера, 1820, тетралогия Кольцо Нибелунга
Вагнера, 1852–1874) – противоположной итальянским и французским
операм реалистического, лирического, комического и исторического
планов (Севильский цирюльник Россини, 1816; НормаВ.Беллини,
1831; Гугеноты Дж.Мейербера, 1835; Ромео и Джульетта Ш.Гуно,
1865; Любовный напиток Г.Доницетти, 1832; Риголетто,
1851, Травиата, 1853, Аида, 1870, Фальстаф, 1892
Верди; Кармен Ж.Бизе, 1875).

6.

Джоаккино Антонио Россини
Джузеппе Верди

7.

Композиторы-романтики чувствовали разлад с
действительностью, стремились «укрыться» от
враждебного им мира в вымысле или прекрасной
мечте. В музыке начинают фиксироваться тонкие
душевные колебания, страстные поры, изменчивость
настроений – отражение реальных треволнений и
жизненных судеб музыкантов, сложившихся порой
трагически. Близкой композиторам стала
инструментальная миниатюра, создаются ее новые
фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн,
прелюдия, циклы программных пьес, баллада,
получившие особое развитие в творчестве
выдающихся пианистов (Шумана, Шопена, Листа,
Брамса).

8.

19 в. – век торжества фортепианной «литературы».
Совершенствуется не только конструкция
фортепиано, но и техника игры на нем, раскрывается
его способность к созданию певческой кантилены,
выразительных мелодических линий. Ритмика
композиторов освободилась от «оков»
классицистских цезур и строгой мерности
танцевальных фигур. Романтические композиции
наполнились импровизационной
непринужденностью, когда мелодия следует за
изменчивостью движений чувств, как задумал автор
и как способен чувствовать исполнитель.
Усиливается роль нюансировки и роль музыкального
исполнительства.

9.

В творчестве поздних романтиков (Листа, Вагнера) усиливается роль
лейтмотива («ведущего мотива») в качестве повторяемой, узнаваемой
характеристики образа. Оркестр в операх Вагнера приобретает особое
значение, поражая не только красочностью, сколько дополнительной
смысловой нагрузкой, приобретаемой за счет разработанной автором
системы лейтмотивов (мотив царства Грааля в опере Лоэнгрин, 1848).
Порой из них «соткана» музыкальная ткань оркестра, и они
сознательно или на подсознании «расшифровываются» слушателями,
как в сцене встречи Тристана с Изольдой (Тристан и Изольда, 1865),
где сменяют друг друга мотивы: «жажда любовного свидания»,
«упование», «торжество любви», «ликование», «сомнение»,
«тревожное предчувствие» и др). Созданный Вагнером прием
соединения не законченных тем-мелодий, а небольших и
разнообразных по выразительности интонационно-гармонических ее
«отрезков» (мелодий-«лоскутков»), станет ведущим в тематизме
композиторов начала 20 в.

10.

Рихард Вагнер
Ференц Лист
English     Русский Правила