Похожие презентации:
Кинизм. Киническая философия
1. Киники
Киническая философия возниклав период кризиса античного
полиса и завоевала симпатии
людей, не нашедших своего места
в официальной системе
общественнных отношений
(«маргиналов» на языке
современной науки).
2. Особенности кинизма (1)
Идеал – абсолютная свобода;концентрация внимания на пороках общества;
непризнание авторитетов;
асоциальность, отрицание культуры, нигилизм;
добровольное самоограничение, отверженность,
одиночество, скитания;
минимизация потребностей, нищенский образ жизни,
попрошайничество;
восхваление физической и духовной бедности, крайний
аскетизм;
3. Особенности кинизма (2)
критика идеалистическихфилософских учений, книжной
мудрости, понятийной формы
познания;
агрессивность в отстаивании своих
взглядов;
космополитизм, отсутствие
патриотизма;
в современную эпоху большое сходство с философией
киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи.
4. Одним из основателей школы киников был Диоген Синопский древногреческий философ 412 до н. э.- 323 до н. э.
5. Диоген Синопский (2)
Фундаментальных философских трудов не оставил, однаковошел в историю своим скандальным поведением и
образом жизни.
Выдвинул лозунг: « Без общины, без дома, без отечества»;
Вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
Отвергал брак;
Жестоко высмеивал сторонников традиционного образа
жизни;
Не признавал ни каких законов, кроме закона природы;
Гордился своей независимостью от внешнего мира, живя
попрошайничеством;
Идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
6. Образ жизни
• Он не селился ни у кого из гостеприимцев, а стал жить подоткрытым небом; изрядно потрескавшаяся от времени бочка (а
точнее: большая глиняная амфора для хранения жидкостей и зерна
— по-гречески «пифос») служила ему убежищем и пристанищем;
• был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы
его словам, не изменять вида, данного ему природой;
• был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был
исподлобья;
• ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда
Диоген вешал свою котомку странника;
• ко всем он относился с язвительным презрением;
• его собственноручные сочинения: «О любви»; «Государство»
(«Политая»); «Эдип»; «Фиест». (Трагедия);
7.
8. Диоген Синопский в своем жилище
9.
Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришелв Афины. Там он застал Антисфена, основателя школы
киников, с ним он общался охотно, хваля его учение,
полагая, что только оно раскрывает истину и может
принести пользу людям.
Диоген утверждал: Антисфен научил меня различать,
что является моим и что мне чужое. Богатство,
имущество — не мои; родные, близкие, друзья, слава,
привычные ценности, общение с другими — все это —
чужое. Что же принадлежит тебе? — Твои
представления. Они абсолютно свободны, никому не
подвластны, никто не может им ни помешать, ни
заставить воспользоваться иначе, чем я этого хочу.
10. Из жизни Диогена
ФилософияДиогена –
поступки,
эпатирующие
общественные
нравы и
побуждающие
к рефлексии.
11.
- Ищучеловека, а не негодяя.
/Такой ответ Диоген дал, когда его, озабоченно что-то
разыскивающего днем с зажженным фонарем, спросили о
том, что он делает./
Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ,
он замахнулся палкой: «Я звал людей, а не дерьмо». Для
того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или
петлю.
Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое
животное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и,
принеся его в Академию, объявил:
«Вот человек Платона».
/После этого к определению было добавлено: «И с
широкими ногтями»./
12.
Беседа Диогена с АлександромМакедонским: - Я — великий
царь Александр.
- А я, — ответил Диоген, —
собака Диоген.
- И за что тебя зовут собакой?
- Кто бросит кусок — тому
виляю, кто не бросит — облаиваю,
кто злой человек — кусаю.
- А меня ты боишься? — спросил
Александр.
- А что ты такое, — спросил
Диоген, — зло или добро?
- Добро, — сказал тот.
- А кто же боится добра?
Наконец, Александр сказал:
- Проси у меня чего хочешь.
- Отойди, ты заслоняешь мне
солнце, — сказал Диоген и
продолжил греться.
13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПо иронии судьбы Александр умер в один
день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.,
съев сырого осьминога и заболев
холерой; но есть и такая версия, что
смерть наступила “от задержки дыхания”.
На могиле Диогена в Коринфе был
установлен памятник, изображающий пса.
14. Антон Павлович Чехов о Диогене:
• Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумениюжизни, и полное презрение к глупой суете мира — вот, блага,
которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя
бы вы жили за тремя решетками.
• Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных.