Похожие презентации:
Философия Фридриха Ницше
1. Философия Фридриха Ницше: основные идеи
Выполнил: студент 1 курса гр.292Блинова Олеся Сергеевна
2. Фридрих Ницше (1844-1900). Начало.
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 г. в саксонскомгородке Рекен в семье протестантского священника. Он получил
блестящее гуманитарное образование сначала в школе, а затем в
Боннском и Лейпцигском университетах. Едва достигнув возраста 24
лет, он получает должность профессора классической филологии в
университете г. Базеля (Швейцария). Столь благополучно
складывавшаяся вначале академическая карьера Ницше, однако,
была вскоре разрушена как его скандальными, с точки зрения
тогдашнего историко- филологического сообщества, публикациями,
так и нараставшими симптомами нездоровья.
Творчество Ф.Ницше изобилует крайностями. Так, раннее увлечение
философией А.Шопенгауэра и музыкальным реформаторством
Р.Вагнера сменяется очень резкой критикой и того и другого. За
романтической культурфилософией начала 70- х годов, нашедшей
воплощение в таких работах, как "Рождение трагедии из духа музыки"
(1872) и четырех эссе, объединенных названием "Несвоевременные
размышления" (1873- 1(S76), следуют ''позитивистские" книги
"Человеческое, слишком человеческое" (1878-1880), "Утренняя заря"
(1881) и "Веселая наука" (1882
3. В творчестве Ницше обычно выделяют три периода:
первый период – в котором доминирует влияние идей Шопенгауэра иВагнера (1872-1876 года), к нему относятся “Происхождение трагедии,
или Эллинство и пессимизм” и “Несвоевременные размышления”;
второй период характеризуется интересом к естественным наукам и
увлечениям позитивизмом (1877-1882 года), в это врем написаны
“Человеческое, слишком человеческое”, “Утренняя заря”, “Веселая
наука”; третий ницшеанский период (1883-1888 годы) в этот этап
создаются “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”,
“Генеалогия морали”, “Сумерки идолов”, “Антихрист”, “Esse home” и,
конечно же, монументальная по замыслу, но, к сожалению, не
законченная “Воля к власти”. Это период разработки основных идей
философии Ницше.
4.
Начиная со второго период Ницшеопровергает прежние ценности,
утверждению которых посвящена его
ранняя работа ” рождение трагедии,
или Эллинство и пессимизм”. теперь он
предпринимает “крестовый поход”
против идеализма как шулерского
трюка по ” удвоению реальности”.
против ценностей христианской
культуры, возникающих как следствие
этого бесчестного фокуса,
разыгранного при помощи метафизики
(философская “наука” о
сверхчувствительных принципах бытия).
5.
Центральной для него является проблема воли. Ницше виделсредство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к власти» у
Ницше – это, прежде всего, вопрос о значимости любого из
явлений общественной жизни. «Воля к власти» – это основа права
сильного. Подрывают волю к власти доминирование интеллекта,
мораль, проповедующая любовь к ближнему, социализм,
декларирующий равенство между людьми.
В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма.
Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она
является послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали
господ» лежат следующие положения: ценность жизни,
понимаемая как «воля к власти»; природное неравенство людей,
которое опирается на различия в жизненных силах и «воли к
власти»; сильный человек не связан никакими моральными
нормами.
6.
Субъектом морали выступает сверхчеловек какопределенный тип людей, а также как высший
биологический тип, который относится к человеку
в том же отношении, в каком человек относится к
обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал
человека в отдельных выдающихся личностях
прошлого, все же рассматривает их как
прообраз будущего сверхчеловека, который
должен появиться, его необходимо вырастить.
Сверхчеловек превращается у Ницше в культ
личности, культ «великих людей» и является
основой новой мифологии.
Концепция о сверхчеловеке связана с его другой
концепцией – учением о «вечном возвращении».
Ницше пишет, что в силу того, что время
бесконечно, а количество возможных
комбинаций и положений различных сил конечно,
то наблюдаемое развитие должно повториться.
Ницше относительно этой идеи говорил: «Против
парализующего ощущения всеобщего
разрушения и неоконченности я выдвинул вечное
возвращение».
Относительно христианской религии Ницше
говорил, что она исчерпала себя и не способна
решить кардинальные проблемы жизни.
Философия Ницше оказала значительное
влияние на философию жизни – прагматизм,
экзистенциализм.
7. ГИПОТЕЗА О ВОЛЕ К ВЛАСТИ
Когда Ницше пишет, что "жизнь - это воля к власти" (3. С.106), тоскладывается впечатление, что он просто заменяет шопенгауэровское
понятие "воля к жизни" понятием "воля к власти". Это, однако, означало бы,
что Ницше смотрит на мир как на проявление некоего изначального
единства, трансцендентного этому миру. На самом деле в зрелый период
творчества он не только не разделяет подобной идеи, но и резко критикует
различение нашего мира, мира явлений, с одной стороны, и "истинного"
мира, с другой. Следует учитывать, что, согласно Ницше, чувственновоспринимаемый мир - это отнюдь не "видимость", иллюзия, создаваемая
неким субстанциальным началом. Мир явлений и есть единственная
реальность, представляющая собой динамическую целостность. Понятие
воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным
объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует
процесс непрерывного становления. Гипотезу воли к власти нужно
рассматривать скорее как определенную интерпретацию реальности,
угол зрения и способ описания, нежели как метафизическую доктрину о
запредельной видимому миру реальности.
8.
Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра,однако эта идейная преемственность не носит
прямого и непосредственного характера. В своей
концепции мира как воли к власти он идет не от
общего к частному, а в обратном направлении:
применив сначала это понятие к объяснению
психических процессов, он затем
распространяет его и на всю органическую
природу. Он пишет: "Прежде всего нечто живое
хочет проявлять свою силу - сама жизнь есть воля к
власти: самосохранение есть только одно из
косвенных и многочисленных следствий этого" (1.
Т.2. С.250). В дальнейшем философ применяет
данное понятие и к миру в целом: "Допустим,
наконец, что удалось бы объяснить совокупную
жизнь наших инстинктов как оформление и
разветвление одной основной формы воли именно воли к власти, как гласит мое положение;
допустим, что явилась бы возможность отнести все
органические функции к этой воле к власти...
тогда мы приобрели бы себе этим право
определить всю действующую силу единственно
как волю к власти. Мир, рассматриваемый
изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в
зависимости от его "интеллигибельного
характера", был бы "волей к власти", и ничем,
кроме этого" (1. Т.2. С.270). В архиве философа
сохранились многочисленные наброски, в
которых он стремился дать всеохватывающее
описание действительности с позиции
волютаризма.
9. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ
Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с темявляются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или
иные перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою
перспективу, которую она стремится навязать всем другим как обязательную.
Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже
имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не
является олицетворением необходимой, априорной истины. Из сказанного
ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание
истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он
в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины,
отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению
желаемого практического результата. Однако в целом позицию Ницше по
вопросу об истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи
интересна его самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти - это нс
истина в собственном смысле слова, а "тоже лишь толкование" (1. Т.2. С.258).
10. СВЕРХЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК РАНГОВ
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбыразличных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения,
существенна идя решения вопроса о ценности того или иного
достигнутого состояния. Он выделяет два основных типа власти, или
инстинкта: тот, который выражает восходящее движение жизни, и
противоположный ему, воплощающий нисходящую жизнь. "Стадный
инстинкт, завоевавший теперь верховодство, - пишет Ницше, направляя
огонь своей критики против демократических и социалистических
движений, выражающих интересы людей, так сказать, низшего типа, представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического
общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы...
Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада,
т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет "одинаковые права",
где считается добродетелью быть нулем" (3. С.60).
Говоря о социально-политическом аспекте современной ему западной
культуры, Ницше резко критикует такой институт, как национальное
государство, - для него это - "самое холодное из всех холодных чудовищ"
(1. Т.2.С.35), превращающее себя в объект для поклонения и стремящееся
"усреднить" всех своих граждан. И хотя немецкий философ желает
изменения современного ему национально-государственного устройства
как препятствующего формированию выдающихся личностей, он тем не
менее не считает, что безликой массе придет конец, если высший тип
человека станет хозяином на земле. Ибо это не дело высшей касты
направлять движение масс, подобно тому, как пастух ведет свое стадо.
Наоборот, масса должна не покладая рук работать для создания условий
появления "господ земли", способных творить новые ценности. Но прежде
чем все это может случиться, возвещает Ницше, должны прийти новые
варвары, которые разрушат нынешнее господство масс и создадут
возможности дляясвободного произрастания выдающихся личностей.
11. Основные положения философии Ницше
1) все существующее есть воля к власти и могуществу;2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира
(перспектив), исходящих из центров власти (силы).
Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он
видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов
господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена
физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. Увязывает критику
метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы
описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и
мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в
фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей
роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные
находки в борьбе за жизнь и власть. Всякие понятия определены полезностью в рамках
трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие “родового субъекта”,
интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки
разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не
следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же
заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в
том числе и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой
природы, например, структуры чувственности.
12.
Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. ФилософияНицше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула
теория Дарвина об эволюции животных и растений.
Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность,
христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ,
с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая
часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно
доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным
мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие
считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был
воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей
нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна
утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов
(лгунов, трусов и т.п.).
13.
Ницше говорит, что должна сформироваться интернациональная элита, ноиз нордической расы. Ницше говорит, что разум возомнил себя
господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая
должна сочетаться с волей власти.
Фридрих отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она
проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость,
следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не
противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник.
Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы,
в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а
женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с
плеткой”.
Но у немецкого мыслителя есть и интересные положения, которые
касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за
честность, здоровье и т.п., за стремление людей к искусству.
14. 5 фактов о Фридрихе Ницше
1) Стал профессором в 24 года (и вышел на пенсию в 36)В 1862 году молодой философ поступил в Боннский университет,
однако студенческая жизнь разочаровала его. Позже он последовал
за своим учителем, немецким филологом Фридрихом Ричлем,
в Лейпциг, а затем и в Базель. Удовлетворения от занятия наукой
он не нашел, зато своим талантом удивил многих ученых. В 24 года
Фридрих Ницше стал профессором классической филологии
в Базельском университете. Для европейской системы образования
это был уникальный случай.
2) Поссорился с другом после того, как тот принял христианство
Конечно, во взаимоотношениях Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера
все было гораздо сложнее, чем принятие той или иной религии. Ученые
до сих пор пытаются понять, что же это все-таки было. В 2013 году
на международной конференции в Наумбурге дружбе-ненависти двух
выдающихся людей был посвящен аж 41 доклад.
15.
3) Написал музыку к стихотворению Александра ПушкинаНужно сказать, что Фридрих Ницше и сам был неплохим композитором.
Заниматься музыкой он начал с 6 лет, в 10 уже пробовал сочинять
небольшие пьесы. Среди его произведений — симфоническая поэма
«Эрманарих», аккомпанемент для стихотворений Ш. Петёфи, Ф.
Рюккерта, К. Грота и других поэтов. Пиком музыкальной активности Ницше
считаются 1862-1865 годы, в это время он среди прочего написал мелодию
на стихотворение «Заклинание» Пушкина.
4) Сам того не желая, стал одним из главных философов нацизма
Если коротко, то пересечения философии Ницше с идеологией нацизма
очень слабые. Гитлер и его приспешники взяли основные понятия
ницшеанства и переосмыслили их по-своему. Так «сверхчеловек»,
который по замыслу философа должен был стать вершиной творения,
интеллектуальным и нравственным идеалом, у нацистов превратился
в маньяка с пистолетом и дубинкой, которому все дозволено.
5) Ряд сочинений Фридриха Ницше был опубликован без искажений
только в 1967 году
Поскольку Элизабет нещадно вымарывала все, что ей не нравилось
в произведениях брата, мы до сих пор не всегда знаем, что в поздних
сочинениях Ницше правда, а что — редакция мнительной сестрицы.
Именно она подготовила 20-томное собрание сочинений философа,
которое многие десятилетия являлось эталонным. И только в 1967 году
итальянские ученые опубликовали без искажений несколько работ.
16. Заключение.
В последней главе книги «Ecce Homo», Ницше достигает кульминации всвоих гневных излияниях против «Бога», «истины», «христианской
морали», «спасения души», «греха», и т.д. Он подытоживает все это в
своей кричащей кульминации : «Поняли ли меня? – Дионис против
Распятого…».
Однако, Ницше, в «равные» себе оппоненты ты избрал Всемогущего
Бога! Может показаться, что свой последний удар против Бога ты
провалил своим крайним почтением ко Христу, (сам того не желая?)
признав, что Он, Распятый, является Всемогущим Богом.
Ницше грозил Богу кулаком, но сам Ницше теперь мертв, а Бог – нет.
Поэтому последнее слово остается за Богом.