В помощь ученику баянисту, аккордеонисту (методичка-шпаргалка )
Цель: простыми словами к сложным понятиям
Структура презентации
I. Знакомство с инструментом Аккордеон Баян
Правая клавиатура баяна Аппликатура «по рядам»: 1 ряд – 2 палец 2 ряд – 3 палец 3 ряд – 4 палец
Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов)
По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить: - порядок диезов и бемолей - количество знаков в тональности
II.Изучаем нотную грамоту
Нота – знак для записи звука. Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты.
Длительность ноты – это продолжительность звучания
Считается на четыре счета
Считается на два счета
Считается на один счет
Считаются 2 ноты на один счет
Октава – это расстояние от ноты до её повторения
Гамма – это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз Строение мажорной и минорной гаммы
Пауза – знак молчания, перерыв в звучании
Знаки альтерации
Буквенное обозначение нот. Диез – окончание is Бемоль – окончание es
Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте
Устойчивые Неустойчивые ступени ступени
Обращения трезвучия: секстаккорд (терция+кварта) квартсекстаккорд (кварта+терция)
Главные ступени лада
Главные трезвучия лада
Доминантовый септаккорд с обращениями: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
III.Средства музыкальной выразительности
Мажорный лад Минорный лад
Размер – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а
Ритм – чередование длительностей.
Метр - чередование сильных и слабых долей в такте.
Штрихи – способ извлечения звука
Динамика – громкость звука
Темп - скорость исполнения
Музыкальная форма – это строение музыкального произведения.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫВАЮТ
Двухчастная музыкальная форма
Простая трёхчастная форма
Форма – вариации (видоизменение темы)
Музыкальная форма – рондо (круг)
Сонатная форма
IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала!
Задание придумай сам!
Раздагай кроссворд!
Ответы на кроссворд
Подумай и найди ошибки!
V.Использованные материалы
Спасибо за внимание!
8.73M
Категория: МузыкаМузыка

В помощь ученику баянисту. Методичка-шпаргалка

1. В помощь ученику баянисту, аккордеонисту (методичка-шпаргалка )

Подготовила:
методист МБУ ДО «Аксарковская ДШИ»
преподаватель высшей квалификационной категории
Е.Н. Шевцова

2. Цель: простыми словами к сложным понятиям

Задача: изучение
музыкального материала в
1,2 классе ДШИ

3. Структура презентации

I. Знакомство с инструментом (4-10)
II.Изучаем нотную грамоту (11-29)
III. Средства музыкальной
выразительности (30-45)
IV. Разминка для ума и закрепление
изученного материала (46-53)
V. Использованные материалы (54)

4. I. Знакомство с инструментом Аккордеон Баян

Мех
Правая клавиатура
Левая клавиатура

5. Правая клавиатура баяна Аппликатура «по рядам»: 1 ряд – 2 палец 2 ряд – 3 палец 3 ряд – 4 палец

6. Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов)

Б
1 ряд - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ А
С
2 ряд - ОСНОВНОЙ
Ы
3 ряд - МАЖОРНЫЕ
аккорды (Б)
4 ряд - МИНОРНЫЕ
аккорды (М)
5 ряд - СЕПТаккорды (7)
А
К
К
О
Р
Д
Ы

7. По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить: - порядок диезов и бемолей - количество знаков в тональности

До #
фа
Фа #
Ля
#
Ре
#
cоль
#
До
#
си
ми
ля
ре
#
#3
си
фа
соль
до
ми
ля
ре
фа
си
ми
соль
ля
до
ре
фа
соль
си
до
ми
фа

8.

Аппликатура левой руки
мажорной гаммы
до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до
3 2
3
В
4
2
4
В
2 3
В

9.

Аппликатура левой руки
минорной гаммы
натуральный
ля – си - до - ре – ми – фа – соль - ля
3
2
5
3
2
5
4
3
гармонический
# - ля
ля – си - до - ре – ми – фа – соль
3
2
5
3
2
5
2
3
В
мелодический
ля – си - до - ре – ми – фа # – соль # - ля
3
2
5
3
2
4
2
В
В
3

10.

Схемы аппликатуры
для изучения трезвучия с обращениями и
выработки независимости работы пальцев
2–3–5–4
23 – 54
2–4–3–5
24 - 35
2–4–5–3
2–5–3–4
2–5–4–3
25 - 34

11. II.Изучаем нотную грамоту

12. Нота – знак для записи звука. Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты.

Скрипичный ключ – ключ
для записи звуков 1,2,3,4 октав
Басовый ключ – ключ для записи
звуков большой и малой октав

13. Длительность ноты – это продолжительность звучания

14. Считается на четыре счета

ЦЕЛАЯ длительность
1и2и3и4и

15. Считается на два счета

ПОЛОВИННАЯ длительность
1и2и
3и4и

16. Считается на один счет

ЧЕТВЕРТНАЯ длительность




17. Считаются 2 ноты на один счет

ВОСЬМАЯ длительность
1
и
2
и
3
и
4
и

18. Октава – это расстояние от ноты до её повторения

19. Гамма – это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз Строение мажорной и минорной гаммы

20. Пауза – знак молчания, перерыв в звучании

Соответствие длительности пауз длительности нот

21. Знаки альтерации

22. Буквенное обозначение нот. Диез – окончание is Бемоль – окончание es

Мажор - dur
минор - moll

23. Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте

Реприза
Вольта
Фермата

24. Устойчивые Неустойчивые ступени ступени

I
II
III
IV
V
VI
VII
I
III
V
I

25. Обращения трезвучия: секстаккорд (терция+кварта) квартсекстаккорд (кварта+терция)

Т5
3
Т6
Т6
4

26. Главные ступени лада

I - тоника T
IV – субдоминанта S
V - доминанта D

27. Главные трезвучия лада

I ступени - тоническое T53
на IV ступени – субдоминантовое S53
наV ступени - доминантовое D53
на

28.

Кадансовый оборот
Т S
53 –
64 –
D Т
6–
Т S D T
6–
53 –
64 –
53
6
T –S D T
64
6–
53 –
64

29. Доминантовый септаккорд с обращениями: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд

м3
б.3
м3
м.3
м.3
б.3
б3
м.3
Д7
м.3
Д6
5
Д4
3
Д2

30. III.Средства музыкальной выразительности

Лад
Размер
Метр
Ритм
Штрихи
Динамика
Темп
Музыкальная
форма

31. Мажорный лад Минорный лад

32. Размер – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а

33. Ритм – чередование длительностей.

34. Метр - чередование сильных и слабых долей в такте.

2
4
3
4
4
4

35. Штрихи – способ извлечения звука

Legato
Non legato
Staccato

36. Динамика – громкость звука

f
форте - громко
p
пиано - тихо
mf
не очень громко
mp
не очень тихо
crechendo –
постепенно усиливать силу звука
diminuendo –
постепенно уменьшать силу звука

37. Темп - скорость исполнения

Медленные темпы:
Adagio - медленно
Largo - широко
Lento - протяжно
Andante – не спеша
Быстрые темпы:
Allegro - быстро
Presto - очень быстро
Vivo
- живо

38.

Умеренные темпы:
Moderato - умеренно
Andantino – быстрее, чем andante,
Allegretto - медленнее, чем allegro
Sostenuto - сдержанно

39. Музыкальная форма – это строение музыкального произведения.

Самая маленькая музыкальная форма –ПЕРИОД.
Строение музыкальной формы
ПЕРИОД
предложение
предложение
фраза
фраза
фраза
фраза
мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив

40. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫВАЮТ

МАЛЫЕ
Простые
Сложные
Период
Сложная двухчастная
Простая двухчастная
Сложная трёхчастная
Простая трёхчастная
КРУПНЫЕ
Вариации
Рондо
Сонатная

41. Двухчастная музыкальная форма

Первый период
Первое
предложение
Второе
предложение
Второй период
Новое
предложение
Реприза
1-ого или
2-ого
предложения

42. Простая трёхчастная форма

1 часть
(экспозиция)
1-ый
период
2-ой
период
2 часть
3-ий
период
Новый
музыкальный
материал
3 часть
(реприза)
1-ый
период
2-ой
период

43. Форма – вариации (видоизменение темы)

Тема
1-ая
вариация
2-ая
вариация
3-я
вариация

44. Музыкальная форма – рондо (круг)

рефрен
1-ый
эпизод
рефрен
2-ой
эпизод
рефрен

45. Сонатная форма

1 раздел
(экспозиция)
2 раздел
(разработка)
3 раздел
(реприза)
Главная
партия
( ГП )
Побочна
я партия
( ПП )
Развитие партий
экспозиции
Главная
партия
( ГП )
Побочная
партия
( ПП )
Основная
тональность
Родственные
тональности
Новые тональности
Основная
тональность
Основная
тональность

46. IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала!

47.

48.

49.

50. Задание придумай сам!

51. Раздагай кроссворд!

3
1.
2.
3.
1.
2.
3.
По вертикали
3
Гамма до -…
Вторая нота звукоряда
Одновременное сочетание
звуков
1
По горизонтали
Главная нота
Знак, при помощи которого,
записывается музыка.
Название песни.
2
2
1

52. Ответы на кроссворд

3
1
Мурлыка
3
М
А
Ж
о
р
А
2
У
Р
Л Ы
Е
2
К
А
К
Н О Т А
Р
1
Д
О

53. Подумай и найди ошибки!

Andante
Moderato
Largo
Presto
Allegretto
Andantino
Lento
Vivo
Allegro
Adagio
очень быстро
медленно
умеренно
протяжно
широко
быстро
живо
не спеша
неторопливо
очень быстро

54. V.Использованные материалы

Методическая литература для баяна и
аккордеона
Личный опыт работы с детьми
Интернет-ресурсы

55. Спасибо за внимание!

Надеюсь, подготовленный материал,
будет удобной «шпаргалкой» в работе
преподавателя и ученика!
[email protected]
English     Русский Правила