Похожие презентации:
Общество, как социальная система
1. Социология
ОБЩЕСТВО КАКСОЦИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА
2. Вопросы лекции:
1.2.
3.
Понятие «общество» в социологии.
Классификация обществ.
Социальное
развитие
и
общественный
прогресс.
3. Вопросы к семинару:
1.2.
3.
Сущность и признаки общества.
Типология обществ.
Эволюция обществ.
4. Доклады:
1.2.
3.
4.
5.
Формирование представления об обществе как
социальной системе (индивидуалистическое,
коллективистское, систематическое).
Исторический процесс становления общества.
Динамика развития общества.
Классификация обществ.
Свободная личность как цель общественного
прогресса.
5. 1. Понятие «общество» в социологии.
Общество выступает объектом изучениямногих гуманитарных наук. Для социологии
как базовой науки об обществе понятие
“общество” является одним из центральных.
Над феноменом общества, его типами,
элементами, структурой и природой
общественных отношений люди размышляют
с
древнейших времен.
6. Гераклитова теория разума связана с обществом как с социальной реальностью. Здесь люди общаются друг с другом, управляют и контролируют од
7. По мнению Гегеля, народ и общество – “это общность всех единиц и над каждой из них всегда господствует общее”.
8. Огюст Конт
Рассматривал общество какспецифическую социальную реальность,
как часть объективного мира.
Для обозначения этой реальности он
использует различные термины:
социальный организм, социальная система,
социальное существование, общество.
9. Общество обладает двойственной сущностью:
1. оно – продолжение биологического ряда.2. оно – качественно новый ряд, обладающий
новым качеством, которое Конт называл
социальностью. Человек по природе своей
социален, социальность – его естественное
состояние. Но и эгоизм – также естественное
состояние, поэтому социальность требует научения
и усваивается индивидом
посредством
воспитания.
10. Соотношение общества и индивида.
Конт постоянно подчеркивает примат обществанад индивидом, объективность общества по
отношению к индивиду. Человек не может по своей
воле создавать социальные явления, но он может
их
видоизменять при условии учета
естественных
законов.
Индивиды обладают отдельными независимым
существованием, думающим, что они действуют
согласно своим личным импульсам, но на самом
деле они постоянно участвуют в общем развитии,
как правило, не задумываясь над этим.
11. Конт одним из первых разработал подход к обществу как к системе,
согласно которому общество выступает какбиологический организм.
Системе присуще – солидарность, консенсус,
целостность.
Основные свойства – максимальная сложность,
изменчивость, активность, спонтанность,
регулирование искусственным порядком.
12. Таким образом, О.Конт заложил основы позитивистского направления в изучении общества, согласно которому общество представляло собой част
13. Карл Маркс.
Рассматривал общество как особыйсоциальный организм, как особую социальную
форму движения материи, подчиненную своим
особым законам функционирования и развития.
Соотношение общества и индивида.
Основу общества составляет индивид,
человек, т.к. он есть совокупность всех
общественных отношений.
Специфика же общества состоит в том, что
оно выражает сумму тех связей и отношений, в
которых эти индивиды находятся друг к другу.
14. Таким образом, в интерпретации Маркса,
общество представляет собой системусвязей и отношений между индивидами,
образующихся в процессе деятельности и,
прежде всего, трудовой. Общество не
состоит из индивидов, и выражает сумму тех
связей и отношений, в которых эти
индивиды находятся друг к другу. Общество,
в его понимании – это продукт
взаимодействия людей, при этом люди не
свободны в выборе той или иной
общественной
формы.
15. Является основоположником учения об ОЭФ.
Общественная формация - это социальная система,состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся
в состоянии неустойчивого равновесия. В ее основании
лежит способ производства материальных благ, т.е.
экономическая подсистема.
Способ производства имеет две стороны:
1. производительные силы общества:
2. производственные отношения.
Обе стороны способа производства находятся в состоянии
соответствия и взаимодействия, при этом ведущую роль
играют производительные силы.
16. Таким образом, развитие общества Маркс понимал как последовательную смену общественных формаций.
17. Эмиль Дюркгейм.
Общество Дюркгейм представлял какиндивидуальную реальность, состоящую из
социальных фактов.
Социальный факт – это реальность,
кристаллизованная в привычках и выраженная в
определенных формах: юридических законах,
нравственных установках, правилах поведения.
К социальным фактам принадлежат верования,
стремления, обычаи, групповое поведения.
18. Общество, согласно Дюркгейму
Общество – не простая сумма индивидов, носистема образованная их ассоциацией и
представляющая собой реальность, наделенную
своими особыми свойствами.
Коллективная жизнь предполагает существование
индивидуальных сознаний, но этого необходимого
условия недостаточно. Необходимо, чтобы эти
сознания были ассоциированы, скомбинированы,
причем скомбинированы определенным образом.
19. Соотношение общества и индивида.
Социальная реальность имеет приоритет перединдивидуальностью. Т. К. она детерминирует
человеческое сознание и поведение.
Таким образом, общество – это самостоятельное
бытие, наделенное чертами превосходства над
индивидами.
20. Макс Вебер.
В качестве предпосылки общества уВебера выступает не социум, а
осмысленно действующие индивиды.
Общество у него не стоит выше
индивида, а наоборот, индивид имеет
приоритет перед обществом.
21. В основе общества лежит социальное действие.
Классификацию социального действия:целерациональное действие, в основе его лежит
достижение определенной цели, определенного
результата;
ценностно-рациональное действие, производимое в
соответствии с этическими и эстетическими
ценностями;
аффективное действие, в основе которого лежат
чувства, эмоции;
традиционное действие, действие по привычке, по
традиции.
22. Таким образом, в основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся на целерациональное, ценностно-рациональное, аффе
23. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
24. Общественная жизнь многосферна.
Под сферой общественной жизнипонимается относительно
самостоятельная область
жизнедеятельности человека, которая
необходима для жизни общества.
25. Основные сферы жизнедеятельности общества:
1.2.
3.
4.
Экономическая сфера.
Политическая сфера.
Социальная сфера.
Сфера духовной жизни.
26. 2. Классификация обществ.
1.2.
3.
4.
Существует
множество
критериев
дифференциации обществ: исторические,
экономические, социальные, политические,
культурные, религиозные, идеологические и
т. д.
Политическое общество:
Демократическое.
Бюрократическое.
Авторитарное.
Тоталитарное.
27. Типы общества.
Культура иобразованность:
- цивилизованное;
- нецивилизованное;
- образованное;
- малообразованное.
Характеризуются разной
степенью социального
единства.
Историческое развитие:
-
древнее (родовое,
рабовладельческое);
средневековое
(феодальное);
современное
(буржуазное,
социалистическое);
28. ОЭФ К.Маркса
1.2.
3.
4.
5.
Первобытная.
Рабовладельческая.
Феодальная.
Капиталистическая.
Коммунистическая (будущее социальноэкономического развития).
29. Типология Даниела Балла.
Основной критерий – способ добывания средствсуществования.
1. Доиндустриальное общество (традиционное).
2. Индустриальное общество (промышленность,
корпорация и фирма во главе).
3. Постиндустриальное общество ( преобладает
информатика и сфера обслуживания).
30. Западная социология делит современные общества на:
1.2.
Открытые;
Закрытые.
(Изучить самостоятельно)
31. 3. Социальное развитие и общественный прогресс.
Под социальным прогрессом понимаетсяпоступательное развитие человечества и
его отдельных отрядов (обществ и
народов) от низших и менее совершенных
форм организации производства,
распределения, потребления, а также
ступеней развития человеческой личности,
к более высоким и совершенным.
32. Прогресс – это значит, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет еще лучше, чем сегодня.
33. Застой (стагнация).
Означает продолжительноедвижение на одном и том же
уровне.
34. Регресс.
Это развитие по нисходящей линии,откат назад.
Основные этапы развития общества
изучить самостоятельно (примеры
обязательны).