Империя Хань
Законы Хань
Законы Хань
Законы Хань
Вэнь Ди
Цзин Ди, У Ди
Реформы У ДИ
Реформы У ДИ
Ханьское или имперское конфуцианство
Ханьское конфуцианство
Внешняя политика
Внешняя политика У ДИ
Великий шелковый путь
Великий шелковый путь
После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?
После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?
После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?
Ван Ман (правил 8-23 гг. н.э.)
Реформы Ван Мана
Реформы Ван Мана
Реформы Ван Мана
Причины недовольства реформами Ван Мана
Восстание краснобровых
Восстание «краснобровых»
Восстание «краснобровых»
Восстание краснобровых
Восточная или младшая Хань
Реформы Гуан У-ди
изобретения
Технология изготовления бумаги
Развитие науки
Чжан Хэн
Чжан Хэн
Хуа То (поздняя Хань)
Восточная или младшая Хань
Причины падения Хань
Причины падения Хань
Причины падения Хань
Причины падения Хань
Причины падения Хань
Причины падения Хань
Восстание жёлтых повязок
Восстание жёлтых повязок
Жёлтые повязки (Гумилёв о популярности Чжан Цзяо)
Значение восстания
Роль даосизма в восстании
Восстание жёлтых повязок
1.27M
Категория: ИсторияИстория

Империя Хань

1. Империя Хань

Создатель – Лю Бан
(тронное имя – Гао Цзу), из крестьян
Столица – г. Чанъань (ныне Сиань, пр.
Шэньси)
Раздача уделов
Восстановление конфуцианских книг
Контроль ирригационных сооружений

2. Законы Хань

Хунну – главная опасность
Лю Бан возглавлял армию
195 г. до н.э. – смертельно ранен в боях
с Хунну
Законы Хань:
1) смертная казнь за гос. измену,
мятеж, действия против императора,
убийство отца, матери, инцест, но в
целом реже применяли смертную казнь

3. Законы Хань

2) Казни традиционные: отсечение головы,
разрубание пополам, казнили осенью, зимой
(пониженный тонус природы)
3) Коллективная ответственность семьи за
преступника (казнь трёх поколений: отца и
мать, жену и детей, братьев) постепенно
отменили
4) Реже применялись увечащие наказания:
клеймение, отрезание носа, ампутация
ступней ног)
5) Каторга ограничена 5 годами

4. Законы Хань

При императоре Вэнь Ди (179-157 гг. до
н.э.): смягчение наказаний:
Позорящие и уродующие наказания
заменены отработками (общественными
работами), наказанием бамбуковыми
палками;
Больше определенности в установлении
наказаний (против произвола судей);

5. Вэнь Ди

Вэнь ди (179-157 гг. до н.э.)
«эра милости»
Конфуцианское правление
Амнистия
Отмена ответственности родственников за
преступника
Союз с хунну
166 г. – отмена поземельного налога с
крестьян – увеличение налога на торговцев и
ремесленников
Отказ от дворцовой роскоши

6. Цзин Ди, У Ди

Цзин ди (156-141): наступление на уделы
знати
У-ди (140-87 гг.) –праправнук Лю Бана
Цель – укрепление единства страны
Усиление конфуцианства
Развитие городов
Развитие рисосеяния, процветание
земледелия, применение тяглового скота
Расширение ирригационных систем

7. Реформы У ДИ

Малые налоги: на землю(1/15
урожая)+подушная+трудовая
повинность
Рост численности населения (60 млн.
чел.)
Сильные дома (зажиточные китайцы:
крестьяне, аристократы и т.п.)

8. Реформы У ДИ

Монополии государства на соль, железо,
отливку монеты, изготовление алкогольных
напитков. (использовал полезное из легизма)
Система откупов.
Развитие казенного и частного ремесла
«сильные дома» и гости «кэ»
Попытки ограничить влияние богатых
(повышенные налоги, принудительная
распродажа титулов и званий, большие
налоги с откупов)

9. Ханьское или имперское конфуцианство

Идеология «ханьское конфуцианство»: идеолог
шеньши Дун Чжуншу, терпимость к другим идеям.
Почему возможно объединение с легизмом? Там и
там – укрепление власти императора
Чжуншу ввел систему экзаменов для чиновников (3040-е годы 2 в. до н.э.), академии;
соединение конфуцианства и легизма (контроль
цензоров-прокуроров над губернаторами, более
суровое отношение к преступникам)
Ограничение сильных домов: 121 г. указ о
запрещении перехода земельных наделов от отца к
одному сыну, о разделе земель между всеми
наследниками

10. Ханьское конфуцианство

1 в. До н.э. «Спор о соли и железе»: спор
между конфуцианцами и легистами. Борьба
вокруг того, оставить монополии или
упразднить – то есть между сторонниками и
противниками легистских методов
управления.
Конфуцианцы: не сила государства, а
добродетели государя должны привлекать
людей.
Итог спора: укрепление централизованной
империи, построенной в духе Чжоули и
подкрепленной легистскими инструментами

11. Внешняя политика

Отношения с гуннами на севере
138 г. до н.э. на северо-запад послан Чжан
Цянь (цель – найти союзников против сюнну),
попал в плен к гуннам, 10 лет в плену, изучил
территорию и народы, вернулся в Китай,
сделал отчет
У Ди понравились ферганские лошади
Заложены основы Великого Шелкового пути
(торговля с восточным туркестаном)

12. Внешняя политика У ДИ

Восточное направление:
подчинение корейских и части
вьетнамских земель

13.

Сыма Цянь (145-86 гг.) – китайский
Тацит

14. Великий шелковый путь

Великий шелковый путь
Старая Северная дорога возникла по инициативе императора Уди, нуждавшегося в породистых лошадях для войска. Таких
коней увидел во время своего посольства в Среднюю Азию в
138—126 годах до н. э. сановник Чжан Цянь. Он же доложил
императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого
ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в
обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино и др.
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и
бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через
Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня.
Но развернувшаяся торговля была прервана разорительными
восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание
«краснобровых»). Однако торговля вскоре продолжилась, но
уже по новому пути — Южной дороге.

15. Великий шелковый путь

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии
экономических и культурных связей народов Передней Азии,
Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил
проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в
искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство,
архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам,
манихейство), технологии (само производство шёлка, а также
пороха, бумаги и т. п.).
Использование пути снизилось с падением римского влияния на
Ближнем Востоке и началом арабских завоеваний. Затем в
XIII—XIV веках при монголах начался период возрождения, за
которым в XV веке последовал упадок, связанный с развитием
морской торговли

16. После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?

1) истощение казны на реформы, внешнюю
экспансию
2) Переход к конфуцианским методам –
поначалу вылился в ослабление
бюрократической системы, контроля над
сильными домами,
3)не хватало подготовленных чиновников,
местная элита оказывала сопротивление
начавшему усиливаться центру;

17. После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?

в деревне обнажилось имущественное
неравенство, община распадалась по
имущественному принципу.
В условиях нестабильности, земли
приобретали чиновники. Так появлялись
«сильные дома». Масса бедных крестьян
уходила из общины и нанималась в
услужение к «сильным домам» из других
деревень . Появлялись т.н. «гости» - «кэ».

18. После смерти У-ди империя в кризисе. Почему?

Сильные дома нанимали воинов, стражу
(буцюй). «Государства в государстве». Не
платили налоги за своих клиентов. Сильные
дома влияли на местную администрацию.
Сильные дома пытались в условиях распада
империи сохранить конфуцианский дух.
Культивировали аристократизм. На первый
план в их поведении выходил идеал
«сохранения лица».

19. Ван Ман (правил 8-23 гг. н.э.)

8-9 г. н.э.Ван Ман (45 г. до н.э.-23 г.н.э.) - тесть
императора Пин-ди (1-5 гг. н.э.) и регент при
малолетнем императоре Ин-ди
В 8 г. н.э. низложил императора и захватил
власть, основал династию Синь (Новая),
правил до 23 г. н.э.
Цель – на основе конфуцианских идей
укрепить централизованную власть,
ограничить местную политическую элиту.
Ван Ман рассматривается традиционной китайской
историографией как узурпатор.

20. Реформы Ван Мана

Реформы Ван Мана:
Финансовая реформа: выпускал
облегченные деньги
Казни фальшивомонетчиков
Цензорат для чиновников
Перекраивал границы уездов
(ослабление кланов)

21. Реформы Ван Мана

попытался огосударствить имущество и
рабов, запретил частное рабство,
куплю-продажу людей
запретил куплю-продажу земли, все
земли объявил государственными

22. Реформы Ван Мана

попытался наделить землей малоимущих, вся
собственность сильных домов конфискована и
поделена на государственные и крестьянские
наделы по системе «колодезных полей»:
цзин-тянь: важен сам принцип: есть только
гос. и крестьянские земли, нет никаких
посредников – богачей из сильных домов
возродил госмонополии на вино, соль,
железо, выплавку монет, кредит

23. Причины недовольства реформами Ван Мана

Причины недовольства реформами Ван Мана
1) ограничил крупные землевладения,
2) увеличил налоги, т.к. реформы требовали
много денег
Контроль чиновников
Природная катаклизма – наводнение на
Хуанхэ
Восстание краснобровых против Ван Мана
23. г. обезглавлен выходцами из династии
Хань

24. Восстание краснобровых

Восстание «краснобровых» — общее
обозначение крестьянских брожений, которые
начались на Шаньдунском полуострове и в южной
части провинции Цзянсу в 17 г. и в течение
последующих десяти лет охватили большую часть
Китая.
Причиной восстания было недовольство реформами
узурпатора императорского трона Ван Мана, а
поводом — разлив Жёлтой реки, обездоливший
крестьян в Шаньдуне и Цзянсу. Оставшись без
средств к существованию, вчерашние крестьяне
собрались в отряды «медных коней», выкрасили в
качестве опознавательного знака брови в красный
цвет и принялись за беспорядочный разбой.

25. Восстание «краснобровых»

Ван Ман решил положить конец беспорядкам
и направил в восставшие провинции 100тысячную армию.
Слабое место повстанцев - разобщённость,
однако ввиду грозившей со стороны
правительства опасности отряды «Зелёный
лес», «Лес на равнине» и проч. соединились
под руководством Фань Чуна и наголову
разбили правительственные войска.
.

26. Восстание «краснобровых»

Крестьяне охотно переходили на их сторону,
так как для финансирования армии Ван Ман
был вынужден издать указ о повышении
податей.
В 23-24 гг. отряды «краснобровых» были
замечены в непосредственной близости от
столицы, Чанъана.
Тем временем со стороны провинций Хэнань
и Хубэй на город наступали отряды
легитимистов во главе с представителем
свергнутой Ван Маном династии Хань по
имени Лю Сюань.

27. Восстание краснобровых

Ван Ман освободил преступников из тюрем и послал
их биться с повстанцами, но преступники
разбежались. Повстанцы разрыли могилы семьи Ван
Мана и сожгли гробы.
Вспыхнули девять построенных им храмов, дворец,
императорская школа; зарево освещало весь город.
Повстанцы ворвались в город через северные ворота.
Ван Ман был обезглавлен, а Лю Сюань провозглашён
императором под именем Гэн-ши.
Вожди «краснобровых» сделали попытку войти в
правящий класс и были пожалованы пышными
титулами, однако земельных наделов не получили. К
этому времени их численность превышала 300 тысяч

28.

Восстановилась Хань и правила еще два
века
Противоречия росли.

29. Восточная или младшая Хань

Младшая Хань или Восточная Хань
(25 – 220). столица – г. Лоян.
Династия Хань восстановлена в 25
г. н.э. Лю Сюань, который перенёс
столицу в г. Лоян
Лю Сюань принял имя Гуан У-ди (2527 гг.) продолжил реформы Ван Мана:

30. Реформы Гуан У-ди

ограничение сильных домов
поощрение крестьянского
землепользования, маленький
поземельный налог в 1/30 урожая;
подъем агротехники (вспашка на волах,
грядковая система, ирригация)
развитие торговли, в том числе по Вел.
шелковому пути;

31. изобретения

развитие науки и техники (изобретение
сейсмонграфа, бумаги)
В 105 г. Цай Лунь изобрел бумагу, и возникло
производство бумаги.
Технология изготовления бумаги из коры тутового
дерева, древесной золы
С тех пор Китай отказался от применения
бамбуковых дощечек для письма.
Технология производства бумаги стала одним из
четырех великих изобретений и открытий древнего
Китая и распространилась во всем мире.

32. Технология изготовления бумаги

33. Развитие науки

В области естественных наук при династии
Восточная Хань Китай достиг больших
успехов.
Чжан Хэн создал научные приборы, изобрел
армиллярную сферу и теллурий --- прибор
для наглядной демонстрации движения Земли
вокруг Солнца.
появился известный всему миру врач Хуа То.
Он является первым хирургом, который
оперировал больных под наркозом

34. Чжан Хэн

Чжан Хэн (張衡, Чжан Пинцзы 張平子, Чжан Хэ-цзянь)
(78 — 139) — китайский
философ, мыслительэнциклопедист, литератор,
поэт, государственный
деятель и ученый, которому
принадлежат мировые
открытия и изобретения в
математике, астрономии,
механике, сейсмологии,
географии.

35. Чжан Хэн

Небесный глобус
(армиллярная
сфера)
сейсмограф

36. Хуа То (поздняя Хань)

Хуа То (кит. 華佗) — самый
знаменитый медик Древнего Китая.
первым стал употреблять анестезию
(вино, сдобренное коноплёй).
Слава Хуа То достигла Цао Цао,
который страдал от мучительных
головных болей.
Хуа То знал такие приёмы
иглоукалывания, которые были
способны облегчить его мучения.
Когда Хуа То поехал навестить
больную жену домой и замедлил с
возвращением, обезумевший от
болей Цао Цао велел взять его под
стражу и предать казни.
Перед смертью Хуа То изложил своё
искусство в трактате, однако
тюремщик побоялся принять от него
свиток, и Хуа То в негодовании сжёг
своё бесценное сочинение.

37.

походы знаменитого китайского
полководца и дипломата Бань Чао в 70-
х годах н.э. в Западный край
(современный Синьцзян), подчинил
Китаю многочисленные
государственные образования вдоль
Туркестанской границы. Так был
восстановлен (против сюнну) контроль
над торговыми путями.

38. Восточная или младшая Хань

Новые попытки ограничить сильные дома.
Много темных пятен в истории. Крестьяне
переходили под руку сильных домов, чтобы
не платить налоги
В Хань внедрены конфуцианские нормы
выдвижения чиновников (экзамены,
сохранялось право тени и покупка рангов).

39. Причины падения Хань

Такие же как и в предыдущие и последующие
династийные циклы.
Закономерность династийных циклов.
Цикл начинался в условиях нестабильности.
Выход находили в смене династии и
реформах, направленных на укрепление
власти центра. Как правило – радикальный
передел земель (введение наделов).
Государство наделяло землёй земледельцев

40. Причины падения Хань

Количество земледельцев расширялось,
иногда даже искусственно за счет
преступников, отпущенных на волю после
амнистии, запрета рабства, включения в
состав земледельцев рабов, женщин, детей,
даже скота.
Цель – увеличить налоги за счет расширения
количества держателей наделов. Земли
назывались минь-тянь (народная земля). Но
пользователь надела не мог ими
распоряжаться.

41. Причины падения Хань

Второй вид земельных наделов – гуань-тянь – служебные
наделы. Для вознаграждения чиновников. Кормились за счет
собираемых налогов с крестьян, которые обрабатывали эти
земли. В среднем каждая семья обладала до 100 му.
Стабильность
Такая стабильность, как правило, приводила к росту
численности населения. Это приводило к уменьшению размеров
земельных наделов (всем не хватало земли). Законы рынка
запретить нельзя как нельзя запретить жизнь. Нелегальная
скупка земель и залог.
Т.О.Уменьшалось кол-во наделов, а, значит, и
налогоплательщиков. Плюс войны с варварами. Поступления в
казну сокращались. Государство увеличивало налоги на
оставшихся. Это вызывало недовольство. Восстания, смуты,
разбойники. Бунтовщики. Кризис.

42. Причины падения Хань

Деление общины на малые группы
(пяти-, десятидворки, связанные
круговой порукой. Сильные дома там
же). В общине начинали хозяйничать
сильные дома, они были фактором
децентрализации.

43. Причины падения Хань

К этим надо добавить специфическое для
каждой династии. Хань:
двор вана оказался вне критики.
Интриги, евнухи, временщики.
недовольство оппозиции
экономический кризис

44. Причины падения Хань

Рост влияния уравнительных идей, усиление даосских
идей. Поиски спасения и благоденствия. Много мистических
практик (слияние с Дао), поиски элексира бессмертия,
использование аскезы.
Возникновение даосской секты «Тайпиндао». Лидер –
Чжан Цзюэ (умелый врач). Идея нового «желтого неба» в
противовес «синему небу» Хань, которая погрязла в пороке
Предсказание, что в 184 году (начало по китайской традиции
нового века, ибо веком считали 60 лет) должна прийти новая
династия – Желтая.. Восстание желтых повязок против
«синей династии» Хань
184 г. – восстание. Генералы и сильные дома объединились
против народа. В ходе войны разрушена столица – г. Лоян, двор
перебрался в Чанань.

45. Восстание жёлтых повязок

Восстание Жёлтых повязок (184 - 204) —
народное восстание в Китае, которое привело
к дестабилизации положения в стране и
послужило одной из причин падения
ханьской династии.
Инициатором восстания была секта
Тайпиндао (Путь Великого МираБлагоденствия), которая предсказывала
появления Лао-цзюня (Лао-цзы) как мессииизбавителя, который принесёт мир и
благоденствие. Руководили восстанием три
брата — Чжан Цзяо, Чжан Бао и Чжан Лян.

46. Восстание жёлтых повязок

Чжан Цзяо призывал к свержению династии
Хань, которую он называл Синим небом, и к
установлению так называемого Желтого
неба, которое основывалось бы на принципах
"великого благоденствия", равенства.
Пропагандируя в течение десяти лет свои
идеи среди крестьянского населения, Чжан
Цзяо и его сторонники создали
разветвленную, построенную по военному
принципу организацию. В восьми округах
империи была создана армия из 36 отрядов больших (численностью 10 тысяч человек) и
малых (6 - 7 тысяч бойцов) фанов.

47. Жёлтые повязки (Гумилёв о популярности Чжан Цзяо)

Сам Чжан Цзяо был человек, «которому бедность не позволила
получить ученую степень».
В основу нового учения легла философия Лао-цзы, но на народ
большее впечатление производили наговорная вода, которой
Чжан Цзяо лечил больных, и приписываемая ему способность
вызывать дождь и ветер.
К пророку стали стекаться последователи, более 500 его
учеников ходили по стране, проповедуя «Великое Спокойствие»
и вербуя приверженцев, число которых росло день ото дня. Они
объединялись в дружины с полководцами во главе, дабы перед
ожидаемым концом мира установить истинную веру.
За полгода силы повстанцев выросли до 500.000 бойцов,
причем в числе восставших оказались военнопоселенцы в
Аннаме и хунны.
Правительство потеряло контроль над страной. Ханьские
чиновники прятались за городскими стенами.

48. Значение восстания

Движение «желтых повязок» не было только
крестьянским бунтом или политическим восстанием.
Оно ознаменовалось также мощным идеологическим
сдвигом: философская система Лао-цзы
претворилась в религию – даосизм, вобравший
остатки древнекитайского политеизма – почитания
шэнов, языческих божеств. Этим даосизм сразу
завоевал симпатии широких слоев крестьянства.
Таким образом, крестьянское восстание слилось с
проповедью национальной религии, возникшей как
противодействие чужеземному буддизму, нашедшему
приют при дворе.

49. Роль даосизма в восстании

Политической организацией даосов была теократия.
В северной Сычуани создалось, параллельно с восстанием
«желтых повязок», самостоятельное даосское государство с
династией учителей-проповедников даосизма; Чжан Лин
проповедовал даосизм идейно, и «народ любил его». Чжан Хэн
брал за уроки плату рисом, а Чжан Лу объявил себя правителем
области и создал школу пропагандистов даосизма,
называвшихся гуй-цзу – «слуги дьявола».
От последователей даосизма требовались вера в своего
господина и правдивость. Было введено публичное покаяние. В
целях пропаганды устраивались странноприимные дома с
бесплатным кровом и пищей. Наконец среди даосов были
отшельники и ученые, жившие в горах и занимавшиеся
изучением врачевания, магии и поэзии. Это была даосская
интеллигенция, по своему развитию не уступавшая
конфуцианской и несколько позже сыгравшая решающую роль в
гражданской войне.

50. Восстание жёлтых повязок

Восстание началось в год Цзяцзы (184 н. э.) и в короткий срок
охватило значительную часть империи. Отдельные очаги
восстания подавлялись правительственными войсками. Чжан
Цзяо и его братья погибли в бою.
Главным итогом восстания было окончание периода придворных
интриг на закате поздней Хань и начало открытой борьбы
между активными силами в Поднебесной. Это привело в итоге
Хань к крушению. Оставшиеся после 184 г. отряды "желтых
повязок" объединились с отрядами "Черных гор" и продолжили
борьбу. Всего в восстании участвовали около двух миллионов
человек. Крестьянская война длилась 20 лет - до 204 года н. э.
Восстание было окончательно подавлено лишь к 205 году
правительственными войсками под руководством полководцев
Синего неба. Подавившие восстание ханьские полководцы,
такие как Дун Чжо и Цао Цао, отказались распускать свои
отряды и вступили друг с другом в затяжную и кровопролитную
борьбу за гегемонию в Поднебесной
English     Русский Правила