Лекция Познание
План лекции
Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией.
Парадокс познания:
Основные понятия теории познания
Проблема познаваемости мира
Что означает?
Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека.
Субъект и объект познания:
Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)
Чувственное познание (ЧП) Абстрактное познание (АП)
Какая ступень познания важнее?
Истина - адекватное, правильное отражение действительности.
О проблеме истины
Критерии истины
Универсальный критерий истины –практика
Ошибка и заблуждение
Научное познание
Особенности научного познания
Уровни научного познания
Формы научного познания
Научный факт
Научная проблема
Научная гипотеза
Доказательство 
Научная теория
Ненаучное познание
273.00K
Категория: ФилософияФилософия

Познание, как предмет философского анализа

1. Лекция Познание

Познание как предмет
философского анализа

2. План лекции

Принципы гносеологии
Природа познавательного отношения
Основные формы
Истина, ложь, правда и заблуждение
Многообразие
форм познания

3. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией.

Познание -это процесс взаимодействие между
субъектом объектом, цель которого заключается в
получении информации. Общей целью познания
является постижение истины, и достижение этой
цели является результатом "правильно"
направленной деятельности сознания.
Главные гносеологические проблемы:
Что есть знание?
Как оно возможно?
Какими путями достижимо?
Что такое истина и каковы ее критерии?

4. Парадокс познания:

"Как мы можем искать то, чего совсем не
знаем, а если знаем, ЧТО нам искать, то зачем
тогда искать"?

5. Основные понятия теории познания

Истина
абсолютная
относительная
Эмпирическое
познание
Методы
эмпирического
познания
Теоретическое
познание
Методы
теоретического
познания
Знание
как результат
познания
Практика
как цель и движущаяся
сила познания;
как критерий истины

6. Проблема познаваемости мира

Агностицизм (от греческого
gnostikos — когнитивный,
гностический) —философское
учение, отрицающее
полностью или частично
возможности познания мира.
Человек познает не мир, а
собственное сознание. Наше
познание не дает
достоверных сведений об
окружающем мире, а значит и
истины
Гностицизм - философское
учение, признающее
возможности познания мира.
Мир познаваем, разум проникает
в природу вещей, мышление
может постичь объективный мир.
Различие -в трактовке того, каким
способом достигается знание:
посредством
ощущений (сенсуализм), в
чувственном
опыте (эмпиризм), разумом
(рационализм), и др.

7. Что означает?

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее
чувственный опыт единственным источником достоверного
знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т.
Гоббс, Д. Локк).
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно
которому ощущения и восприятия – основа и главная
форма достоверного познания.
Рационализм – философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б.
Спиноза, Г. В. Лейбниц).

8. Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека.

Принципы познания:
объективности;
безусловной познаваемости мира для человека;
диалектического характера познания;
общественно-исторической практики как критерия
истины;
активности творческого отображения
действительности;
конкретности истины.

9. Субъект и объект познания:

Субъект познания — это активно осуществляющий
познавательную деятельность производитель знания: личность,
социальная группа, общество в целом.
Объект познания — это то, на что направлена познающая
деятельность субъекта.
Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной
действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.

10. Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)

Субъективный
по форме
Объективен
по содержанию
Субъективный образ
объективного мира
Объект
Объективная
информация
субъект
Активность познающего
субъекта
Объективный мир
Субъективный мир

11.

Основные формы познания
Чувственное
познание
Рациональное
познание
Ощущение
Понятие
Восприятие
Суждение
Представление
Умозаключение
Иррациональные формы
познания (интуиция, воображение и др.)

12. Чувственное познание (ЧП) Абстрактное познание (АП)

Чувственное познание (ЧП)
Ощущение -форма ЧП,
отражающая отдельные свойства
и признаки предмета,
воздействующие на органы
чувств.
Восприятие форма ЧП, в
которой отражается целостный
образ предмета,
воздействующий на наши
органы чувств (синтез данных
отдельных ощущений)
Представление обобщенный,
чувственно-наглядный образ
предмета, который в данный
момент не воздействует на наши
органы чувств. Это не
конкретный признак, как в
Восприятии.
Абстрактное познание (АП)
Понятие – форма АП в которой
отражаются сущностные
свойства, связи предмета,
явлений, процессов
окружающей действительности.
(Понятие есть особая мысль, не
любая, а максимально
действенная, которая позволит
многое объяснить. Понятие есть
главная мысль о чем-либо,
обобщение, интерпретация. )
Суждение - мысль, в которой
что-то утверждается,
отрицается.
Умозаключение – форма АП, в
которой из двух суждений
выводится новое суждение,
дающее новое знание о
действительности

13. Какая ступень познания важнее?

рационализм и сенсуализм (эмпиризм).
Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное
мышление. Для них чувственное познание вторично.
сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение,
восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично
рациональное познание.
В действительности чувственное и рациональное уровни
познания являются единым процессом. Просто в одних
познавательных процессах преобладает чувственное познание, а
в других рациональное.

14. Истина - адекватное, правильное отражение действительности.

Объективная истинасодержание нашего знания не зависящее от сознания.
Абсолютная
истина
это исчерпывающие
достоверные знания о
природе,ч-ке и обществе,
знания, которые абсолютны в своей
полноте и никогда не могут
быть опровергнуты.
Относительная
истина
- это объективная истина, которое содержит в себе
неполное, относительное знание
сущности предметов и явлений материального
Мира. Всякое знание в сиу своей
конкретности всегда относительно.
Принцип конкретности Истины:
КИ - это вся действительность во всем многообразии ее сторон,
связей, отношений.

15. О проблеме истины

В современной науке - мнение, что большинство истин – относительные.
Основные причины относительного характера знаний :
- сложность и изменчивость изучаемого мира. Он меняется,
изменяется и субъект познания – человек. Это усложняет изучение мира и
его объектов. Изучая мир долго, мы должны учитывать изменения.
происходящие независимо от нас в процессе исследования. Не всегда это
возможно в полной мере. Например, биолог изучает численность отряда
животных, занесённых в Красную Книгу. Пока он это делает, численность
становится другой. Возможно ли точно подсчитать этот показатель вопрос сложный;
- несовершенство возможностей человека – познающего субъекта. К
примеру, наши глаза не настолько совершенны, чтобы увидеть и
исследовать кольца Сатурна;
- несовершенство техники и методов исследования. Например,
сегодня наука пытается исследовать наночастицы. Однако возможности
микроскопов не настолько велики, чтобы ярко увидеть их и исследовать.

16. Критерии истины

Критерии – это слово в переводе с
греческого kriterion — мерило для оценки.
Критерии истины- это основания, которые
позволят убедиться в истинности,
точности знаний, в соответствии их
предмету познания.

17. Универсальный критерий истины –практика

– это активная предметная деятельность, направленная на познание
и преобразование окружающего мира.
Формы практики -материальное производство (к примеру, труд),
социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный
эксперимент.
Истинным считается только практически полезное знание. К примеру,
на основе определенных знаний правительство проводит экономические
реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания
истинны.
Функции практики : 1) источник познания (потребностями практики
вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря
преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое
познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей
силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает
мир, чтобы использовать результаты познания в практической
деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

18. Ошибка и заблуждение

Ошибка - результат неправильного
теоретического или практического
действия, вызванного субъективными,
случайными причинами
Заблуждение - несоответствие знания его
предмету; расхождение субъективного
образа действительности
с его объективным прообразом;
абсолютизация относительной истины
Ложь, обман – умышленное искажение

19. Научное познание

это вид и уровень познания,
направленный на производство
истинных знаний о действительности,
открытие объективных законов на
основе обобщения реальных фактов.
Эпистемология — это учение о научном
познании.

20. Особенности научного познания

Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не
зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.
Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и
логическими заключениями.
Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение
личных мнений, эмоций, чувств.
Системность – структурированность научных знаний.
Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности

21. Уровни научного познания

Эмпирический уровень -это
непосредственное опытное, в
основном индуктивное, изучение
объекта. Он включает в себя
получение необходимых
исходных фактов — данных об
отдельных сторонах и связях
объекта, осмысление и описание
на языке науки полученных
данных, их первичною
систематизацию. Познание на
этом этапе остается еще на
уровне явления, но предпосылки
для проникновения сущность
объекта уже созданы.
Теоретический
уровень характеризуется
глубоким проникновением в
сущность изучаемого объекта, не
только выявлением, но и
объяснением закономерностей
его развития и
функционирования, построением
теоретической модели объекта и
ее углубленным анализом.

22. Формы научного познания

научный факт,
научная проблема,
научная гипотеза,
доказательство,
научная теория,
парадигма,
единая научная картина мира.

23. Научный факт

— это исходная форма научного
познания, в которой фиксируется
первичное знание об объекте; он есть
отражение в сознании субъекта факта
действительности

24. Научная проблема

— это противоречие между новыми
фактами и существующими
теоретическими знаниями.
Научная проблема также может быть определена как своего
рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда
познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об
объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема
включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и
ее содержание.

25. Научная гипотеза

— это научно обоснованное
предположение, объясняющее те или
иные параметры изучаемого объекта и
не противоречащее известным научным
фактам. Она должна удовлетворительно
объяснять изучаемый объект, быть
принципиально проверяемой и отвечать
на вопросы, поставленные научной
проблемой.

26. Доказательство 

Доказательство
это подтверждение гипотезы.
Виды доказательства:
• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее
подтверждение аргументами с указанием на факты и законы
(индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и
уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение,
аналогию, моделирование и т. п.
Доказанная гипотеза выступает основой построения научной
теории.

27. Научная теория

это форма достоверного научного знания о некоторой
совокупности объектов, представляющая собой систему
взаимосвязанных утверждений и доказательств и
содержащая методы объяснения, преобразования и
предсказания явлений данной объектной области.
Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.
Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира,
влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму
можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то
или иное явление.
Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину
мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и
законах устройства бытия.

28. Ненаучное познание

Обыденное познание основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с
его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются
ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и
природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают
происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но
не объясняют почему именно так, а не иначе.
Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в
первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных
причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи
мифов и легенд..
Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается в
художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или
живописи.
Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки,
пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим.
Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно
развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях,
которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются
уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.
English     Русский Правила