Похожие презентации:
Введение в феноменологию города. Власть в городе территориальном и архитектурном измерении
1. Введение в феноменологию города. Власть в городе территориальном и архитектурном измерении Величайшее изобретение человечества:
Модуль № 1Введение в феноменологию города. Власть в
городе территориальном и архитектурном
измерении
Величайшее изобретение человечества:
Hard, Soft и Power
Составитель: доцент Пустовойт Ю.А.
2.
• Что такое город? Многообразие правлений «городского».Материальная среда города, городское население и управление
городским сообществом. Социологи, политологи, культурологи,
экономисты, архитекторы, инженеры, антропологи и психологи о
городском образе жизни. Город в классических и современных
исследованиях: К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер,
социологи Чикагской школы (Р. Парк, Л. Вирт, Э. Берждесс), А. Лефер
и др. Особенности городского образа жизни. В. Глазычев о городах
России. Идеологии городского развития: «город как машина роста»
(Р.Мозес); «город как среда обитания» (Дж. Джекобс); «город, как
вечеринка» (Р.Флорида, Я.Гейл
3. Итоговое задание
Выберите один из районов города. В том же порядке в котором мы изучали его особенности
проведите его микроисследование.
Территория и сообщества:
Как оформлены границы района, есть ли знаки, показывающие что вы в него, въезжаете?
Какие самые красивые улицы и дома в районе? Какие самые «убитые»? Как выглядит здание
районной власти? Престижная школа? Вуз? Театр? Ресторан? Музей? Больница? Полицейский
участок? Как выглядит главное общественное пространство района? Доступен ли район с точки
зрения автотранспорта? Хорошо ли он связан с другими районами города? Мусор в районе в
мусорщицах (сфотографируйте, он о многом может рассказать) или равномерно распределен по
территории?
Жители района, как они представляются другим горожанам? Есть ли в районе свои газеты и
сайты? Какой жизненный ритм есть в районе? На каких производствах работают большинство его
жителей? Как это сказывается на внутренних особенностях районной жизни? Нормах? Есть ли
внутренняя иерархия престижности и непрестижности домов в районе? Как она отражена в ценах
на недвижимость?
Зайдите на сайт администрации и местной законодательной власти.
Кто возглавляет местную исполнительную власть? Как давно? Какой пост раньше занимал и какие
предположения можно сделать из официальной биографии. Сколько законодателей представляют
район? Как легко они выиграли выборы? Какие партии и движения они представляют? Какие бизнес
структуры? Что из себя представляет городской политический режим на районном уровне?
4. Задание на семинар
• Задание.• 1. Посмотрите фильм «Урбанизированный»
(«Урбанизация»), (2011 г., США, Великобритания, реж.
Гари Хастиут). Какие проблемы, рассмотренные в фильме,
актуальны для Вашего родного города?
• 2. Напишите краткое эссе на тему «Первый город в моей
жизни». Рассмотрите в нем исторические,
территориальные, социальные и культурные аспекты
жизни в вашем городе. Чем он похож на другие города?
Чем отличается?
5. Город: Hard, Soft, User
6. ЧТО ТАКОЕ ГОРОД?
«Город для культуролога – это смысл... Современный модерновый город – это, прежде
всего, возможность человека не быть частью никакого сообщества…,уникальная
культурная лаборатория, которая позволяет человеку быть одному» (В. Куренной).
«Город – родина политики. Горожане обречены на политическую деятельность, если
понимать под нею отстаивание своих интересов и достижение компромиссов с
другими» (Е. Шульман).
«За сменой ориентиров стоит представление о городской среде как экономическом
капитале. Теперь она, а не предприятия города – главный ресурс…Город — это в
основном концентрация так называемых non tradables (неторгуемых) товаров
(недвижимость и услуги). Они составляют 70-80-% экономики современного города и
привязаны к месту» (А. Новиков).
«Архитектурный дизайн – это текст, который передает людям модель определённого
поведения...Город – это политическое пространство, где сталкиваются различные
воли: горожан, представителей власти, предпринимателей, идеологов. И доминирует
обычно тот, у кого воля сильнее, например, девелопер… Так создаются городские
пространства, непригодные для красивой, разумной и удобной жизни» (Ю. Григорян).
7. ЧТО ТАКОЕ ГОРОД?
С момента зарождения городской антропологии как дисциплины в центре внимания были люди и городские сообщества, отчасти
напоминавшие столь привычные племена…Однако, разочарование в изучении городских сообществ заставило ученых изменить оптику
своих исследований и перейти к антропологии города. Вместо отдельных сообществ они стали изучать сам город как систему процессов,
сетей, взаимоотношений символов» (М. Алексеевский).
«Исходным пунктом для социологического мышления о городе является то, что город не место, где живут люди, а способ существования
людей. Все физические и технические характеристики города выводятся из этого базового формата объединения: если в городе низкая
солидарность и высокий уровень индивидуализма, в нем не будет удобного общественного транспорта, будет много автомобилей и всегда
пробки; если в городе авторитарная центральная власть и мало коммуникации между горожанами, то в нем будут широкие геометрически
правильные проспекты, но сильное расслоение и мало инициативы со стороны жителей…» (Г. Юдин).
«Мегополис не соразмерен человеку. Огромные дистанции отделяют горожанина то от дома, то от работы, то от друзей… Человек не
создан для города. Но город вполне может быть создан или хотя бы приспособлен для человека. Главное–понимать, как» (М. Фаликман).
«Сегодня, говоря о каком-либо большом языке мы говорим о языке города… В основе языка города, конечно, лежит литературный язык.
Но существуют факторы, размывающие этот стандарт и позволяющие горожанам создавать какие-то уникальные лексические единицы,
свои характерные слова» (М. Кронгауз).
«Люди продолжают стремится и в растущие города Азии и Африки, и в стагнирующие европейские центры, и в российские миллионники не
только в поисках работы и лучшего образа жизни, но и потому, что города являются наиболее совершенным в своей изменчивости
форматом метаобщества. Сама природа «тесного общежития» принуждает его жителей принимать изменения, обсуждать их,
поддерживать или протестовать» (В. Гатов).
«Пренебречь человеком экономика не может. А значит, переход от моделей «общего вида» с одним, пусть очень репрезентативным и
рациональным агентам, к моделям, в котором множество не совсем рациональных людей решают свои задачи по достижению счастья,
благополучия, здоровья и более высокого потребления – неизбежен» (О. Шибанов).
««Образ горожанина» скорее представляет собой некий рынок, на котором продаются маски социальной идентификации, и эти маски в
большей степени не согласуются между собой, чем представляют разные грани одного явления» (Г. Ревзин).
8. Что такое город Наши приоритеты и ограничения
• Язык описания –социология (Что делаетсообщество сообществом?) Теория
• Позиция –исследователя (не горожанина,
не управленца и не общественникаактивиста)
• Три фокуса внимания: пространство
(территория и здания), практики (что
делают люди) и сообщество (как связаны
люди между собой)
9. Идея города как пространства
• Правильно организованное пространствообрекает горожан на правильную жизнь
• Правый урбанзим Мозеса
• Левый урбанизм Дж.Джекобс
• Хипстерский урбанизм. Город как
вечеринка
В. Вахштайн
10. Идея города как сообщества Что делает сообщество сообществом?
Акцент на разрыве социальных связей: (а)численностью населения, (б) его плотностью и (в) гетерогенностью жителей… В агрегате, члены которого
обладают столь разнородным происхождением и столь разными качествами, узы родства и соседства,
а также чувства, порождаемые совместной жизнью на протяжении многих поколений в условиях общей
народной традиции, скорее всего будут отсутствовать либо, в лучшем случае, будут относительно
слабыми. В таких условиях место уз солидарности, на которых держится единение народного общества,
занимают механизмы конкуренции и формального контроля» (Луис Вирт)
Гетто и Банда
На их конфигурации: (почему Чарльз-таун устоял, а Уэст Энд снесли
бульдозерами) М
Грановеттер и
Г. Ганс (СИЛА СЛАБЫХ СВЯЗЕЙ)
На экзистенциальном выборе –сообществе судьбы.
Батальоны друзей и кейс Шеффилда Город –это судьба и способ
говорить о связях между событиях в своей жизни определённым образом
.
11. Город как практики Г.Гарфинкель и этнометодологи
Для этнометодолога город состоит не из сообществ
и не из «объективированных в физическом пространстве социальных
отношений», а из практик — текучих, нерефлексивных, рутинных действий
людей вроде перехода дороги или обмена приветствиями с охранником
на входе.
К примеру, Кеннет Либерман детально описал практики перехода дороги
в неположенном месте. Одна из самых распространенных из них — делать
вид, что ничего не замечаешь вокруг: «Быть рассеянным — это тренируемый
навык, широко распространенный среди пешеходов и автомобилистов; это
метод „застолбить“ приоритетное право перехода улицы» ИММУНИТЕТ
Сообщества производятся и воспроизводятся, собираются и пересобираются
в повседневных практиках. Лорье, Уайт и Бакнер показали, как происходит
«сборка» сообщества, в одном из пригородов Глазго на примере
коллективных поисков потерявшегося кота Джека, сбежавшего от своих
хозяев.
12. Четыре России – вышли мы все из деревни
13. Эволюция социологических теорий городского развития
• М. Вебер• Ф. Теннис
• Г. Зиммель
14. Эволюция социологических теорий городского развития Фердинанд Теннис - «тоска по общине»
Отношения между людьми в общности (Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и
соответственно сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие
отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может
принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров
общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения,
деревни, кланы и др.
Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной
воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые
люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет
искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую
жизнь.
15. Эволюция социологических теорий городского развития Георг Зиммель – горожанину нет дела до чужаков
Георг Зиммель
Глубочайшие проблемы современной жизни вытекают из стремлений индивидуума охранить свою
самостоятельность и самобытность от насилия со стороны общества, исторической традиции,
внешней культуры и техники жизни. Это — последняя из выпавших на нашу долю форм борьбы с
природой, борьбы, которую первобытный человек ведет за свое физическое существование.
Сколько бы XVIII столетие ни призывало к освобождению от всех исторически сложившихся пут в
области государства и религии, морали и хозяйственной жизни, для того, чтобы дать
беспрепятственно развиться людской природе, признанной для всех людей равной и по существу
благой; сколько бы XIX век ни требовал, наряду с чистой свободой, обусловленной разделением
труда, специализации человека, специализации, которая делает отдельного человека до известной
степени необходимым и незаменимым, но вместе с тем и более зависимым от дополнения его
другими людьми; сколько бы ни говорил Ницше о самой беспощадной борьбе между личностями, а
социализм, наоборот, — о полном устранении всякой конкуренции, как об условии полного
развития индивидуума — во всем этом слышится один основной мотив: возмущение субъекта
против нивелирования его и поглощения общественно-техническим механизмом. Всюду, где идет
речь о внутреннем содержании результатов специфической современной жизни, где, так сказать,
тело культуры спрашивают о своей душе, — каковой вопрос нас сейчас занимает по отношению к
большим городам, — всюду ответ нужно искать в том уравнении, которое составляется между
индивидуальным и надиндивидуальным содержанием жизни, — в приспособляемости личности,
благодаря которой он уживается с внешними силами.
16. Эволюция социологических теорий городского развития
«Психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, —это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены
внешних и внутренних впечатлений.»
•Рациональность
•Расчетливость и меркантильность
•Пресыщенность (трудно удивить)
•Свобода от контроля
•Стремление выделиться
•Развитый самоконтроль
17. Эволюция социологических теорий городского развития Эмиль Дюркгейм – вперед к новой солидарности
18. ЧТО ДЕРЖИТ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ?
Есть мораль –есть общество.
Государство и общество разные феномены
Социальными как и природными закономерностями невозможно управлять
к ним можно только приспособиться
РИТУАЛЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ
Нарушение –осквернение- негодование- жертвоприношение –
восстановление
19. Эволюция социологических теорий городского развития Макс Вебер – город обретение новой родины
М. Вебер посвятил средневековому городу одну из своих работ (Die Stadt.
1921). В этой работе он рассматривает город как место, в котором можно
увидеть много ключевых черт современной урбанизированной территории:
рост бюрократии, сменяемые правительства и демократию, купеческий класс
и ранние капиталистические предприятия. Такие города способствовали
превращению феодализма в капитализм, они привносили новый дух
рациональности — порядок и эффективность, причинность, но не традиции,
как основу эффективного функционирования. Они стимулировали новые
идеи, культуру, структуры управления. Города содействовали росту
индивидуальных предприятий, их самостоятельности. Социолог подверг
глубокому анализу три основных типа европейского города: города
производителей, потребителей и торговые города, проследил эволюцию
конкретных городских поселений.
20. Эволюция социологических теорий городского развития
Дефиниции «города» могут быть самыми различными по своему характеру. Общее для них всех только одно: то, что город представляет
собой замкнутое (во всяком случае, относительно) поселение, «населённый пункт», а не одно или несколько отдельно расположенных
жилищ. В городах (впрочем, не только в городах) дома тесно — а сегодня, как правило, стена к стене — примыкают друг к другу. Обычно
под словом «город» имеют в виду помимо названного ещё селение. Сам по себе этот признак нельзя считать неточным. С социологической
точки зрения этот признак города характеризует его как населённый пункт, следовательно, поселение в тесно соприкасающихся друг с
другом домах, которое настолько велико,
что в нем отсутствует специфическое для общества соседей
личное знакомство друг с другом. При таком определении городами можно было бы считать лишь достаточно большие
поселения; а при какой величине поселения этот признак можно считать определяющим, зависело бы от общих культурных условий . В
прошлом города, имевшие правовой характер, далеко не всегда обладали этим признаком. Так, в
нынешней России есть «деревни» со многими тысячами жителей, которые значительно больше ряда старых «городов» (например, в
области поселения поляков на востоке нашей страны), население которых едва составляет несколько сот человек. Величина как таковая не
может быть решающей в определении города. С чисто экономической точки зрения город может быть определен как
поселение, жители которого занимаются в преобладающей своей части не сельским хозяйством, а ремеслом и
торговлей. Но и называть все поселения такого рода «городами» также нецелесообразно, ибо в этом случае под понятие «города»
подвели бы поселения, жители которых образуют родовые союзы и занимаются одним, фактически унаследованным промыслом, —
«промысловые деревни» Азии и России. Ещё одним признаком можно считать известное «многообразие» занятий Ещё одним
необходимым признаком «города» следует считать «рынок», наличие не спорадического, а регулярного товарообмена внутри поселения в
качестве существенной составной части дохода и удовлетворения потребностей населения. Однако «рынок» не всегда ещё превращает
место, где он функционирует, в «город» Периодические ярмарки и рынки заморских товаров (периодически действующие рынки), на
которые в установленное время съезжаются торговцы, чтобы сбывать оптом или в розницу друг другу или потребителям свои товары,
действовали часто в таких местах, которые мы называем «деревнями» О «городе» в экономическомсмысле можно говорить лишь там,
где местноенаселение удовлетворяет существенную часть своих повседневных потребностей на местном рынке причём в значительной
части продуктами, произведенными местным населением и населением ближайшей округи или каким-либо образом приобретенными
для сбыта на рынке. Каждый город в указанном здесь смысле есть «рыночное поселение», т. е., имеет в качестве экономического центра
поселения местный рынок, на котором вследствие существующей специализации производства продуктов свои потребности в
ремесленных изделиях и различных предметах торговли удовлетворяет негородское население и на котором, конечно, горожане
совершают обмен произведенными продуктами и удовлетворяют свои хозяйственные потребности. Следует считать обычным, что город,
возникнув как отличное от сельского поселения образование, является местопребыванием вотчинника или князя, а также местом, где
существует рынок, и располагает экономическими центрами двух типов — ойкосом и рынком, причём наряду с постоянно действующим
местным рынком часто служит местом для ярмарок, на которые съезжаются заморские купцы.
нами смысле есть поселение, в котором действует рынок.
Итак, город в понимаемом
21. Эволюция социологических теорий городского развития Карл Марк и Фридрих Энгельс
22. Эволюция социологических теорий городского развития
С одной стороны, пром. революция превратила Англию в страну '...с
трудолюбивым, интеллигентным, густым населением, две трети которого
заняты в промышленности и которое состоит из совершенно других классов,
мало того - составляет совершенно другую нацию с другими нравами и с
другими потребностями, чем раньше' (там же, т. 2, с. 256). С др. стороны,
стремление капиталистов к получению макс. прибыли обусловливает
уродливость процесса воспроизва пролетарского нас., с присущими ему
нищенскими условиями существования, скученностью пролетариата в
перенасел. городах, тягчайшими условиями труда и антисанитарными
условиями быта, - недоступностью образования и высокой смертностью.
Пром. революция породила новый тип семьи, однако капиталистич.
социальный порядок уродует ее жестокой эксплуатацией жен. труда,
страданиями лишенных родительской заботы детей. Иными словами,
капитализм оказывается 'социальным убийством' (там же, с. 330).
23. Чикаго – безусловно самый любимый город социологов, мафии и урбанистов
24. Эволюция социологических теорий городского развития Роберт Эзра Парк - пространственная конфигурация и социальный порядок
25. Эволюция социологических теорий городского развития
• Роберт Э. Парк в 1915 г. оставил занятие журналистикой иорганизовал первый в США центр городских исследований. Истоки
формирования теории Парка можно обнаружить в работах Г.
Зиммеля, Б. Кистяковского, а также в работе американского автора Л.
Стеффенса «Стыд городов»(1904). В основу концепции Парка была
положена теория эволюционного развития видов американского
естествоиспытателя Ч. Дарвина. Именно от него Парк перенял идею
экологически взаимосвязанного развития человеческого общества.
Его сближали с американским естествоиспытателем также: общность
веры во всемогущество научного метода изучения; подтверждение
роли местности и климата в формировании видов; вера в
незыблемость «неумолимого закона природы» — виды или
приспосабливаются к окружающей среде или умирают; отсутствие
представления о конечной цели развития.
26. Эволюция социологических теорий городского развития Луис Вирт- размер, плотность гетерогенность
Размер населенияУвеличивающееся разнообразие культурных
характеристик
Увеличивающееся разнообразие характеристик
занятости: профессиональная структура с продвинутым
разделением труда
Увеличение формальных человеческих
взаимоотношений: сегментация социальной жизни,
базирующейся на ролях больше, чем на персональных
характеристиках
Плотность
населения
Экологическая
специализация как
мозаика
дифференцированных
земельных площадей
Округа несут
отпечаток продуктивной
направленности
Изобретение
упрощений видимого
представления. Статусные
символы или
необычность одежды
Гетерогенность
Увеличивающаяся мобильность
и непостоянство статуса
Приемлемость отсутствия
безопасности и нестабильности
Увеличение количества
физических перемещений
Городская структура, очерствляясь превращается в
коммерческое предприятие
Увеличение
толерантности и
терпимости к отличиям
Увеличение использования
стереотипов и категориального общения
Утрата моральной структуры города, аномия
Увеличение
социальной дистанции
Увеличение значимости денег,
как базиса социальных отношений
Увеличение
антисоциального
поведения: трений и
напряженности
27. Эволюция социологических теорий городского развития
• Эрнсту Берджессу удалось создать графическоеприложение экологического подхода к городам — теорию
концентрических городских зон (1925). Зонирование городов было
изучено теоретиками школы на многих примерах. Один из наиболее
известных примеров — работа Х. Зорбауха (H. Zorbaugh) «Золотое
побережье и трущобы»(1929). Работа строится на изучении северной
части Чикаго, побережья озера Мичиган, населенного богатейшими
семьями города, и беднейшей части городских трущоб «Хобохемии»
(Hobohemia). Изучаемые районы расположены в нескольких
кварталах друг от друга. Кроме того, в этой же части города есть
кварталы богемы типа Гринвич — Вилидж, кварталы, населенные
итальянцами.
28. Эволюция социологических теорий городского развития Пьер Бурдье - бегство культурного капитала
Физическое пространство Парижа становится ареной борьбы за социальный престиж. Вечноевытеснение обладателей культурного капитала владельцами капитала экономического, ситуации, когда
жители престижного района с высокой культурной репутацией вынуждены из него уходить, так как
новые социальные группы буржуазии существенно поднимают цены.
Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2007
29. П.Бурдье
1. Социальные агенты — коллективные
(«знать», «чернь») и индивидуальные
(«князь»), — которые находятся друг
с другом в напряженных динамических
отношениях.
2. Социальные отношения — силовые
и смысловые, синхронные («простолюдины /
дворяне») и диахронные («старая
аристократия / новая номенклатура»), —
которые связывают разных агентов.
3. Ресурсы — блага (материальные,
символические, культурные, etc.), которые
размещены в физическом пространстве
и за которые борются агенты.
4. Социальные практики (производства,
присвоения, символической номинации,
легитимации, инвизибилизации) — то, что
делают агенты, используя доступные
им ресурсы.
5. Физическое пространство —
конкретные места, в которых размещены
агенты и ресурсы.
.
30. Эволюция социологических теорий городского развития Город –машина роста
• Ключевым понятием, введенным в оборот Логаном и Молочем,является — город, как механизм (машина) роста (growth machine).
Им является применительно к городу объединение усилий
предпринимателей, торговцев недвижимостью, строителей,
субподрядчиков, банков и ссудных учреждений, в достижении
изменений стоимости конкретного места городского пространства.
• Их интересы различны, но объединяет их стремление обеспечить при
поддержке местного правительства получение прибыли от своего
участия в совершенствовании городского пространства. Часто платой
за механизм роста выступает повышение издержек для всех жителей:
неудобства от ремонтных работ, транспортные пробки, загрязнения,
более высокий уровень налогов и платежей. В то время как выгоду и
пользу от него получают «активисты» механизма роста.
31. Эволюция социологических теорий городского развития
• Таким образом, более точным понятием, отражающим участиеразличных агентов в росте потенциала места, являются — сети роста
(growth networks). Под ними подразумеваются часто временные
ассоциации людей (агентств), объединенные ради необходимости
городского роста. Именно создание таких сетей позволяет
минимизировать противодействие фракций, настроенных «за» и
«против» роста. Каждое сообщество имеет собственные интересы,
озвучиваемые местными политиками. Они объединяются с другими
ради противодействия и поддержки противоположных или
солидарных им целей. Рост — это не результат деятельности одной
группы (машины роста), а часто компромисс равных возможностей.
32. Эволюция социологических теорий городского развития
• Оборот капитала у Маркса не распространяется на недвижимость.Лефевр вводит новый термин, объясняющий приложение
капиталистических инвестиций в строения, вторичное обращение
капитала. Вложения в недвижимость приносят такой же и даже
больший доход капиталу по сравнению с инвестициями в
производство (H. Lefebvre. 1991).
33. Эволюция социологических теорий городского развития
Первая крупная работа Д. Хэрви на эту тему опубликована в 1973 г. — «Социальная справедливость и город».
Пространственное же выражение капитализма, отражение несправедливости и противоречий ему присущих, и
прежде всего, основного противоречия, коренящегося в извлечении максимальной прибыли. Для этого
привлекаются главным образом технологии, дающие максимальный эффект в краткосрочной перспективе. Тогда как
интересы стабильного развития буржуазии как класса требуют внедрения долгосрочных эффективных технологий.
Вторая стратегия капитала заключается в перемещении производств на максимально близкие расстояния к сырью,
рабочей силе и рынкам. Это препятствует развитию инфраструктуры в местах старой дислокации и приводит к
отсутствию ее на новом месте.
Третья стратегия капитала заключается в изменении приоритетов финансирования и инвестирования от прямого
производства к строительству деловых зданий и сооружений, торговых центров и гостиниц — для сохранения уровня
прибылей. Инвестирование непроизводственной деятельности ведет к уменьшению производства товаров, но в
процессе реструктурирования городского пространства создаются новые офисы и деловые кварталы. Логика
капитализма выражается здесь в том, что и такое более эффективное использование городского пространства
приводит к повышению эффективности производства. И, в свою очередь, к сверхпроизводству продукции,
замедлению темпов развития города и его кризису. При этом богатство может уйти из города в пригород, оставив
проблемы преступности, загрязнения для бедных, живущих в городской черте. Несправедливость подобного
положения дел ведет к тому, что нарастает необходимость революционной критики существующего положения,
увеличивает необходимость проведения «справедливой» трансформации городского пространства.
34. Горожанин обречен на протест
35. Д.Харви
• Право на город — это не дар. Его должно завоевать себеполитическое движение. Если наш городской пейзаж был воображен
и сделан, то его можно вообразить иначе и переделать. Это может
быть непростой задачей. Бертольт Брехт был прав, когда писал:
Нужно многое, чтобы изменить мир:
Возмущение и стойкость, знание и недовольство,
Быстрая инициатива, долгие размышления,
Холодное терпение и бесконечное упорство,
Понимание отдельного случая и видение всей картины,
• Только уроки реальности могут научить нас преобразовывать
реальность. Неотчуждаемое право на город стоит того, чтобы за него
бороться. Говорят, что «городской воздух делает свободным». Сейчас
этот воздух загрязнен. Но его всегда можно очистить.»
36. Эволюция социологических теорий городского развития
Однако обострение социального конфликта разрушает эти функции
государства. Капитализм сталкивается с новыми социальными движениями,
которые объединяют этнические группы, женское движение, экологов,
рабочих. Государство уже не в состоянии и дальше покупать рабочих
благосостоянием и неминуемо пойдет по пути увеличения репрессий.
Силовое регулирование конфликта, в свою очередь, ведет к милитаризации
общества и возрастанию классового сознания простых людей. Это неминуемо
подталкивает горожан к участию в подлинно социальном движении и
перерастанию «городского протеста» в «городскую революцию».
37. Эволюция социологических теорий городского развития Зигмунд Бауман – Город массовая индустрия незнакомцев
• Конфликт в столкновении на его территории различныхжизненных миров: глобальной элиты, не привязанной к
месту, легко меняющей свою идентичность и избегающей
какого-либо контроля локальных сообществ, и низшего
слоя городских жителей, борющихся за выживание и
стремящихся сохранить свой образ жизни.
• Тесное существование провоцирует страхи, связанные с
незнакомцами, и ведет к формированию миксофобии
(отказ от попыток понимания другого, бегство в
собственные группы и территориальная сегрегация)
38. Эволюция социологических теорий городского развития Ричард Сеннет – город безразличных
• Современный капитализм действует на город точно также, как на организацию труда. Организационная гибкость
(работа в команде над краткосрочными проектами)
ведет к поверхностным отношениям и безразличию. Это
и переносится на городскую среду и проявляется в
разрыве физической связи с городом, стандартизации и
отношениях между семьей и работой. Итог – состояние
гражданской сферы в обществе, взаимоприспособление
через разобщение, перемирие, позволяющее быть
самими собой, через безразличие к другим. Это плохо, так
как означает конец практикам гражданства, учета
различных интересов и простого любопытства к Другому.
39. Эволюция социологических теорий городского развития
40. Эволюция социологических теорий городского развития
«В бестелесной экономике знания блага создаются путём переработки сырых данных в информацию, знание и даже
в суждения. Конкурентоспособность уже более не определяется стационарными физическими ресурсами, такими
как уголь, дерево или золото, но зависит от мобильной силы мышления и творчества. Рабочая сила и даже
денежный капитал теряют ценность, а прикладное творчество, наоборот, её приобретает, так как программное
обеспечение внедряет информационную составляющую в любой продукт, трансформируя все процессы в сфере
производства и обслуживания». (Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика XXI»,
2006. — 399 с.)
«Ключевые факторы нынешней экономики — талант, инновации, креативность — распределены в мире
неравномерно. Они концентрируются в определённых областях. Очевидно, каким образом значимые новации
в области связи и перевозок позволяют разворачивать экономическую деятельность по всему миру. Но менее
очевидна невероятная мощь того, что я называю силой кластеризации. В сегодняшней креативной экономике
подлинный источник экономического роста — кластеризация и концентрация талантливых, продуктивных людей.
Новые идеи рождаются, а наша продуктивность растёт, когда мы живём поблизости друг от друга, заселяя города
и целые регионы. Сила кластеризации делает каждого из нас более продуктивным, а это, в свою очередь, делает
более продуктивными места, где мы живём, значительно увеличивая ВВП и наше благосостояние». (Флорида Р.
Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2014. — 368 c.)
Значимость мест, их возрастающая специализация и наша с вами мобильность — вот три фактора, определяющие,
по мнению Флориды, облик мира сегодняшнего и в ещё большей степени завтрашнего. В первом разделе книги —
«Место имеет значение» — автор полемизирует, во-первых, с концепцией «плоского» (а правильнее было бы
сказать — изотропного) мира, выдвигая на её место концепцию мира пиков (опять-таки правильнее было бы сказать
«мира сгущений»). Экономика этого мира «формируется вокруг пары дюжин мегарегионов (Большой Токио,
Восточное побережье США от Вашингтона до Бостона, Амстердам-Брюссель-Антверпен, etc. — Прим. ред.). Каждый
<...> вошёл бы в десятку крупнейших национальных экономик, и все они крупнее, чем экономика Италии, Канады,
Индии, Южной Кореи, России или Бразилии. <...> Мегарегионы не только становятся „моторами“ национальных
экономик, они же стоят за экономикой мировой».
41. Эволюция социологических теорий городского развития
«корреляция между ростом населения
и характеристиками, не имеющими аналогов
в биологии, — инновации, патентная активность,
число сверхкреативных людей, цены, ВВП» —
больше единицы. То есть при удвоении населения
креативный и экономический продукт
увеличиваются более чем вдвое. Флорида, по сути,
описывает систему с положительной обратной
связью: чем больше город, тем больше его ВВП, тем
больше творческих людей он привлекает, тем
больше он растёт и так далее. Согласно авторской
модели, «вместо того чтобы просто расти
вверх, эти города-регионы расширяются
вовне, пока не оказываются вынуждены
срастись с другими городами-регионами.
Теперь, на стадии образования ядер, городарегионы сливаются в мегарегион». При этом
«социальная и экономическая дистанция между
ведущими мегарегионами и отстающими городами
и регионами будет расти. Мегарегионы будут
становиться всё теснее и дороже, что усилит
социальную и экономическую сегрегацию».
42. Эволюция социологических теорий городского развития
«Когда я смотрю на настоящий источник экономического роста в странах и городах по всему миру, оказывается, что движущая
сила — это креативный класс, люди наукоёмких, интеллектуальных и творческих профессий: художники, учёные, технологи.
Именно эти люди и являются драйверами экономики».
«Многие места, больше других открытые для жителей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, отличаются
предприимчивостью и инновационной экономикой. Это не потому, что геи или лесбиянки в большинстве своём стартаперы,
а потому, что такие места, открытые для непредубеждённых людей с широким кругозором, притягивают самый широкий
спектр талантов. Если у тебя нет предубеждений насчёт людей других сексуальных ориентаций, каких бы то ни было
музыкальных или художественных сцен, предпринимателю легче разыскать твой талант и мобилизовать ресурсы вокруг
своих идей».
«Творческий потенциал есть у всех без исключения. Это суть моего месседжа. Не то чтобы мы можем построить экономику
за счёт 1 %, 10 % или трети от всех креативных людей. Что нам действительно нужно, а это самая сложная часть в расширении
экономики, построении общества или хорошего города, так это разжечь тот очаг, который горит глубоко внутри каждого
из нас».
«Для расширения экономики нужны 3 „Т“ экономического развития. Нужна первая „Т“ — технологии. Нужно быть
технологическим лидером, инвестировать в хорошие университеты и в науку. Кроме технологий, нужен талант. Нужно
инвестировать в талант, притягивать его, нанимать и удерживать талантливых сотрудников. А третья „Т“ самая
противоречивая — толерантность, ведь нужно находить таланты среди разных срезов общества».
«45 % стартапов всего мира выходят из одного географического региона — области залива Сан-Франциско».
«В индустриальном обществе главным кирпичиком были фабрики. В креативной экономике и креативном обществе главный
структурный элемент — это наши города и сообщества».
«Родители никогда не говорили мне, что работа, карьера, образовательный потенциал, возможность встречать людей, ходить
на свидания, дружить, давать образование детям — всё это зависит от главного вопроса — в каком месте ты решаешь жить.
Это самое важное решение, которое мы принимаем в жизни, а особенно в молодости».
«Люди хотят жить в незаурядном месте. Им нужно качество места, а не качество жизни».
43. Эволюция социологических теорий городского развития
«Социальная группа, состоящая из людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Их трудовые отношения лишь отчасти или вовсе не защищены, и у них как у работников практически
нет прав». ( Macmillan dictionary)
«Из соединения двух слов — прекарный (англ. precarious — нестабильный) и пролетариат —
мы получаем новое слово, метко описывающее незащищённость трудовых отношений, с которой
сталкивается нынешнее поколение выпускников». ( Urban dictionary)
Для прекариев характерно отсутствие устойчивой профессиональной идентичности. Постоянная
смена типов деятельности не позволяет им выстроить траекторию профессионального развития.
Другая характерная черта этого класса — необходимость выполнять большой объём работы,
не являющейся трудом и, соответственно, не оплачиваемой (взаимодействие с бюрократическим
аппаратом, переобучение и так далее
Под определение прекариата попадают несколько социальных групп. Это и трудовые мигранты,
и фрилансеры, и некоторые категории молодых специалистов. Для этих людей характерны
социальная тревожность, высокий уровень отчуждённости, отчаяние и озлобленность. По мнению
британского экономиста и социолога Гая Стэндинга, автора книги «Прекариат: новый опасный
класс» (2011, русский перевод — 2014), именно с выходом прекариата на политическую арену
связано возникновение движения Occupy (международное движение, выступающее за социальное,
экономическое и политическое равенство. — Прим. ред.)
44. Эволюция социологических теорий городского развития
Гай Стэндинг — британский экономист, который описал новый класс «прекариат» (от англ. precarious — «нестабильный»
и слова «пролетариат»), модель которого расположена на предпоследней ступени прямо перед бездомными и нищими—
Ваша книга «Прекариат: новый опасный класс» вышла в 2011 году. Как изменился прекариат за последние пять лет?
— Растёт сознательность общества. Ещё в 2011-м прекариат в разных уголках земли был разрозненным и не ощущал идейного
единства. Спустя пять лет люди постепенно перестают воспринимать себя неудачниками и жертвами, так как осознают, что
миллионы таких же, как они, находятся в аналогичном положении. Класс обретает силу, становится больше. И самое главное,
что в эпоху глобального капитализма и изменяющихся трудовых отношений это необходимо. У них появляется желание
включиться в общественные процессы. Долгое время прекариат, особенно образованная его часть, говорил: «Мы не хотим
связываться с политикой». За последние пять лет прошла Арабская весна, восстание Indignados (исп. indignados — негодующие;
движение в Испании в 2011 году) в Испании и начали появляться другие общественные движения прекариата. Их действия
доказывают, что люди уже не хотят оставаться в стороне: они готовы брать на себя ответственность и участвовать
в политических процессах.
45. Эволюция социологических теорий городского развития
Моя вторая книга A Precariat Charter: from denizens to citizens была опубликована в 2014 году. В ней
я разделил прекариат на три группы.
Первая — атависты («atavists», от англ. atavism — атавизм, регресс. — Прим. ред.). Её члены
не получают высшее образование и склонны оглядываться на прошлое, постоянно возвращаться
к нему: «У моих родителей был статус, они жили в безопасности, а у меня этого нет! Это ужасно!»
Это отголосок прошлого: они сожалеют и хотят, чтобы настоящее было таким же безопасным
и понятным, как и прошлое.
Вторую часть прекариата я называю «ностальгирующими» (nostalgics. — Прим. ред.). Она состоит
из мигрантов, беженцев, меньшинств — тех, у кого нет ощущения дома. Эти люди лишены чувства
настоящего, полны страха, ощущают беспомощность, небезопасность перед лицом социальных
систем и институтов, поэтому подвержены своеобразному мутизму и не будут выступать открыто.
По крайней мере до тех пор, пока давление не станет совсем невыносимым. А потом такая группа
взрывается и выходит на митинги.
Третья группа прекариата — «прогрессивы» (progressives. — Прим. ред.) — моя целевая аудитория.
Обычно именно к ней я обращаюсь. У этих людей нет чёткого видения своего будущего. Со всех
сторон их родители, учителя и даже политики твердят: «Если ты пойдёшь в университет, у тебя
будет большое будущее». Поэтому они поступают в университеты и до некоторых пор полагают, что
держат в руках лотерейный билет. Однако оказывается, что он стоит всё больше и больше с каждым
годом, а вероятность выигрыша становится всё меньше. Закончив учёбу, выпускники
не представляют, что делать дальше; не ожидают от будущего ничего, кроме долгов
и разочарования в политических стратегиях. Прогрессивы не будут поддерживать неофашистских
популистов, но они и не будут бездействовать. Вместо этого они постараются сформировать новую
«политику рая» (политика против глобального капитализма, чья задача перераспределить мировой
капитал и принудить развитые страны инвестировать средства в развивающиеся. — Прим. ред).
46. Эволюция социологических теорий городского развития
— У всех классов растёт осознанность, но она отличается в восприятии времени и основного
источника проблемы. В чём отличие прекариата от пролетариата? Для пролетариата раньше
главным врагом был директор на заводе, а сейчас — капитал. Представители этого класса думают:
«Мы не в безопасности, так как директор нашего завода может делать что хочет». Прекариат же
понимает, что причина неуверенности внутри его класса — это действия государства, новые
законы и другие управляющие институты.
С другой стороны, образовательная система — это также один из институтов, способствующих
незащищённости прекариата. Образование должно быть символом просвещения, средством
определения себя как гражданина, так? Вместо этого из-за коммерциализации и приватизации
институт образования превратился в структуру, которая заботится только о получении как можно
большей прибыли. Система образования подавляет личную историю, культуру, философию
и навязывает свои ценности. Прекариат же ценит свою связь с высшим образованием и в это же
время ценит историю и гражданские ценности. Выходит, что для него враг — коммерческая
образовательная система.
— Мы должны двигаться к тому, чтобы каждый мужчина, женщина и ребёнок получали
безусловный базовый доход. Каждый человек имеет право на базовую защищённость,
а государство может позволить это. Безусловный базовый доход ускорит развитие здорового
общества, снизит степень гражданской незащищённости, будет способствовать развитию свободы
и станет символом социальной справедливости. Человек не чувствует свободу, если испытывает
страх. При безусловном базовом доходе он не перестанет работать, но будет жить без чувства
страха.
47. Город: Hard, Soft, User
Город, о котором пока можно сказать только то, что это «икс», определится прежде
всего из того, в какую систему знаний вы этот «икс» поместите. На самом деле никакого
города нет. Город становится или не становится. Город — это только возможность,
только шанс.
Каковы ощущаемые признаки городского? Первое: наличие свободного пространства,
не занятого застройкой. Греческая Приена несколько веков сохраняла пустырь в самом
центре, чтобы наконец превратить его в прекрасный комплекс площадей, храмов и
многоколонных портиков. Нью-Йорк с 1812 по 1960 год держал в центре Манхэттена
незастроенное пространство, где возник Центральный парк. И это в условиях, где на
квадратном футе городской территории всегда зарабатывались большие деньги.
Второй признак городского существования — постоянное наличие значительного
количества людей, не занятых в данный момент производительной деятельностью.
Появление незаполненного публично-коммунального пространства, где нет праздной
толпы, — тревожный симптом. Это означает, что нет центра притяжения или он очень
ослаблен. Это относится к любому месту, которое принято называть городом, в любые
моменты времени.
48. Город: Hard, Soft, User
За свою долгую историю европейский город вырастил пять главных объектов,
на которых сложились и публичное пространство, и городское сообщество.
Первый — рынок, а затем биржа. Рынок — это не только место операций,
это ещё место, где люди видят друг друга в действии, своего рода театр.
Второй — собор, бывший не только местом молений, но и местом
собраний. Третий — суд, как свободная система сугубо городского
пространства и одновременно театр, в котором роль актёров играют судья,
истец, ответчик, адвокат, присяжные. Четвертый — собственно театр, как
зеркало, в котором аудитория воспринимает предъявляемые ей действия,
таким театром может быть и площадь. Пятый — уличная харчевня, трактир,
пивная, ресторан, кафе — место, в котором люди видят и воспринимают
друг друга, где идёт постоянное общение тех, кто сидит, и смотрит на
идущих мимо. Ведь сами люди больше всего интересны друг другу, и город
прежде всего является системой «кулис», дающих возможность смотреть друг
на друга, смотреть разнообразно, богато, любопытно.
49. Что такое город?
• «долговременное скопление людей и ихжилищ, занимающее значительное
пространство и расположенное в центре
крупных коммуникаций» (Боже-Гарнье Ж.,
Шабо Ж. 1963)
50. Что такое город?
«Города – это рукотворные формы, созданные путем оборота, извлечения и
географической концентрации значительных количеств прибавочного
продукта, определенного как таковой данным обществом» (Д.Харви)
«Урбанизм – структурирование индивидуальной деятельности, которое,
взятое в совокупности, формирует способ экономической и социальной
интеграции, обладающей способностью запускать в оборот, извлекать и
концентрировать значительные количества прибавочного продукта,
определенного как таковой данным обществом» (Д. Харви)
«Города – это как бы условные электрические трансформаторы: они
повышают напряжение, ускоряют обмен, они беспрестанно вершат жизнь
людей. Разве не родились они из древнего, самого революционного из всех
разделений труда: полей, с одной стороны, и так называемых городских
видов деятельности, с другой? …Город как бы цезура, разрыв, новая судьба
мира» Ф. Бродель.